«Иртышская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Вегетативное размножение различных растений»
Учебно-исследовательская работа
Выполнила:
учащаяся 6кл.
МБОУ «Иртышская СОШ»
Безрукова Даниелла
Научный руководитель:
учитель биологии
Кусяк Людмила Николаевна
Иртыш – 2017
Содержание работы
Вступление 3
-
- Раздел 1. Теоретическая часть
-
- Черенкование 4
1.2 Методика укоренения черенков. 4
1.3. Стимуляторы корнеобразования 5
Раздел 2. Практическая часть:
2.1. Томаты 6
2.2 Одревесневшие черенки кустарников и деревьев 6
2.3. Ананас. 8 Раздел 3 . Заключение 9
Список используемых литературных источников 10
Приложения 11
Актуальность.
Когда ожидаются осенние заморозки и теплолюбивые растения огорода неизбежно гибнут, хочется как-то продлить их жизнь. Огородники поступают по-разному: одни укрывают кусты пленкой, либо тканью, другие выкапывают кусты и вносят в помещение, а у нас возникла мысль продлить жизнь томатов, нарезав верхушечных побегов и укоренив их. Так мы и поступили. Большинство кустов оказались непригодными, т.к. подсохли после первых небольших заморозков, сохранились лишь те, которые росли под забором и были несколько защищены от холода. Очень уж заманчивой была мысль к новогоднему столу получить пусть небольшой, но свой урожай томатов. Позже появилось желание попробовать черенковать смородину, боярышник, и другие древесные.
Объект исследования: черенки различных групп растенийПредмет исследования: способность черенков к укоренению
- Гипотеза
Если пробовать укоренять черенки различных групп растений, используя различные условия, то можно определить способность растений к укоренению при определенных условиях. Тема: Размножение различных групп растений черенками.
Цель: пронаблюдать способность корнеобразования у различных групп растений.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
Заготовить черенки различных групп растений.
Провести опыты по укоренению черенков
Провести наблюдение за изучаемыми растениями.
Проанализировать полученные результаты, сопоставить их с научными фактами и сделать предварительные выводы по работе.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и синтез)
- эмпирические (наблюдение, сравнение, эксперимент)
- математические (статистический, метод визуализации данных)
-
- I.Теоретическая часть
1.1 Черенкование как способ размножения у растений является вегетативным размножением. Все достоинства и недостатки растения при вегетативном размножении передаются дочерним растениям. Этот способ размножения используют, когда мало посадочного материала или требуется сразу большое количество саженцев. Таким способом можно обеспечить себя. необходимыми кустарниками, не приобретая их в магазине, что приятно материально, кроме того, можно сохранить понравившиеся сорта уже имеющихся ягодных и плодовых культур.
1.2 Методика укоренения черенков.
Самый простой способ – укоренение черенков в воде. Тонкости в том, что воду менять нежелательно, видимо в ней накапливаются какие-то особые вещества. Зависит укоренение и от количества черенков, наиболее благоприятный вариант по одному черенку. Воды должно быть не слишком много, чтобы было достаточно кислорода. Лучше укореняются черенки у боковых веточек. Срез необходимо сделать рядом с узлом, местом, где расположены почки над или под ним. Верхний срез делается горизонтально, оставив выше почки 1-2 см. а нижний под углом 30-45 градусов. Листья важно удалить, чтобы уменьшить испарение, ведь поступление воды затруднено по причине отсутствия корней, кроме того, стебель с листьями, находящийся в воде, песке или почве может загнивать от листьев, которые быстро подвергаются гниению. Длина черенка - 10-25 см. с пятью почками, три из которых будут заглублены в почву, две останутся на ней для формирования надземной части побега. В светлой посуде корни образуются хуже, чем в темной. Если побег еще не вызрел, он сильнее страдает от пересыхания, чаще поражается болезнями и загнивает. Укоренение зеленых черенков при температуре воды около 21°С, температура воздуха должна быть более низкой. Можно создавать искусственно более высокую влажность. Одревесневшие черенки размножают в открытом грунте, где земля прогревается достаточно хорошо; температура воздуха даже в морозную погоду не опускается слишком низко. Существует мнение, что укоренение проходит лучше в период покоя, чем в весенний период. Зависит укоренение и от того, чем было подкормлено материнское растение. Для активного образования корней важен калий и фосфор, избыток азота в почве, где произрастало материнское растение, наоборот ухудшает образование корней. Лучше укореняются молодые растения, старые порой вообще не способны к укоренению черенков. Например, у яблони и груши, хотя чтобы такие черенки дали корни их обрабатывают гетероауксином.
