12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калягина Ирина Владимировна25064
Преподаватель иностранного языка (английский). По диплому также преподаватель педагогики, психологии, методист, учитель английского языка в детском саду. Последние 11 лет - в среднем профессиональном образовании
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ (ННО) СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА. Методические рекомендации

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ (ННО)

СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА

t1690988749aa.jpg

Пояснительная записка к ресурсу

1.

Автор

Калягина Ирина Владимировна.

2.

Должность

Преподаватель.

3.

Категория

Высшая педагогическая.

4.

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/

5.

Название ресурса

Использование метода ненасильственного общения со студентами колледжа.

6.

Вид ресурса

Методические рекомендации.

7.

Дисциплина

Любая.

8

Курс,

специальность СПО

1-4 курсы, подойдет для всех специальностей.

9.

Актуальность

Преподавателю важно знать метод НОО и использовать в педагогической деятельности.

10.

Описание ресурса

Методические рекомендации содержат информацию о методе и этапах НОО, примерах использования.

Источники информации

1

Иллюстрации

https://yandex.ru/images/

2

https://cyberleninka.ru/article/n/nenasilstvennoe-obschenie-kak-pedagogicheskiy-fenomen

3

https://trends.rbc.ru/trends/education/5e71f6519a794714b3c1b0b9


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ (ННО)

СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА

t1690988749ab.jpg

Для начала нужно разобраться, что же такое метод ННО, на что направлен и кем разработан.

Метод ННО ориентирован на более осознанный и ответственный способ мышления, а также уважение и зрелое общение.

Метод ненасильственного общения был разработан американским психологом, медиатором, писателем и педагогом – Маршаллом Розенбергом.

В образовательных учреждениях Израиля метод НОО введён на законодательном уровне.

В своем учении учёный предлагает избегать принципов общения, основанных на:

1) навязывании;

2) обвинении;

3) оценочном суждении;

4) требовании;

5) сравнении.

Вместо этого необходимо создать нетоксичный и дружественный вид общения.

ННО основывается на трёх главных принципах:

1) ясное понимание своих потребностей;

2) развитие сопереживания к себе и другим людям;

3) искреннее и честное признание того, что человек хочет получить от коммуникации.

Маршалл Розенберг выделяет четыре этапа ненасильственного общения, которым следует следовать в чётком порядке.

1. Наблюдение.

Задача этапа – проговаривание действия, вызывающее неприятные чувства по отношению к студенту – только называние без осуждения и оценки.

2. Чувства.

Выражение чувств исключительно от первого лица. Вместо фразы «Ты меня огорчаешь» использовать «Меня огорчает, что…».

3. Потребность.

Этап более важен для говорящего, чем для собеседника. Важно, чтобы произошло понимание того, почему так сильно нервирует поведение студента, и какая глубинная потребность не закрыта. Здесь важно не проговаривание, а понимание.

4. Просьба.

Преподаватель предлагает студентам конкретные действия с целью исправления ситуации. Для более успешного общения стоит обеспечить обратную связь, чтобы знать, что сами студенты думают о той или иной ситуации.

Данные этапы работают как в направлении преподаватель – студент, так и в обратном студент – преподаватель. Если педагог общается с обучающимися с уважением, то по прошествии времени это даст самые благоприятные результаты и станет работать в две стороны.

Примеры использования метода ненасильственного общения.

Рассмотрим две ситуации.

Ситуация 1. Студент опаздывает на занятия.

Этап 1 – наблюдение: «Что же постоянно происходит! Всё время опоздания!» - такие реплики не помогут решить вопрос и настроят студента отрицательно. Необходимо указать на действие учащегося, но соблюсти нейтральность.

«Ты приходил в последний раз в колледж в 09:50 в позапрошлый понедельник», - в высказывании нет агрессии и оценки действий студента, констатируется факт, с которым сложно не согласиться.

Этап 2 – чувства: «Ты словно издеваешься надо мной! Всё делаешь назло!» - таких слов нужно избегать, так как в них идёт перенос ответственности за свои чувства на студента. Необходимо, чтобы преподаватель говорил только о себе и объяснял, почему это нехорошо: «Меня огорчает, что ты приходишь позже, ведь это отвлекает от занятия»

Этап 3 – потребность:

Главный момент – закрыть не только собственную потребность, но и потребность студента. Можно поинтересоваться, почему такая частота опозданий. Возможно, не хватает времени позавтракать, неверное время выхода из дома, транспортные проблемы – пробки на дорогах и т д. В соответствии с ответом, педагог может предложить способы решения проблем – порой достаточно их озвучить.

Этап 4 – просьба:

«Может уже перестанешь опаздывать? Как долго это будет продолжаться? Остальные не опаздывают – бери со своих одногруппников пример!» - такие фразы с большой долей вероятности приведут к противостоянию и не укрепят пошатнувшиеся отношения. Другое дело просьба: «Пожалуйста, приходи вовремя – тогда мы будем лучше работать и не будем отвлекаться».

Ситуация 2. Студент не выполняет домашнее задание.

«Я когда-нибудь смогу дождаться хоть одно домашнее задания от тебя? Ну что за лень-матушка впереди тебя родилась?» - реплика, выделенная красным та, как не следует делать и что не следует говорить.

«Сегодня третий день, как ты не приносишь домашнюю работу. Меня огорчает этот факт. Потом мне нужно будет проверить все твои выполненные задания за один раз. Как думаешь, почему не получается выполнить домашнюю работу вовремя. Пожалуйста, попробуй на следующее занятие выполнить. Если будут трудности, обратись ко мне, я непременно помогу» - вариант нужных слов, согласно методу ННО.


Колледж – это место, где студенты учатся коммуницировать, строить здоровые отношения и закрывать социальные потребности. В связи с этим очень важно дать им правильные инструменты для общения. Любой педагог, применив метод ненасильственного общения, почувствует, что атмосфера в учебной группе стала намного дружественней.



Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 02.08.23 в 19:53 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, Ирина Владимировна!
Очень актуальный материал!
Данный ресурс должны взять на вооружение все педагоги (даже начиная с педагогов дошкольных учреждений).
Перестроить модель общения должен каждый современный педагог (сделать на практике сложно, так как необходимо осознание самого педагога). Над этим и предстоит работа...
Метод ННО - замечательный!

Отредактировано 02-08-2023 19:54

Калягина Ирина Владимировна, 03.08.23 в 11:33 1Ответить Пожаловаться
Наталья Фёдоровна, спасибо большое за интерес к публикации, развёрнутый комментарий!

Отредактировано 03-08-2023 11:33

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.