Использование технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Если ребенок не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой
Мастер-класс для педагогов
Целевая аудитория: воспитатели МДОУ №6 «Рябинка»
Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию
Знакомство с возможностями использования конструкторов «ТИКО» в образовательном пространстве ДОУ для обучения и развития детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
знакомство педагогов с конструктором «ТИКО»
обучение участников мастер-класса приемам применения конструктора «ТИКО»
формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности с детьми конструктора «ТИКО»
Материалы и оборудование:
Мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, схемы и технологические карты по работе с конструктором «ТИКО», наборы конструктора «ТИКО»
Планируемый результат:
информирование педагогического сообщества о системе работы по «ТИКО»- моделирования для детей дошкольного возраста;
сформированность представлений педагогов о возможности работы «ТИКО»- конструктором.
Мастер-класс для педагогов включает в себя 3 части:
теоретическую,
практическую,
заключительную.
Использование технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Хочу представить вашему вниманию Мастер-класс
«Технология ТИКО-моделирование - игра, развитие, обучение детей старшего дошкольного возраста»
Цель проведения Мастер-класса и задачи вы можете посмотреть на слайде
- Прежде чем приступить к мастер- классу, мне хотелось бы узнать ваше мнение по поводу некоторых утверждений. Прошу ответить да если вы согласны с моим утверждением, и нет, если вы против.
1 утверждение
- Труд – основной вид деятельности детей дошкольного возраста?
- Игра - основной вид деятельности детей?
- Современные дошкольники любят использовать смартфоны и гаджеты для игры?
И здесь возникает противоречие
- с одной стороны Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования определяет необходимость развития, поддержки самостоятельности и инициативности детей, с другой - большей частью дети, получая и воспринимая информацию с экранов смартфонов, телевизоров, мониторов компьютеров, не могут соотнести ее с практическими действиями.
Разрешению этого противоречия, умению из «виртуального действия перейти к «реальному» и наоборот содействует (способствует), в том числе, и использование технологии ТИКО - моделирование» в обучении и развитии детей. Так как использование данной технологии помогает поддерживать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, решать практические задачи.
Для меня, в моей профессиональной деятельности, актуальность технологии «ТИКО - моделирование» очень значима, потому что, объединяя игру с образовательной деятельностью, она предоставляет возможность, решать целый комплекс развивающих задач в игровой, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей.
Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствием погружаются в неё, вместе с тем приобретают важные знания, навыки творческой работы, учатся фантазировать и мыслить пространственно. Реализация технологии охватывает все пять направлений развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие
Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творческой деятельности.
Познавательное развитие
Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей «ТИКО»-конструктора.
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Речевое развитие.
- владение речью как средством общения и культуры
- дети учатся договариваться между собой во время коллективной работы
обогащение активного словаря
- у детей происходит пополнение активного словаря следующими терминами: призма, трапеция, ромб, пирамида, и т.д.
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- во время работы с ТИКО-конструктором дети учатся обыгрывать, изготовленные ими конструкции (тем самым развивается диалогическая и монологическая речь)
- развитие речевого творчества (дети учатся самостоятельно описывать свои конструкции, составлять рассказ о изготовленном персонаже)
Художественно-эстетическое развитие
Творческое конструирование – создание замысла из деталей ТИКО-конструктора.
реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.
Физическое развитие
Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
С применением технологии ТИКО-моделирование легко интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным - коммуникативным развитием и другими образовательными областями.
Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.
Дети с первых минут знакомства с конструктором активно включаются в работу, проявляют познавательный интерес. Яркие и разнообразные по форме детали, необычное крепление, возможность создания объемных конструкций – все эти особенности позволяют без труда организовать работу с «Тико.
Предлагаю поближе познакомиться с этим конструктором. Конструктор «ТИКО». Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Конструктор имеет сертификат соответствия гигиеническим требованиям и рекомендации Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования. Автор технологии ТИКО-моделирования Логинова Ирина Викторовна.
Существуют разные наборы конструктора ТИКО: (показывает, называет)
Обратите внимание, каждый представляет собой набор плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В каждый набор входят различные геометрические фигуры (многоугольники), которые отличаются не только по форме, но и по цвету: Внутри больших фигур конструктора имеются отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери».
Используя детали конструктора можно сконструировать бесконечное множество плоских и объемных игровых фигур. Кроме этого, конструктор позволяет каждому ребенку наглядно видеть процесс перехода фигуры из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.
