12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Мария Николаевна2813
Люблю поэзию серебряного века.
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «Литературное творчество учителя»
30

Эссе «Исповедь незнакомого человека»

Исповедь незнакомого человека.

Посвящается М…Т.А.

И…Л.Я.

Чтобы постичь написанное, дорогой читатель, будь терпелив и внимателен, ибо чужие беды рано наскучивают, тем более чужие радости. Я прошу выслушать рассказ не о моих вершинах и пропастях, а о моей Вере, Надежде, Любви и Софии-Мудрости. Это будет не новый тысячный вариант Бога, не кривые судьбы, а поток сознания человека, вам незнакомого, но, может быть, немного симпатичного. Попробуйте раскрыть его тайны, если вам станет интересно, тогда в путь, если нет, закройте рукопись.

План.

1. Вера (мои мысли):
1) Идея.
2) Город и деревня.
3) Понятие «нация» в России.
4) «Мода» на необразованность: причины и пути решения.

2. Надежда (мои чаяния):
Школа будущего.

3. Любовь (мои чувства):
Три возраста любви: миф или реальность?

4. София (мои поступки):
«Честь и достоинство» - девиз жизни и работы.

«….История души человеческой, хотя бы самой мелкой души,

едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,

особенно…когда она…написана без тщеславного желания

возбудить участие или удивление».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

1.Вера.

1) Идея.

Есть люди, соприкосновение с которыми, есть сопричастность с Верой. Это либо исповедь священника, либо овладение наукой, либо сочувствие к ближнему (эмпатия). И всегда это освящение, просветление, откровение. И всегда восторг.

Помните ли вы ту минуту, когда ваши руки дрожали, память изменяла вам, обдуманные фразы рушились?

Помните ли вы то мгновение, когда собеседник отвечал вашими мыслями, словно подслушав их?

Помните ли вы, что этот миг будет длиться вечность в ваших воспоминаниях?

И я говорю здесь не о плотской любви двух «мысленосителей», а прахе физического закона о неизбежности столкновения «разноименных зарядов» в человеческих взаимоотношениях. Ничто не соединяет и не сплачивает так крепко, как единство мыслей. Вам нужны примеры? Нацисты со своей идеей «крови», большевики – «гегемона пролетариата», Ф.М. Достоевский – «почвы», скряга – приобретенчества.

Человек без идеи – пустая бутылка, с ней – бутылка с хорошим вином, уксусом или отравой. Все зависит от совести винодела.

Совесть – это осознанность своих поступков и их критика. Отсутствие оной ведет к вседозволенности, а не к свободе, вследствие к потери воли (размышления Г.А. Печорина в главе «Фаталист»).

Мое изощренное сознание и аналитический ум создали свою идею, в которой нет богов и героев, но есть свет и полумрак душ, живущих рядом со мной. И я раскрываюсь во взаимоотношениях с ним. Это произойдет с каждым, кто познакомится с моей идеей. Я оценивала людей не степенью их образованности и разумности поступков, а их отношением к Вере, которая для меня равняется идее, лишенной патологии и страшного стремления получить сторонников; это момент искупления грехов, осветления и способность, вернее, возможность выбора единственного пути в жизни.

Поскольку и поступки человека зарождаются под влиянием мыслей, эта классификация индивидуальна. Она разделяет окружающих по собственному отношению к ним, оставляя выбор другим. Это глоток свободы и тепла, вырванного украдкой.

Я выделяю четыре типа людей:

1 тип Идейные «обереги»

2 тип идейные «колодцы»

3 тип безыдейные «фляги»

4 тип «подражатели»

Подражатели.

К счастью для человечества, таких людей очень мало, ибо каждый из нас талантлив по-своему. Подражатели не способны самостоятельно мыслить в силу разных причин: наследственной болезни, травмы, социальной запущенности, но никогда по собственному желанию. Не жалость, а сочувствие должно быть в отношении к ним. Я знала юношу, о котором судьба словно забыла, доброго и симпатичного, и в нем, как в Печорине, выросли отрицательные наклонности, которых не было и которые увидели в нем окружающие. Он стал лжив, уклончив, нескромен и, зачастую, страшен в своей неосознанной трагедии (отсутствие мысли). В общих упреках была и моя вина. Мое покаяние никому не нужно, кроме меня, при возможных встречах с ним. Видите, я не упоминаю даже имя Бога…..Вы можете сказать мне: «Не лучше ли жить, ни о чем не задумываясь?» Жить, как «премудрый пескарь» салтыковской сказки? В тесном углу или в шикарной квартире дрожать? Волков бояться – в лес не ходить! Умирать в одиночестве, безверии, с пониманием никчемности прожитой жизни? Никогда!

