12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Михайлова Маргарита Михайловна154
в свободное время увлекаюсь историко-церковным краеведением
Россия, Марий Эл респ., Волжск
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Учреждение «Отдел образования администрации

Волжского муниципального района»

МОУ «Большепаратская средняя общеобразовательная школа»
 

                                                                                                            Исследовательская работа

Блокада Ленинграда в памяти ребенка

 


 

 

Автор: Васильев Ростислав ученик 11 класса

                                                     Руководитель: Михайлова М.М.,

                                                           учитель истории и обществознания

 


 

 


 


 

с. Новые Параты, 2016г.


 


 

 

                                                                  Содержание


 

 

Введение с.3-4

Основная часть

1. Девочка из блокадного Ленинграда с.5-10

Заключение с.11-12

Список литературы с.13

 

 

                                                                  3                   

                                                        Введение

                                                                        В огне войны сгорело детство,

                                                                         Но не прошло бесследно, нет,

                                                                        И носим мы в себе наследство-

                                                                        И боль, и радость грозных лет…

Перелистываем ещё одну страницу Великой Отечественной войны: Ленинградская блокада, дети блокадного Ленинграда…  

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - сказал А.Т. Твардовский.  Но они стоят рядом, и с этим не поспоришь.

Оказывается, когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых, 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.

Моя работа актуальна в преддверии знаменательной даты. 27 января наша страна будет отмечать 70 –летие полного снятия блокады Ленинграда.

Дети блокады – это последние свидетели тех трагических дней. Ведь за ними больше нет никого, кто ещё бы мог рассказать о войне в Ленинграде. У детей есть своя память о ней, ещё более пронзительная, чем у взрослых.

Я хотел бы понять, что пережили ленинградские дети во время блокады? Каким было детство у наших сверстников в осажденном врагом городе?

Объектом исследования является история блокады Ленинграда.

Предмет исследования – жизнь детей в блокадном Ленинграде.

Целью моей работы является изучение проблемы детства в осажденном городе через судьбу Ефаровой Любови Дмитриевны, пережившей трагедию осажденного города.

Чтобы добиться цели, мною были поставлены следующие задачи:

- изучить историю блокады Ленинграда;

- обобщить известный материал о жизни детей в осажденном городе;

 

4

- изучить биографию Ефаровой Любови Дмитриевны, очевидицы этого события;

- создать презентацию по данной теме.

В работе над темой нами использованы следующие методы:

- изучение литературы, посвященной блокаде и защите Ленинграда;

- беседа и интервьюирование;

- изучение документов и фотографий из личного архива респондента.

- работа с ресурсами Интернета;

В своей работе использовал, главным образом, воспоминания, документальные материалы из личного архива Ефаровой Любови Дмитриевны, очевидцы первых месяцев блокады Ленинграда. По этим источникам решил восстановить картину ее блокадного детства и выяснить, как ее семье удалось пережить эту блокаду.


                                                                                  5

                                   Девочка из блокадного Ленинграда

В одну из поездок в Петербург я познакомился с Ефаровой Любовью Дмитриевной, которой в 1941 году было 4 года. Что такое война, блокада, такой маленький ребенок понять не может. Он просто переживает то, что несет с собой быт. Уже прошло много лет после блокады, но до сих пор Любовь Дмитриевн не может без слез вспоминать это время и об этом говорить. Послушайте воспоминания девочки из блокадного Ленинграда:

«Наша семья прожила в блокадном Ленинграде с сентября 1941 года по февраль 1942 года с самого начала блокады, всю самую страшную холодную, голодную зиму. В начале войны мы жили в Сестрорецке в своём доме,был у нас свой огород, даже держали корову. Мама говорила, что мы выживем, так как у нас были запасы. Но война всё приближалась и приближалась… Не стало электрического света, мы сидели в темноте. Мама ходила на работу, а мы дети оставались дома с бабушкой. Я плохо понимала, что это война.

