Методические рекомендации «Использование приема классификации при обучения иностранному языку в среднем профессиональном образовании»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Использование приёма классификации при обучении иностранному языку в среднем профессиональном образовании. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | Материал универсален, подходит для всех дисциплин. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
11. | Актуальность | Для педагога важно знать разнообразные приемы обучения дисциплине. |
12. | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат развернутую информацию о приеме классификации при обучении иностранному языку, упражнениях, в основе которых лежит данный прием. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-priemy-v-metodike-prepodavaniya-inostrannyh-yazykov |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В основе различных лексико-грамматических упражнений при изучении иностранного языка могут быть следующие учебно-методические приемы:
1) организации языковых и речевых единиц;
2) классификация с соответствием или без соответствия заданной категории.
В таких упражнения студенты выполняют речевые действия, которые соотносятся с познавательными действиями и оперативными инструментами речевой деятельности.
Подобные упражнения можно разделить на следующие типы:
1) идентификация – identification;
2) выбор – selection;
3) сравнение - comparison, contrast;
4) соотнесение – matching;
5) сортировка - sorting;
6) группировка – grouping;
7) ранжирование - ranking.
Характерные черты этой группы упражнений - взаимосвязь действий, поскольку, одни действия включают за собой другие действия. Идет поиск и отождествление, выбор и сравнения всегда являются неотъемлемым признаком классификации. Также данная группа упражнений имеет направленность на освоение понятийных категорий, их языковых форм. В основе особенностей таких упражнений – восприятие, поэтому упражнения помогают развивать:
- чтение и его скорость;
- аудирования;
- узнавание;
- осмысление;
- смысловую догадку;
- логическое понимание;
- содержательное предугадывание.
И ранее, и в нынешнее время данные упражнения достаточно популярны и широко применяются в педагогической практике при обучении иностранной лексике. Если определенный словарный объем организовать по одному критерию, лексические единицы намного легче запомнить и закрепить ассоциативные связи.
Взаимосвязь упражнений помогает оперировать лексическими единицами в разных смысловых сочетаниях с использованием различных умственных операций. Это также влияет на более качественное усвоение содержания учебного материала. Упражнения, в основе которых процесс классификации, делятся на две большие группы:
1) открытого типа;
2) закрытого типа.
К заданиям открытого типа относят задания двух видов:
– задания дополнения;
- задания свободного изложения.
В заданиях дополнения студенты самостоятельно отвечают на вопросы, но их возможности ограничены, так как заранее определено, какой ответ считать однозначно правильным. Составителем заданий задается степень полноты правильности ответа. Ответ краткий и не превышает 2-3 слов, чаще всего – один символ, число. Объективность оценки результатов выполнения. Краткая формулировка – залог возможности однозначного оценивания. результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.
В заданиях свободного изложения студенты дают свободные ответы на основе содержания задания - одну или несколько букв, слов, словосочетаний, предложений, цифр. В отличии от заданий дополнения, в заданиях свободного изложения нет ограничений на ответы, тем не менее, составителю практических работ необходимо так сформулировать задания, чтобы правильным ответом был один.
Задания закрытого типа предполагают:
- альтернативные ответы;
- множественный выбор;
- восстановление соответствия;
- восстановление последовательности.
В контексте любой учебной дисциплины есть дихотомические составляющие знаний, с помощью которых мы определяем правильный или неправильный процесс, факт, метод. Мы понимаем, что положительно, что отрицательно, что можно и чего нельзя. Для проверки дихотомических элементов знаний и используются упражнения альтернативных ответов с двумя ответами, считающиеся самыми простыми среди заданий:
- да/нет;
- правда/ложь;
- истинно/ложно;
- правильно/ошибочно.
Основным видом закрытых заданий являются задания множественного выбора, в которых присутствует вариативность в выборе. Студент среди предложенных ответов выбирает один или несколько правильных. Данная форма заданий достаточно многообразна, и поэтому с успехом используется не только при обучении иностранному языку, но и по всем учебным дисциплинам, предметным областям.
При заданиях восстановления соответствия обучающиеся приравнивают понятия, элементы, части – находят соответствия.
В заданиях восстановления последовательности – вариант заданий на установления соответствия, но в основе ряда задания – расстояние, время или другой временной параметр. Такие задания рассматриваются отдельно от заданий на восстановление соответствия, так как требуют особые инструкции.