12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туманова Мария Викторовна42
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
0

Статья «Исследование психо-эмоционального состояния младших школьников, занимающихся массовой физической культурой и спортом»

 

 

ГБОУ СОШ №337 Невского района Санкт -Петербурга 

 

 

 

 

 

Статья 

 

на тему:

Исследование психо-эмоционального состояния младших школьников, занимающихся массовой физической культурой и спортом.

 

 

Выполнила: Туманова Мария Викторовна 

 

 

 

 

 

Санкт -Петербург 

 

Содержание

Введение 

 

1.Теоретические аспекты влияния средств физического воспитания на психо-эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста. 8

1.1. Психологические особенности младших школьников. 8

1.2. Особенности психо-эмоционального напряжения у младших школьников в течение учебного процесса 15

1.3. Средства физического воспитания на уроках физической культуры для снятия психо-эмоционального напряжение у младших школьников. 24

 

2. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа в средних общеобразовательных учреждениях, как средство снятия психо-эмоционального напряжения 28

2.1.Теоретические аспекты физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе. 28

2.2. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа в школе МОУ СОШ № 9 г. Новозыбкова 41

Заключение 44

 

 

Список сокращений

 

ФК- физическая культура

ЧСС - частота сердечных сокращений

АД- артериальное давление крови

МОУ- муниципальное общеобразовательное учреждения

СОШ -средняя общая школа

ДЮСШ -детская юношеская спортивная школа

ОФП - общая физическая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Физическая культура и массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Все больше и больше мы слышим о том, что надо укреплять здоровье нации, необходимо возрождать массовый спорт. Что делать, ослабление социального и нравственного иммунитета населения в постоянной борьбе за выживание действительно стало государственной проблемой номер один.

Но вот, кажется, возрождение массового спорта получило шанс перейти из разряда идей в стадию реально действующего государственного проекта. И трамплином для этого перехода в иное качество становится культивирование спортивного досуга, который отвечает потребностям всех и каждого и при этом никого и ни в чем не ограничивает, а, напротив, помогает человеку развиваться как многосторонней личности. Именно поэтому спортивный досуг способен возродить массовый спорт и вернуть общество к здоровому образу жизни. Это спортивные клубы: сильное и развитое клубное движение, под которым подразумевается отнюдь не фитнес- центры для избранных, а клубы по месту жительства, по интересам, доступные каждому, независимо от объема кошелька Наряду с проблемами содержания спортивных баз и их материально-технического обеспечения существуют проблемы социальной поддержки физкультурных работников, особенно педагогических кадров в области физической культуры и спорта. Остаётся низким уровень заработной платы, увеличивается количество нуждающихся в жилье, происходит отток молодых специалистов в другие сферы и старение преподавательского состава. Использование в неполной мере возможностей физической культуры и спорта можно наблюдать при решении проблем наркомании, алкоголизма и правонарушений, хотя доказано, что нет более эффективного средства, чем физическая культура и массовый спорт в борьбе с этим социальным недугом.

Здоровье подрастающего поколения находится в опасности, так как отсутствует физически активная среда, отвечающая потребностям всего населения города и принципам непрерывного развития. К сожалению, сегодня для детей и подростков занятия физкультурой в школе – практически единственная форма развития и проявления физической активности.

Отношения учителя и учеников в любви характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. Педагог по отношению к ребенку должен выступать и в качестве фасилитатора, (человек,  занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью  повышения их эффективности).

Существуют исследования отдельных составляющих психического состояния (тревожность, фрустрация, мотивы, умственная работоспособность) в традиционной системе обучения (М.В. Антропова; Л.И. Божович; Е.А. Данилова; О.А. Жильцова; Н.В. Репкина; и др.) [3,87]. Но, во-первых, нет исследований психического состояния детей в учебном процессе, не определены параметры и система методов целостного изучения данного явления; во-вторых, не встречается сравнительных исследований психического состояния и особенностей его динамики на учебных занятиях в разных системах обучения.

Цель работы: провести анализ научных данных литературы о влиянии средств физического воспитания на психо–эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста в зависимости от темы и содержание урока ФК.

Объект исследования: младшие школьники 2-3 классов.

Предмет исследования: показатели психо-эмоциональное состояние у детей младшего школьного возраста в зависимости от темы и содержание урока Физической культуры.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1.На основе анализа информации научной литературы выявить наиболее эффективные средства физического воспитания для снятия психо-эмоционального напряжение у младших школьников на уроках физической культуры;

2.Выявить особенности психо-эмоционального напряжения младших школьников в течение учебного процесса в зависимости от темы и содержание урока;

3.Изучить особенности физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работа в школе № 9 г. Новозыбкова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты влияния средств физического воспитания на психо-эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста

1.1. Психологические особенности младших школьников.

 

Прежде чем перейти к рассмотрению психологических особенностей младших школьников необходимо дать определение, что же такое младший школьный возраст.

По мнению Крутецкого В.А. младшим школьным возрастом считается «возраст детей примерно от 7 до 10 -11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития [15, c. 262].

Зинченко В.П. и Мещеряков Б.Г. понимали под младшим школьным возрастом «(англ. midchildhood — среднее детство) — возраст 6/7-10-летних детей, обучающихся в I-III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В др. странах этот возраст соответствует принятым там системам образования ( Во Франции 5-летнему элементарному обучению соответствует 6-11-летний возраст). Как особый период детства младший школьный возраст выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение — единственная ступень образования [32, 267] Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития.

Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет для школьника – значит что-то сделать с ним, что-то изменить в нем, потрогать его. Характерная особенность детей младшего школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Дети в первую очередь воспринимают те объекты и их свойства, особенности которых вызывают непосредственный эмоциональный отклик. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее [11,34].Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Как справедливо замечал Д.Б. Эльконин, « память в этом возрасте становится мыслящей» Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, связанный с яркими пособиями, но в тоже время, в отличие от дошкольников, способны целенаправленно запоминать не интересный материал. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает [2,56].

