Использование регионального компонента на уроках русского языка как средства мотивации учащихся в учебной деятельности
Использование регионального компонента на уроках русского языка как средства мотивации учащихся в учебной деятельности
«Не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна» - избитые, всем известные слова. Однажды я поняла их смысл с позиции учителя, который старается применять самые разные приёмы и методы мотивации учебной деятельности. А случилось это на очередных курсах в стенах родного педагогического института, который закончила я ещё в прошлом веке, на здании главного корпуса которого, на самом видном месте, красовался плакат (тогда плакаты ещё баннерами не называли). А на плакате слова: «Учитель – доверенное лицо общества». И мы, студенты, по большей части, студентки, педагогического института, будущие учителя, свято верили, что это действительно так. Кажется, меня не туда понесло! Простите.
Так вот, на курсах в стенах родного института, который теперь называется просто школой, правда, школой педагогики, но всё же школой, преподаватель, милая женщина, примерно моих лет, говорила о том же, что написано на странице этого конкурса, что происходит «…резкое снижение учебной мотивации учащихся…» и что происходит это «по ряду причин», поэтому « …педагоги ищут разнообразные методы, чтобы повысить мотивацию учащихся в учебной деятельности». Она говорила, что стимулирует уже во время учёбы своих студентов на поиск этих методов и приёмов. В качестве примера она продемонстрировала презентацию к уроку русского языка в 6 классе. Урок был по числительным, урок как урок, но все упражнения строились на лингвистическом материале, связанном с городом, в котором проживают учащиеся. Я хоть и давно не школьница, и меня мало чем можно удивить, но такой подход мне показался интересным. Конечно, подход не новый, в нашей профессии вообще довольно сложно сделать открытие, но я подумала, что если мне показалось это интересным, может, заинтересует и моих сельских учеников, которые мало где бывают, некоторые не ездили даже в ближайший город, не говоря уже о краевом центре. Так у меня родилась целая серия уроков русского языка, в которых языковые нормы отрабатываются на лингвистическом материале, связанном с историей, географией, традициями нашего края.
Первый урок, который я разработала, был связан с нашим селом и районным центром, а проходили мы сложносокращённые слова. Предлагаю познакомиться с материалом урока.
Ход урока.
Организационный момент.
Формулировка темы и цели урока.
- У известного поэта В. Маяковского есть стихотворение «Прозаседавшиеся». В этом стихотворении поэт высмеивает чиновников, которые вместо того, чтобы заниматься делом, заседают и заседают, а их бесконечные заседания никому не приносят пользы.
Кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учреждения…
- Какие слова в цитате вам показались странными? (глав, ком, полит, просвет)
- Выскажите предположения, что они могут означать, где могут употребляться? (это части сложных слов)
- Как выдумаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о сложных словах)
- Снова обратимся к стихотворению В. Маяковского:
Снова взбираюсь, глядя на́ ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
- Вы поняли, о каком учреждении идёт речь? Почему?
- С какой целью, по-вашему, поэт придумал это слово? (чтобы сказать о бесполезности таких учреждений)
- Знаете ли вы слова, образованные подобным способом, но значение которых всем нам понятно? Приведите примеры.
- Часто ли они используются в речи?
- Какова, по-вашему, цель нашего урока? (проследить, как используются в речи сложные и сложносокращённые слова).
- На слайдах фотографии известных объектов городов нашего края:
ДВФУ, ПСХА, ДОРА, УДТФДО
- Расшифруйте сложносокращённые слова. Выясните, как они образованы? Определите род, составьте с ними предложения.
- А мы с вами часто употребляем сложносокращённые слова в своей повседневной речи? (предположения детей).
- На слайдах объекты нашего села. Что вы видите?
СДК, ЗООШ, ООО «Заречное», ДВК
- Так всё-таки часто ли мы употребляем в повседневной речи сложносокращённые слова? (Очень часто, эти слова прочно вошли в речь, мы их употребляем каждый день)
- Хорошо ли вы знаете наш районный центр? Представьте себе, что в Покровку приехала группа китайских школьников и вас попросили познакомить их с нашим райцентром. Но китайские школьники приехали не просто так, дело в том, что они изучают русский язык и работают над проектом «Сложносокращённые слова в современном русском языке». Помогите китайским друзьям разобраться в данной теме.
5. Работа в группах.(Физминутку на данном уроке заменяют приготовления к работе в постоянных группах. Дети расставляют парты, чтобы было удобно работать в группе).
- Задача каждой группы заключается в том, чтобы составить речь экскурсовода по теме «Наша Покровка». Обязательное условие: использовать как можно больше сложносокращённых слов. Вы должны выбрать представителя для афиширования результатов проделанной работы.
6. Афиширование результатов. Подведение итогов.
Учитель демонстрирует слайды с фотографиями объектов райцентра, в названии которых используются сложносокращённые слова. Выясняем, какие из объектов не были названы учащимися.
7. Выводы:
- Что мы узнали на уроке?
- Чему научились?
8. Д. з. 1. Самое сложное. Подготовить слайдовую презентацию об использовании сложносокращённых слов в названиях города или села, где вы были на экскурсии или гостили.
2. Гораздо проще. Подготовить слайдовую презентацию «Наша Покровка».
3. Самое простое. Рассказ экскурсовода «Моё село Заречное» (Письменно).
Добилась ли я поставленной цели, смогла ли найти способ мотивации учащихся в учебной деятельности? Считаю, что смогла. Учащиеся сделали много открытий. Если в начале урока, когда я спросила: «Как вы считаете, часто ли сложносокращённые слова используются в нашей речи?», - учащиеся говорили, что редко и обычно только в каких-то документах, т. е. в научном стиле, то по окончании урока, после того, как поработали дома, они поняли, что это не так.
Используя данный подход, разработала уроки, связанные с изучением числительных (6 класс), односоставных и неполных предложений (8 класс), предложений сложносочинённых и сложноподчинённых (9 класс). Конечно, все уроки сопровождаются слайдовыми презентациями, с фотографиями знакомых объектов и мест, некоторые - видео, аудио материалами.
Не один год провожу подобные уроки в разных классах, и всегда получаю удовлетворение от результата. Кроме того, в процессе подготовки открываются огромные возможности для творчества педагога, погружаясь в известный материал, вдруг ты делаешь столько открытий, что заставляет по-новому посмотреть на природу, историю, народ родного края, восхититься им и влюбиться в него заново. Помните слова: «Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят! Все — прекрасно, достаточно лишь уметь присмотреться». В той или иной интерпретации эта мысль известна каждому. Только при написании этой статьи узнала, что она принадлежит Камилю Писсарро, французскому художнику- импрессионисту. Хочется к этим словам лишь добавить: всё - прекрасно, познавательно, интересно и удивительно.
Селиванова Галина Геннадьевна
Небрат Елена Александровна