Фляги.

Это потребители: мыслей, поступков, манеры одеваться, выбора имен, занятий. Они продукт среды, знак времени. 90-е годы – тинейджеры, 60-е – хиппи. Главное в них – одинаковый стереотип поведения: неотделимость от коллектива, которому чаще подходят другие названия: «толпа», «орава», «масса». Их количество определяет массовый спрос и вкус. Опасность заключается в том, что случай решает все, и в подражании они доходят до фанатизма (сумасшествия). Отсюда алкоголь, наркотики, сексуальная неразборчивость (мода – вещь жестокая), суицид, преступность… Список можно продолжить. Запретный плод всегда сладок. Юношеский задор, энергия выливается в войну с мещанством и эгоцентризмом. Повзрослев, они становятся пошлыми бюргерами, с которыми боролись ранее, либо остаются «поэтами» или «чудаками» своего времени. Два пути Владимира Ленского, не сраженного пулей Онегина. «Поэты», в меньшинстве, переходят в первые две группы, оставаясь верными своей «религии», лишенной юношеского вздора, находят свой путь. Битлы, рокеры, наконец, рэперы, если не сгорают в начале творческой карьеры, блестят и сейчас. Становятся вне времени. Это касается и незнаменитостей в рамках планеты.

Идейные мыслители.

Кто они? Мечтатели и реалисты, неудачники и сделавшие карьеру, финансисты и поэты – все, подчинившие свою жизнь Вере:

бентамовцы с верой в абсолютную пользу, алхимики – в философский камень,

механики – в перпетум мобиле,

ваш сосед – в собственное счастье.

Незначительна разница между «колодцами» и «оберегами». Она индивидуальна (особенности вашего вкуса) и предметно-философская. «Колодец» с водой материален. Его вода утоляет не только жажду, но и свежесть мысли, помогает взрастить что-то. За новой порцией влаги опять нужно идти к «колодцу», поклониться ему. «Колодец» - своеобразный алтарь религий, иногда страшных и бесчеловечных. «Оберег» - это явление метафорическое: глоток воды, полученный когда-то в виде словесной формулы или предмета, сопровождающий вас всю жизнь. Он помогает ежедневно, являясь критичным

собеседником, вашей антропоморфной совестью. «Оберегами» могут быть и ранее жившие люди, незнакомые вам, но предложившие истину, близкую вам. Например, Мария Кюри: «Чтобы не случилось, даже если душа рассталась с телом, надо работать». И последнее: «колодцев» может быть множество, «оберегов» - один-два. Для меня «обереги» - люди с чистейшей совестью (кристальной), чистотой помыслов, с горячим сердцем, огромной работоспособностью, ответственные за свое слово и поступок. У меня два «оберега»: разумность, педантизм, дерзость, красота есть в обеих, но, тем не менее, они совершенно разные (как у Пушкина: «…они сошлись…вода и камень, лед и пламень…») – отчаянный грамматист и отчаянный лирик, и все-таки получилось неточно. Моя Вера живет, поскольку есть они. А у вас есть «обереги»? Иначе, зачем жить? Это не сотворение библейского кумира, а выбор пути, позволяющего достойно жить, не впадая в эгоизм и излишнее человеколюбие.

2) Город и деревня.

В двадцать первом веке мы все чаще слышим слово «цивилизация». Что означает оно.

Цивилизация – это урбанизация, научно-технический прогресс и гибель культуры.

Сейчас стало модно быть цивилизованным человеком, жить в цивилизованной стране. А что принесет: благо или новые испытания она русской деревне? Всегда нищей, униженной и обкраденной, заклейменной прозвищем «сельпо». Я смотрю на нее и вижу разрушенные фермы, заброшенные поля с чертополохом, новые автомобили председателей колхозов и технику запасливых хозяев. Ведь в деревне без трактора ты – вечный проситель!

