12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тарабанова Елена Викторовна27
Россия, Новосибирская обл., Купино
2

Фрагмент урока «Использование межпредметных связей между литературой и историей в процессе изучения лирики С.А. Есенина»

Использование межпредметных связей между литературой и историей в процессе изучения лирики С. А. Есенина

 

Основной задачей современной образовательной системы является формирование интеллектуально развитого выпускника, обладающего целостным мировоззрением. В ФГОС отмечается, что одним из главных личностных результатов школьного обучения должно быть «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края» [1].

Эффективному достижению этих результатов способствуют в первую очередь такие учебные предметы, как литература и история. Использование исторических данных при изучении художественной литературы благотворно влияет на формирование патриотического мировоззрения у современных школьников. 

Произведения художественной литературы являются одним из важных источников знакомства учеников с историческим прошлым нашей страны. Они позволяют воссоздать «живой» образ эпохи, что не всегда получается на уроках истории, когда ученикам предлагаются для изучения сухие исторические факты. Художественное, творческое начало способствует формированию у обучающих мотивации к изучению исторических событий. Таким образом, учебные предметы литература и история находятся в тесной взаимосвязи с глубокой древности. Отметим, что отделение литературы от истории произошло только в XVIII веке. Литературные произведения всегда отражают особенности исторической эпохи, в которой они были созданы, поэтому эти учебные дисциплины тесно связаны между собой. 

Для более углубленного анализа художественных произведений учителем привлекается различный исторический материал. Многие писатели и поэты жили в очень сложных условиях, когда на их глазах вершилась история. Поэтому у них складывается своё художественное отношения к исторической жизни народа. 

Своеобразна и интересна для изучения в школе художественно-историческая концепция Есенина. «Есенин – это сама Россия», – очень точно отметил один из есениноведов Ю. Л. Прокушев [20, с. 180]. «Только глубоко национальный художник, – писал он, – способен через себя, через авторское «я», мир своих мыслей и чувств раскрыть характер народа и выразить пафос своего времени, его историческую суть» [20, с. 181]. Поэтому для раскрытия исторической темы в творчестве поэта необходимо использовать историко-документальный материал.

Обратимся к рассмотрению заданий, составленных на основе лирики Есенина и использования межпредметных связей между учебными предметами литературой и историей.

Мы предлагаем следующее задание: «Сравнить исторический образ Емельяна Пугачёва и его отражение в поэме С. А. Есенина «Пугачёв».

Задание учитель может применить в 8 классе на уроке литературы при изучении следующей темы: «С. А. Есенин. «Пугачёв» – поэма на историческую тему». Данная тема присутствует в УМК «Литература» В. Я. Коровина. На изучении темы отводится 1 час.

Необходимое оборудование: четыре карточки для первой группы с фрагментами исторических документов («Именной указ» Е. И. Пугачёва от 17 сентября 1773 г.», «Обращение к башкирам от 1 октября 1773 г.», «Из Манифеста Е. И. Пугачёва от 29 декабря 1773 г.», «Манифест от 28 июля 1774 г.») и 3-4 экземпляра поэмы «Пугачёв» Есенина для второй группы.

Цель задания: развитие умений у обучающихся сопоставлять конкретный исторический образ и литературный образ. Используется фронтальная и групповая форма работы. Учащиеся перед началом выполнения задания должны самостоятельно ознакомиться с поэмой Есенина «Пугачёв», обращая внимание на описание бунтовщика. Разработанное задание способствует достижению следующих результатов:

1. Предметные: расширение представлений у обучающихся о творчестве Есенина, определение авторской позиции к личности Пугачёва.

2. Метапредметные: обучающиеся продолжат развивать умения сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы, строить речевые высказывания, применять знания по другим предметам.

3. Личностные: воспитание уважительного отношения к истории своей страны, развитие умения работать в группе, доброжелательное отношение к мнению другого человека. 

В начале задания учитель делит обучающихся на две группы. Первая группа будет работать с историческими документами: ««Именной указ» Е. И. Пугачёва от 17 сентября 1773 г.», «Обращение к башкирам от 1 октября 1773 г.», «Из Манифеста Е. И. Пугачёва от 29 декабря 1773 г.», «Манифест от 28 июля 1774 г.», которые будут распечатаны на четырёх карточках. Вторая группа получит тексты поэмы «Пугачёв» Есенина. 

Задание для первой группы заключается в том, что ученики должны ознакомиться с историческими материалами, проанализировать их, и ответить на вопросы устно. Вопросы:

1. К каким слоям населения обращается Пугачёв?

2. Что обещает Пугачёв своим сторонникам?

3. Что предлагает сделать с дворянством?

4. Какое впечатление об этом человеке у вас сложилось после прочтения фрагментов? 

Вторая группа находит основные моменты в поэме, которые характеризуют Пугачёва, анализирует их и отвечают на вопросы. Вопросы:

1. Каким человеком в поэме показан Пугачёв?

2. Почему Пугачев решается в поэме выдать себя за царя Петра III?

