12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наумова Ирина Исаевна44
Учитель математики. Высшая категория. Стаж 35 лет.
Россия, Башкирская респ., Уфа
0

«Использование нестандартных методов и приемов при решения уравнений и неравенств в заданиях ЕГЭ»

«Использование нестандартных методов и приемов при решения уравнений и неравенств в заданиях ЕГЭ»

Наумова И.И.

Учитель математики МАОУ

«Лицей№94» г. Уфы

Научить детей видеть красоту математики, развивать и формировать интерес к ней — одна из важнейших задач математики. Именно стойкий и познавательный интерес является одним из инструментов, который стимулирует учащихся к более глубокому усвоению предмета, развивает их способности. В ходе решения математических задач, в особенности нестандартных, можно сформировать у учащихся элементы творческого мышления.

Применение нестандартных методов требует от учащихся глубокого знания теоретического материала школьного курса математики с тем, чтобы они могли определить, как легче и быстрее ответить на поставленный вопрос.

Метод неопределенных коэффициентов, функциональный метод, основанный на использовании свойств функций (четность, нечетность, периодичность, ограниченность), метод координат, умение свести задачу к конкретной геометрической модели помогут учащимся успешнее справляться с поставленными задачами.

Встречаются задачи, которые с помощью традиционных алгоритмов решить затруднительно, и тогда на помощь приходят те самые нестандартные приемы и методы. Рассмотрим несколько примеров.



Использование свойств модуля.

Решить уравнение: t1698737191aa.gif .

Решение. t1698737191ab.gif

t1698737191ac.gif , откуда t1698737191ad.gif .

t1698737191ae.gif

Ответ. t1698737191af.gif

Использование оценки значений выражений.

а) Решить неравенство: t1698737191ag.gif

Решение. t1698737191ah.gif ; t1698737191ai.gif ; t1698737191aj.gif ;

t1698737191ak.gif .

Тогда t1698737191al.gif .

Значит, получаем уравнение t1698737191am.gif , что возможно, если t1698737191an.gift1698737191ao.gif

Ответ. t1698737191ap.gif .

б) При каких значениях параметра а, корень уравнения t1698737191aq.gif принадлежит промежутку (1,5; 2) ?

Решение. t1698737191ar.gif . Т. к. t1698737191as.gif , то t1698737191at.gif . t1698737191au.gif . Откуда получаем t1698737191av.gift1698737191aw.gif . Т.к. 1,5<x<2, то t1698737191ax.gif . Откуда n=4 и t1698737191ay.gif , т.е. t1698737191az.gif , t1698737191ba.gif .

Ответ. t1698737191ba.gif .

Использование производной функции, определения касательной к графику функции.

При каком наибольшем отрицательном значении параметра а уравнение t1698737191bb.gif имеет единственный корень?

Решение. t1698737191bc.gif .

t1698737191bd.gif и t1698737191be.gif .

t1698737191bf.png

Параллели 1, 2, 3, 4 – прямые вида t1698737191be.gif .

Условию задачи соответствует прямая 3, которая является касательной к графику функции t1698737191bg.gif в точке t1698737191bh.gif .

Найдем уравнение этой касательной t1698737191bi.gif .

t1698737191bj.gif . t1698737191bk.gif , t1698737191bl.gif ; t1698737191bm.gif ; t1698737191bn.gif , t1698737191bo.gift1698737191bp.gif ; значит, t1698737191bq.gif , t1698737191br.gif , т.е. t1698737191bs.gif

Ответ. -1,625.

Использование геометрической модели при решении алгебраических задач.

а) Найти наименьшее значение выражения: t1698737191bt.gif .

Решение. t1698737191bu.gif .

Рассмотрим точки А(1;0), В(0;1), М(х;у) .

Тогда t1698737191bv.gif .

АМ+ВМ будет принимать минимальное значение, если М принадлежит отрезку АВ. Т.е. АВ и будет наименьшим значением t1698737191bw.gif .

Ответ. t1698737191bx.gif .

б) Решить уравнение: t1698737191by.gif .

Решение. Легко убедится, что t1698737191bz.gif . Тогда рассмотрим такую модель:

t1698737191ca.gift1698737191cb.png

t1698737191cc.gif

Если D принадлежит АВ , то t1698737191cd.gif принимает минимальное значение равное АВ. t1698737191bw.gif .

t1698737191ce.gif ,

t1698737191cf.gif ,

t1698737191cg.gif .

Получаем уравнение t1698737191ch.gif . Откуда t1698737191ci.gif .

Ответ. t1698737191cj.gif .

Применение теоремы Виета к уравнениям высших степеней.

При каких значениях параметра а равнение t1698737191ck.gif имеет три корня, образующих геометрическую прогрессию?

Решение. Пусть t1698737191cl.gif - корни данного уравнения, образующие геометрическую прогрессию. Тогда по теореме Виета t1698737191cm.gift1698737191cn.gif Из первых двух уравнений t1698737191co.gif , а из третьего уравнения t1698737191cp.gif .

Откуда t1698737191cq.gif

Ответ. 14.

Применение понятия монотонности функции и теорем о корне.

а) Решить уравнение: t1698737191cr.gif .

Решение. Рассмотрим функцию t1698737191cs.gif

t1698737191ct.gif

t1698737191cu.gif .

t1698737191cv.gif при любых значениях х. Значит, функция t1698737191cw.gif возрастает на множестве R.

t1698737191cx.gif - корень уравнения.

На основании теоремы о корне, других корней нет.

Ответ. t1698737191cy.gif .

б) Решить систему уравнений t1698737191cz.gif

Решение. Перепишем первое уравнение системы в виде t1698737191da.gif

Рассмотрим функцию t1698737191db.gif Тогда уравнение можно записать в виде t1698737191dc.gif . Т. к. функция t1698737191dd.gif возрастающая, то х=у. Получаем систему t1698737191de.gift1698737191df.gif

(2; 2) – решение системы.

Ответ. (2; 2).

7.Метод рационализации

Решить неравенство: t1698737191dg.png t1698737191dh.png

Ответ:[-2;-1u[1;2]

Уже на этих примерах можно убедиться, что знания нестандартных приемов и методов помогают намного быстрее дать ответ на поставленный вопрос задачи. А значит, и помогут в сдаче ЕГЭ по профильной математике.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.