Исследовательская работа на тему «Защитники Саратовского неба»

2
0
Материал опубликован 1 March 2019

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский Городок»

Исследовательская работа

на тему: «Защитники Саратовского неба»

в номинации: «Я помню, я горжусь»

Учитель информатики

МОУ СОШ с. Октябрьский Городок»

Лапшина Е.Ю.

2017г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………

Основная часть…………………………………………………….

Глава I. «Военное небо Саратова»………………………………..

Глава II. «588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк»……

Глава III. «Марина Раскова»……………………………………

Заключение…………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………...

Приложение…………………………………………………………

Введение

Представленная исследовательская работа посвящена защитникам Саратовского неба в годы Великой Отечественной войны.

 Выбор пал именно на эту тему, потому что каждому человеку необходимо знать историю своей Родины, своего края.

Это и является целью моей работы – показать и донести до подрастающего поколения истории боевого пути саратовцев на примере подвига участников войны и трудового тыла. Такие конкурсы помогают воспитывать у молодёжи патриотические чувства и уважение к защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны, формируют в сознании детей и молодёжи историческую связь поколений. А так же развивает интерес к изучению истории нашего государства.

Для достижения этой цели я ставила перед собой следующие задачи: собрать и изучить материал по теме: история создания 588-й ночного легкобомбардировочного авиационного полка, историю города Саратова в годы Великой Отечественной войны и историю Марины Расковой – советской лётчицы-штурмана, майора Военно-Воздушных Сил РККА.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Глава I. Военное небо Саратова.

В песне Евгения Аграновича к кинофильму «Офицеры» звучат такие слова: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». И действительно, нет такой семьи в России, которой не коснулась бы Великая Отечественная Война. А от себя хотелось бы добавить, что нет такого уголка в нашей великой стране, где не остался бы след войны. Есть города-герои, которые стойко защищали свои границы, а есть города с не таким высоким званием, но которые, оберегая тылы, внесли не меньший вклад в Победу. Таким, не менее значимым для Победы, является и наш город Саратов. Саратов имел очень важное стратегическое значение. Через наш город в годы войны была проложена так называемая «дорога жизни», по которой осуществлялось автомобильное сообщение с осаждённым Сталинградом. Правда для многих саратовских воинов-автомобилистов эта дорога стала «дорогой смерти», т.к. она постоянно подвергалась бомбардировкам вражеской авиации. Бомбили немцы не только этот спасительный для Сталинграда путь, но и не менее важный – железнодорожный мост через Волгу.

«1942 год. Сталинградская битва… Казалось бы еще одного усилия фашистским войскам будет достаточно, чтобы сбросить полностью отрезанные от Большой Земли, истекавшие кровью войска Красной Армии в Волгу. Но помощь нашим войскам шла. И этой единственной жизненной артерией, связывающей защитников Сталинграда с остальной Россией был саратовский железнодорожный мост. Какие только усилия не предпринимали фашисты, чтобы уничтожить его! Мост бомбили иногда по несколько раз в день. Геройски сражались наши зенитчики, летчики, защищавшие саратовское небо. Чудеса мужества и героизма проявляли железнодорожники. Несмотря ни на что, помощь Сталинграду шла, и город выстоял…»1

Так как Саратов являлся важным источником производства вооружений, гитлеровская авиация бомбила не только железнодорожные пути, но и промышленные объекты города, стремясь ослабить силы Красной Армии.

Немецкая авиация неоднократно совершала налёты на шарикоподшипниковый завод, пытаясь вывести его из строя.

Но наиболее важнымстратегическим объектом, по моему мнению, являлся Саратовский нефтеперерабатывающий завод.

«Решение о бомбежке Саратовского НПЗ принимал сам Гитлер. Основная задача немцев была выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. В 1942 году велись бои за Сталинград. В 1943-м - знаменитая Курская битва. Завод поставлял туда топливо для советской техники, что было совсем невыгодно немецкому командованию. Тогда оно приказало уничтожить завод.

