Пояснительная записка к презентации
Муниципальное автономное учреждение культуры
«Ишимская городская централизованная библиотечная система»
Центральная библиотека
«Исповедь поколения»
(к 95-летию Ю.В. Бондарева)
Составитель:
Анкушева А.Б.,
библиотекарь ОО ЦБ
Ишим, 2019
Цель: вызвать интерес к литературе на военную тематику, к личности и творчеству Ю.Бондарева.
Задачи:
1. Воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны.
3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Аудитория: учащиеся 8-11-х классов общеобразовательных школ.
Ход мероприятия:(слайд 2) Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 года в г. Орск Оренбургской области. Его отцом был Бондарев Василий Васильевич (1896-1988), работавшим адвокатом, народным следователем, административным работником. Матерью была Бондарева Клавдия Иосифовна (1900-1978).
Детство Юры прошло в переездах – Урал, Средняя Азия, Оренбуржье, далее – Замоскворечье. Мать являлась для ребенка воплощением любви и нежности, Василий Васильевич – бесстрашия и стойкости. В 1931 году семья Бондаревых перебралась в Москву и поселилась в Замоскворечье. Здесь будущий писатель обучался в 516-й средней школе. Как и многие мальчишки его поколения, он увлекался футболом, катанием на коньках, голубями. При этом уже тогда достаточно большое место в сфере его интересов занимали книги, чему во многом способствовала его мать, которая часто читала сыну по вечерам вслух и смогла привить Юрию любовь к русской классической литературе.
Хотя поначалу предпочтение отдавалось иной профессии – моряка. Благодаря Джеку Лондону наизусть учились специальные термины, организм закалялся зимой и летом, продумывались варианты, как оставаться на ногах во время качки. Но однажды все изменил урок литературы, на котором на весь класс прозвучало его лучшее сочинение о летних каникулах у дяди и двоюродного брата Сашки, научивших тонкостям и премудростям охоты, рыбалки, строительства шалаша и полевой жизни на реке Белой под Уфой. Учительница, заметив талант подопечного, рекомендовала заниматься писательством. И, последовав ее совету, он даже выпускал журнал в родной 516-й школе. Но все прервалось с голосом Левитана, объявившим о вторжении немецких захватчиков. Трепетные воспоминания о самом беззаботном времени получили воплощение в рассказе «Степь».
В 17 лет был в числе тех, кто сооружал укрепления под Смоленском, едва успев вернуться до начала боев в последнем эшелоне в Москву, затем – колхозный труд в степях Казахстана и в шахтах.
(слайд 3) Как и для многих молодых людей своего поколения главным испытаниям характера и главным событием всей жизни для Юрия Бондарева стала война. В 1941 году, будучи комсомольцем, будущий писатель совместно с тысячами молодых москвичей принимал участие в строительстве полосы оборонительных укреплений под Смоленском. После этого была эвакуация из столицы, уже в эвакуации Бондарев заканчивает 10 класс школы. Летом 1942 года он был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое в тот момент размещалось в городе Актюбинск. Уже в октябре 1942 года курсанты данного училища была направлены под Сталинград, на поля грандиозного сражения. В звании младшего лейтенанта Бондарев был назначен командиром минометного расчета в составе 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.
Уже после войны, вспоминая те события, Бондарев говорил: «Я и сейчас хорошо помню те сернистые ожоги стужи в степях под Сталинградом, ледяной холод орудий, которые за ночь мороз так прокалил, что холод металла чувствовался даже сквозь рукавицы. Помню жаркий газ от горячего казенника, пороховую вонь стреляных гильз, пустынное безмолвие звездного неба в ночное время. В моей памяти навсегда сохранились воспоминания о запахе твердого и мерзлого, как камень, хлеба, сухарей, а также несказанный аромат солдатской «пшенки» в фиолетовости холодного зимнего рассвета».
В невероятно трудных зимних условиях, проходя форсированным пешим маршем по 40–50 километров в сутки, 2-я гвардейская армия Малиновского подходила к указанному ей рубежу обороны по берегу реки Мышкова. Это был последний естественный рубеж, за которым для немецких танков открывалась гладкая, ровная степь вплоть до самого Сталинграда. Выйдя ночью в заданный район, части армии сходу, без отдыха – ведь дорога каждая минута – стали занимать оборону на северном берегу реки, начали вгрызаться в твёрдую, как камень, мёрзлую землю. Теперь уже было всем известно, с какой целью это делается.