В чем же причина пропасти между крестьянином и горожанином? Средний колхозник не глупее рабочего завода: разница в нескончаемости труда первого. Это люди с вековыми традициями, слабостями, со своей культурой (истоки любого вида искусства в деревне как первооснове любого современного общества), отличающейся простотой, яркостью, богатством форм, языка, актуальностью, являясь значимой частью жизни деревни (мира – содружества крестьян, единение которых не ограничивалось трудовым процессом). У деревни свои писатели, поэты, художники, преданные ей. В. Астафьев, В. Распутин, Н. Рубцов… .Деревня = природа, крестьянин = естественный человек. Спорно, согласна.

Что имеет рабочий? Вспомним марксистов: только свои рабочие руки. О какой культуре рабочего класса вы вспомните: большевики-страдальцы на картинах Грекова, Аннанурова, Чеканюка или социалистические трудовые эпопеи, состарившиеся со своим временем и, конечно же, вульгарный городской фольклор. Но менять устоявшийся уклад жизни, жить в колесе злоключений, катастроф, природных бедствий способен не каждый.

Кто же живет в деревне? Почему? Очевидный ответ: дураки. Иначе, разве здравомыслящий человек может жить без горячей воды, центрального отопления, природного газа, жить на мизерную зарплату за адский нескончаемый труд плюс домашнее хозяйство. Это не точная картина деревни: удобства города появились и здесь. Но что же их держит? Современное «крепостное право»? Земля? Корни? Зачастую, это чаще чувство апатии, исконной для русского крестьянства (желание иметь свой кусок земли, жить им). Отсюда и немобильность, ограниченность, иногда элементарная серость и невежество. И в то же время внутренняя красота, душевность, отсутствие цинизма (бич горожанина).

По роду своей деятельности я часто общаюсь с детьми, в которых сфокусированы черты их родителей, пропасть между сельскими и городскими школьниками огромна.

Но больше всего меня поражали сочинения о своих матерях. Самые трогательные, добрые работы были написаны о матерях – простых колхозницах. До сих пор звучат во

мне их строки: «Моя мама…», «моя милая мамочка…», наделенные огромной любовью,

заботой, иногда тревогой. Никогда больше мне не довелось читать таких строк. Нужно бить во все колокола, если о самом дорогом человеке в жизни написать, кроме шаблонных фраз, нечего или неохота. Страшно и тогда, когда за искусно отшлифованными словами нет ни чувств, ни души - одна техника.

Особо хочется сказать о маргиналах, людях, отказавшихся от деревни как от чего-то постыдного. Они наказаны природой, ибо невозможно в короткую человеческую жизнь стать совершенно иным; это будет процесс нескончаемой погони. Живя в городе, не стыдитесь оставаться крестьянами, близкими к земле, кресту.

Но цивилизационный процесс не остановить, деревня будет продолжать пустеть. Так пусть же она останется в руках добрых хозяев, а для остальных станет уголком чистого воздуха, тишины, зелени, свободы, творчества. Уважаемые гости, убирайте за собой мусор, не оставляйте костров, не жгите траву, и тогда вы станете повторять вновь и вновь: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Но, говоря о деревне, чтобы не сложилось идиллической картины, коей нет, нельзя не сказать о пьянстве (смотри В. Распутин «Последний срок», Ф. Абрамов «Пряслины»). Невозможно найти оправдания пьянству. Все пьют: и трактористы, и врачи, и чиновники, и рабочие. Но чаще представляют тракториста, спящего в стельку пьяного в страду, или пьяных доярок. Водка – это способ забыться хоть на миг, уйти от страшной реальности в «небытие». Почему же алкоголизм интеллигенции, артистического бомонда всегда находит оправдание. Пьянству нет оправдания – это всегда трагедия. И борьба с ним бесполезна, нужно помогать и лечить их как больных.

Богатые фольклорные корни, традиции писателей-деревенщиков, художников, певцов и ежедневный тяжкий труд создали сильное «магнитное» поле для формирования чистых душ, горячих сердец, веселых и добрых, но лишенных воли, цели и желания жить только в собственное благо. Город лишен уже и этого, поэтому детская непосредственность, бесшабашность, хозяйская сметка, бескорыстие и верность способно увлечь даже разумные и холодные натуры. А вывод сделайте сами.