«Когда мы получили приказ, то ощутили настоящее удовлетворение. Потому что целью наших бомб сегодня будет Саратов, - говорится в найденных заметках немецкого военного корреспондента Феликса Гервайса. - Это значительный индустриальный город на левом берегу Волги с его огромными нефтяными бассейнами и военными заводами. Нефть - не это ли самый дорогостоящий материал, который может иметь ведущая войну нация? Недавно мы бомбили нефтяные резервуары в Астрахани - горело весь день. И вот теперь Саратов. Как волки, рыщущие по кровавому следу, мы несемся к своей цели».2

Помимо Саратова подвергалась налётам и Саратовская область.

«Частым налётам подвергался Балашов – крупный железнодорожный узел, имевший важное значение в обеспечении города-героя военными грузами. Секретарь Балашовского горкома ВКП(б) т. Тулупов в информации обкому партии об одном из первых налетов сообщал: «6 августа в 2 часа 23 минут самолеты противника совершили налет на город. Сброшено 100 фугасных и 200 зажигательных бомб. Пострадали больница и жилые дома, вокзал, убито 7 и ранено 25 человек. Во время бомбёжки среди населения паники не было, группы самозащиты во всех предприятиях были на своих местах, связь работала хорошо».3

Из воспоминаний Калугиной Валентины Васильевны: « <…> Наше село от Саратова в 100 километрах. Но я помню, как мы среди ночи вставали, выходили на дорогу и смотрели со слезами на зарево: это значит опять бомбят Саратов <…>».4

Первые разведывательные полёты немецких самолетов над Саратовом зафиксированы в феврале 1942 г., а первые бомбардировки города противник совершает 25 и 26 июня 1942 г. по цехам подшипникового завода. В последующем воздушные удары наносились также по Ртищеву, Балашову, Марксу и другим населённым пунктам области, железнодорожным линиям. Особенно интенсивными они были в сентябре 1942 г., когда враг находился в Сталинграде. С 20 по 25 сентября 1942 г. немецкая авиация совершила 6 крупных налётов на Саратов. Основные удары она нанесла по крекинг-заводу и нефтебазам посёлка Увек и микрорайона Улеши. Во время одного из налётов на крекинг-завод погибли 129 человек. 21 сентября немцам удалось поразить баржу на Волге около Саратова. С 12 по 27 июня 1943 г., когда противник готовил наступление под Курском, Саратов вновь подвергся бомбардировкам. На город было произведено 9 ночных налетов, в которых участвовали 423 самолета. Особенно пострадал авиазавод, где было выведено из строя более 70% производственных площадей. Восстановление велось до сентября 1943 г.

Всего за время войны на Саратов было совершено 25 налётов. Общий материальный ущерб Саратовской области от бомбардировок составил 215 млн. рублей. Погибло более 400 мирных граждан. Только на Саратов враг сбросил в общей сложности около 7 тысяч авиабомб.5

Фашисты бомбили не только военно-промышленные объекты, но и санитарные поезда, пароходы и баржи с гражданским населением.

Практически все жители Саратова и области стойко держали противовоздушную оборону: тушили пожары, дежурили на постах, состояли в группах самозащиты.

Вот как описывает в статье «Война в тыловом Саратове » свои детские воспоминания о войне Иванов Юрий Федорович: «В 1942 г. фашисты часто бомбили Саратов – мощный крекинг-завод, авиазавод, где для фронта делали истребители ЯК-1, железнодорожный мост через Волгу, другие оборонные заводы. В райотделе МПВО (местной противовоздушной обороны) нас, мальчишек, обучили гасить зажигательные бомбы. Во время дневных налетов мы вместе со взрослыми, вооружившись метровыми клещами, дежурили на чердаке школы у ящиков с песком и бочками с водой».6

Тревожное небо Саратова также защищали зенитные и прожекторные части, подразделения наблюдения и оповещения Саратовско-Балашовского дивизионного ПВО.

Но особенную роль в защите Саратовского неба сыграл 586-й истребительный авиационный полк ПВО, под руководством Марины Расковой и в частности, лётчица Валерия Хомякова.


 

Глава II. 586-й истребительный авиационный полк ПВО.

8 октября 1941 года, 75 лет назад, был издан приказ НКО №0099 «О формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Три подразделения должны были быть полностью укомплектованы женщинами-добровольцами. К тому моменту на фронтах уже действовали радистки, зенитчицы, санитарки, снайперы, разведчицы. Некоторые особо именитые летчицы, как, например, Валентина Гризодубова, добились для себя исключительного права летать. Но ни до, ни после этого в мире не существовало отдельных женских боевых авиационных подразделений.

Чтобы добиться создания женской авиагруппы, потребовались энергия и положение Марины Расковой — за три года до этого вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко она установила женский мировой рекорд по дальности полета на самолете «Родина». Уже после того как рекорд был установлен, экипажу пришлось пойти на вынужденную посадку. Раскова, занимавшая место штурмана в стеклянной нижней части кабины, по приказу Гризодубовой покинула самолет с парашютом и в одиночестве провела в тайге 10 суток, ожидая спасения. За этот полет она — одной из первых женщин в СССР — получила звание Героя Советского Союза. И именно к ней как к «лицу» женской авиации потянулись с бесконечными просьбами об отправке на фронт женщины — инструкторы авиационных училищ и курсанты аэроклубов после начала войны.

Однако в октябре 1941 года речь шла не только о желании оградить женщин от опасности. Еще в начале сентября сомкнулось кольцо вокруг Ленинграда, уже начался первый — самый тяжелый, оборонительный — этап Битвы за Москву: 2 октября в наступление на столицу перешли главные силы немецкой группы армий «Центр». Раскова же просила для своих подопечных не только права летать — она просила для них новых боевых самолетов, которых не всегда хватало и во фронтовых частях. Решение удовлетворить ее просьбу означало невиданный по меркам военного времени кредит доверия.

Для Расковой эта, кабинетная, победа станет последней — почти сразу после окончания подготовки летчиц, 4 января 1942 года, при перелете на фронт ее самолет попадет в пургу и разобьется. Весь экипаж погибнет.

Подопечные Марины Расковой продолжат службу — к концу войны 24 из них получат звание Героя Советского Союза. Еще четыре будут награждены позднее, уже в 1990-е годы, и станут Героями России. Одна из них войдет в историю как самая успешная летчица-истребитель в мире.

Девушки-офицеры 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка

Всего в состав женской авиагруппы входили три полка — истребительный, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. Истребительная авиация, предполагающая ведение воздушного боя с самолетами противника, традиционно считалась самой престижной. За право попасть в этот полк отчаянно боролись большинство набранных Расковой летчиц. Пикирующие бомбардировщики, которыми должна была командовать сама Раскова, получили одни из самых современных по тем временам машины — бомбардировщики Пе-2. Но именно ночным бомбардировщикам, воевавшим на тихоходных, фанерных По-2, суждено было вскоре войти в историю под именем «Ночные ведьмы». Полк окажется единственным из трех полков, который до самого конца будет оставаться исключительно женским. Больше всего звание Героя Советского Союза среди летчиц получат тоже именно «Ночные ведьмы».
Однако, прежде чем пересесть в кабины боевых самолетов, всем добровольцам предстояло пройти переподготовку с гражданских самолетов — и больше ста женщин в вагонах-теплушках отправились в авиационное училище под Энгельсом.

