12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косякова Марина Николаевна6162
Учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 36 лет.
Россия, Пензенская обл., Сердобск
0

Исследовательская работа «Вершки и корешки»



Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 города Сердобска


 


Выполнил:
Штейнбах Илья, ученик 1-Б класса
МОУ СОШ № 4 г. Сердобска
Руководитель:
Косякова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 4 г. Сердобска

 


 

г. Сердобск, 2015 г.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Актуальность темы…………………………………………………………с.2

1.2. Цель и задачи исследования……………………………………………….с.3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Части растений……………………………………………………………..с.4

2.2. Условия, необходимые для жизни растений…………………………….с.5

2.3. Наблюдения за прорастанием и развитием репчатого лука……………с.7

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….с.8
Список используемой литературы и Интернет - источников………………с.9
Приложения…………………………………………………………………….с.10

I. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Актуальность темы

У нас дома есть приусадебный участок, и летом я часто помогаю маме ухаживать за посадками, поливать огород, собирать урожай. Я обратил внимание на то, что вокруг нас большое разнообразие растений. В школе на уроке окружающего мира мы говорили о том, как живут растения, и мне стало интересно узнать о них больше. В детской энциклопедии я узнал, что около 100 лет назад немецкий биолог Эрнст Геккель предложил выделить царство Растений. Они отличаются от животных тем, что у них нет органов чувств и нервной системы. Растения имеют неограниченный рост, растут в течение всей жизни.

У меня возникли вопросы, как же растения реагируют на меняющиеся условия среды? Почему они открывают и закрывают венчики своих цветков по определённому расписанию. Почему у растений вершки растут вверх, а корешки вниз? Стебли, листья и цветки растений тянутся к солнцу, а корни уходят в почву. Я задумался, а что если поменять направление роста растения во время его посадки и решил проверить это экспериментально.

1.2. Цель и задачи исследования

Объект исследования: репчатый лук.

Предмет исследования: направление роста луковицы репчатого лука

Гипотеза: возможно, если посадить растение корнем вверх, то оно поменяет направление своего роста.

Цель работы: выявление особенности ростовых движений растений на примере луковицы лука.

Задачи:

Изучить строение растения, выяснить значение каждой части.

Выяснить, что необходимо для жизни растения.

Провести наблюдения за прорастанием и развитием репчатого лука.

Методы исследования:

Изучение литературы по данной теме

Эксперимент

Анализ

Обобщение

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Части растений.

На уроке окружающего мира мы выяснили, из каких частей состоит любое растение. Просмотрев соответствующую литературу и, помогая маме пересаживать комнатное растение, я в этом убедился ещё раз. Все растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист цветок, плод с семенами. (Приложение 1).

Каждая из частей выполняет свою функцию. Корни и корневые волоски впитывают растворенные в почве минеральные вещества, необходимые листьям; корни служат также якорем для растения. Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой также транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а, с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или корнях. Лист является фабрикой растения. Здесь углекислый газ, почвенная влага и солнечный свет с участием хлорофилла превращаются в крахмал, который транспортируется в другие части растения. Цветок выполняет важную - генетическую - функцию: он обеспечивает появление следующего поколения, благодаря чему растения существуют века.
Из всего этого я сделал вывод: все части растения важны. Это единый организм.

2.2. Условия, необходимые для жизни растений.

Растения, как и животные, являются живыми организмами, которые питаются, дышат и размножаются. Для правильного развития растений необходимы, пять факторов: воздух, свет, вода, тепло и питательные вещества. Установлено, что ни один фактор в жизни растений не может быть заменен другим. Когда один из факторов отсутствует, то действие остальных прекращается или в значительной степени ослабевает. Поэтому все факторы жизни растений равнозначны. Овощные и плодовые культуры могут дать высокий урожай только тогда, когда им будут обеспечены все условия для нормального роста и развития.

Воздух необходим растениям для дыхания. Растения дышат, поглощая воздух через мельчайшие отверстия (устьица), расположенные главным образом на листьях. При недостатке воздуха в почве семена плохо прорастают, развитие корней задерживается, и растения слабо растут. Этим и объясняется важность такого агротехнического мероприятия, как рыхление почвы, уничтожение корки.

Свет необходим растениям для образования белка, крахмала, сахара. При посеве и посадке растений в тени, а также при загущенных посевах растения наклоняются в сторону света, вытягиваются и становятся хилыми. Сорняки также затеняют культурные растения, поэтому уничтожение сорняков, а равно своевременная прорывка овощных культур способствует лучшему освещению последних.