Скоро нам пришлось покинуть свой дом, так как немцы были совсем рядом. Наши солдаты заминировали Сестрорецк, и мы, взяв самое необходимое, перебрались в посёлок Ольгино Ленинградской области. Мама рассказывала, что когда мы шли пешком в Ольгино, в дороге подобрали заблудившуюся девочку Валю. Ей было 5 лет, и она стала жить с нами в бараке до тех пор, пока мы не покинули блокадный город. Мы с ней делились всем, что имели сами. Мы её оставили в детском доме в Лахте, позже эвакуировались из города. Мы с ней всегда поддерживали связь, и даже после войны. Мы считали её родной.

В ноябре было уже холодно, топить было нечем. В доме всегда чувствовали голод и холод. С началом войны отца забрали на фронт. Он защищал наш город и нас, своих родных. Отец в одном из боев был ранен, долго

                                                           6

лежал в госпитале, где его навещала мама. Но он не выжил, умер, и его похоронили в братской могиле Серафимовского кладбища. Ленинград жил, боролся. Мама рассказывала, что в городе работали только военные заводы, перестал действовать водопровод и за водой ходили на речку, приносили в бидоне.»

Особенно тяжелым был первый год блокады в Ленинграде. Зима была очень холодная, а в Ленинграде не работал водопровод, не было отопления, не было запасов продовольствия. За 25 дней декабря 1941 года умерло 39 073 человека. За 5 дней (с 20 по 24 декабря) прямо на улицах города скончались 656 человек. Высший уровень смертности пришелся на декабрь 1941 — март 1942 года. То есть на ту самую пору, когда семья Любови Дмитриевны жила в Ленинграде. Обстрелы города не прекращались. От них страдали не только взрослые, но и дети. За годы блокады было ранено 529 детей, в том числе 333 мальчика и 196 девочек, 157 детей умерло от травм. Любовь Дмитриевна вспоминает:

«Самое страшное в памяти невероятно отвратительный вой сирены - знак очередного налёта немецких самолётов и голос из репродуктора, преупреждающий о начале бомбежки. До сих пор я не люблю салюты ко дню Победы и особенно шум новогодних салютов и петард. Мне хочется бежать и спрятаться в бомбоубежище и выключить свет. Тогда сирена воет,голос громыхает из репродуктора, а мы три девочки: я всегда на руках у мамы или у бабушки, бежим в бомбоубежище. В ушах постоянный плач детей… Тяжело было в бомбоубежище, и почему-то всегда хотелось кушать. Блокада в моей памяти - это постоянный голод. Вкус сухарей из чёрного хлеба и суп из перловой крупы с плавающей морковкой и с картошкой на всю жизнь рассосалось в детский желудок. Незабываемый вкус дества… До сих пор хотя бы раз в неделю, варю такой суп и с удовольствием кушаю и со слезами вспоминаю свою сестру Нину. Есть хотелось всегда и постоянно. Засыпаешь с чувством голода и утром встаёшь с тем же чувством голода.

 

                                                                        7

Мама рассказывала, что я была очень слабая, и она думала, что я умру первой из детей. Каждый раз мама бежала с работы и думала лишь об одном: « Живы ли дети?!» Я не знала, что это блокада, и я просто не могла своим детским умом понять войну и блокаду.»

С каждым днем таяли запасы продовольствия в осажденном Ленинграде.

С 20 ноября 1941 г. пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие (служащие, иждевенцы, дети) – по 125 г хлеба в сутки.   Крошечный, почти невесомый ломтик.  Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы.  

                                                                         Сто двадцать пять блокадных грамм

                                                                        С огнём и кровью пополам…

                                                                  «Ленинградская поэма». (Ольга Берггольц)

Вот рецепт блокадного хлеба: мука ржаная дефектная – 45%, Целлюлоза – 15%, жмых – 10%, обойная пыль – 5%, солод -10%, соевая мука – 5%, отруби – 105.