3) Понятие «нация» в России.

Что такое Родина?

Не знаю.

Государство?

Истина?

Земля?

Л. Васильева.

Россия всегда была многонациональным государством, в котором рядом с русскими, его ядром, жили евреи, украинцы, цыгане, чукчи, осетины, татары и т.д.. И жили всегда в мире. Что означает слово «нация»? Обратимся к толковому словарю.

Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика. Давайте остановимся на русских. Кто их прародители? Где их первоначальная родина? Оба вопроса сложные. Постоянно возникают все новые и новые. С какого момента отсчитывать их историю: с восточных славян или народности, говорившей на праславянском языке? Более спорный вопрос о территории. Мы же отправимся в Московскую Русь 16 века. Я вижу статные фигуры, гордую осанку, светлые волосы, мужественный голубоглазый взгляд, блеск шлема и кольчуги…. И соглашусь с тобой, читатель, это стилизованная картина прошлого, потому что нельзя забывать и друзей-врагов половцев, и татаро-монголов, и ливонских рыцарей… И все же. В моем паспорте в графе национальность написано «русская», да и все мои родственники тоже «русские». И увидите маленький рост, карие глаза с наплывами век, их

узкий разрез, смуглую кожу (от желтой до коричневой). Но разве это главное?!

Смущает другое. Меня влекут бескрайние степные просторы с пыльными бурями и, одновременно, близок русский лес; мне нравится поверх брюк наведать платье, закрыв большую часть тела, и восхищаюсь стилистикой русского сарафана и кокошника; обожаю плов, шашлыки, шаурму, халву, щербет и, в то же время, кислые щи и каши; чувствую себя хорошо, если солнце согревает землю, жестоко одаривая ее своим теплом, но жить без красот русской зимы невозможно…

Меня часто принимают за азиатку (китаянка, татарка, монголка), верят, что мое имя Малика, доверяя семейной легенде, придуманной мной самой. Вы хотите ее услышать?

В стародавние времена один татарский мирза влюбился в прекрасную китаянку, дочь спесивого и жадного императорского министра. Не ко двору пришелся степной кочевник. Гордый воин, собрав три сотни верных джигитов, осадил город, но тот не сдавался натиску дикого войска. Целый год смотрели друг на друга влюбленные, разделенные стеной крови и ненависти. Дикий варвар и образованная китаянка, что объединяло их? Но нет преград для настоящей любви! Она не могла больше видеть, как из-за нее гибнут люди, и бросилась с высокой крепостной стены в священное озеро. (По преданию, Голубой Дракон, хозяин озера, забирает в свой подводный дворец всех, нарушивших запрет соприкосновения тела с водой, - никто не возвращался из его царских покоев). В один миг все замерли – стало удивительно тихо. И свершилось чудо: священное озеро подняло на своих волнах живую и невредимую девушку. На радостях ее отец согласился на этот брак. Молодые принесли дары Голубому Дракону и уехали в самую глубину Степи, где прожили долгую и счастливую жизнь. Имена влюбленных исчезли из памяти рода, оставив после себя красивую сказку. Но наша история на этом не заканчивается. В12.. году войско хана Батыя испепеляющим костром начинало свой кровавый поход по непокорной Руси. В первой тьме отличался красотой, отвагой, удалью князь Ахмет, пра..внук китаянки и кочевника. Все любовались юным воином с каменным сердцем. И вдруг на стене кремля русского города он увидел девушку с небесными глазами, оглянулся вокруг и впервые кругом увидел кровь, смерть, страх – все, что ранее казалось ему забавой, интересной игрой; словно взгляд девушки-славянки снял бельма с его глаз и сердца. Князь упросил хана пощадить город в обмен на пищу для воинов и лошадей. Жители выполнили требования монголов, и тогда степное войско продолжило свой путь, не тронув городских стен. Не нам с вами судить монголов и, конечно же, русичей. А Ахмет остался здесь, на русской земле, женился на девушке с небесным взором Лыбеди, дочери воеводы Гостосмысла, и родились у них дети, просто загляденье: красивые да послушные, ласковые да спорые до любой работы, отличались они от других ребятишек смуглой кожей да яркими карими глазенками, но жили со всеми дружно, а когда было нужно, то и в обиду себя не давали.