Используемые черенки делят на группы:
1.Зеленые черенки, которые активно растут - весенние.
2. Собственно зеленые черенки до середины лета.
3. Полуодревесневшие черенки конца лета.
4. Черенки из вызревшей древесины – зимние.
Для улучшения укоренения добавляют различные вещества.
1.3. Стимуляторы корнеобразования, например "Корневин", гетероауксин, а также мед, сок адоэ. Известен способ укоренения черенков клубне картофеля, где много питательных веществ, которые стимулируют рост корня. Рецепты следующие:
1. Мед. В 1,5 л воды растворяют чайную ложечку меда, черенок помещают в раствор на одну треть и выдерживают в нем 12 часов.
2. Картофель. Для укоренения выбрать крупный клубень картофеля. Из него удаляют все глазки, делают надрез и вставляют в него черенок. При достаточном поливе он быстро даст корни. Даже плохо черенкующиеся растения можно укоренить таким способом, ведь черенки получают из картофеля массу питательных веществ.
3. Сок алоэ. В воду с черенком добавляют до7 капель свежего сока алоэ. Он ускоряет появление корешков и стимулирует иммунную систему черенка.
4. Ивовая вода. Несколько веточек ивы или тополя, вербы поставить в воду и дождаться появления корней. Когда появятся корешки, ивовые прутики можно убрать и поставить в эту воду черенок. Полученную воду не меняют, лишь доливают при необходимости.
5. Дрожжи. Готовят раствор дрожжей (100 мг на 1 л) и помещают в него черенки на сутки, после этого их обмывают и переносят в заполненную до половины емкость с водой.
II. Практическая часть.
2.1. Томаты
В своем опыте с томатами мы в качестве стимуляторы корнеобразования использовали препарат "Корневин" и сок алоэ. Нарезали верхушечные побеги томатов длиной 15-17 см в количестве 20 штук, которые разделили поровну, удалили все нижние листья, оставив только вверху черенков по 1-2 листа. Одну часть поместили просто в воду, а другую в воду с добавлением кусочка листа алоэ-вера, от чего вода порозовела.
Спустя неделю черенки стали загнивать снизу.
Вывод: черенки в воде с соком алоэ и без него длительное время не могут находиться, видимо мы затянули во времени с их посадкой в грунт, т.к. один укорененный черенок, посаженный в землю раньше, благополучно прижился. На этом побеге нем стала расти помидорка, которая была крошечкой изначально на черенке. Но спустя месяц и это растение стало подсыхать, предполагаем по причине слабо развитой коревой системы. К тому начался отопительный сезон, температура в помещении была очень высокой. Возможно, почва оказалась пересушенной.
Через время стали появляться придаточные корешки внизу стеблей черенков.