Любовь Дмитриевна продолжает свои воспоминания: «В ноябре, когда было очень холодно и жутко, паёк сократили до 250 грамм хлеба в сутки. Мама всегда старалась приносить свою норму домой и нокормить нас, ведь дети всего-то получали 125 грамм хлеба. Помню, как мама учила нас есть свою норму хлеба, которую она приносила с работы. Она ее делила на 3-4 куска и всегда говорила, что нельзя откусывать его сразу, надо отламывать кусочек, класть в рот и сосать. И эта привычка у меня осталась на всю жизнь. Останутся крошки хлеба, я несу голубям и воробьям. Мама говорила, что во время блокады не было летающих птиц, а на Неве никаких уток не было, а ведь там всегда полно птиц. Она ходила за пайком в Лахту. По дороге лежали обессиленные от голода люди, в том числе и дети. Мама рассказывала, как один раз поделилась с пайком с одной девочкой и довела ее до дома. Да, наверное, это было не один раз…

 

                                                                        8

Голодные, беспомощные мы с бабушкой всё время лежали в неотапливаемой квартире. Мебели в квартире уже не было, её сожгли вместе с паркетом,чтобы получить тепло. Первой умерла моя сестра Нина и похоронили её в братской могиле Серафимовского клабища. Помню: мама завернула тело сестры в какую – то материю и унесла куда-то. Я даже не понимала, что не увижу её никогда больше, не было слёз, чтобы поплакать. А была просто жалость… До сих пор осталось в памяти тепло её тела. Если бы хоронили в гробу, может быть остались бы воспоминания. Мама потом со слезами в глазах вспоминала, что унесла ее труп в братскую могилу, где каждый день хоронили сотнями погибших от голода людей. В некоторых семьях тела мертвых прятали, чтобы получить их норму хлеба. Но по квартирам очень часто ходили инспектора, которые не только проверяли, следили за порядком, но и оказывали помощь людям. Они предлагали поместить нас с сестрой в детский дом, но мама и бабушка отказались, хотя там кормили хорошо, и содержание было намного лучше. Мама говорила, что в этот момент сердце сжималось, и мучила мысль: «Как быть?», но всегда оставляла нас при себе. Она боялась нас потерять. Мы всегда были смыслом ее жизни.» Потом умерли бабушка, Мы осталиь с мамой.

Мы к тому времени так ослабли с сестрёнкой, что у нас не было никаких сил. Мы привыкли к воям сирен, да у нас и не было сил, чтобы бежать в бомбоубежище. Мы в страхе и беспомощности сидели в квартире. Голод делал своё дело и мы, девочки таяли на глазах. Людей, бегущих в бомбоубежище, становилось всё меньше и меньше…»

Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но ,тем не менее, для них делалось все, что возможно. Смертность среди детей в возрасте до 14 лет была ниже смертности взрослых. Неслучайно многие дети выжили, прежде всего, потому, что взрослые (матери и отцы, дедушки и бабушки) в каждой семье спасали в первую очередь детей. Особенно женщины —

 

                                                                      9

матери, бабушки. Свою мизерную пайку хлеба и последние крохи любой еды они отдавали малышам. С наступлением зимы 1941–1942 годов и ростом смертности в Ленинграде с каждым днем стало увеличиваться количество детей, потерявших родителей. По решению Ленинградского горисполкома с 1 января 1942 года стали открываться новые детские дома и ясли. За пять месяцев в Ленинграде было организовано 85 детских домов, приютивших 30 тыс. осиротевших детей. Руководство города и командование Ленинградского фронта стремились обеспечить детские дома усиленным питанием.

Нужно было эвакуировать детей из города. Единственно возможный путь по воде - через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.

Моя собеседница говорит: «Когда нас увозили из блокадного Ленинграда на грузовике, а потом на санях по «дороге жизни» по Ладожскому озеру, я весила всего 9 килограмм.