С тех пор прошло немало лет, а нет-нет, да и проклюнется кровинка прекрасной китаянки в узких глазах девушки или смелость кочевника во взоре парнишки, печаль и нежность славянки или отвага Ахмета.

В чем же мораль истории? Я вовсе не хотела сказать, что в настоящее время в мире, в том числе и России, нет «чистых» наций, ибо великие переселения и войны смешали разные крови. Да, разве, кровь татарина отличается от крови славянина? Важен не штамп в паспорте: русский – хорошо, еврей – плохо, цыган – унизительно, чукча – смешно, важнее другое: у нас разные обычаи, культура, язык, но мысли, чувства одинаковые. Поэтому давайте ценить, уважать друг друга, не унижая и не возвеличивая принадлежностью к определенной нации. Мы все – россияне! И эти слова должны рождать гордость за нашу Родину, за наш многонациональный народ.

4) Мода на «необразованность»: причины и пути решения?

Говорить о необразованности страны А. Пушкина и Л. Толстого, С. Королева и Ж. Алферова, А. Сахарова и А. Солженицына абсурдно и, в то же время, уже на протяжении

двух столетий становится актуальным, особенно в последние десятилетия. Объяснить ее причины в 19-ом веке проще: крепостное право, нищета, отсутствие системы бесплатного школьного образования. И темнее менее были и Ломоносовы, и Белинские, и Кулибины. Они были и будут во все времена. Но ядерный двадцатый век? Парадокс! Прогресс все выше и выше, а грамотность населения невысокая. Многие не знают таблицы умножения. Зачем? Ведь есть калькулятор! Да, может, она и не нужна в век компьютеров? Но мы с вами живем ведь не в голодной Африке, не на мусульманском Востоке, а в европейской стране с великой историей. И поэтому мне хочется понять, где искать истоки необразованности образованного века? В социалистической школе? Нет. Может, человек глупеет как биологический вид? Тоже, нет. Давайте каждый пусть заглянет в свою душу, может ли он сказать о себе: «Я образованный человек!» В этих словах просквозило самодовольство и тщеславие. Это легко произнести человеку с высшим образованием да еще почитавшему кое-чего дельного из классики. Возникает вопрос: «Что такое необразованность?» Я в этом явлении выделяю две стороны: социальную и личностную. Поэтому, по моему мнению, необразованность – это отсутствие возможности или желания получить образование. Причем, образование не определяется наличием диплома какого-либо учебного заведения, оно есть совокупность знаний науки, культуры, этики. Необязательно зачитываться Пушкиным, но не знать этого имени непростительно. Мне, например, всегда больше импонировал Лермонтов: его одиночество и светлая грусть, жажда жизни и мужество вступали в резонанс с моим сердцем; но пушкинская проза была и остается для меня вне конкуренции: восхищаешься благородством В. Дубровского и П. Гринева, смелостью Пугачева, верностью М. Мироновой и, конечно же, обаянием его сказок. Поговорим о социальной необразованности. Она, к сожалению, постоянный атрибут человеческого общества. Сегодня это ощущается острее, чем 30-40 лет назад, поэтому актуальным является тезис: хорошие деньги – хорошее образование. Слоган великолепный – смысл страшный. Цепочку можно продолжить. Хорошее образование – хорошая работа. Напрашивается вывод: нет денег – нет перспективы. Мы не говорим о талантливых единицах, они всегда достигнут задуманного, а, вот, массам это не под силу. Бесчеловечнее всего в этом явлении – детская беспризорность. О каких правилах русской орфографии можно говорить ребенку, если он, кроме вкуса хлеба, ничего не пробовал, зато знает 100 способов изготовления самогона. Миллион детей живёт на улице, чаще при живых родителях. Что мы с вами можем сделать? Ничего. Это забота государства, и будете правы. Но видеть ребенка в летних тапочках, когда сама сидишь в теплых сапогах в автобусе и ежишься от холода, стыдно, ты ломаешь руки от беспомощности. Где же наша Вера, спасавшая нас в самые страшные годы, заложившая в нас доброту и человечность, научившаяся возрождаться как Феникс? Не дала она только мудрости: не наступать на одни грабли несколько раз. Не учимся мы у истории! Наверно, прав Н. Бердяев, что «пока не проявим мы [русские] мужество, упорство, силу, не стать России великой». Но великая страна не может быть государством беспризорных детей, бомжей, пьяниц и неучей. Нам нужно проснуться! Разбить свои коконы и выйти навстречу друг другу. И не унижать себя и ту девчонку мятой десяткой…просто нельзя быть равнодушными. Но для человечества страшнее вторая сторона необразованности – личностная, когда человеку ничего неинтересно. В последнее время выросло целое поколение умственных лежебок, для которых мир ограничен банкой пива и голливудским фильмом, в лучшем случае, детищем массовой литературы. Их болезнь – «атрофия» мозга, ибо учение – это постоянный труд, который не заканчивается получением «корочек». В 30-х годах 19-го века М.Ю. Лермонтов нарисовал портрет героя своего времени. Григорий Александрович Печорин богат, умен, образован, талантлив, но время и светское воспитание развили в нем