Дальнейшее развитие в младшем школьном периоде получает воображение. Творчество играет важную роль в жизни любого человека, а оно невозможно без воображения. К тому же раз игра всё ещё важна для младших школьников, в этой деятельности воображение активно используется. Благодаря воображению человек может прогнозировать результат своих действий. К тому же, воображение неразрывно связанно с памятью. Материал для воображения частично предоставляется памятью, а память использует образы воображения.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать:

1.качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической;

2.рефлексию, анализ, внутренний план действий;

3.развитие познавательного отношения к действительности;

В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему.

Также важно отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так называемый кризис семи лет. У ребёнка изменяются восприятие своего места в системе отношений. Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода [5, 251]. Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей.

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается. Развитие личности зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность. В младшем школьном возрасте наиболее интенсивно развиваются три аспекта самосознания: притязание на признание, осознание прав и обязанностей, осознание времени [23,134].

В этом возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи [23,122].

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности.

От правильного развития опорно-двигательного ап­парата ребенка, включающего костный скелет, суста­вы, связки, мышцы, зависит, как впоследствии он будет передвигаться, приобретать трудовые и другие навыки. Посильная, систематически выполняемая работа вызывает обильный приток крови в мышцах, улучшает их питание, способствует правильному рос­ту и развитию мышечной ткани. Именно в младшем школьном возрасте часто возникает искривление по­звоночника, поэтому надо обязательно следить за пра­вильным положением ребенка во время занятий, чте­ния. Укреплению опорно-двигательного ап­парата ребенка способствуют занятия плаванием.

Физические упражнения на воздухе, дыхательная гимнастика тренируют органы дыхания. Сердечно- со­судистая система ребенка отличается большой вынос­ливостью и работоспособностью.

К 7-8 годам, в основном, заканчивается развитие нервного аппарата, регулирующего деятельность сер­дца, увеличивается количество крови, выбрасываемой сердцем за 1 удар (в 9-10 раз по сравнению с новорож­денным). Изменяется частота пульса (у ребенка в 7 лет в среднем 87 ударов в 1 минуту). До 10 лет мальчики немного превос­ходят девочек в росте и в массе (примерно до 8,5 лет).

Появляются элементы познавательных эмоций, формируются высшие нравственные эмоции - чут­кость, забота, чувство дружбы и долга. Возраст 7-8 лет - второй кризисный период в развитии психики человека. Нередко в этом возрасте могут выявляться первые несоответствия между ускоренным физиче­ским (в том числе половым) и психическим развити­ем. В этом возрасте совесть ребенка не терпит ника­ких компромиссов, для него существуют только край­ности плохой - хороший, черное - белое, да – нет [5,76].

В возрасте до 8 лет ребенок находится где-то в про­межуточном состоянии: он уже не малыш, но еще и не подросток с его трудностями. Тем не менее именно в этом возрасте происходит коренная смена приорите­тов, и ребенок начинает подражать не окружающим его взрослым, а сверстникам, в первую очередь одно­классникам. Взрослые должны быть готовы к этому и ни в коем случае не реагировать болезненно на такие перемены в душе ребенка.

К тому же ничего страшно­го не случилось, просто ваш малыш повзрослел, у него теперь новые друзья и новые интересы. Кстати, одним из авторитетов младшего школьника является его учи­тель.

Мнение сверстников не просто важно для ребенка, оно играет большую роль в его повседневной жизни. Если раньше ваш сын или дочь послушно надевали те костюмы, которые вы им выбрали, то теперь они де­лают, это с оглядкой на приятелей: «Что они скажут, не выгляжу ли я в нем слишком маленьким.

Для ребенка очень унизительно, когда его считают хуже других. В этом случае он вообще перестанет при­слушиваться к мнению взрослых и найдет себе какой-нибудь совершенно потрясающий идеал среди своих сверстников, скорее всего из числа двоечников и ху­лиганов. Обязательно говорите ребенку, что он самый хороший, разумный и добрый и что друзья у него дол­жны быть такими же. В этом случае ваш ребенок не будет спрашивать мнения у кого-то еще, а авторите­том для него еще несколько лет, а, может быть, и всю жизнь будут понимающие его близкие люди [6,90].

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками.

Возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников Оценка выступает в роли поощрения. Оценка учителя помогает ребёнку со временем самостоятельно научиться оценивать свою работу. Причём это должна быть не просто оценка результата, но и самих действий школьника, выбранного им способа для решения какой-либо конкретной задачи. Учитель в начальных классах школы не может ограничиться просто отметкой в журнале как оценкой деятельности ученика. Здесь важна содержательная оценка, то есть преподавателю необходимо объяснить школьнику, почему поставлена именно эта оценка, выделить положительные и отрицательные стороны работы ребёнка [44,76].

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.

Совершенно особый тип взаимоотношений складывается между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является официальным носителем общественных требований к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, - не выражение личного отношения учителя к ребенку, а объективная мера его знаний, выполнения им учебных обязанностей. Плохую оценку нельзя компенсировать ни послушанием, ни раскаянием. Взаимоотношения детей в классе отличаются от тех, которые складываются в игре. Главным, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становятся оценка учителя, успехи в учебе. Вместе с тем совместное участие в обязательной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строящихся на общей ответственности.

Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя становятся единственной учебной целью. Знания и учебные действия усваиваются не только для настоящего времени, но и для будущего, впрок. Знания, которые получают дети в школе, имеют научный характер. Если прежде начальное обучение представляло собой подготовительную ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь оно превращается в исходное звено такого усвоения, которое начинается с первого класса.

Основная форма организации учебной работы детей - урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений. Ученик должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т. е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество - степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности психо-эмоционального напряжения у младших школьников в течение учебного процесса.

 

 

Основная форма организации учебной работы детей - урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом. Все эти требования касаются развития разных сторон личности, психических качеств, знаний и умений. Ученик должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни.

Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо, т. е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество - степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Как было уже сказано в предыдущих параграфах в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная и в зависимости от успехов или неуспехов в этом виде деятельности состояние школьника будет либо положительным, либо отрицательным. К отрицательным относят: тревожность.

Изучением тревожности занимались (Е.Ю.Брель, Р.В.Кисловская, Б.И.Кочубей, Е.В.Новикова, А.М.Прихожан).

По определению, которое дал Еникеев М. И. «тревожность – это чувство эмоционального дискомфорта, вызываемое постоянным ожиданием грозящей опасности, состояние диффузного (безобъектного) страха; склонность индивида к переживанию состояния тревоги; характерна для лиц с отклоняющимся поведением субъективное проявление личностного неблагополучия [7,490].