Сегодня, уважаемые коллеги, мы с вами познакомимся с примерной последовательностью действий, методов, приёмов использования технологии «Тико-моделирования» в образовательной деятельности.
Но для начала я предлагаю вам попробовать соединить детали конструктора. Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается.
Предлагаю вам построить, дорожку
Рассмотрите внимательно дорожку. Из каких фигур она построена? (из разноцветных квадратов) Я загадала один из цветных квадратов. Угадайте какой?
- Загаданный цвет находится между красным и синим (желтый).
- Загаданный цвет находится слева от оранжевого (синий).
Практическая работа с конструктором ТИКО
Сконструируйте из разноцветных квадратов дорожку, загадайте один квадрат и скажите – между какими квадратами он находится. Мы попробуем угадать, какой цвет вы загадали.
Содержание работы строится по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети учатся конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже конструируют по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно придумать и смоделировать объемную тематическую конструкцию
Когда дети уже познакомились с конструктором, с тем как его соединять можно использовать следующие формы работы с конструктором
- конструирование по полной схеме
- конструирование по контурной схеме
- конструирование с помощью слухового диктанта
- конструирование по образцу
- конструирование по технологической карте
- конструирование по собственному представлению
Работа со схемами очень важна – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.
Далее , я вам предлагаю немного поиграть , а именно выполнить слуховой диктант . 1 Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2 К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3 Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4 К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка)
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной.
Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
Детям можно предложить задания на замещение геометрических фигур
1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.
ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ С ТИКО
Расположите фигуры в пространстве:
- равносторонний треугольник в левом верхнем углу
- прямоугольник в правый нижнем углу
- шестиугольник в центре
- маленький квадрат в правом верхнем углу
- ромб в левом нижнем углу
Продолжите ряд:
?
?
Сконструируйте дорожку с узором, чередуя квадраты и прямоугольники (чередуя квадраты трёх цветов) и т.д.
Сосчитайте количество многоугольников в узоре и догадайтесь, как они называются.
Педагог выкладывает узор из трех – четырех фигур, дети говорят число и названия многоугольников. Через некоторое время роль ведущего выполняет кто-то из детей.
Игра «Назови многоугольник»
Игроки располагаются в кругу. Педагог кидает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «У этого многоугольника три угла». Ребенок возвращает мяч со словами: «Это треугольник». «У этого многоугольника пять вершин». – «Это пятиугольник», и т.д.
Через некоторое время роль ведущего можно поручить кому-нибудь из детей.
Упражнение на сравнение геометрических тел
1. Зайчонок любит печенье маленького размера синего цвета. Найдите в коробке такие фигуры и угостите Зайчонка.
2. Зайчонок любит печенье зеленого цвета треугольной формы и т.д.
Демонстрация и конструирование гексаэдра:
- Как называется фигура? (куб или гексаэдр) Плоская или объемная?
- Из каких плоских фигур сконструирован гексаэдр? (из квадратов)
- Сколько нужно взять квадратов, чтобы сконструировать гексаэдр? (6)
- Объемные геометрические фигуры мы будем конструировать из развертки.
- Ваша задача – найти все правильные развертки гексаэдра и вычислить – сколько разверток у этой фигуры. Кто первый найдет очередную развертку, чертит ее на доске для всех остальных.
1
Логические задания
- Сконструируйте из ТИКО-деталей различные виды гексаэдра (маленький и большой).
- Сконструируйте гексаэдр из других ТИКО-деталей.
Фантазирование
- Пофантазируйте и сконструируйте на основе куба предмет: стул, гараж, тумба, дом, скворечник и т.д.
Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Мастер-класс подошёл к концу. В заключение хотелось бы узнать
Возник ли у вас интерес к работе с конструктором ТИКО в рамках вашей педагогической деятельности? Прошу вас высказать своё мнение, что вы взяли для себя, будете ли вы это использовать в своей работе.
Я думаю, в ходе мастер-класса вы поняли, что использование технологии ТИКО моделирования помогает «разбудить» познавательный интерес ребенка? Повышается мотивация к обучению. Работая парами или группой, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие. ТИКО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, моделировать и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе .
Сегодня я вас познакомила лишь с некоторыми возможностями использования технологии Тико-моделирования. А вы, как творческие педагоги, можете сами, или вместе с детьми своей группы развить эту тему, придумать свои развивающие задания и игры с конструктором ТИКО
- В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.
Стефанова Лариса Михайловна