А как было хорошо после блокады жить в Узбекистане. Узбекистан показался мне раем, и до сих пор в памяти это что-то светлое и красивое. Мама каждый день работала в поле, и мы всегда были вместе в бараке с соседскими узбекскими ребятами. Мы от них получали столько хорошего и теплого в жизни. Узбеки делились с нами и вещами и фруктами, и постепенно мы стали забывать, что такое голод. Мы уже играли в игры, и стали чувствовать жизнь. Жили мы в солнечном Узбекистане до конца блокады. А потом пришёл из Ленинграда вызов от тёти, и мы уехали домой. Плакали от радости, что уезжаем, и в тоже время не хотелось и раставаться. Моё воспоминание о детстве связано с хлебом, взрывами и смертью. На всю жизнь познала цену хлеба. Она не в рублях и не в золоте, а цена ему – жизнь человеческая. Никогда не даю хлебу покрываться плесенью. Из оставшихся кусков хлеба сушу сухари, делаю гренки и опять как в блокаду

 

                                                                     10

ложу в суп или чай. Иногда, когда на руках у меня хлеб, я задумываюсь и начинаю кушать, вспоминать голодных маму, сестрёнку и папу, умирающего в госпитале. И как учила мама, когда мне было 5 годиков, я беру кусочек хлеба, кладу в рот и наслаждаюсь его вкусом.

Я всегда ценила любовь бабушки и мамы. Они подкармливали нас последними крошками, и в дальнейшей жизни я никогда не отлучалась от них. Я всегда жила ради них, и была им очень благодарна. Мы вернулись в свой дом в Сестрорецке, где была наша земля -кормилица. Мы начали выращивать овощи и картошку. Эта земля нас кормила в послевоенные годы, когда несразу пришло изобилие.И всегда было желание делиться выращенным урожаем и кого-то накормить. Я была маленькая и уже пошла в школу, но очень часто выходили на автобусную остановку в выходные дни и продавали овощи и цветы.

Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…

                                                                        11

Заключение

Дети войны – это последние свидетели тех трагических дней. Все нечеловеческие тяготы и лишения блокады наравне со взрослыми переносили дети и подростки. Вдумайтесь, ведь за ними больше нет никого, кто ещё бы мог рассказать о войне. У детей есть своя память о ней, ещё более пронзительная, чем у взрослых. Чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники. Поэтому я свою исследовательскую работу построил на свидетельствах одного из детей блокадного Ленинграда, Ефаровой Любови Дмитриевны. Сколько их, переживших блокаду, детей?! Разве им не хотелось жить? Разве они не достойны были жить?! Мы с вами посмотрели на блокаду глазами девочки из голодного и мужественного города Ленинграда. Она выжила и говорит за своих погибших сверстников. Они говорят, мы слышим голоса этих ребят.

Какие выводы я сделал после встречи с человеком, пережившем блокаду?

Я считаю, что война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают. Сколько бы лет не прошло, … 70 лет ли, 75 лет или много- много лет, мы никогда не должны забыть ужасы тех страшных лет войны.

Меня удивило то, что люди в голодном городе оставались людьми, сохраняли свои лучшие человеческие качества. Они делились последним куском хлеба, кровом, теплом человеческого сердца. Спасали не только своих, но и чужих детей.

Я постараюсь изменить свое отношение к хлебу. Ребята, обратите внимание на то, как вы относитесь к хлебу в нашей школьной столовой. В голодном Ленинграде эти кусочки хлеба спасли бы десятки жизней.

 

12

Моя работа носит практический характер. Собранный мною материал я буду применять в своих сочинениях, на конкурсах. И просто я буду помнить…

 

 

 

 

 

 

13

Список литературы

1.Плоткин Г.М. Блокада. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013, – № 10, с. 47.


Информатор

1.Ефарова Любовь Дмитриевна, 1937 года рождения, родивщаяся и проживающая в г. Санкт-Петербурге.

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.