Сержант Бондарев примет здесь свой первый и страшный бой в качестве командира расчета 82-миллиметрового миномета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.
«…Я хорошо помню неистовые бомбежки, когда небо чернотой соединялось с землей. И эти песочного цвета стада танков в снежной степи, ползущие на наши батареи.
Я помню раскаленные стволы орудий. Непрерывный гром выстрелов, скрежет, лязг гусениц. Распахнутые телогрейки солдат, мелькающие со снарядами руки заряжающих, черный от копоти пот на лицах наводчиков».
Раненый пролежал он несколько часов на тридцатиградусном морозе в ожидании санитаров. Обмороженного, его отвезли в медсанбат, оттуда в полевой госпиталь.
Из госпиталя Бондарев выписался в начале апреля 1943 года. После окончания лечения в госпитале он служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Принимал участие в форсировании Днепра и освобождении столицы Украины. Во время боев за Житомир он был ранен повторно и снова оказался в госпитале.
Из госпиталя старший сержант Бондарев вышел в январе 1944-го. Далее – Западная Украина, Карпаты, Польша, Чехословакия. В конце октября 1944 года его направили в Чкаловское училище зенитной артиллерии. Здесь он встретил День Победы.
«За четыре года войны мое поколение познало многое… Война была жестокой и грубой школой, мы сидели не за партами, не в аудиториях, а в мерзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды и пулеметные гашетки. Мы еще не обладали жизненным опытом и вследствие этого не знали простых, элементарных вещей, которые приходят к человеку в будничной, мирной жизни…
Но наш душевный опыт был переполнен до предела, мы могли плакать не от горя, а от ненависти…
Неиссякаемое чувство ненависти в наших душах было тем ожесточеннее, чем чище, яснее, ранимее было ощущение зеленого, юного и солнечного мира великих ожиданий.
Наше поколение – те, что остался в живых, – вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, непреходящую веру в будущее, в молодость, в надежду. Но мы стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру, наша совесть стала вторым сердцем. Ведь эта совесть была оплачена кровью, обжигающей душу ненавистью ко всему черному, жестокому, античеловеческому. И вместе с тем четыре года войны мы сохранили в себе тепло солнца, естественный цвет молодой травы, улыбку любимой женщины, мягкий блеск фонарей в теплых сумерках и вечерний снегопад…».
С таким сложным жизненным и душевным опытом возвращался Юрий Бондарев к мирной жизни.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Фронтовой путь будущего писателя был отмечен орденами и медалями. Юрий Бондарев был награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя самыми почитаемыми солдатскими медалями «За отвагу», медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», рядом польских наград. На войне писатель вступил в коммунистическую партию и оставался верен ей до ее ликвидации в 1991 году. Примечательно, что в том же 1991 году Юрий Бондарев подписал обращение «Слово к народу». Авторы данного обращения, которое было напечатано в газете «Советская Россия», обращались к гражданам страны с критикой Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, призывали предотвратить распад страны и создавать оппозиционные движения.
Именно во время нахождения на фронтах Великой Отечественной войны в сознание Юрия Бондарева окончательно вошли ясные и кристально чистые заповеди любви к Родине, порядочности, верности. Ведь в бою все было очевидно и предельно обнажено: что есть добро, а что есть зло. При этом каждый волей неволей оказывался перед выбором и делал его раз и навсегда. Юрий Бондарев еще тогда навсегда избрал для себя берег человеческой порядочности. И тогда же на войне он понял, что «человек рождается для любви, а не для ненависти». Эти слова автор вложил в уста одного из героев своей повести «Батальоны просят огня». Основной темой и проблематикой его произведений на протяжении всей карьеры была проблема нравственного выбора (как в военное, так и в мирное время), поиск человеком своего места в мире.
Первый рассказ Бондарева «В пути» появился в молодежном журнале «Смена» в 1949, и с этого времени началась профессиональная деятельность писателя. В ранних рассказах Бондарева, как и во всей беллетристике того времени, превалировала тема мирного труда представителей самых разных профессий. Несмотря на то, что в прозе Бондарева можно было отметить точную психологическую обрисовку характеров, пластическое воспроизведение реального мира, глубину и бескомпромиссность нравственных коллизий, эти рассказы не выделялись из общего потока литературы подобного рода. После окончания Литературного института в 1951 Бондарев был принят в члены СП СССР.