Вода необходима растениям со времени прорастания семени до получения урожая. Большое количество воды нужно для растворения питательных веществ почвы. Недостаток воды в почве значительно понижает урожай овощей. Излишек влаги в почве оказывает вредное влияние на рост овощных культур, так как вода вытесняет из почвы воздух, необходимый для дыхания корней. Поэтому сырые участки с высоким уровнем стояния
почвенных вод необходимо осушать.

Тепло. Температура имеет большое значение в жизни растений. Как низкая, так и высокая температура задерживает рост растений и может привести к их гибели.

Питательные вещества растения берут из почвы и воздуха. Корни всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, а листья поглощают из воздуха углекислый газ.

Вывод: Условия внешней среды играют решающую роль в жизни растений. Основные из них — тепло, свет, воздух, вода, питание.

2.3. Наблюдение за прорастанием и развитием репчатого лука.

Из литературы я узнал, что лук – это многолетнее травянистое растение. Наземная часть его ежегодно к осени отмирает. В почве остаются корни и луковицы. В них откладываются запасы питательных веществ. В нижней части луковицы расположен плоский стебель – донце. На донце видны почки, расположенные в пазухах чешуи. Из почек развиваются листья и молодые луковички (детки). От донца отходят придаточные корни. (Приложение 2).

Растениям для питания необходимо поглощать солнечную энергию, а из почвы минеральные вещества. Благодаря этому они и строят в листьях из углекислого газа и воды органические вещества (белки, жиры, углеводы). Для проверки своей гипотезы я провел эксперимент по посадке и выращиванию лука. Для опыта я взял 4 луковицы репчатого лука. Насыпав в цветочные горшки грунта, я 2 контрольные луковицы посадил донцем вниз, а 2 опытные наоборот, донцем вверх. (Приложение 3)

На 6 день появились всходы у контрольной луковицы (Приложение 4). На 9 день я увидел у одной из опытных луковиц на поверхности почвы белые корешки. Корни отрастали от донца и, огибая луковицу, уходили в почву (Приложение 5). На 15 день луковица развернулась горизонтально в почве (Приложение 6). Это произошло оттого, что корни тянули луковицу вниз. А из почвы стали видны зелёные листья, которые тянулись к свету. Растение «определило» своё положение в почве. Корни стали расти в почву, а листья вверх, к свету. Не так-то просто листьям пробиться через слой почвы к свету. Растение тратило свои силы при прорастании на ростовые реакции побегов и корней. Во всех случаях корни растут вниз (в почву), а стебли вверх (к свету). Опытные растения отставали в росте и развитии от контрольных. Размеры листьев у контрольных луковиц 18 сантиметров, а у опытных 9 сантиметров (Приложение 7)

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе своего исследования я сделал следующие выводы:

1)Растения - это живые организмы. Они реагируют на изменения окружающей среды: свет, температуру, влажность.

2) Проведя наблюдения за прорастанием корней и листьев у луковицы репчатого лука, я убедился, что растения реагируют на свет и действие силы тяжести во время роста. Считаю, что цель работы достигнута.

Сделанные выводы опровергли мою гипотезу о том, что возможно растение поменяет направление роста, если его посадить корнем вверх.

Проведя наблюдения за экспериментом, я понял, что для успешного роста и развития растений следует создавать благоприятные условия. Необходимо правильно располагать при посадке в почву клубни, луковицы и семена.

В ходе этой работы я научился проверять свои идеи, подбирать научную литературу по интересному для меня вопросу, проводить эксперимент. Мне понравилось вести наблюдения за его ходом. А еще теперь я умею выращивать лук по правилам любителей – огородников.

Список используемой литературы и Интернет - источников

Детская энциклопедия. Т.4. Растения и животные [Текст]/Науч. ред. В.Ф. Натали, П.А. Генкель. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1965. – 527 с.

Современная универсальная Российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 [Электронный ресурс] : мультимедиа энциклопедия – Учеб. электрон. изд. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий»– 2 электрон. опт. диск (CD-ROM)

Энциклопедия для детей. Т.2. Биология [Текст]/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – 5-е изд, перераб., доп.-М.: Аванта+, 2002. – 704 с.

http://www.agrinet.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Луковицы

 

Приложение 1

 

 

Приложение 2


Приложение 3

 

Приложение 4



 

Приложение 5

 

Приложение 6

Приложение 7


Вершки и корешки
PPT / 2.75 Мб

 

Опубликовано в группе «Банк исследовательских работ (начальная школа)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.