12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72113
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: обобщить и конкретизировать знания о способах веге­тативного размножения цветковых растений; показать значение вегетативного размножения растений для сельского хозяйства.

Оборудование и материалы: таблицы: «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», «Прививка растений»; рисунки и фотографии растений, комнатные растения и их части, гербарии; схемы прививок.

Ключевые слова и понятия: искусственное вегетативное раз­множение растений, размножение побеговыми черенками, раз­множение отводками, размножение листовыми черенками, размножение корневыми черенками, размножение прививкой (трансплантация), размножение культурой ткани; регенерация, черенок, отводок, прививка, привой, подвой.

Ход урока

Актуализация знаний

Игра «Цепочка»

Учитель заранее готовит картинки с изображением различных видов вегетативного размножения растений в природе и разве­шивает их на доске. Можно использовать рисунки, сделанные учащимися.

Класс делится на две или три команды (например, по рядам). По жребию устанавливается, какая команда начнет игру первой. Первый участник игры выбирает одну из картинок и называет способ вегетативного размножения. Следующий ученик отвеча­ет, какими вегетативными органами происходит размножение. Третий приводит пример растения, для которого характерен та­кой способ вегетативного размножения. Четвертый — еще один пример растения. Так происходит, пока кто-либо из учеников не затруднится с ответом. В этом случае ход переходит к команде противника. Если же и они не смогут правильно ответить или при­вести пример, то право ответа предоставляется другой команде.

За каждый верный ответ команда получает очко, которое учи­тель фиксирует на доске или отмечает любым другим способом. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На прошлом уроке мы говорили о методах вегетативного раз­множения растений в природе. Но и человек может использовать такой способ для размножения культурных растений.

Вспомните, какие культурные растения размножают чаще всего вегетативным способом.

Вы знаете, что картофель обычно высаживают клубнями или частями клубня. Землянику и клубнику выращивают «усами» — ползучими побегами. Большинство многолетних растений — ча­стями куста. Луковичные растения — луковицами.

Как вы думаете, почему в сельском хозяйстве часто исполь­зуется вегетативный способ размножения?

В чем его преимущество перед семенным методом?

Все дело в том, что образовавшиеся вегетативно молодые ра­стения обычно гораздо крупнее и сильнее проростков из семян.

Среди перечисленных способов мы отметили только те, кото­рые существуют в природе. Эти же технологии использует и чело­век для более быстрого и эффективного размножения культурных растений. Но наравне с ними применяются и вегетативные спо­собы, которые отсутствуют в природе или встречаются исключи­тельно редко.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника, перечислите спосо­бы искусственного вегетативного размножения растений и кратко опишите каждый из них, приведите примеры ра­стений. Ответ можно оформить в виде таблицы.

Способ ис­кусственного вегетативного размножения растений

Краткое описание способа

Примеры

растений

Побеговыми

черенками

От взрослого растения отрезают черенок с 3—4 листьями или почками. Черенки ставят в емкость с водой или высаживают во влажную почву. Через некоторое вре­мя на черенках образуются придаточные корни

Траде­сканция,

герань, смородина

Отводками

Нижние ветки растения прижимают к земле, пришпиливают деревянными шпильками и присыпают почвой. Через некоторое время на отводке образуются придаточные корни. Ветку отрезают от ма­теринского куста и пересаживают

Крыжов­ник, смо­родина, калина, флоксы

Листовыми

черенками

Отрезанные листья или части листовых пластинок высаживают во влажную почву. Через некоторое время на них появляются придаточные почки и придаточные корни

Бегония,

сенполия

(узамбарская фиалка), сансевьера

Корневыми

черенками

От взрослого растения отрезают корневой черенок (отрезок корня 15—25 см в длину). При посадке в почву на корневом черенке из придаточных почек развиваются над­земные побеги

Малина,

ежевика

Прививкой

(трансплан­тация)

Почку-глазок или черенок культурного растения (привой) сращивают со стеблем дички (подвоем)

Плодовые

деревья

Культурой

ткани

Небольшие кусочки тканей растения (луч­ше всего взять образовательную ткань) или отдельные клетки помещают в сте­рильные условия на особую питательную среду и создают благоприятные условия (оптимальная температура, влажность, освещенность). Через некоторое время из отдельных клеток образуются малень­кие зачатки молодых растений

Редкие, особо цен­ные расте­ния, раз­множение которых иным спо­собом не­возможно

(После самостоятельной работы учитель проверяет качество заполнения таблицы. Для этого несколько учеников сдают тетради на проверку, а двое или трое отвечают устно (у доски или с места, по выбору учителя).

При проверке учитель демонстрирует комнатные растения, гербарии, таблицы и схемы с изображениями различных способов искусственного вегетативного размножения растений.)

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы Способность организмов достраивать недостающие части и органы (в данном случае корневую систему или побеги) назы­вают регенерацией.

Подумайте, какие из перечисленных методов искусственно­го вегетативного размножения могут встречаться в приро­де, а какие возможны лишь при участии человека. (Ответы учащихся.)

Без участия человека невозможны прививка и размножение культурой ткани. Все остальные способы в том или ином виде могут присутствовать в природе.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Какими видоизмененными побегами человек разводит культурные растения? Приведите примеры растений.

Какими частями вегетативных органов можно размножать культурные растения? Приведите примеры растений.

Какие корни образуются на побеговых или листовых че­ренках растений?

Какая корневая система образуется у растения, полученного вегетативным способом?

Из каких почек происходит образование молодых побегов на корневых черенках растений?

В какое время года лучше всего производить прививку куль­турных растений? Почему?

Можно ли на ветку дуба привить ветку яблони? Почему?

По какому принципу необходимо подбирать привой и под­вой? Почему?

Какие растения обычно разводят культурой ткани? Почему?

Можно ли самостоятельно в домашних условиях размно­жить растения культурой тканей? Почему?

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины.

Закончить заполнение таблицы. Изобразить различные спо­собы прививки растений.

Творческое задание. Подумать, какие из сортов растений можно привить к молодым саженцам на пришкольном участке. Помни­те, что прививать можно только близкородственные растения. Составить план прививок для растений пришкольного участка, где указать время и способ прививки.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Попробо­вать развести комнатные растения различными вегетативными способами. Спросить у учителя, какие из комнатных растений, находящихся в кабинете биологии, можно размножить листо­выми черенками, стеблевыми черенками. Поставить срезанные черенки в емкость с водой и поместить ее в теплое освещенное место. Регулярно менять воду в емкости. После появления кореш­ ков посадить молодые растения во влажную почву. Не забывать поливать. Наблюдать за ростом и развитием молодых растений. Данные регулярно записывать в особую тетрадь для наблюдений.

Вегетативное размножение растений. Учебный фильм

 

 

 

Размножение растения его частями. 0 - 10 

 

 

 

Размножение растений подручными Средствами.

 

 

 

 

Размножение РОЗЫ черенками!

 

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.