В 1953 был издан сборник его рассказов «На большой реке».
(слайд 4) Настоящий творческий успех принесли Бондарев «военные повести» конца 1950-х — начала 1960-х. Этот цикл открывала повесть «Юность командиров» (1956). Героями Бондарева стали офицеры и курсанты военного училища, прошедшие суровую школу на передовой.
Следующие повести — «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) — сделали Бондарева известным писателем, которого критика причислила к т.н. «лейтенантской прозе». В этих произведениях сложилась в основных чертах поэтика изображения войны, присущая Бондареву-прозаику. Ему свойственно стремление к точной психологической детализации событий (все критики отмечали «эффект присутствия», «верность правде», «смелость батальных эскизов», «окопную правду»), экспрессивному действию в максимально-напряженных, порой безвыходных ситуациях. Рассматривая своего героя перед лицом смерти с состраданием и верой, Бондарев показывает, как человек овладевает «великой тайной», «осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зерна добра...»
(слайд 5-фильм)
В 1958 выходит еще один сборник прозы Бондарева «Трудная ночь», в 1962 — «Поздним вечером», основу которых составляют публиковавшиеся ранее произведения. Параллельно с военной темой у Бондарева развивается тема современности, связанная с художественным постижением послевоенного времени, так поразившего «тишиной» вернувшихся с фронта солдат, обострившего забытые из-за войны конфликты как семейного, так и общественного характера.
(слайд 6) В 1960 появляется в печати большой роман писателя «Тишина» и повесть «Родственники» (1969). Бондарев пытается углубить психологическую характеристику персонажей, создать полнокровные образы людей со своей собственной биографией, манерой мышления, со своим страданием и ощущением ненужности в этом новом, невоенном мире.
И вновь от современной темы Бондарев обращается к войне.
(слайд 7) В 1970 выходит из печати роман «Горячий снег», который в литературе того времени наряду с повестями В. Астафьева, К. Воробьева, В. Кондратьева, В. Быкова, В. Богомолова и др. составлял ядро «военной прозы».
Что же послужило толчком к написанию романа «Горячий снег»? Вот как сам автор вспоминает об этом: «Несколько лет назад в Австрии проходила международная дискуссия писателей. После многочисленных вопросов о советской литературе ко мне подошли два немца средних лет. Из разговора выяснилось – оба они бывшие танкисты из армейской группы «Гот», оба воевали на том же участке фронта на реке Мышкове, где в декабре 1942-го был и я. Два немца эти были настроены сейчас дружелюбно. Они заявили, что выступают против реваншизма, ненавидят гитлеровское прошлое, и мне странно было: четверть века назад мы стояли по разные стороны окопов, стреляли друг в друга, жили непримиримой ненавистью. Вот эта неожиданная встреча недавних врагов и послужила внезапным, что ли, возбуждающим импульсом – я вспомнил многое, что за протяженностью лет уже забывалось: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбежки, запах гари и горелой брони, людей. И я почувствовал: должен написать об этом… »
Роман «Горячий снег» посвящен казалось бы локальным событиям — одному дню из жизни артиллерийской батареи Дроздовского, которая на подступах к Сталинграду вела ожесточенные бои, выбивая фашистские танки и не допуская соединения вражеских войск. Оптимистический финал романа, по-видимому, дань времени (батарею находят, раненых увозят в тыл, а героев тут же на передовой награждает сам генерал Бессонов), не заслонял трагической сути происходившего.
(слайд 8 – фильм)
К выходу романа «Горячий снег» (1969) имя Ю. Бондарева было уже хорошо известно и признано, но почему-то именно этот роман, понятен и интересен всем поколениям, независимо от возраста, пола и социального положения. Произведение написано в тот момент, когда еще не остыла горькая память о тех днях, но прошло немного времени, появилось новое поколение детей войны, которые постигали правду не только из рассказов родителей и дедушек с бабушками, но и из книг. Тем важней для вас, уже третьего и четвертого послевоенного поколения, эти книги, так как рассказов, как и самих ветеранов, с каждым днем становится все меньше и меньше.