Немов определял тревожность как – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [2,210].

По определению А.В. Петровского: “Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.

А вот Зинченко В. П. и Мещеряков Б. Г. под тревожностью понимают «индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов [3,52] .

В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя еще пол века назад это различие было неочевидным. Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии (Левитов Н.Д.1969; Прихожан А.М.1977,1998; Спилберг Н.Д.,1983 и др.) и позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства.

Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста можно выделить:

1.Внутри личностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности ( Кочубей Б.И., Новикова Е.В. и др.)

2.нарушения внутрисемейного и или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками (Захаров А. И., Прихожан А.М., 1998; Спиваковская А.С., и др.)[32,98].

3.Соматические нарушения (Щербатых Ю. В., Ивлева П.И., и др.)

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного:

1.негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

2.неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3.противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой, сверстниками.

В соответствии с онтогенетическими закономерностями психического развития, можно описать специфические причины тревожности на каждом этапе дошкольного и школьного детства [1,123].

У младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми. В отличии от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающие различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений [7,66].

В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды [7,53].

Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается тревогой. Познание – это всегда открытие чего-то нового, а все новое таит в себе беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности усвоения знаний.

Поэтому следует сразу оговориться, что оптимальная учеба в школе возможна только при условии более или менее систематического переживания тревоги по поводу событий школьной жизни. В нашей работе школьная тревожность будет пониматься как специфический вид тревожности, проявляющиеся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующие влияние на учебную деятельность ребенка, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями ребенка темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы [2,99].

Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально - психологическими факторами или фактором образовательных программ. На основе анализа литературы и опыта работы со школьной тревожностью мы выделили несколько факторов, воздействия которых способствует ее формированию и закреплению. В их число входят:

- учебные перегрузки;

-неспособность учащегося справиться со школьной программой;

- неадекватные ожидания со стороны родителей;

- неблагоприятные отношения с педагогами;

- регулярно повторяющиеся оценочно – экзаменационные ситуации;

- смена школьного коллектива и или непринятие детским коллективом [1,73].

Рассмотрим эти факторы подробнее.

Учебные перегрузки обусловлены разнообразными сторонами современной системы организации учебного процесса. Во-первых, они связаны со структурой учебного года. Исследование показывают, что после шести недель активных знаний у детей (прежде всего, младших школьников и подростков) резко снижается уровень работоспособности и возрастает уровень тревожности. Восстановление оптимального для учебной деятельности состояния требует как минимум недельного перерыва. Этому правилу, как показывает практика, не удовлетворяют, по меньшей мере, три учебных четверти из четырех. Только в последние годы и только первоклассники получили привилегию – дополнительные каникулы в середине изматывающее длинной третьей четверти. А для остальных параллелей самая короткая четверть – вторая – длиться, как правило, семь недель [1,93].

Во-вторых, перегрузки могут вызываться загруженностью ребенка школьными делами в течении учебной недели. Днями с оптимальной учебной работоспособностью являются вторник и среда, затем, начиная с четверга, эффективность учебной деятельности резко снижается. Для полноценного отдыха и восстановления сил ребенку необходим как минимум один полноценный выходной в неделю, когда он может возвращаться к выполнению домашних заданий и других школьных дел.

Установлено, что учащиеся, получающие домашние задания на выходные, характеризуются более высоким уровнем тревожности, чем их сверстники, имеющие возможность полностью посвятить воскресенье отдыху.

И наконец , в-третьих, свой вклад в перегрузки учащихся вносит принятая сейчас длительность урока. Наблюдения за поведением детей в течение урока показывают, что за первые 30 минут урока ребенок отвлекается более чем три раза меньше, чем за 15 последних.

По данным Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой [13,77].

Получается, что почти половина всех случаев отвлекаемости приходится на последние 10 минут урока. Тогда же относительно возрастает и уровень школьной тревожности. Неспособность учащегося справиться со школьной программой может быть вызвана самыми разными причинами:

1.повышенным уровнем сложности учебных программ, не соответствующих уровню развития детей, что особенно характерно для столь любимых родителями «престижных школ», где, по данным исследования, дети значительно тревожнее, чем в обычных общеобразовательных школах[3,16].

2.недостаточным уровнем развития высших психических функций учащихся, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя, не владеющего навыками подачи материала или педагогического общения и т.д.;

3.психологическим синдромом хронической не успешности, который, как правило, складывается в младшем школьном возрасте; основная особенность психологического профиля такого ребенка – высокая тревожность, вызванная несовпадениями между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка.

Связь школьной тревожности с успеваемостью можно проиллюстрировать следующим образом [1,83].

Как видно, наиболее «тревожными» детьми являются двоечники и отличники. Середнячки в плане успеваемости характеризуются большей эмоциональной устойчивостью по сравнению с теми, кто ориентирован на получение одних пятерок или не рассчитывает, особенно на оценку выше тройки.

Школьная тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. По данным Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой , основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

Однако такое описание феноменологии тревожности представляется ими неполным. Это, прежде всего, связано с тем, что многие проявления школьной тревожности возрастной – специфичны [2,98].

Среди признаков школьной тревожности, являющихся универсальными для любого возраста, прежде всего, стоит отметить ухудшение соматического здоровья учащегося, что вполне объяснимо с точки зрения теории психосоматики. Тревожные дети часто болеют, и вынуждены по этой причине оставаться дома. Иногда возникают «беспричинные» головные боли или боли в животе, резко повышается температура.

Нежелание ходить в школу чаще всего возникает в контексте недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует в первую очередь о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Если учащиеся начальной школы, как правило, не идут дальше рассуждений на эту тему, то с переходом в среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы. Начиная со средней школы, довольно типичными становятся также прогулы контрольных и самостоятельных работ, «нелюбимых» предметов, уроков, которые ведут «плохие» учителя. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Ребенок, добиваясь совершенства, может многократно переписывать классные и домашние работы, тратить на выполнение домашнего задания много часов в день , отказываясь ради этого от прогулок и встреч с друзьями. Чрезмерная старательность бывает, характерна как для первоклассника, так и для одиннадцатиклассника. С конфликтностью самооценки связан и следующий «универсальный» поведенческий признак школьной тревожности – отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать его выполнять, что обусловлено описанным выше механизмом «замкнутого психологического круга. Такая форма проявления школьной тревожности особенно часто наблюдается в классах, которым гласно или негласно присвоен статус «самых слабых» в параллели. Учащиеся этих классов обычно не выполняют домашних заданий, меньше работают на уроках, и объяснение этому можно найти в словах девочки – девятиклассницы, которая учится в таком классе: «А зачем? Мы все равно не сможем. Нам можно!» [7,94].

