Секция 3. «Внедрение педагогических инноваций в современной системе общественно-гуманитарного образования как условие совершенствования профессиональной компетентности учителя»


Арбузова Ольга Васильевна

Учитель английского и немецкого языков

ЧУОО школа «Личность»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье раскрываются преимущества применения мультимедийных технологий на занятиях иностранных языков по сравнению с другими информационными технологиями обучения. Применение мультимедийных технологий обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: активизировать познавательную деятельность, инновационное обучение, мультимедийные технологии, учебный процесс, творческий, эффективный.

Одна из основных особенностей современного мира – это ускорение темпов информационного и технологического развития, то, что было новым еще вчера, сегодня считается немного устаревшим, поэтому нам, учителям, приходится постоянно двигаться в ногу с прогрессом. В настоящее время главная цель образования – научить детей учиться. Учителя должны создать условия, которые помогают современному школьнику творчески применять полученные знания на практике. Но как это сделать? Как сделать урок более интересным и насыщенным? Эти вопросы задают себе многие творческие коллеги, разумно применяющие на практике современные технологии и методики, чтобы воплотить эту идею в жизнь.

"Государственный стандарт основного общего образования" Донецкой Народной Республики ставит целью формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся; расширение их лингвистического кругозора и лексического запаса; создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком. Школа призвана развивать способности учащегося реализовать себя в динамичных социально экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.

Особенность предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности — обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Поэтому для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо создать условия для практики того вида речевой деятельности, которым он в данный отрезок времени овладевает. Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Особенностью современного образования является сосуществование двух стратегий организации обучения - традиционной и инновационной.

На современном этапе все более очевидным становится то, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их наращивания. А значительная часть знаний, которые осваивают дети, взята человечеством сотни лет назад.

Современная школа недостаточно развивает способности, необходимые ее выпускникам для того, чтобы самостоятельно самоопределиться в мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего, быть активными и мобильными субъектами на рынке труда. Главными недостатками традиционной системы образования является порожденные ею неумение и нежелание детей учиться.

В отличие от традиционного, инновационное обучение -это процесс и результат учебной и образовательной деятельности, который ориентирован на формирование готовности личности к динамическим изменениям в социуме за счет развития способностей к творчеству различных форм мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.

Преодоление кризиса современного образования возможно благодаря интенсивному реформированию ее в соответствии с требованиями времени, в процессе формирования принципиально новой системы общего образования, которая постепенно заменит традиционную.

Исходя из вышесказанного, с целью развития творческих способностей учащихся, постепенного и систематического приобщения их к самостоятельной познавательной деятельности, обеспечения сотрудничества между учениками и учителем недостаточно использовать только традиционный урок. Каждому учителю стоит подумать над изменением формы урока. Особенно это касается уроков английского языка, где большая часть урока идет на формирование умений и навыков, применение приобретенных теоретических знаний на практике. К сожалению, на уроках английского языка учителя используют только базовый учебник или рабочую тетрадь для изучения и закрепления нового материала, что делает учебный процесс однообразным и неинтересным. Не следует сводить уроки только к механическому воспроизведению, закреплению навыков. Необходимо проводить уроки, которые позволяют учащимся увидеть возможности применения своих знаний, выявить свой уровень, сравнить себя с другими учениками, раскрыться. [2, с.86]

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.).

На сегодняшний день существует много возможностей для проведения интересного, познавательного и творческого урока. В процессе обучения иностранным языкам в средней школе традиционно использовались светотехнические и звукотехнические средства. Но в настоящее время в школу пришли новые информационные технологии: компьютер, мультимедийный учебник, Интернет, электронный образовательный ресурс.

Именно мультимедийные средства оказывают наиболее сильное воздействие на учащихся. Они обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Они стали объективной реальностью нашего времени, и преподаватель иностранного языка просто не может не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют для обучения реальной коммуникации на иностранном языке. [1, с.86]

С дидактической точки зрения преимущество мультимедийных технологий перед традиционными средствами обучения заключается, прежде всего, в доступности и актуальности аутентичных материалов, а также в облегчении и ускорении межнациональной коммуникации. Мультимедийный инструментарий позволяет вывести процесс обучения в школе на принципиально новый уровень.

Традиционно к современным мультимедийным средствам относят компьютер. Универсальность компьютера заключается в том, что в совокупности с соответствующим набором периферийных устройств (проектор, модем, принтер) он в состоянии обеспечить выполнение всех функций мультимедиа-средств обучения.

В нижеприведенной таблице представлены наиболее популярные методы применения мультимедиа на уроках иностранного языка:

Название метода

Содержание метода

Метод проектов

Самостоятельная деятельность учеников, которую учащиеся выполняют в течение определенного периода времени

Метод информационного

ресурса

Самостоятельный поиск, сбор информации учащимися и ее систеатизация с использованием интернет-ресурсов

Работа в режиме online

Учащиеся работают с аутентичными материалами, общаются с носителями языка

Игра

Мультимедиа дает возможность сделать игры более яркими и интересными



Метод проектов в настоящее время широко применяется в современной мировой методике преподавания английского языка, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения заданной практической проблемы, стимулируя при этом развитие творческих способностей личности учащегося. Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Такая ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой. Метод проектов можно считать на данный момент одним из наиболее перспективных педагогических технологий, который позволяет раскрыть наиболее полно творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном. Безусловно, метод проектов требует высочайшей квалификации учителя, творческого подхода к школьной программе, умения агрегировать знания по нескольким предметам и, конечно, организаторских способностей. Главными составляющими метода проектов являются исследовательская работа школьников и оценка этой деятельности. В качестве примеров привожу работу над проектами по теме «Еда» в «Spotlight-8» Модуль 2. Учащимся класса дается задание презентовать проект программы « Готовим вместе». Каждый учащийся снимает видеоролик, в котором они готовят любимое блюдо дома и комментируют свои действия на английском языке. Все ролики записываются на один диск и презентуются на итоговом уроке по теме. Таким образом, благодаря ИКТ уроки-защиты проектов проходят очень красочно, интересно и познавательно.