(слайд 9) С середины 1970-х начинается новый этап в творчестве Бондарева. Писатель соединяет военную тему с современной, а героем его произведений становится художник. Романы «Берег» (1975), «Выбор» (1980), «Игра» (1985) составляют своеобразную трилогию, посвященную сложной и трагической жизни бывшего фронтовика (писателя, художника, кинорежиссера), который в современной жизни обнаруживает утрату тех мощных нравственных импульсов, которые поддерживали его во время войны. Выбор героя, связанного с творческой профессией, говорит о попытках авторского самоопределения и самоидентификации. Эти тенденции усиливались в конце XX в., становясь одной из определяющих черт литературного процесса. Все три романа построены по одному структурному принципу: чередованием глав, посвященных современности, и глав-воспоминаний о войне.
(слайд 10) К этой трилогии примыкает роман «Искушение» (1991), в котором уже исчезает столь резкое противопоставление прошлого и настоящего, хотя интеллектуальное начало, проявляющееся в диалогах, усугубляется. Героями этого романа являются ученые-экологи, которые не выдерживают административного давления власти и дают согласие на строительство ГЭС в небольшом сибирском городе. Образ героя-интеллектуала, героя-творца, в какой-то мере отражает процесс самоидентификации писателя, который ищет свой путь к берегу обетованному через выбор, игру и искушение.
Роман Бондарева «Непротивление» появился в печати в журнале «Молодая гвардия» в 1994-95. И вновь писатель уже в который раз обращается к давно прошедшим временам — первому году после окончания войны. Но послевоенная Москва в этом романе имеет уже другой облик. Изобразительный ряд включает грязные, полные животных криков и ругани рынки, темные забегаловки и шалманы с пьяной, прокуренной толпой, где слились воедино и людской сор, и уголовники, и вернувшиеся с фронта солдаты. Они не то празднуют до бесконечности победу, не то поминают друзей, не то попросту не умеют жить и запивают водкой свой страх.
(слайд 11) Роман «Бермудский треугольник» (1999) посвящен событиям 1993 — расстрелу «Белого дома» в Москве. Однако эти события — только трагический и страшный фон произведения, герою которого выпадают на долю не только унижения за защиту парламента, но и, как всегда у Бондарева, предательство старого студенческого друга, который под видом все продолжающейся дружбы уже давно является воплощением зла и губит вокруг все, к чему прикасаются его грязные руки.
(слайд 12) Он стал соавтором сценария киноэпопеи «Освобождение», которая рассказывала о глобальных событиях Великой Отечественной войны. Данный фильм только в СССР за 2 года посмотрело 350 млн. зрителей. Как один из создателей данной киноэпопеи в 1972 году Юрий Бондарев был удостоен Ленинской премии.
(слайд 13 – фрагмент танковой атаки. Освобождение. Огненная дуга)
(слайд 14) Бондарев в течение всей творческой жизни выступал как публицист, эссеист (сборник «Мгновения», 1978), критик и литературовед. Он — автор работ о Л. Толстом, Ф. Достоевском, М. Шолохове, Л. Леонове и др. (сборники «Взгляд в биографию», 1971; «Поиск истины», 1976; «Человек несет в себе мир», 1980; «Хранители ценностей», 1987).
В своих статьях Бондарева много размышлял о морально-этических вопросах. Программные из них даже поэтикой названий свидетельствуют о пристрастии художника к этической теме («О нравственности в литературе», «Нравственность — это социальная совесть писателя», «Гомо моралис» и др.).
Бондарев — общественный деятель, долгие годы (более 25 лет) занимал различные должности в правлении Союза писателей СССР, Союза писателей РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации.
Бондарев не принял эпоху «перестройки». В 1987 он писал, а в 1994 повторил, что «если немедленно не остановить горбачевскую игру в реформы, нас ждет беспощадное поражение, мы находимся на краю пропасти и красный фонарь самоубийства страны и народа уже зажжен». Но не будучи фальшивым оптимистом, писатель верит, «что пройдет нынешнее лихолетье, все вернется на круги своя, и великие цели будут еще нам подвластны.
Сейчас Юрия Васильевича нечасто увидишь на телевизионных экранах или в СМИ, общение с журналистами и фотографии, мелькающие на первых полосах газет или в Интернете – большая редкость.
В заключении хотелось бы пожелать юбиляру здоровья и ещё долгих лет жизни.
Источники:
https://topwar.ru/25577-leytenantskaya-proza-yuriy-bondarev.html
http://glfr.ru/klassiki-i-sovremenniki/jurij-bondarev/
http://md-eksperiment.org/post/20170411-biografiya-yuriya-bondareva
https://www.liveinternet.ru/users/lisa-snezhok/post451364533/