Методические рекомендации на тему «Использование здоровье сберегающих игр в работе воспитателя детского сада»

4
0
Материал опубликован 11 June 2019 в группе

Использование здоровье сберегающих игр в работе воспитателя детского сада.

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. К сожалению, практически здоровых детей в нашем современном мире очень мало. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Здоровье сберегающий педагогический процесс– это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и здоровье обогащения, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.

Для проведения успешной работы использую следующие здоровье сберегающие игры :

- Дыхательные игры и упражнения.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидной ткани, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. Поэтому специальные дыхательные игры и упражнения занимают важное место в физической культуре дошкольников, обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Это различные игры с воздушными шарами.

- Пальчиковые игры и упражнения.

Способствует овладению навыками мелкой моторики. Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность. К пальчиковой гимнастике не остается равнодушным ни один ребенок любого дошкольного возраста.

- Игры-релаксации.

Релаксация - (от лат. relaxatio) – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Это особенно актуально в современном образовательном процессе, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

- Гимнастика для глаз.

Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон - все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы, педагоги, понимаем, что оградить от этого дошкольника совсем нельзя, поэтому стараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.

Регулярная гимнастика для глаз, так называемая позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.

- Динамические паузы, физкультминутки, минутки здоровья

Проводятся во время образовательной деятельности по 2-5 минут, по мере утомляемости детей и выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебно-профилактическую. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.

- Игры при плоскостопии.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменения формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Поэтому игры и задания подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.

- Игры при нарушении осанки.

В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного « корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы.

- Точечный массаж.

Повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток).

В своей работе с детьми наряду с традиционными методами физкультурно – оздоровительной работы использую и нетрадиционные методики. Одна из таких интересных методик является Су-Джок-терапия. Этот метод проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Он основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.

Цель использования су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг, что способствует оздоровлению всего организма.

Задачи использования су-джок терапии:

-Укреплять и сохранять здоровье детей.

-Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать мышечный тонус.

-Способствовать развитию памяти, внимания, пространственного мышления.


 

История Су — Джок началась в 1986 году, когда в международной печати появились первые публикации, рассказывающие о сути данной методики, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву .

Эта лечебная система глубокими корнями уходит в древнюю Традиционную Восточную медицину. Но эффективность и простота Су — Джок терапии привели к ее широкому распространению не только на родине в Корее, но и по всему земному шару.

Достаточно сказать, что во многих странах Су — Джок является составной частью государственных программ по здравоохранению и образованию.

В переводе с корейского языка Су означает — кисть, Джок – стопа. В соответствии с методикой Су-Джок кисть руки — это миниатюрное повторение нашего тела (большой палец — голова и шея, ладонь — туловище, указательный и мизинец — руки, средний и безымянный — ноги). Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов. Массажёры типа «каштан», внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание (показ). Массажные мячики могут быть изготовлены из качественной резины, пластика, даже металла. Также они могут различаться по диаметру. (показать различные мячики )

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях , а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать трудно-доступные места. (предложить взять Су — Джок).

«Су-Джок» с виду — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Попробуйте покатать его между ладонями (практика) – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.

Стимулируя активные точки можно:

-Катать мячик от кончиков пальчиков к запястью;

- Катать мячик в ладонях по кругу;

- Перебирать мячик пальчиками;

- Сжимать мячик пальчиками;

- Крутить мячик пальчикам;

- Подбрасывать и ловить мячик;

- Сжимать мячик в руках;

- Перекидывать мячик из одной руки в другую.

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла.

Шарик я!

Детей лечу в этом кабинете.

Чтобы реже шли к врачу

Маленькие дети.

 

Я весёлая пружинка – медицинская сестра!

Разрешаю вам, больной,

Поиграть чуть-чуть со мной.

 

Это лишь некоторые примеры использования Су –джок терапии.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность — Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Так как на руках и стопах есть проекции всех органов и частей тела, то методика СуДжок применима для лечения всего организма.

СуДжок — может стать своеобразной «Скорой помощью», если человек находится в критической ситуации, и не может рассчитывать на получение квалифицированной медицинской помощи в ближайшее время.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

Возможность самостоятельного использования — каждый человек легко может овладеть техникой Су-Джок для самолечения и восстановления нарушенной гармонии своего организма.
 

Таким образом, систематическое использование оздоровительных игр способствует появлению устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья, появляется познавательный интерес и стремление вести здоровый и активный образ жизни, дети становятся более усидчивыми, внимательными, работоспособными, раскрепощенными и жизнерадостными.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.