Раздражительность и агрессивность проявления ребенка зачастую рассматриваются как самостоятельные «мишени» психологической помощи, в то время как во многих случаях они являются только симптомом, свидетельствующим о том, что такой ученик подвержен школьной тревожности. Раздражение или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк [7,99].

Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках, - признак школьной тревожности, судьба которого во многом сходна с предыдущим. Также как и агрессивность, рассеянность может рассматриваться как

самостоятельный симптом, указывающий на определенный дефект внимания. Во многих случаях частые отвлечения на уроках, только «физическое» присутствие на уроке характерны для детей, которые таким образом стараются избежать вызывающих беспокойство фрагментов школьной среды. В итоге они либо постоянно вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему это состояние является для них наиболее комфортным. Помочь таким детям стать более внимательными – значит помочь им справиться с тревожностью.

Для описания феномена школьной тревожности, необходимо отметить следующее:

Школьная тревожность – это специфический вид тревожности , проявляющейся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющейся в этом взаимодействии.

Тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние.

- Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства учащегося [76,65].

- Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.

В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций – ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.

Таким образом, на основании всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в образовании больше внимания уделяют тому, чтобы ребенок получил как можно больше знаний. При этом не учитывается, что:

· повышенный уровень сложности учебных программ, не всегда соответствует уровню развития детей;

· ребенок младшего школьного возраста после 30 минут отвлекается в 3 раза чаще, что свидетельствует о его утомляемости;

· после шести недель учебных занятий требуется неделя отдыха, для восстановления оптимального для учебной деятельности состояния;

· ребенку требуется раз в неделю полноценный выходной. Но, как показывает практика, он тратит его на выполнение домашнего задания.

Все это способствует возникновению школьной тревожности, которая характеризуется волнением, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

1.3. Средства физического воспитания на уроках физической культуры для снятия психо-эмоционального напряжение у младших школьников.

 

 

У школьников очень часто нарушается психо- эмоциональное равновесие в поведении, что проявляется в виде тревожности, агрессивности, ссор, конфликтности, обидчивости, ревности и т.д. Учителя физической культуры встречаются с ними постоянно [5,96]. А ведь не секрет, что данные свойства не только снижают качество учебного процесса, но и отрицательно влияют на здоровье школьников и учителей. Неслучайно у школьников в 8-9 лет выявлены в последнее время такие заболевания, как гастрит, язва, близорукость, снижение памяти, хотя 10-15 лет назад такие заболевания были характерны для педагогического процесса общеобразовательных школ [1, 27].

Как же устранить негативные явления, создающие отрицательный фон психо- эмоционального состояния у школьников на уроках физической культуры? Ведь необходимость в этом уже возникла и требует педагогического решения.

В современной психологии в связи с этим появился термин "хроническая озлобленность". Объясняется это тем, что на современном этапе развития общества ученики испытывают переизбыток не только психо- эмоционального напряжения, но и гормонального фона в крови, который требует выхода в виде психической напряженности, агрессивности, конфликтности, так как он уже превышает оптимальные нормативы психо- эмоционального состояния. В связи с этим необходимо отметить, что высокий уровень агрессивности свидетельствует о неблагополучии личности, провоцируя конфликтность в поведении, особенно в младшем и среднем звене общеобразовательной школы.

Постоянное проявление агрессивности ведет к ослаблению функциональных систем. В большей степени у детей страдает иммунная система, например гормон кортизол выбрасывается в кровь при тревожности, а гормоны эндорфины - при положительных эмоциях [3,96].

При всем при этом мы, взрослые, удивляемся, что с каждым годом сокращается число здоровых детей, а многие уже имеют не одно заболевание. Это объясняется тем, что психическая напряженность повышается из года в год и способствует ухудшению здоровья школьников. Ведь эти процессы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Рассматривая проблему психической напряженности и ее влияние на организм, следует отметить, что в конфликтной ситуации и после нее избыток накопивших гормонов адреналина и норадреналина необходимо потратить через двигательную активность. Под действием физической активности разрушение гормонального фона происходит без нанесения вреда организму. Необходим этот процесс по той простой причине, что после конфликта увеличивается содержание кислоты и пепсина в желудке. Именно из-за избытка этих веществ в организме и на стенках желудка провоцируется язва и другие заболевания. Таким образом, физическая активность - необходимая и действенная защита против проявления конфликтности, агрессивности, психической напряженности школьников.

Из этого можно заключить, что неоптимальный психо-эмоциональный фон психической напряженности и агрессивности у школьников приводит не только к противоправным, асоциальным действиям, но и к разрушению их физического здоровья. Мы связываем это с тем, что проявление агрессивности сопровождается психическим напряжением и социальной деградацией школьников.

Существует мнение, что кратковременный стресс положительно влияет на увеличение количества иммунных клеток. А если стресс протекает более напряженно и длительно, то количество этих клеток уменьшается [1, 4].

Средства физического воспитания на уроках Физической культуры в этом случае смогут выполнить профилактическую, упреждающую и оздоровительную функции. Так как выполнение упражнений без желания, с хмурым выражением лица способствует выделению адреналина, что, в свою очередь, вызывает тревогу, подавленность, а с улыбкой - располагает к выбросу в кровь норадреналина, а с ним и чувство уверенности и спокойствия [3,9].

Неоптимальное психо-эмоциональное состояние необходимо устранить, если оно возникло. В этом случае средства физической культуры и спорта будут действенным фактором. Оптимизируют эту действенность средства и методы физической культуры, а также тренинг или беседы, проводимые на эту тему на уроках физической культуры. Если они будут проводиться целенаправленно и не только в случае необходимости, но и в профилактических целях, то эффект педагогического воздействия окажется неоценимым. Хотя мы отдаем себе отчет в том, что возможны возражения со стороны учителей физической культуры типа: это не входит в задачи урока. На такое возражение есть аргумент, что учитель должен помнить об оздоровительных и воспитательных задачах уроков физической культуры.

