Использование нетрадиционных приемов массажа кистей рук в логопедической практике
Использование нетрадиционных приемов массажа кистей рук в логопедической практике Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Перми Воробьева Ирина Александровна, учитель-логопед
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Каждый палец руки имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Пальчики массируем – речь активизируем
Массаж – это активный метод механического воздействия. Массаж является одним из самых древних лечебных средств. Самомассаж с использованием нетрадиционных приемов позволяет достичь положительную динамику в коррекционном процессе. Он доступен для выполнения в условиях дошкольного учреждения. Большим плюсом такого массажа является то, что его можно проводить многократно в течение дня (включение в режимные моменты).
Самомассаж с использованием нетрадиционных приемов вызывает положительные эмоции у дошкольников. Самомассаж с использованием нетрадиционных приемов вызывает положительные эмоции у дошкольников. Выполняя игровой самомассаж, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики. Формирование движений происходит при участии речи – используется стихотворная форма. Ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память
Игровой самомассаж бельевыми прищепками для развития речи и мелкой моторики пальцев рук Слова Действия Мы весёлые прищепки, Коль поймаем - держим крепко! Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями) Большой пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой) Указательный поймаем И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем) Средний пальчик мы поймаем И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем) Безымянный мы поймаем И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем) И мизинец мы поймаем И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем) Раз, два, три, четыре, пять! Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на правой руке) 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхни И немного отдохни! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)
Игровой самомассаж пружинками для развития речи и мелкой моторики пальцев рук Слова Действия Раз, два, три, четыре, пять! Пружинку будем мы катать! (Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями) Вот нашли большой мы пальчик Он попрыгает, как зайчик! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) Указательный поймаем И пружинку покатаем. Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) Где ты, наш середнячок, Ты ложись-ка на бочок! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) Кольца любит безымянный. Покажись-ка, наш желанный! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) Вот наш пальчик маленький Самый он удаленький! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! (Надеваем пружинку на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) (Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке)
Игровой самомассаж с использованием коврика «Травка» для развития речи и мелкой моторики пальцев рук Слова Действия 1, 2, 3, 4, 5! (Загибаем пальчики на обеих руках одновременно) По травке будем мы шагать! По травке будем мы шагать! (Шагают все пальчики обеих рук ) Свои ручки развивать! (Удары кулачками и ладошками попеременно) Пальчики потопали, Потопали, потопали! (Все пальчики обеих рук "топают« на месте по коврику "Травка" Ладошками похлопали, Похлопали, похлопали! (Обе ладошки хлопают по коврику, не отрывая запястья от стола) А большой он умный самый - Потанцуй-ка вместе с нами! (Большой палец танцует по коврику) Указательный танцуй - И старайся не балуй! (Танцует указательный палец) Средний пальчик попляши - Постарайся от души! (Танцует средний палец) Безымянный дорогой - Потанцуй и ты со мной. (Танцует безымянный палец) И мизинец маленький - Самый он удаленький! (Танцует мизинец) 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть! (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары кулачками и ладошками)
Игровой самомассаж шишками сосны или кедра для развития речи и мелкой моторики пальцев рук Слова Действия Мишка по лесу ходил, Много шишек находил, Много шишек находил, Зайке шишку подарил. (Пальчики шагают по столу) (Удары кулачки-ладошки поочерёдно) Раз, два, три, четыре, пять! Будем с шишкой мы играть! (Загибают пальчики на обеих руках) (Разгибают пальчики на обеих руках) Будем с шишкой мы играть, Между ручками катать! (Прокатывание шишки между ладонями) В ручку правую возьмём И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, На столе её катаем. (Сильно сжимаем шишку в правой руке) (Прокатываем шишку по столу правой рукой) В ручку левую возьмём И сильней её сожмём! Руку быстро разжимаем, На столе её катаем. (Сильно сжимаем шишку в левой руке) (Прокатываем шишку по столу левой рукой) Мы закончили катать, Будем пальцы отдыхать! (Убираем шишку на край стола)
Игровой самомассаж бусами для развития речи и мелкой моторики пальцев рук Слова Действия Дома я одна скучала, Бусы мамины достала. Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю. Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и обратном порядке. Пальчиками мы перебираем И бусинки считаем: 1, 2, 3 … Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и обратном порядке.
Игровой самомассаж с использованием бигуди для развития речи и мелкой моторики пальцев рук Слова Действия Пароход плывет по речке, И пыхтит он словно печка: «Пых, пых, пых!» Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой. Поезд песенку поет: «Ту-ту-ту-ууууу!» Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой. Улетает самолет в высоту: «У-у-у-у-у-у-у!» Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, Руки направляют вверх над головой.
Игровой самомассаж мячами для развития речи и мелкой моторики пальцев рук Слова Действия Мой веселый круглый мяч, Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Щеки круглые не прячь. Надувают щеки. Я тебя поймаю, В ручках покатаю. Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Игровой самомассаж бытовыми щетками для развития речи и мелкой моторики пальцев рук Слова Действия Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!» На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются пальцы и ладони; направления движения - к себе.
Горбункова Ольга Ивановна
Воробьева Ирина Александровна