Метод информационного ресурса позволяет работать с гипертекстом, предоставляет доступ к различной справочной, учебной, научной литературе. Но, как показывает практика, учащиеся часто отвлекаются на ненужную информацию, тонут в «информационном мусоре», не могут самостоятельно определить ценность того или иного ресурса для своих целей, поэтому при использовании интернета на уроках следует сделать выборку сайтов и предоставить этот список учащимся. Этот метод способствует расширению теоретических знаний школьника, учит его ориентироваться в большом количестве информации, дает возможность в любое удобное для него время обрабатывать информацию. Данный метод лучше применять при изучении страноведческих тем, так как его использование помогает обработать большое количество информации за минимальное количество времени.

Мультимедиа-игра существенно повышает познавательный интерес учащихся. Игра – универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Игра способствует развитию творческих способностей, личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, осваивать новые умения, развивать навыки и просто повеселиться и отдохнуть. Игра – это активный способ достичь многих образовательных целей. Они помогают отработать у детей целый ряд приёмов, направленных на концентрацию внимания: дух соревнования заставляет тренировать себя, быть более внимательными и собранными. Они также служат формой контроля знаний учащихся, повторения и обобщения изученного материала, формируют положительное отношение к изучению английского языка. Форма и содержание игры зависит от возрастных особенностей учащихся и от темы урока.

Работа в режиме on-line стимулирует познавательный интерес учащихся. Для них открывается новый мир иностранного языка, когда знание одного значения слова уже недостаточно для понимания текста, статьи. С помощью современных компьютерных программ учащиеся испытывают настоящее погружение в живую речь, получают множество возможностей для изучения и запоминания новых слов и речевых оборотов, а также для развития речевых навыков.

Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать так называемый электронный учебник. Электронный учебник – это учебное издание в электронном виде, которое содержит структурированный и систематизированный материал, используемый учащимися в учебном процессе для освоения новых знаний и умений; оно характеризуется логичностью изложения, высоким техническим оснащением и высоким уровнем художественного исполнения. Электронный учебник имеет ряд преимуществ по сравнению с печатным аналогом: простота и удобство обращения; возможность обновления ресурса электронного учебника; автоматизация учебного процесса и увеличение скорости предоставления образовательной услуги; полнота передаваемой информации.[3, с.25]

Учитель может воспользоваться банком готовых мультимедийных презентаций, созданных коллегами и размещёнными на профессиональных сайтах и форумах, что существенно уменьшает энергозатраты при подготовке к уроку. Он сам может создать свою презентацию для конкретного урока или темы. Огромные возможности для создания интересных, мультимедийных презентаций позволяет программное обеспечение elite-Panaboard book. Благодаря ей для обогащения дидактического материала, я успешно применяю на своих уроках следующие виды образовательной деятельности: создаю с помощью шаблонов и изображений собственные презентации, делаю заметки с помощью электронных чернил по ходу урока;привлекаю учащихся к работе с «умным карандашом» и т.п. Работая с мультимедийным инструментарием, школьники получают в распоряжение богатейший арсенал для самовыражения изучаемого материала. Мультимедиа реализует более творческий подход к процессу усвоения и представления знаний.

Таким образом, для организации доступности, формирования у учащихся более прочных знаний по той или иной тематике предъявление учебной информации должно удовлетворять требованию избыточности учебной информации. Эмоциональное возбуждение, которое испытывают учащиеся при работе с мультимедийными системами, активизирует процессы восприятия, внимания, осмысления, запоминания.

Думается, именно такая направленность организации обучения создает

благоприятные условия для активной, творческой и продуктивной деятельности учащихся, стимулирует речемыслительную активность и существенно повышает результативность всего учебного процесса.

Подводя итог сказанному выше, можно заключить, что использование мультимедиа-технологий может существенно преобразить образовательный процесс, в частности, помочь учителю при обучении иностранного языка, повысить заинтересованность учащихся в его эффективном изучении.

Вместе с тем до сих пор существует ряд причин, препятствующих внедрению мультимедийных технологий. Во-первых, не во всех учреждениях образования имеется необходимая материально-техническая база. Во-вторых, недостаточно квалифицированных педагогических кадров, способных освоить и активно использовать новые технологии. В-третьих, некоторые учителя не уверены в своей способности успешно освоить и использовать современные технологии.

Цель статьи состоит не только в том, что необходимо применять на уроках мультимедийные технологии, но и в том, что назрела необходимость в организации мастер-классов, компьютерных курсов на базе школ, университетов, других учреждений в целях обучения учителей современным информационным технологиям преподавания иностранного языка.



Список литературы:

Грейдина Н. Л., Миракян З. Х. Как «Профессор Хиггинс» помогает изучить английский язык // Иностранные языки в школе — 2002 № 6 — с. 96

Канаева В. М., Агапова С. Г. Из опыта творческой группы учителей по проблеме: «Компьютеризация учебного процесса в школе» // Иностранные языки в школе — 1992 — № 3–4 — с.86–88

Коблова Д. В., Косарева С. А. Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. с. 25-28

Малюкова Г. Н., Соломахина И. А. «Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212523/ (дата обращения 25.09.2017).

Соболева А. В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 119-123. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4582/ (дата обращения 25.09.2017).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации