12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна5191
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат

XVII - районная конференция членов школьных научных обществ

муниципальных общеобразовательных школ Туркменского района.

Название работы:

«Образ кошки в русской и зарубежной литературе и фольклоре»

Автор работы: Зарудняя Анастасия,

7 класс

Место выполнения работы:

МКОУ СОШ №3, с.Камбулат,

Туркменского района,

Ставропольского края

Научный руководитель:

Грибанова Ирина Эдуардовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №3

 

Содержание

Введение 3

Кошка – любимое домашнее животное. 4

Глава 1. Образ кошки в славянской мифологии. 5

  1. Кошка – демон 5

    Кот – проводник 5

1.3.Кошка – домовой 5

1.4.Кошка – разрушитель 6

1.5.Кот – Баюн 6

1.6.Кот – игрун 6

1.7.Огненная земляная кошка 6

Глава 2. Образ кошки в системе народных верований. 6

2.1.Колыбельные 7

2.2.Приметы 7

2.3.Поговорки 7

2.4.Суеверия 8

Глава 3. Образ кошки в русских народных сказках. 8

Глава 4. Образ кота в сказках русских и зарубежных писателей. 11

Заключение 12

Источники 14

Приложение 15

Введение

В старину говорили: «сказка-складка», «сказка-врака». Это так. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум, воображение. Сказки наполнены невероятными событиями и фантастическими приключениями. В сказках животные и птицы говорят и поступают, как люди. Они рассуждают, обманывают, ссорятся, дружат.

В течение столетий сказки о животных были на Руси своеобразной бытовой энциклопедией. Человеческие пороки выставлялись на позор и смех, осуждались хитрецы и лжецы, обманщики и трусы, лентяи и невежды.

Сказка — мой любимый жанр литературного творчества.

При изучении русских народных сказок мой класс получил задание подготовить сказку о животном. Сомнений никаких не было, буду готовить доклад, в котором главная роль отведена котам. Поэтому я решила более подробно раскрыть образ Кота, и показать его положительные и отрицательные стороны. Я думаю, что сказки любят все: и взрослые, и дети. У каждого народа свои сказки, свои герои. Я очень люблю кошек. А кошка – героиня очень многих русских народных сказок. Я думаю, что мне никто не возразит, если я скажу, что именно кошки являются самыми любимейшими и наиболее распространенными домашними животными.

Цель работы – исследование роли образа кошки в фольклоре и литературе народов мира, творчестве русских и зарубежных писателей.

Задачи:

  • подбор и прочтение произведений о кошках;
  • определение тех черт характера, которые свойственны кошкам и раскрываются в них;
  • выявление тех функций, которые выполняет кошка в фольклоре и авторских произведениях.
  • определить, с помощью каких средств, создается образ кота в фольклоре.
  • подобрать элементы устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы, загадки, песенки и др.), содержащие образ этого животного;
  • провести опрос среди одноклассников и других учащихся, посвященный их отношению к кошкам и произведениям о них.

Методы исследования: на различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовались методы сбора фактического материала, анализ произведений русского фольклора, анкетирование и диагностика результатов анкетирования учащихся.

Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: кошка - неотъемлемая часть жизни человека, поэтому образ кошки широко распространен в русском фольклоре.

Мне захотелось узнать о ней все и рассказать другим! Какие знаменитые кошки существуют в сказочном мире. Чем схожи или чем различны по своим качествам наши домашние кошечки и сказочные героини? А что бы ответить на эти вопросы, я проделала очень большую работу. Сколько книг я перечитала! Информацию собирала и в Интернете, и в библиотеке, и проводила опрос взрослых и своих одноклассников. Но зато теперь я знаю о Кошке очень много! И я готова поделиться своими знаниями со всеми, кто интересуется этой героиней народных сказок и русского фольклора.

Кошка – любимое домашнее животное.

Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Конечно, существуют и другие любимцы у людей, такие, как собачки, хомячки или рыбки, но именно кошки и коты – самые любимейшие из всех домашних животных. Эти домашние животные живут во всех уголках нашей земной планеты, и это не может не радовать. Они очень мягкие, нежные, маленькие пушистые комочки, которые дарят человеку тепло и ласку. Они пробуждают в нас лучшие чувства. Это все они, котята, кошки, коты. Люди всегда считали, что это они заводят кошек, но на самом деле все совершенно наоборот. С давних времен кошки всегда сопровождали человека. Но при этом они никогда не служили ему, как остальные животные. Живя поблизости, они сохраняют полную самостоятельность и дружелюбный нейтралитет. Однажды, ученые решили подсчитать, сколько домашних животных проживает на нашей планете, и выяснилось, что их всего 400 миллионов, и самое большое количество кошек и котов проживает в США. А в Индонезии живет 30 миллионов этих миленьких и замечательных животных, во Франции их более 8 миллионов.

Именно потому, что рядом с человеком всегда живет и жило такое огромное количество кошек и котов, люди и придумывают различные легенды, сказки, предания. У каждого народа они разные, каждый народ видит этих миленьких существ по-своему.

Именно поэтому кошка не только вошла в мифологию разных народов, но и стала героиней многих фольклорных и литературных произведений.

Глава 1. Образ кошки в славянской мифологии.

Все суеверия берут свое начало в мифах. И я узнала, что существует вот такие виды мифических кошек: "кошка-демон"; "кошка-домовой"; "кошка-разрушитель"; "кошка-проводник".

Кошка – демон

В мифологии кошка выступает как воплощение или помощник чёрта и нечистой силы. Существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В ряде случаев кошка выступает в роли ведьмы. В славянской народной культуре результатом действия чёрной кошки чаще всего становится болезнь, порча, сглаз, смерть.

Нередко в фольклоре можно встретить мотив превращения кота в человека и обратного превращения человека в кота, как и его следствие – наличие форм, совмещающих элементы кота и человека. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович и др.

Кот – проводник

Часто кошка играет роль проводника между миром людей и потусторонним миром. Кошка является и связующим звеном между мирами, и одновременно жертвой. Считается, что злого духа видят все слепорождённые животные. К этой категории, безусловно, относится и кошка.

Кошка – домовой

На Руси кошка издавна почиталась как хранительница домашнего очага, символ уюта. Не случайно во многих странах была примета: прежде чем войти в новое жилище, надо впереди себя пустить "хозяйку" – кошку. Она обеспечит благополучие. Там, где она ложилась, ставили кровать.

Во Владимирской области издавна в этот обряд вкладывали ещё один смысл: тот, кто переступает порог нового дома первым, тот первым и умирает. А поскольку кошка имеет девять жизней, а не одну, как человек, её и пускали в первую очередь – она возродится к жизни ещё раз. Кошка настолько связана со своим хозяином, что сама может выполнять некоторые его обязанности, а именно: играть роль покровителя дома и скота. Именно кошки являются главными хранителями домов. Они охраняют наши дома от вторжения зла, от «незваных гостей» которых очень трудно увидеть человеку.

Все кошки, независимо от породы — обладают удивительной способностью. Они могут перераспределять и генерировать отрицательную энергию перерабатывая в более светлую. Наверное, если у Вас есть домашний любимец, то Вы заметили, что если у Вас что-нибудь заболело, то друг на четырех лапах уже тут как тут. Кошки всегда чувствуют, где нужна их забота.

Кошка – разрушитель

Людям фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической.

Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. В различных сказаниях распространены мотивы учёного кота. Пушкинский учёный кот, ходящий "по цепи кругом" – милое и безобидное существо по сравнению с его фольклорным прототипом – чудовищным Котом Баюном.

Кот – Баюн

Кот Баюн – персонаж русских волшебных сказок. Этот кот, сказывает сказки, сидя на столбе, но при этом напускает сон и "побивает весь люд". Слово «баюн», согласно толкового словаря Даля, происходит от «баять» или «баить». Это означает «говорить, рассказывать», а сам Баюн соответственно «говорун и рассказчик». В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Самым ярким примером двойственной природы сказочного кота является образ кота Бабы-Яги из сказки «Баба-Яга».