2.2 Одревесневшие черенки кустарников и деревьев
В опыте с черенками смородины красной и черной, бузины, дуба, боярышника, калины, малины в качестве стимуляторы корнеобразования использовали препарат "Корневин, СП". Нарезали секатором черенки всех упомянутых выше растений длиной до 20 см., при наличии до пяти почек по 3-5 штук черенков каждого растения, связали их вместе, подписали и поместили в воду с добавлением препарата "Корневин, СП", который развели согласно инструкции из расчета 1 г. на 1 литр воды. Емкостью для всех черенков было трехлитровое пластмассовое белое ведерко, наполненное водой менее, чем наполовину. Черенки поставили в кабинете, где температура воздуха и воды в ведерке уравнялась и была более 20 градусов, хотя по рекомендациям известно, что растения лучше не смешивать, а ставить по одному экземпляру, температура воды должна быть такой, какова была у нас, а температура воздуха ниже. При этом влажность необходима достаточно высокой, чего в помещении не наблюдалось. Для создания черенкам микроклимата, их прикрывали влажной светлой тканью, но черенки начали плесневеть. Для борьбы с плесенью использовали препарат фитоспорин-М в расчете 10 капель на литр воды. Наши наблюдения показали, что почки стали набухать, распускаться, появились молоденькие побеги прежде всего на черной смородине, боярышнике, бузине. Они выросли в побеги до 3 см., после чего стали подсыхать и гибнуть. Корешки не образовывались. Черенки стали темнеть и загнивать, издавая неприятный запах. Мы поменяли воду, но это не дало желаемого результата. У дуба, красной смородины и калины почки едва набухли и черенки погибли. Черенки малины приготовили таким же образом, но поставили по одному, отдельно со стимулятором конеобразования "Корневин, СП". и без него. Результат был таким же, сначала почки набухали , потом распускались , давая побеги, после чего подсыхали. Корни не появлялись.
Выводы:
1. Наиболее активно развивались черенки черной смородины, боярышника, бузины
2. Развитие черенков у дуба, красной смородины, калины практически отсутствовало.
3. Черенки подверглись воздействию гнилостных бактерий и плесневых грибков.
4. Есть предположение о том, что черенки разных растений угнетали друг друга.
5. опыт с черенками малины, несмотря на отдельное содержание и по одному черенку также не дал положительного результата.
2.3. Ананас.
Привезенный из Тайланда ананас выглядел очень привлекательно: ярко-оранжевая окраска, внушительная величина, мягкость плода - все это натолкнуло на мысль укоренить его верхушечный побег. Верхушечный побег ананаса срезали величиной около 20 см. и поставили в воду. Через 10 дней появилось 2 маленьких корешка, спустя неделю, появились еще несколько корешков после чего мы побег посадили в торфяную почву, где он прижился и благополучно укореняется до настоящего времени. Листья стали ярче, растение выросло на 1 см. Так южный гость прижился у нас пока в доме, летом можно будет высадить его в грунт.
Выводы:
Тропическое растение укоренилось в обычной воде
Очень мясистый верхушечный побег ананаса укореняется за короткий период и не подвергается действию болезнетворных организмов.
Заключение
В ходе работы мы ставил задачи:
Заготовить черенки различных групп растений.
Провести опыты по укоренению черенков
Провести наблюдение за изучаемыми растениями.
Проанализировать полученные результаты, сопоставить их с научными фактами и сделать выводы по работе.
Результаты исследования:
1. Были заготовлены черенки томатов, смородины, малины, боярышника, дуба, бузины
2. Проведенные опыты по укоренению показали, что хорошо укореняются только черенки томатов, все одревесневшие черенки не укоренились, а начали загнивать, почки активно распустились у смородины, боярышника и бузины, но в течение 10 дней стали вянуть и сохнуть.
3. В течение всего периода фиксировали наблюдения фотографированием
Отмечаем общие выводы:
Укоренить черенки оказалось сложно т.к. подверглись влиянию болезнетворных грибов и бактерий.
Черенки томатов можно выращивать в помещении при условии кропотливого правильного ухода.
Список использованной литературы.
Интернет источники:
http://myflo.ru/index/cherenkovanie_ili_razmnozhenie_cherenkami_ukorenenie_cherenkov/0-109
http://www.cvetochek.ru/cher.php
Приложение 1. Подготовка опыта с черенками
Приложение 2. Черенки томатов
Исходный материал черенки томатов в воде с алоэ и без
Черенки с корешками загнивание корешков
Приложение 3. Черенки древесных растений
Приложение 4. Препараты, применяемые в опыте