Школьники проявляют отрицательные свойства, которые создают отрицательный психо-эмоциональный фон, они не осознают порой, какой психический и физиологический вред наносят своему здоровью. В этом случае необходимо рассказать им о механизмах воздействия отрицательных психических свойств на состояние здоровья, показать, как в действительности конфликтующие наказывают себя в процессе и после конфликта. Именно через профилактический тренинг возможно изменить их сознание. Ведь продолжительное и интенсивное проявление агрессивности днем обязательно отрицательно скажется на многих системах и функциях организма под утро, так как именно ранним утром в желудке происходит выделение соляной кислоты пропорционально гормону адреналина, выброшенного в конфликтной ситуации. В данном случае следует особо подчеркнуть, что конфликтные ситуации разрушают здоровье в зависимости от частоты и интенсивности выделения гормонов в кровь.

Полагаем, что такой информацией школьники не владели, не осознавали ее и не предполагали, что такие заболевания могут возникнуть не только после конфликтных ситуаций, но даже после незначительных ссор. Данное разрушение провоцирует заболевания желудочно-кишечного тракта. Очевидно, владея такой информацией, не каждый школьник в последующем решится на проявление агрессивности, так как уже на подсознательном уровне будет знать о ее последствиях он отрегулирует свое поведение и оградит других детей от подобных действий. Конфликтующие школьники в этой ситуации изменят свое поведение и отношение к агрессивности.

Предложенный психологический тренинг, позволяющий оздоровить психо-эмоциональное состояние школьников, проводится в течение 30 мин во всех классах школы. Для более эффективного его воздействия проводится индивидуальная работа с каждым учеником.

Следовательно, любое психическое напряжение сохраняет гормональный след и не проходит бесследно. Если школьники осознают и понимают последствия конфликта, то аналогичных действий в последующем будет значительно меньше, а в лучшем случае они будут устранены из педагогического процесса. Не случайно говорится, что победителей и проигравших в конфликте нет: наказаны будут все его участники. Используя предлагаемую методику, учитель физической культуры потратит на беседу в каждом классе незначительное время, а выиграет в целом здоровый психо-эмоциональный фон в классе, школе, обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа в средних общеобразовательных учреждениях, как средство снятия психо-эмоционального напряжения

 

2.1.Теоретические аспекты физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.

 

При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее т. к. даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно – массовой работой, главной целью - является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника [3,77].

В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности.

Главное в том, что физкультурно-оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать всех учащихся каждой школы.

Основная роль в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и внеурочного дня, для организации внеклассной и спортивно-массовой работы по праву принадлежит школьному совету коллектива физической культуры (КФК).

Совет (КФК) является самостоятельной организацией, призванной развивать массовую физическую культуру, спорт, туризм, среди учащихся.

Коллектив физической культуры (КФК) создается приказом по школе. Членами (КФК) являются учащиеся 1 – 11 классов. По своей структуре коллектив (КФК) возглавляется советом в составе 7 – 10 человек, работой которой руководит председатель. В состав совета (КФК) избираются наиболее активные учащиеся школы, проявляющиеся себя умелыми организаторами.

При совете (КФК) создаются комиссии: по массовой физической культуре, по проведению спортивных мероприятий, по подготовке физкультурного актива, по пропаганде и агитации, хозяйственная, по награждению. Руководство комиссиями возлагается на членов совета (КФК). От действий этих комиссий в полной мере зависит результативность работы коллектива (КФК) в целом, особенно в обеспечении массовости физической культуры и спорта в школе [8,78] .

Так комиссия по физкультурно-массовой работе помогает руководству школы, классным руководителям и учителям физической культуры в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультурных минутах на уроках, подвижные перемены). Для этого они выделяют физкультурный актив, общественных инструкторов. Активное участие комиссия принимает в организации ежемесячных дней здоровья и спорта, готовит оформление мест соревнований, назначает судей [2,98].

Комиссия по спортивным мероприятиям - организует совместно с учителями физического воспитания внутри школьные соревнования, помогает организовать работу спортивных секций, участвует в комплектовании сборных команд для участия в городских, соревнованиях, оформляет рекорды школы, ведет учет учащихся, выполнивших нормативы спортивной классификации.

Комиссия по подготовке физкультурного актива - помогает учителю физической культуры готовить общественных судей по видам спорта, инструкторов, физоргов для организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе.

Такая организация работы совета (КФК) наиболее полно обеспечивает массовость физической культуры и спорта, почти все учащиеся в той или иной мере охвачены и внеурочными физкультурными занятиями и оздоровительными мероприятиями. Методическая и организаторская помощь в деятельности коллектива (КФК) обеспечивается учителями физической культуры, организатором внеклассной и внешкольной работы. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций.

Спортивные секции - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства [1,87].

Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы.

Работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), занимает одно из важных мест в осуществлении задач физического воспитания школьников и осуществляется в группах лечебной физической культуры (ЛФК). Занятия в группах (ЛФК) проводятся с детьми отнесенным к специальной медицинской группе (СМС) имеющие отклонения в состоянии здоровья, которым противопоказана усиленная физическая нагрузка. Занятия в группах (ЛФК) могут носить как постоянный, так и временный характер, в зависимости от заболевания [1,65].

Одним из важных факторов успешных занятий является самоконтроль, представляющий собой регулярное наблюдение учеников за состоянием своего здоровья в режиме дня. Ведение дневника самоконтроля учащихся оказывает учителю ощутимую помощь в планировании и регулировании нагрузок для каждого учащегося, занимающегося в группах (ЛФК).

Необходим тесный контакт врача и учителя физической культуры с родителями учащихся, отнесенных к группе (СМГ). Родителям необходимо сообщать родителям об эффективности занятий и сдвигах состояния здоровья и развития детей. Желательно систематически проводить 1 раз в неделю специальные лекции и практические занятия [7,90].