Кот – игрун

Еще один необычный персонаж сказок — кот-игрун из сказки «Иван меньшой — разумом большой». Этот кот играет на волшебных гуслях, и его игра заставляет всех, кто ее слышит, танцевать помимо собственной воли.

Огненная земляная кошка

На Урале существовали сказания о Земляной кошке. Эта огромная кошка ходит под землей и стережет клады, а на поверхности видны лишь ее огненные уши. По поверьям ее огненных ушей боятся волки, а для человека Земляная кошка не представляет никакой угрозы, и даже может стать неожиданной спасительницей. Кошки в уральской и сибирской мифологии выступают как помощники Хозяйки Медной Горы.

Глава 2. Образ кошки в системе народных верований

Огромное количество загадок, потешек, прибауток, считалок, скороговорок придумано людьми! Немало примет, связанных с кошками. Ведь кот всегда жил рядом с человеком, и человек всегда мог наблюдать за ним, замечать свойственные только этому животному особенности поведения.

Колыбельные

Когда расспрашивала взрослых о кошках, выяснилось, что кошки герои не только сказок, но и колыбельных. Мамы часто поют детям колыбельные. А кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. По славянской мифологии, кошка сотворена из рукавицы Девы Марии, считается "носит сон в рукаве", бережет малых деток и гонит прочь всякую нечисть. Именно поэтому так много существует колыбельных песен о котах.

Приметы

Есть интересные приметы о кошках. При помощи кошек пытались предсказывать погоду. Например:

Кошка крепко спит – к теплу.

Кошка мордочку хоронит – к морозу или к ненастью.

Кошка скребет пол – на ветер, на метель.

Кошка стену дерет – к непогоде.

Кошка лежит брюхом вверх – к теплу.

Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде.

Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью.

Кошка умывается – гостей зазывает.

Кошка на человеке потягивается – к обновке.

Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать.

Кто кошек любит – будет жену любить.

Доброе слово и кошке приятно.

Кошку против шерсти не гладят.

Кошка в дом- счастье в нем.

Рано пташечка запела - как бы кошечка не съела!

Поговорки

А в народных поговорках хорошо виден характер кошек. Например: Кошачья лапка мягка – да коготок остер. Это значит – будь в делах осторожен.

Стар кот, а масло любит.

Ложка не кошка, рта не оцарапает.

Сболтнул бы коток, да язык короток.

Не все коту масленица, будет и Великий Пост.

Взяло кота поперек живота.

Что поп, что кот – не поворча, не съест.

Рано пташка запела – как бы кошка не съела.

Кошки грызутся – мышам приволье.

Живуч, как кошка.

Ночью все кошки серы.

Любит, как кошка мышку.

Суеверия

Многие из нас верят в различные суеверия, но, оказывается, они не совсем верны.

Черная кошка перебежала дорогу – иди другим путем,

Наверное, все из Вас помнят эту примету. Могу Вам сказать, что эта примера не до конца правдива. Если черная кошка перешла Вам дорогу, это действительно является очень скверным знаком. Кошка почуяла, что вам грозит опасность, и, преграждая Вам дорогу, она тем самым забрала негатив, который грозил Вам, тем самым расчищая Вам путь.

Трехцветная кошка отгоняет нечистую силу.

Соответствуя этой примете у некоторых людей живут по несколько разных кошек. К большому сожалению, это не очень хороший знак. Это означает, что в доме много плохой энергетики. Иногда, сами хозяева являются источником негативной энергии. Кошки, забирая с собой все плохое, помогают своим хозяевам очистить дом.

Ведьмы могут превращаться в чисто белых или черных кошек.