3. Можно ли было уже по началу поэмы предугадать исход восстания?

4. Как изображён народ в поэме? Как он относится к Пугачёву? 

После того как каждая группа выступит с ответами, на поставленные вопросы, учитель должен предложить ученикам сравнить два образа, опираясь на следующие вопросы:

1. Какую характеристику вы можете дать Пугачёву после выступления первой группы? А после выступления второй группы?

2. Как вы думаете, отличаются ли реальная личность и литературный образ Пугачёва, который изобразил Есенин?

3. Какова авторская позиция по отношению к образу Пугачёва? 

4. Помогли ли вам исторические документы представить образ этой исторической фигуры?

Ответив на вопросы, ученики должны сделать вывод о том, что исторический материал помогает глубже разобраться в художественном тексте, понять основные события, людей, мысли автора, отличить художественный вымысел от реальности. Есенин воссоздает образ Пугачёва как вождя восставшей крестьянской России. Видит в нём личность и представителя народа, который воплощает лучшие черты русского характера.

Обратимся к рассмотрению ещё одного задания: «Сопоставление образа революции в стихотворениях С. А. Есенина «О Русь, взмахни крылами…» и «Русь уходящая»».

Задание учитель может использовать в 11 классе на уроке литературы по теме «Тема России в лирике С. А. Есенина». Данная тема присутствует в УМК «Литература» В. П. Журавлева. На изучении темы отводится 1 час.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, доска, компьютерная презентация со стихотворениями Есенина «О Русь, взмахни крылами…» и «Русь уходящая».

Цель задания: развитие умений у обучающихся сравнивать и анализировать разные периоды творчества Есенина, отражающие его отношение к революции. Используется фронтальная, индивидуальная форма работы. Учащиеся перед началом выполнения задания должны самостоятельно ознакомиться со стихотворениями. Разработанное задание способствует достижению следующих результатов:

1. Предметные: обучающиеся смогут проанализировать стихотворения разных периодов творчества Есенина, увидеть изменения во взгляде поэта на революцию.

2. Метапредметные: развитие умений анализировать,  сравнивать, делать выводы, организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

3. Личностные: воспитание духовно-развитой личности, патриотизма, формирование коммуникативной культуры.

Перед выполнением задания учитель заранее раздаёт задания обучающимся. Они должны самостоятельно подготовить небольшие доклады об истории создании стихотворений «О Русь, взмахни крылами…» и «Русь уходящая». Кроме этого, чтобы освежить знания учащихся по истории, один из учеников подготавливает видеофрагмент на 3-5 минут о Февральской и Октябрьской революциях 1917 года в России.

Обучающиеся вначале просматривают подготовленный видеоролик, а затем слушают выступающих с докладами. После небольшого экскурса в историю нашей страны учитель предлагает одному из учеников выразительно прочитать стихотворение «О Русь, взмахни крылом…». Обучающиеся отвечают на вопросы, чтобы проанализировать его:

1. Какая эпоха (период), событие отражены в стихотворении?

2. Упоминаются ли реальные фамилии людей? Что вы знаете об этих людях?

3. Замечает ли лирический герой изменения после революции?

4. Какие слова и выражения передают настроение лирического героя?

5. Каково отношение Есенина к революции в этом стихотворении? 

После знакомства с первым стихотворением ученики прослушивают выразительное чтение стихотворения «Русь уходящая», которое озвучивает один из обучающихся. Вопросы для анализа произведения:

1. Определите тему стихотворения Есенина?

2. Каким настроением проникнуто стихотворение?

3. Что говорит Есенин о прошлом и будущем?

4. Как здесь поэт относится к историческим событиям?

После ответов на вопросы учитель подводит обучающихся к сравнению двух стихотворений через беседу. Вопросы:

1. Так каково же отношение Есенина к революции в анализируемых стихотворениях? Можно ли дать однозначный ответ?

2. Сумели ли мы проследить изменение отношения поэта к революции? 

3. Помогли ли нам в анализе стихотворений исторические материалы? Если да, то каким образом?

Обучающиеся должны самостоятельно прийти к выводу, что лирика Есенина очень сложна. Отношение поэта к революции в разные периоды его творчества противоречиво и неоднозначно. Первое стихотворение отличается восторгом, радостью, верой в светлое будущее, которое ждет Россию. Второе же наоборот говорит нам о том, что не всё так гладко и нашу страну впереди ждёт сложный и тернистый путь. Есенин не отказывается от своей родины, не пытается её изменить, он принимает её такой, какая она есть, хотя не испытывает особого восторга от революционных изменений.

Исходя из всего выше сказанного, нужно отметить, что применение знаний учащихся по истории на уроках литературы очень важно. Соединение разных учебных предметов позволяет по-новому взглянуть на исторические события, увидеть их через призму восприятия писателей, поэтов, живших в те сложные времена. Привлечение исторического материала на уроке оживляет образовательный процесс и расширяет кругозор учеников.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.