эгоизм и бесчувственность, он врывается в чужие жизни и разрушает их, при этом не чувствуя себя счастливым. Он «эгоист поневоле». Каков же портрет героя начала 21-го века? Я не пытаюсь соперничать с великим писателем и высказала лишь свое субъективное мнение. Дневник мыслей человека, живущего в двадцать первом веке, подслушанных однажды.

Звонит будильник. 7.00.

Черт возьми, почему опять нужно идти на работу? Вот ограбить бы банк…. Надо сегодня побриться. Бегу. Кем я работаю? Шестеркой у хитрого армянина. Чертова колымага опять барахлит! Вот бы такую тачку! Мерседес-Бенц! Сколько она стоит? Завелась, тварь. Движок стучит, сколько эта кляча еще протянет? Где достать бабок? Сама жизнь предлагает только один способ: грабить богатеньких и жирненьких. Эй ты, чувак, куда прёшь? […] Конечно, жалеть такую жизнь не за чем. Как я ненавижу эту жирную харю чуркистана, может, кокнуть его…Интересно, где он хранит свои бабки […].

Какая девушка!.. Ноги, грудь – все в порядке. Куда она идет? Ха, прикольно! Классная телка читает книжки. Когда я последний раз читал книжки?... Год назад. Я тогда лежал в больнице со сломанной ногой. Детективчик какой-то. По-моему, про Каменскую. Я не тупой. Я знаю А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Тургенева, который «Му-Му» написал. Тэффи – фиг знает, язык сломаешь. Лучше кино посмотреть. Боевичок или триллер. Неплохо бы подкачать мускулы, как у Ван Дама или Сталлоне. Неохота, лучше вечером махну в кабак. Муси-пуси, джага-джага […].

Кстати, надо звякнуть родакам: бабок занять. Придется выслушать очередную лекцию: «Миленький сыночек, надо бы поучиться». Как будто школы мало. Одиннадцать лет пили мою кровь эти училки, нет уж, хватит…. Придется потерпеть – денег мало. Заеду на часик. Кому нужно это образование? Просто картина Репина «Приплыли»…. Мать – учительница, проводящая вечера за письменным столом и получающая гроши, и отец – инженер – у телевизора. Духовные беседы и пустой кошелек – смешно! Ишачить на Овика тоже не выход. Я, в принципе, готов пахать, только платите мне хорошие бабки

Да будет славен тот, кто выдумал вино, в особенности пиво. Губит людей не пиво, губит людей не пиво, губит людей вода… «Балтика» - хорошо, «Арсенальное» - еще лучше. Классно посидеть с друзьями, попить пивка. […]

«Братан, пора домой». Кто это говорит? А, чего?...

Это не карикатура на современного человека и не его реалистический портрет, а попытка вклиниться в его сознание, в его внутренний мир и понять смысл его жизни. Неужели онегинское «труд упорный ему был тошен» и лермонтовское «к добру и злу постыдно равнодушны» не искоренилось, а, наоборот, упрочилось в нашем современнике. Не ищите в моих словах ни презрения, ни осуждения. Иначе унизите 1/3 населения России. И ваш покорный слуга во многих областях - полный дилетант. Поэтому вопрос «К какому типу людей ты относишь себя?» недопустим. Ф. Достоевский разрушил его, сделал абсурдным еще в 19-ом веке.