Эту подготовку многие ветераны женских полков позднее приравнивали к фронтовой жизни — Марине Расковой практически в одиночку предстояло за два месяца сделать из добровольцев (многие осенью приходили на пункт сбора, располагавшийся в здании ЦК ВЛКСМ на Лубянке, в элегантных пальто и шляпках, кто-то, наоборот, желая произвести впечатление, — в летных комбинезонах) командиров, способных встать плечом к плечу с мужчинами, которые к идее формирования женских полков относились с известным скепсисом. Раскова не давала своим подчиненным спуска, но и сама нервничала — жаловалась заместителю, что начала курить, и обещала, что бросит после войны. Напряжение снимала с помощью музыки — авиагруппу расквартировали в старом спортзале училища, там же стояло никому не нужное фортепиано. Раскова хорошо играла, и по ночам в притихшем зале звучали ее любимые Брамс и Глинка.

46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый ордена Суворова полк (46-й гвардейский нбап, до 8 февраля 1943 года — 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк), также известный как «ночные ведьмы» — женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны.

В первые дни мобилизации наравне с мужчинами потянулись в призывные пункты и женщины. Молодые девушки и зрелые женщины, независимо от возраста, профессии и подготовки рвались защищать свою Родину. Воодушевлённые, они мечтали о подвигах, и, не боясь трудностей, смело шли на фронт.

Формирование части было поручено Герою Советского Союза майору М.М. Расковой. Ей помогали опытные лётчицы и политработники. <…> Каждый день приходили к Расковой девушки с просьбой о зачислении в часть. Некоторые из них имели направления из военкомата, другие действовали самостоятельно, на свой страх и риск».7

Боевой путь 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк начал с учёбы в военной авиашколе (ВАШ) в городе Энгельс. Майору Марине Расковой за короткий срок удалось подготовить женские полки к боевой работе.

12 июня 1942 года состоялся первый боевой вылет полка. Тогда это была территория Сальских степей. Тогда же полк понёс первые потери.

До августа 1942 года полк сражался на реках МиусДон и в пригородах Ставрополя.

С августа по декабрь 1942 года полк участвовал в обороне Владикавказа.

В январе 1943 года полк принимал участие в прорыве оборонительных линий противника.

С марта по сентябрь 1943 года лётчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска.

Воздушные сражения на Кубани — с апреля по июль 1943 года

С ноября 1943 по 1944 года полк поддерживал высадки десантов на Керченском полуострове (в том числе знаменитый Эльтиген), освобождение Крымского полуострова и Севастополя.

В июне-июле 1944 года полк сражался в Белоруссии, помогая освобождать МогилёвЧервеньМинскБелосток.

С августа 1944 года полк действовал на территории Польши, участвовал в освобождении АвгустоваВаршавыОстроленка.

В январе 1945 года полк сражался в Восточной Пруссии.

В марте 1945 года гвардейцы полка участвовали в освобождении Гдыни и Гданьска.

В апреле 1945 года и до окончания войны полк помогал в прорыве обороны противника на Одере.

За три года боёв полк ни разу не ухо­дил на переформирование.

К концу января 1942 года полк получил с Саратовского авиазавода 24 самолёта ЯК-1, на лыжах.

23 февраля 1942 года – первое дежурство на обороне моста через Волгу, патрулирование над важными военными объектами. Затем получен приказ вылетать на оборону Москвы. Но события и ход военных действий изменили «маршрут» полка, 14 мая 1942 года полк прилетел в Анисовку.

Приказом фронта с 14 мая 1942 года по февраль 1943 года полк остаётся на обороне Саратова. Война подошла к границам Саратовской области. Участились разведывательные и бомбардировочные налёты вражеской авиации. 144 ИАД в составе двух истребительных полков (586-го и 963-го) несла боевое дежурство по обороне с воздуха железнодорожных пунктов Саратова. Бои велись днём и ночью.


 


 


 


 


 

Глава III. Марина Раскова.