В средние века кошки начали подвергаться сильным гонениям со стороны человека. Людей стали пугать их некоторые особенности кошек. Черные кошки стали ассоциироваться с нечистой силой, а женщин, которые держали черных кошек, считали ведьмами. А как известно, ведьм сжигали на костре и кошек вместе с ними. Но этих кошек могло спасти одно маленькое обстоятельство, если на черной кошке можно было найти, хоть один белый волосок, это спасало от смерти. Могу лишь только сказать, что у всех черных кошек есть некий оберег - "белые перчатки", манишки и другие белые пятнышки.

Глава 3. Образ кошки в русских народных сказках.

Я уже писала о том, что очень люблю русские народные сказки. В русских народных сказках тоже существуют очень известные коты. Животные в русских народных сказках представляют собой разнообразные характеры. Конечно, все животные показывают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. Часто кот в сказках открыто демонстрирует свой игривый нрав, во многих сказках он оказывается разбойником, плутом или даже воришкой. Но вместе с тем кот справедливый и живой, у него изворотливый ум. Благодаря своему умению договариваться и хитрости, кот выходит из любых затруднительных ситуаций, помогает обиженным, защищает своих друзей. Причем сильным кот никогда не бывает, настоящая его сила – в слове. Мудрые речи кота могут нагнать страху на животных во много раз крупнее него. В сказках кошка очень часто выполняет функцию защитника и помощника: она помогает своим друзьям или хозяину избежать каких-либо неприятностей, даже спастись от смерти. Но это не мешает кошке иметь в разных сказках различный характер и облик, выступать также хитрецом и служителем злых сил. Иногда кошка совершает бескорыстные поступки, а иногда старается извлечь свою выгоду. Например, в сказке «Волшебное кольцо» кот Васька так хочет выслужиться перед хозяином и быть им более любимым, чем собака, что обманывает эту собаку и вступает с ней в ссору.

Но что бы ни делала кошка, она все равно старается помочь хозяину. В качестве примера бескорыстной помощи можно привести сказку «Мудрая жена», где человек продает кошку на корабль, отправляющийся в далекую страну, в которой кошки не водятся. Там она помогает «корабельнику», убив угрожающих ему крыс только из преданности, а не руководствуясь корыстными соображениями. Потом новый хозяин – «корабельник» продает кошку за большие деньги. Интересно, что в этой сказке кошка не говорит по-человечески, а является просто животным, в то время как в большинстве других сказок она действует как человек.

Возвращаясь к теме плутовства кошки, можно сказать, что это качество сближает ее с лисой. В сказке «Кот и лиса» кот даже женится на лисе, что делает эту пару сильнее других животных. В данном случае мотив помощи кошки кому-либо отсутствует.

Все действия кошки обдуманны. Она очень хитра и подстраивает все так, как ей удобно. И в этом тоже она сближается с лисой. Но иногда лиса становится врагом кошки. Так, в сказке «Кот, петух и лиса» лиса пытается украсть и съесть петушка, а кот каждый раз спасает его и в конце наказывает лису, «заколотив» ее насмерть.

В сказке «Баба-Яга» кот, принадлежащий самой Бабе-Яге, помогает героине – девушке, попавшей в беду, – за ее доброту. Несмотря на это, он все же является личным демоном хозяйки, что в славянской культуре не встречается нигде, кроме сказок.

Среди рассмотренных нами сказок не было найдено ни одной, где кошка, в отличие от лисы, являлась бы исключительно отрицательным персонажем, но все же образ кошки двойствен.

В разных сказках кошка часто имеет черты других сказочных персонажей. Мы уже писали о сходстве кошки с лисой. Она также может иметь и черты, приписываемые обычно собаке, – преданность и верность. Кроме того, кошка и собака соотносятся с парой диких животных – медведем и волком. В восточнославянских сказках нечистая сила (черт, кикимора и т.д.) называет медведя «кошкой». Существует сказка, где медведь изгоняет из избы черта, который потом спрашивает: «Жива ли еще большая кошка?». Сходный сюжет встречается в быличках. Там водяной, изгнанный медведем с мельницы, спрашивает у мельника, нет ли у него на мельнице «страшной кошки».