Врачебный контроль, осуществляемый врачом, является важной частью медицинского обслуживания и физического воспитания учащихся. Совместно с учителем физической культуры врач планирует занятия в группе (ЛФК). Врач знакомиться с годовым учебным планом и планом занятий в группах (ЛФК). Проводит врачебно-педагогический контроль, отбирает 1 – 2 учащихся для наблюдения за адаптацией организма к физической нагрузке во время занятий. Врач, совместно с учителем физического воспитания проверяет санитарно-гигиенические условия места занятий, состояния спортивной формы и обуви, интересуются самочувствием учащихся . Врач определяет оздоровительную значимость занятий в группах (ЛФК) с учетом санитарно-гигиенических условий проведения занятий, наличия навыка правильной осанки и дыхания, улучшения самочувствия.

Учитель физической культуры должен для этой группы учащихся, подобрать и определить индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся. Необходимо также учителю физического воспитания установит прямой контакт с родителями, для осуществления контроля физического состояния учащихся, по согласованию с родителями вести дневник самоконтроля своего физического состояния [2,98].

Сообщение школьникам теоретических сведений по физическому воспитанию правомерно и необходимо потому, что без теоретических знаний учащихся невозможно решить главные задачи физического образования, составляющего сущность общеобразовательного предмета '' Физическая культура ''

Теоретические сведения в программе по физической культуре формируются по следующим направлениям:

Знание физической культуры и спорта;

Правила гигиены занятий физическими упражнениями;

Ознакомление с комплексом учебных нормативов;

Влияние образа жизни на состояние здоровья;

Основные методики самостоятельных занятий;

Олимпийские игры;

Правила безопасности во время занятий физическими упражнениями.

Теоретические сведения, связанные с двигательной деятельностью, влиянием физических упражнений на организм, рекомендую сообщать при прохождении практического материала.

Специальные задачи по подготовке юных спортсменов решают группы подготовки ДЮСШ. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом. В зависимости от специфики видов спорта культивируемых в школе могут создаваться филиалы ДЮСШ при школе. Важной организационно-педагогической проблемой является отбор учащихся в группы начальной подготовки ДЮС [1,94]

В группы начальной подготовки ДЮСШ осуществляется по принципу осуществления массовости спорта, а затем уже с целью достижения определенных спортивных результатов. Создание в структуре школы такого звена позволяет дополнительно привлечь к регулярным занятиям большое количество учащихся.

Данная группа начальной подготовки ДЮСШ - должна являться самостоятельной структурной единицей школы, которая должна решать главную задачу – привлечение к физической культуре и спорту максимального числа школьников средствами ОФП на базе одного из видов спорта. Важно помнить, что в этих группах, учащиеся должны приобщаться к спорту в целом. Особо следует отметить такую форму работы, как организация летнего спортивно-оздоровительного лагеря, позволяющего осуществлять круглогодичную учебно-тренировочную работу с учащимися.

Практика показывает, что один месяц тренировки в лагере по эффективности не уступает полугодичному периоду занятий в стационарных условиях спортивной школы. Организация работы в спортивно-оздоровительном лагере позволяет не только увеличить тренировочную нагрузку, но и обеспечить комплекс необходимых восстановительных мер. Велико значение лагеря для проведения воспитательной работы, привития таких качеств, как трудолюбие, честность. коллективизм, воля. Значительное место в работе спортивно-оздоровительных лагерей занимает физическая культура и спорт как одно из главных средств оздоровления и воспитания, совершенствования физической и спортивной подготовки, активного отдыха и укрепления здоровья учащихся. Именно в спортивно-оздоровительном лагере наиболее полно раскрываются все стороны и черты характера каждого учащегося [12,89].

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований – Спартакиад. Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся [1,78].

Внутри школьные соревнования (Спартакиады) проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутри школьные соревнования (Спартакиады) являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том– что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.

Центром организационно-массовых соревнований (Спартакиад), должна стать школа. Это очевидно, т. к. именно в школе учащимся, начиная с 1 класса, представляется возможность принимать участие во внутри школьных соревнованиях (Спартакиадах).

Организаторам внутри школьных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого ученика должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут для учащегося полезными [7,78].

Создание звена научно-исследовательской работы среди учащихся в школе позволяет дополнительно привлечь к регулярным занятиям учащихся, отнесенным к медицинской группе здоровья, путем решения образовательно-воспитательных задач по предмету физической культуры и спорта, выявить лиц из числа учащихся способных заниматься НИР в области ФК и С, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе .Затронутые вопросы организации внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе свидетельствуют о многогранности форм и методов этой работы [7,67].

Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы, особенно учителей физического воспитания.

Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий не должна быть стихийной, бесконтрольной. Ее следует систематически направлять администрацией, учителями физического воспитания, в данную работу должен включиться весь педагогический коллектив школы, однако эта работа должна стать более плодотворной, если она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания самих учащихся.

Психо- эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни.

Организация оздоровительного бега.

Традиционно бег рассматривается как средство профилактики и совершенствования функционирования сердечно- сосудистой системы. Но не меньшее значение имеет он в профилактике психо-эмоционального напряжения детей. На то, что бег улучшает подвижность нервных процессов и повышает психический тонус, указывают многие специалисты: медики, психологи, тренеры.

У детей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, отмечается устойчивое положительное настроение. К. Никитин объясняет это отвлечением от тревожащих эмоций, которые захватывают все функции организма, а также концентрацией внимания и образованием в центральной нервной системе сильных очагов возбуждения. Они в определенной степени подавляют стойкие доминантные очаги, обусловившие угнетенное или раздраженное состояние.
Бег уравновешенно действует на нервную систему, способствует душевному равновесию даже в том случае, если человек был в спокойном состоянии. Особое значение имеет оздоровительный бег для детей с функциональными заболеваниями нервной системы, которых нетрудно определить по чрезмерному возбуждению или стойкой апатии. Именно у них наблюдаются нарушения сна и аппетита, частая смена настроения, отмечаются трудности запоминания, резко снижается способность концентрации внимания.
Регулярные беговые тренировки способствуют развитию памяти и внимания, устранению речевых депрессий, часто наблюдаемых у таких детей. Они становятся более уравновешенными [1,90].

