Методические рекомендации «Использование метода ненасильственного общения со студентами колледжа»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ (ННО)
СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Использование метода ненасильственного общения со студентами колледжа. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | Любая. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9. | Актуальность | Преподавателю важно знать метод НОО и использовать в педагогической деятельности. |
10. | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о методе и этапах НОО, примерах использования. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | https://cyberleninka.ru/article/n/nenasilstvennoe-obschenie-kak-pedagogicheskiy-fenomen | |
3 | https://trends.rbc.ru/trends/education/5e71f6519a794714b3c1b0b9 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ (ННО)
СО СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА
Для начала нужно разобраться, что же такое метод ННО, на что направлен и кем разработан.
Метод ННО ориентирован на более осознанный и ответственный способ мышления, а также уважение и зрелое общение.
Метод ненасильственного общения был разработан американским психологом, медиатором, писателем и педагогом – Маршаллом Розенбергом.
В образовательных учреждениях Израиля метод НОО введён на законодательном уровне.
В своем учении учёный предлагает избегать принципов общения, основанных на:
1) навязывании;
2) обвинении;
3) оценочном суждении;
4) требовании;
5) сравнении.
Вместо этого необходимо создать нетоксичный и дружественный вид общения.
ННО основывается на трёх главных принципах:
1) ясное понимание своих потребностей;
2) развитие сопереживания к себе и другим людям;
3) искреннее и честное признание того, что человек хочет получить от коммуникации.
Маршалл Розенберг выделяет четыре этапа ненасильственного общения, которым следует следовать в чётком порядке.
1. Наблюдение.
Задача этапа – проговаривание действия, вызывающее неприятные чувства по отношению к студенту – только называние без осуждения и оценки.
2. Чувства.
Выражение чувств исключительно от первого лица. Вместо фразы «Ты меня огорчаешь» использовать «Меня огорчает, что…».
3. Потребность.
Этап более важен для говорящего, чем для собеседника. Важно, чтобы произошло понимание того, почему так сильно нервирует поведение студента, и какая глубинная потребность не закрыта. Здесь важно не проговаривание, а понимание.
4. Просьба.
Преподаватель предлагает студентам конкретные действия с целью исправления ситуации. Для более успешного общения стоит обеспечить обратную связь, чтобы знать, что сами студенты думают о той или иной ситуации.
Данные этапы работают как в направлении преподаватель – студент, так и в обратном студент – преподаватель. Если педагог общается с обучающимися с уважением, то по прошествии времени это даст самые благоприятные результаты и станет работать в две стороны.
Примеры использования метода ненасильственного общения.
Рассмотрим две ситуации.
Ситуация 1. Студент опаздывает на занятия.
Этап 1 – наблюдение: «Что же постоянно происходит! Всё время опоздания!» - такие реплики не помогут решить вопрос и настроят студента отрицательно. Необходимо указать на действие учащегося, но соблюсти нейтральность.
«Ты приходил в последний раз в колледж в 09:50 в позапрошлый понедельник», - в высказывании нет агрессии и оценки действий студента, констатируется факт, с которым сложно не согласиться.
Этап 2 – чувства: «Ты словно издеваешься надо мной! Всё делаешь назло!» - таких слов нужно избегать, так как в них идёт перенос ответственности за свои чувства на студента. Необходимо, чтобы преподаватель говорил только о себе и объяснял, почему это нехорошо: «Меня огорчает, что ты приходишь позже, ведь это отвлекает от занятия»
Этап 3 – потребность:
Главный момент – закрыть не только собственную потребность, но и потребность студента. Можно поинтересоваться, почему такая частота опозданий. Возможно, не хватает времени позавтракать, неверное время выхода из дома, транспортные проблемы – пробки на дорогах и т д. В соответствии с ответом, педагог может предложить способы решения проблем – порой достаточно их озвучить.
Этап 4 – просьба:
«Может уже перестанешь опаздывать? Как долго это будет продолжаться? Остальные не опаздывают – бери со своих одногруппников пример!» - такие фразы с большой долей вероятности приведут к противостоянию и не укрепят пошатнувшиеся отношения. Другое дело просьба: «Пожалуйста, приходи вовремя – тогда мы будем лучше работать и не будем отвлекаться».
Ситуация 2. Студент не выполняет домашнее задание.
«Я когда-нибудь смогу дождаться хоть одно домашнее задания от тебя? Ну что за лень-матушка впереди тебя родилась?» - реплика, выделенная красным та, как не следует делать и что не следует говорить.
«Сегодня третий день, как ты не приносишь домашнюю работу. Меня огорчает этот факт. Потом мне нужно будет проверить все твои выполненные задания за один раз. Как думаешь, почему не получается выполнить домашнюю работу вовремя. Пожалуйста, попробуй на следующее занятие выполнить. Если будут трудности, обратись ко мне, я непременно помогу» - вариант нужных слов, согласно методу ННО.
Колледж – это место, где студенты учатся коммуницировать, строить здоровые отношения и закрывать социальные потребности. В связи с этим очень важно дать им правильные инструменты для общения. Любой педагог, применив метод ненасильственного общения, почувствует, что атмосфера в учебной группе стала намного дружественней.
Кияйкина Наталья Федоровна
Калягина Ирина Владимировна