Исследуя роль кошки в русских народных сказках, я выделила несколько видов сказочных котов.

Заступником можно назвать кота из сказки «Кот, петух и лиса». В этом сказании кот спасает петуха, которого лиса обманом выманивает из домика. Но кот оказывается хитрее лисы. Он выманивает плутовку из норы и освобождает петушка.

Кот-обманщик предстает перед нами в сказке «Кот и лиса». Однако в данном случае лиса выступает партнершей или женой кота. Вдвоем они заставляют всех зверей в лесу приносить им подарки. Плутовские свойства кота сближают его с лисой. В этой сказке кот даже женится на лисе, что делает эту пару очень значительной и сильной среди других животных.

В животном мире сказок существует особый тип героя – плут и обманщик. Лиса, как и кот, проецируют характер и черты человека.

Лиса в сказках выступает главным обманщиком. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. У лисы в сказках есть отчество - Патрикеевна. Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то и получила отчество – Патрикеевна. Кот тоже имеет человеческое имя Кот Котофеевич, Котофей Иванович.

Пускает в ход лукавство и кот из сказки «Напуганные медведь и волки». В начале сказания кот — «вор и разбойник». Из-за того, что он съедает у хозяйки все припасы, та решает заколоть барана и козла. Но кот рассказывает обо всем барану и козлу, винится перед ними, и все вместе они сбегают из дома. Впоследствии в лесу кот спасает товарищей от голодных волков, обманув хищников.

Мудрость издавна приписывалась кошке. Часто в сказках коты помогают своим хозяевам, находят награду за труды, становятся полезными помощниками. Коты подсказывают нужный выход из беды и избавляют от несчастий.

Это, например, Васька из сказки «Волшебное кольцо». Взамен за доброту главного героя Мартынки, кот помогает ему, хотя на протяжении всей сказки продолжает хитрить, обманывать и добиваться своего.

Сказка нужна взрослым и малышам, мудрым и не очень, счастливым и пока еще нет. Сказка — нужна всегда: в радости и в горе, в учебе и в отдыхе, утром и вечером. А больше всего сказка нужна самым маленьким, которые слышат из уст родных. Народные сказки знакомят, учат хорошим поступкам.

«Чудесная дудочка» - в этой сказке кот представлен так : «небывалый нос белый, хвост - серый, одно ухо верх торчит, другое вниз висит». Кот - друг для бедных, помогает Ване разбогатеть (барин отдал Ване половину богатства, а Ваня поделился с односельчанами).

«Кот и лиса» - Котофей Иванович — гроза во всем лесу. Но не такой уж кот и был грозный, каким представила его хитрая лиса. Живи своим умом – такой вывод сказки.

«Кот, петух и лиса» - бесстрашный кот приходит на выручку петуху. На мой взгляд, у кота был девиз жизни: « сам погибай, а друга выручай».

«Кот и баран» - а вот в этой сказке кот проказник. Он сумел подговорить барана поссориться с лесными зверями. А вывод сказки такой: друг другом, а свою голову не теряй». Отсюда делаем вывод, что в русских народных сказках кот наделен такими чертами как милосердие, находчивость, бесстрашие, благотворительность.

Глава 4. Образ кота в сказках русских и зарубежных писателей

Образ Кота нашел воплощение в творчестве русских и зарубежных писателей. Но хочу отметить, что в каждом произведении Кот выражен как яркая эмоциональная своеобразная и вместе с тем фантастическая фигура. В образе Кота я вижу такие прекрасные качества человеческой души, как любовь и верность человеку, жалость и сострадание. Эти чувства неделимы. И, на мой взгляд, именно этих чувств не хватает многим из нас, что и встревожило меня. Именно жалость и сострадание делают мир добрее и человечнее, они укрепляют людское богатство.