Дадим несколько советов практическому психологу о том, как организовать оздоровительный бег, чтобы он действительно послужил средством предупреждения психо-эмоционального напряжения.
Основные правила, которые должны быть соблюдены при организации оздоровительных беговых тренировок, заключаются в следующем:

На начальном этапе беговых тренировок имеет смысл разделить детей на подгруппы по определенным психологическим признакам. Малоподвижных с превышением массы тела в одну подгруппу, моторных - в другую, детей с хронической патологией - в третью и т. п.

Специфика индивидуально-психологических и физических особенностей детей учитывается в методике тренинга и характере общения взрослых с детьми. При правильных подходах очень скоро дети смогут бегать все вместе [5,54].
Каждому ребенку необходимо помочь выбрать оптимальную для него скорость. При правильно подобранной скорости дети обычно слегка увеличивают ее на второй половине дистанции. Это нормально и соответствует одному из принципов оздоровительного бега - Бежать как бежится!
Важно, чтобы дети получали от беговых тренировок максимум удовольствия. Иначе оздоровительного эффекта не будет. Поэтому следует проследить за тем, чтобы взрослые как можно меньше делали детям замечаний и указаний, помня, что они не олимпийский резерв готовят, а занимаются физкультурным оздоровлением.
С каждой подгруппой детей должен бегать взрослый. Под его темп и подстраиваются дети. Он перекидывается с детьми на бегу шутками, репликами и по характеру их речи, а также другим внешним признакам решает, стоит ли им продолжать бег [1,54].

На начальном этапе беговые тренировки проводятся не более 2-3 раз в неделю. Это необходимо для предупреждения мышечных болей. По мере развития выносливости беговые тренировки могут проводиться ежедневно. Тестирование детей на выносливость проводится 1 раз в две недели. Нормальное прохождение теста говорит о том, что можно увеличить дистанцию. Но вот делать этого, не посоветовавшись с детьми, не стоит.
Иногда дети очень скованны, и тренеру не удается преодолеть это. Предложите ему несколько формул, вызывающих у детей веселые образы. Например: "Утята шлепают по воде", "Ножки приклеиваются к дорожке", "Наши пяточки как барабанные палочки" и т. п. Если у детей слишком напряжены мышцы плечевого пояса и рук, то нужно предложить им взять две палочки и перебирать их пальцами во время бега. Это снимет напряжение кисти и даст свободу предплечью[14,55].
Место проведения беговых тренировок в принципе большого значения не имеет. Бегать можно где угодно: в сквере, парке, по улице. В плохую погоду можно побегать в спортивном зале, если он, конечно, достаточно просторный. Но на первых этапах лучше бегать по ровной местности, а затем неплохо подобрать трассу с небольшими подъемами и спусками. Вообще беговые трассы следует менять чаще, чтобы обогатить детей зрительными впечатлениями.
Требования к одежде зависят от температуры окружающего воздуха. Нужно помнить о том, что при беге интенсивно выделяется тепло. Основные зоны потери тепла организмом - это стопы, руки, голова. Именно их следует защищать в первую очередь, обратив особое внимание на обувь. Вся одежда для беговых тренировок должна быть из натуральных волокон, за исключением специальной куртки-ветровки для прохладной погоды, ткань которой, защищая от ветра, все же дает через микроотверстия дышать телу. Неправильно подобранная одежда приводит к излишней потливости, раздражению кожи, детям неприятно, они нервничают, и тогда оздоровительный эффект тренировки практически сводится к нулю.
Подготовка к беговым тренировкам состоит из нескольких этапов.

Оздоровительные игры.

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную функцию.
Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта [4,65].

Игры не должны повторяться (может быть изредка), чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагогов их должно быть много. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет. Если четырехлетние дети понимают что такое пропеллер, то можно играть с ними в игру "Пропеллер". Ниже приводится описание нескольких игр, по аналогии с которыми педагоги дошкольного учреждения могут разработать свои.

Музыкально-ритмическая гимнастика.

Издавна музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психо- эмоционального напряжения. В древней медицине рекомендовалось даже использовать их при укусах ядовитых змей, чтобы снять состояние ужаса ,испытываемого человеком.
Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема при выполнении музыкально-ритмической гимнастики несет мощный заряд.
Значение музыкальных ритмов для снятия психо- эмоционального напряжения велико. То, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиения, доказано еще в прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым.
Такое же действие оказывает и воспоминание об этой музыке. В. М. Бехтерев установил, что при спокойной музыке дыхание человека становится глубоким и равномерным, а гармоничные созвучия замедляют пульсацию крови. Способны вызвать замедление пульса и удары метронома.
Звуковые ритмы воздействуют на ребенка, когда он находится еще в утробе матери. Не случайно, когда мать прижимает ребенка к груди и покачивает его, он быстро засыпает. Ритмы сердца матери, которые слышит ребенок, успокаивают[4,5] его.
На ритмы сердца ориентируются композиторы. Походные марши пишутся в темпе, который чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка снижает усталость. Темп же парадных маршей усиливают до 72 тактов в минуту, что превышает нормальный сердечный ритм. Ритмическая музыкальная деятельность чрезвычайно эмоционально насыщенна. Эту насыщенность можно дозировать: в зависимости от ситуации давать тот или иной (по качеству и количеству) заряд эмоций. Некоторые специалисты советуют, например, использовать "Утро" Грига, чтобы снять переутомление, а произведение "Король гномов" Шуберта помогает справиться загруженностью.
Существует множество рекомендаций, как подбором соответствующих ритмов регулировать нюансы состояния человека. Но слушать музыку - это одно, а вот двигаться ей в такт - совсем другое. Не случайно ритмическую гимнастику называют аэробикой .Ритмическая гимнастика гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средства профилактики психо- эмоционального напряжения по сравнению с другими видами физкультурной деятельности.
А, кроме того, при той же нагрузке на сердечно-сосудистую систему, что и при оздоровительном беге, она не утомляет детей, в ней гораздо активнее работают суставы, а значит, она является средством развития гибкости.
Ритмическая гимнастика более демократична, она допускает нечеткие движения, импровизацию, "нечемпионские" движения. Она всегда создает хорошее настроение; разучив несколько элементов ритмической гимнастики, можно заниматься и без тренера, внося в нее творческие коррективы. В форме ритмической гимнастики можно организовывать в плохую погоду утреннюю гимнастику, проводить днем музыкально-ритмические паузы между интеллектуально нагруженными занятиями. Она хорошо поднимает тонус и настроение. Не имеет особого значения возраст детей. Именно малыши любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших [4,66].