В ряду женщин, ставших Героями Советского Союза, имя Марины Расковой стоит особняком. Она одной из первых получила "Золотую звезду". Кроме того, эта женщина была награждена двумя орденами Ленина, а также орденом Отечественной войны первой степени (посмертно, в 1944 году). Марина Раскова - известный штурман, более 6 тыс. км пролетевший через тайгу. Ее самолет совершил уникальную посадку на болота. Марина Раскова - это и легендарный майор, работавший в особом отделе НКВД. Она сформировала авиагруппу, состоявшую из 3-х женских авиаполков: истребительного (586-го), бомбардировочного (587-го) и ночного бомбардировочного (588-го). Отважных девушек из 588-го полка больше всего боялся противник. Он наделил их прозвищем "ночные ведьмы". Увидеть День Победы, однако, Марине Расковой не довелось. Так внезапно оборвалась ее жизнь...

Марина Михайловна Раскова — советская лётчица-штурман, майор Военно-Воздушных Сил РККА, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза. 28 марта 1912 г., Москва / 4 января 1943 г., Саратов

Будущая летчица родилась 28 марта 1912 года в Москве. Ее отец - вокальный педагог и оперный артист Малинин Михаил Дмитриевич, мать - школьная учительница Анна Спиридоновна. Марина окончила семилетнюю школу, в которой она обучалась параллельно с детским отделением консерватории. Затем поступила в Музыкальный техникум им. Рубинштейна. В старших классах увлекалась химией. В 1929 году вышла замуж за инженера Сергей Иванович Раскова.

После рождения дочери, Марина Раскова устроилась на работу лаборанткой аэронавигационной Военно-воздушной академии (1932 г), а через два года успешно окончила институт инженеров гражданского воздушного флота в Ленинграде (в должности штурмана). Далее ее авиационная биография пополнилась школой летчиков и должностью инструктора – летнаба при той же Жуковской академии.

В 1937 г Марина Михайловна Раскова - первая женщина в СССР совершила подвиг, прославивший всю страну. В качестве штурмана самолета АИР-12, она принимала участие при установлении мирового рекорда на самый большой по протяженности полет. Год спустя, ее биография пополнилась сразу двумя мировыми рекордами по дальности полета на гидросамолете МП-1.

В 1938 г (24-25 сентября) был совершен еще один отважный полет, совместно с Гризодубовой и Осипенко по маршруту Москва – Керби (село на Дальнем Востоке), дальность - 6450 км без посадок. Этот подвиг чуть не стоил летчице жизни. Полет проходил в экстремальных условиях, при температуре минус 35 градусов. Приборы вышли из строя, закончилось топливо, и Гризодубова приказала Марине Расковой совершить прыжок в тайгу с парашютом. Летчица выполнила приказ и в последующие десять суток, превозмогая голод и холод, добиралась к намеченному месту посадки.

За проявленные мужество и установленный мировой рекорд по дальности полета, Марине Расковой в числе первых женщин в стране было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже ей вручили и медаль Золотая Звезда.

С 1938 г. Раскова числится в рядах Красной Армии и в штате НКВД. Перед самой Великой Отечественной войной, она получила звание старшего лейтенанта, проживала в г. Москве.

Когда началась ВОВ М. Раскова выступила с предложением создания особых женских боевых частей для защиты Родины. Для этого она даже использовала свои личные контакты со Сталиным.

В конце октября 1941 г, по приказу НКО СССР, в г. Энгельс, Расковой была сформирована авиагруппа, состоящая из трех женских авиаполков: Пе-2 бомбардировочного, Як-1 истребительного и По-2 ночного бомбардировочного, носившего неофициальное прозвище у немцев «Ночные ведьмы». Именно этими бесстрашными летчицами и была назначена руководить Марина Михайловна, которой к тому времени присвоили звание «майор».

Четвертого января 1943 года при перелете по маршруту Арзамас-Саратов отважная летчица попала в сложные метеоусловия на этом героическая биография Марины Михайловны Расковой закончилась. Похоронили ее у Кремлевской стены на Красной площади.

Посмертно Марину Раскову наградили орденом Отечественной войны I степени, а 588-му полку за последующие успешные действия на Северо-Кавказском и Донском фронтах присвоили ее имя. За весь период ВОВ он совершил множество подвигов, в том числе 1134 боевых вылета и сбросил на врага 980 тонн бомб.

 

Заключение.