Образованность должна быть качеством любого человека, только у каждого из нас свой путь к знаниям, главное, чтобы это стремление никогда не угасало в нас. Вы спросите, где искать пути решения этой проблемы. Я считаю, ответ прост, он внутри каждого из нас… Делайте людям добро, и оно возвратится к вам сторицей. А народная мудрость никогда не ошибается в своих выводах. 2005

2. Надежда (мои чаяния). Школа будущего.

Учитель. Как много связано с этим словом! Тёплые воспоминания о родной школе. Особенно лучистые голубые глаза и тёплые руки любимого учителя – и веришь, что ты всё сумеешь и сможешь. Ты окрылён. Глаза собственных учеников, которые ждут, что ты выслушаешь их, поймёшь, как им больно, а, может быть, радостно сегодня. Они всё могут простить, кроме равнодушия и предательства. И ты стоически сохраняешь чужие тайны, чтобы соответствовать их положительному мнению о себе. А жизнь? Разве она не самый лучший наш учитель? Многозначность этого слова ещё раз доказывает значимость этой профессии для каждого отдельного человека, но, к сожалению, в настоящее время не для общества в целом. Учитель, кто он?

Учитель – это не только и не столько специальность в дипломе, сколько осознанный выбор будущего пути, который ни в коем случае не должен быть навязан семьёй, обществом, судьбой. Лишний человек всегда и везде либо страдает сам, либо причиняет боль окружающим. Выбор не велик. Зачем же идёт человек, окончивший педагогический вуз, в школу? За деньгами? Славой? Властью? По примеру своих родственников? По привычке? Давайте вместе ответим на эти вопросы.

Вопрос первый: деньги. Никогда и ни в одной стране мира не было и не будет учителей-миллионеров, тем более в России (народная мудрость: С трудов праведных не наживёшь палат каменных). Не ради корысти идут в школу, да и, переступив порог класса, вряд ли вспоминают о размере своего оклада.

Вопрос второй: желание славы. Каждый педагог раскрывается в своих учениках, но хвалиться тем, что я хорошо учу, какие у меня знаменитые выпускники, настоящий учитель не станет. Это почётное право его учеников. Важнее другое, потому как представители всех профессий должны делать свою работу грамотно и получать за неё достойную зарплату. Талант же учителя проявляется в том, чтобы раскрыть каждого ученика, а не искать среди них только алмазы, превращая их в бриллианты. Труд педагога схож с ювелирным – тенденция противоположная. Посредственному мастеру доверят лишь самоцветы, талантливому – драгоценные камни. Детей нельзя делить по такому принципу, ибо каждый из них по-своему талантлив, красив, умён. Значит, изо дня в день работать с драгоценностями, не испортив их, напряжённый труд, связанный с огромной ответственностью и терпением. С такой миссией может справиться только человек, влюблённый в своё дело, для которого ученик не глина для собственного честолюбия, а школа не мастерская, а храм, хотя бы в собственном сердце. Точны и уместны будут тут слова поэта Р.Рождественского: «Всё начинается с любви: и озаренье, и работа…». В них ответ на все вопросы, поставленные нами ранее, ибо только влюблённый человек способен, не уставая и не раздражаясь, сотни раз повторять прописные истины: «Жи-ши пишутся с буквой И». и в 9-ом классе. И как точно подметила моя коллега: «Надо работать так, как позволяет тебе собственная совесть, а не приказы из Гороно». Правда потом добавила: «Во всём нужно находить золотую середину, без фанатизма». Всё просто, без пафоса и рукоплесканий самому себе.

Учитель и школа в 21-м веке – понятия неразделимые. А что есть школа? Состояние военных действий между двумя враждующими лагерями детей и их наставников? Это заведение, где получают знания господа ученики? Или исправительное учреждение с культом учителя? И да, и нет. Во все времена школа отражала в себе все перипетии общественной жизни нашего государства. Но и в дореволюционной школьной системе, и в советской, и в постсоветской был и положительный опыт, и негативный. Главнее, какой школа должна стать в 21-м веке.

Я детства знала, что стану учителем, окрашивая свою мечту о собственной школе в самые радужные цвета. Поработала в реальных, и розовый цвет поблёк, но, к счастью, не стал серым.

21-й век – это время школ разных типов: лицеев, гимназий, спецшкол.

Опубликовано в группе «Литературное творчество учителя»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.