Важно научить детей нескольким несложным движениям и их комбинации, чтобы они могли подвигаться самостоятельно. Для этого воспитателю необходимо в режиме дня продумать включение нескольких музыкальных пауз, а, кроме того, научиться ритмично двигаться самому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа в школе МОУ СОШ № 9 г. Новозыбкова.

 


Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом немаловажную роль.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта и т .д. Ведётся совместная работа учителей физ. культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья [2,99].

При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся, безусловно принадлежит Главное в том, что физкультурно-оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать всех учащихся каждой школы. Спортивные секции - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. В нашей школе работают по волейболу, настольному теннису и легкой атлетике. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе [2,87].

Теоретические сведения, связанные с двигательной деятельностью, влиянием физических упражнений на организм, рекомендую сообщать при прохождении практического материала. Школьники лучше осваивают теоретический материал программы, когда при прохождении соответствующего вида движений опираются на знания из области математики, физики, биологии. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований – Спартакиад. Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом.

Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Внутри школьные соревнования (Спартакиады) проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутри школьные соревнования (Спартакиады) являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.

Главное в том– что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности. Центром организационно-массовых соревнований (Спартакиад), должна стать школа. Это очевидно, т. к. именно в школе учащимся, начиная с 1 класса, представляется возможность принимать участие во внутри школьных соревнованиях (Спартакиадах) [1,98].

спортивно-оздоровительная работа в школе играет очень важную роль в процессе становления физически развитого и ведущего здоровый образ жизни личности. Ученые утверждают, что личностью не рождаются, а становятся. Наше общество многое делает для того, чтобы наши дети получили всестороннее развитие: умственное, духовное, этическое, эстетическое, нравственное и, конечно, же физическое. На уроках физической культуры невозможно реализовать все задачи по физическому развитию личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа. Наш спортивный зал открыт с 8 часов утра до 19 часов вечера, как для школьников, так и для сельской молодежи. В начале учебного года разрабатывается план спортивных мероприятий (в зависимости от районных и республиканских соревнований). В школе действуют спортивные секции: по волейболу , настольному теннису и по легкой атлетике. Для ребят созданы все возможности для выбора спортивных секций по душе и способностям. Учащиеся школы №-9 с большим удовольствием участвуют во всех спортивных праздниках и мероприятиях.
Зарница, а ну-ка парни, а ну-ка девушки ,лыжня зовёт, день здоровья, олимпиады. Также хочется отметить тот факт, что в школе ведется с большим успехом спортивно-оздоровительная работа среди молодежи. Учитель физической культуры должен быть проводником идей здорового образа жизни не только среди учащихся, но и среди молодежи. Так проводятся соревнования по волейболу среди команд . Таким образом внеклассная и оздоровительная работа дают возможность укрепить здоровье детей, воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи, патриотизма, ответственность за порученное дело [1,34].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Физическая культура и массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Младшим школьным возрастом считается «возраст детей примерно от 7 до 10 -11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения и в этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития.

От правильного развития опорно-двигательного ап­парата ребенка, включающего костный скелет, суста­вы, связки, мышцы, зависит, как впоследствии он будет передвигаться, приобретать трудовые и другие навыки. Посильная, систематически выполняемая работа вызывает обильный приток крови в мышцах, улучшает их питание, способствует правильному рос­ту и развитию мышечной ткани. Именно в младшем школьном возрасте часто возникает искривление по­звоночника, поэтому надо обязательно следить за пра­вильным положением ребенка во время занятий, чте­ния

В возрасте до 8 лет у ребёнка происходит коренная смена приорите­тов, и ребенок начинает подражать не окружающим его взрослым, а сверстникам, в первую очередь одно­классникам. Взрослые должны быть готовы к этому и ни в коем случае не реагировать болезненно на такие перемены в душе ребенка. К тому же ничего страшно­го не случилось, просто ваш малыш повзрослел, у него теперь новые друзья и новые интересы. Кстати, одним из авторитетов младшего школьника является его учи­тель.

Возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых. Оценка со стороны учителя является стимулом для учащегося. Эта оценка сильно влияет также и на самооценку учащегося. Причём, потребность в оценке и сила переживаний намного выше у более слабых учеников оценка выступает в роли поощрения.

У младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми. В отличии от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающие различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально - психологическими факторами или фактором образовательных программ. На основе анализа литературы и опыта работы со школьной тревожностью мы выделили несколько факторов, воздействия которых способствует ее формированию и закреплению. В их число входят:

- учебные перегрузки;

-неспособность учащегося справиться со школьной программой;

- неадекватные ожидания со стороны родителей;

- неблагоприятные отношения с педагогами;

- регулярно повторяющиеся оценочно – экзаменационные ситуации;

- смена школьного коллектива и или непринятие детским коллективом [1,73].

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение дня и недели – важный фактор профилактики утомления, школьников, оно способствует снижению утомляемости и повышению работоспособности учащихся.

Комфорт ребенка во внутри школьной среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания во внутри школьной среде. В целом устойчивые, долговременные комфортные состояния дают возможность полноценному личностному развитию.

При изучении организации уроков физической культуры в школе № 9 установлено, что большую роль играют физические упражнения на психо – эмоциональное состояние детей.

Входе нашего исследования установлено что, гимнастические упражнения такие как фигура (ромб,атлет,плавец) упражнения с гимнастической палочкой, с мячами успокаивают состояния занимающихся.

А упражнения бегового характера как специально беговые упражнения приводят в возбужденное состояние занимающихся.

Отношения учителя и учеников в любви характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты.

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (2)

Горбункова Ольга Ивановна
Комментарий был удалён пользователем 16 ноя 2023 в 15:34
Горбункова Ольга Ивановна, 16.11.23 в 15:37 1Ответить Пожаловаться
Это не статья.А проектно-исследовательская работа.
Горбункова Ольга Ивановна, 16.11.23 в 15:39 1Ответить Пожаловаться
Не хватает ссылок на источники.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.