Один известный поэт писал: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».

Самая святая обязанность каждого гражданина Российской Федерации – передавать из поколения в поколение подвиги наших ветеранов в Великой Отечественной войне и не только. Мы не должны позволять переписывать историю, чтобы она когда-нибудь не выстрелила из пушки в наших детей. Ни один подвиг не должен быть забыт, а напротив должен послужить примером для молодёжи, воспитывая в них патриотизм, любовь к Родине и желание стоять за неё до конца.

Для этого и создаются различные общественные организации, проводятся конкурсы на соответствующую тематику и нужно как больше и чаще привлекать в них детей.

Надеюсь, что моя работа тоже оставит след и впечатление в умах и сердцах молодого подрастающего поколения. Тогда я с уверенностью смогу сказать, что мой труд и старания были не напрасны.

Список использованной литературы.

«Война коснулась и нашей семьи», 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается. Сост. Л.Ф.Липатова – Саратов. Полиграфическая компания «Эль-Принт» (ИП Яковлева А.А.), 2014.

«Героическая тишина». Ганский В., Саратовские вести. – 04.03.2010.

«Дорогами войны» [Сборник воспоминаний участников Великой Отечественной войны.1941-1945]. Саратов, Приволжское книжное издательство. 1973.

«Живые о живых… и павших», Саратов. Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 2000г.

«И была война…», Саратов. Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 2005г.

«Мемориальные доски рассказывают», Валеев В.Х., Саратов, Приволжское книжное издательство, 1985г.

«Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну», Фролов Д.Ф., Приволжское книжное издательство, Саратов, 1972г.

«Поиск продолжается». [Для среднего и ст. школьного возраста]. Резников В.Н. и Самсонова И.С., Саратов, Приволжское книжное издательство, 1975.

«Прославившие Саратовскую землю». Воины-герои и Саратов. Дьяконов В., Саратовские вести. – 29.08.2007г.

«Птицы в синей вышине». Автор-составитель О. Голубева-Терес. Саратов. ИЦ «Добродея», ГП «Саратовтелефильм», 2000.

«Саратов – город прифронтовой». Саратов, Приволжское книжное издательство, 2001.

«Саратовцы в годы Великой Отечественной войны», материал в помощь лекторам, докладчикам. Департамент печати, информации и массовых коммуникаций Саратовской области. Саратов, 2000г.

«Слава и память». Очерки и воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны – сотрудников органов внутренних дел. Саратов, Приволжское книжное издательство, 1996г.

«Хроники Покровска - Энгельса», Мишин. Г., Саратов, Приволжское книжное издательство,2002г.

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_15193/

http://airaces.narod.ru/woman/homykova.htm

http://elsso.ru/cont/cul/141.html

http://militera.lib.ru/memo/russian/dryagina_iv/01.html

http://www.saratov.kp.ru/daily/26378/3257416/

https://ru.wikipedia.

http://www.world-war.ru/vojna-v-tylovom-saratove/

Приложение


 

Саратовский железнодорожный мост.


 

Цех разрушенного саратовского авиационного завода.


 


 


 


 

Слева: один из цехов разрушенного крекинг-завода после фашистской бомбардировки. Справа: завод в наши дни.


 

Марина Раскова
 

 


 

1 http://elsso.ru/cont/cul/141.html

2 http://www.saratov.kp.ru/daily/26378/3257416/

3 «Подвиг саратовцев в Великую Отечественную войну», Фролов Д.Ф., Приволжское книжное издательство, Саратов, 1972г.

4 Война коснулась и нашей семьи. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается. Сост. Л.Ф.Липатова – Саратов. Полиграфическая компания «Эль-Принт» (ИП Яковлева А.А.), 2014.

5https://ru.wikipedia.

6 http://www.world-war.ru/vojna-v-tylovom-saratove/

7Дорогами войны. [Сборник воспоминаний участников Великой Отечественной войны.1941-1945]. Саратов, Приволжское книжное издательство. 1973.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.