Характерной чертой творчества русских писателей является образ Кота. Вот и давайте отправимся в путешествие в мир сказок. Успенский очень ярко в своей книге «дядя Федор, Пес и Кот» показал Кота Матроскина, как умного, смышленого, доброго, заботливого, трудолюбивого, бесстрашного и в тоже время внимательного и хитрого. Такие качества, я считаю, каждый из нас хотел бы иметь. Герой – Кот Матроскин очень тонко умел подметить качества дяди Федора — недостатки, так считал кот: дядя Федор очень любит своих родителей, обожает природу, тащит в дом любую зверюшку, очень много читает, чистит зубы каждый день.

Кота Матроскина читатель встречает умнейшего. И я бы сама очень хотела бы быть похожей на него. Не каждый может так мыслить, как умеет Кот Матроскин. Он объясняет Шарику, что такое рыночные отношения, планирует отсоединить Простоквашино от государства и сделать свою республику, в которой будут свои деньги и свои паспорта. Это — фантастика.

А вот в рассказе «Кот Ворюга» мой герой совсем иной. «Вроде домашний, а вроде и нет. Вроде ручной, а вроде и хищник». Здесь кот не сказочный, а самый настоящий со своим своенравным характером.

К. Паустовский показал кота с «разорванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит». А звали его за глаза Ворюгой. Он воровал все. Но, несмотря на постоянное воровство, Кот оказался «тощий, огненно-рыжего цвета, кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе». Но доброта и ласка человека изменила Кота. Скоро он ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Из Ворюги, кот превратился в милиционера. Писатель говорит о своем герое как о человеке, «очеловечивает» его, наделяет особым характером. Такая ситуация встречается в жизни по сей день.

В творчестве Е. Чарушина образ Кота совсем другой. «Кот Епифан — белый, белый с пушистым хвостом». Подружившись с бакенщиком, Епифан сам ловил рыбу и был его другом. Писатель подбирает слова своему герою: «Ловкач ты, Епифанушка, ай да рыбак!» Дружба Кота с человеком — вот главная черта героя.

Алексей Толстой нарисовал своего кота Базилио. В сказке «Золотой ключик или Приключения Буратино» кот — хитрый обманщик, который с такими же, как и сам (Алисой), обманывает людей, прикидывается слепым. Разве нет таких людей в наши дни?

Образ Кота читатель повстречает и в произведениях Шарля Перро. «Кот в сапогах» умный, смышленый. Он достался в наследство своему хозяину. Казалось, что толку с кота? Но читатель встречает сообразительного, любящего своего хозяина и преданного Кота. Чтобы войти в доверие к королю, кот обращается «Великий Король», а чтобы возвысить своего хозяина «Маркиз Карабас». Кот делает своего друга счастливым, богатым, женит хозяина на принцессе.

В сказке «Бременские музыканты» Братьев Гримм образ кота раскрыт в дружбе со своими товарищами, потому что дружба победит всякую беду и зло.

Заключение

И все же: какая она кошка в сказках? Отличаются ли наши любимицы от сказочных персонажей?

Итак, кошки в сказках:

имеют очень сильный иммунитет или как мы говорим – имеют девять жизней, а тем самым они очень устойчивы к болезням;

имеют ярко выраженный характер;

часто бывают по-собачьи преданы своим хозяевам;

отличаются сообразительностью и хитростью;

имеют повышенную энергетику и способны зарядить своих хозяев положительными эмоциями, забрав себе все отрицательные;

отличные крысоловы, что было подмечено еще с древних времен.

Сделаем некоторые выводы. Образ кошки двойствен. Об этом свидетельствуют как разные фольклорные жанры, так и обряды, описания и просто отношение к кошке. Такая двойственность, по нашему мнению, идет от реального характера животного. Образ кошки в русских легендах специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель. По сравнению с кошкой-демоном такие образы относятся к значительно более позднему времени. В русских сказках в большинстве случаев кошка помогает человеку. Она может сопоставляться с разными животными (например, с лисой, собакой или даже с медведем) и выполнять их функции. Скорее всего, это тоже можно объяснить многоликой природой кошки и разным отношением к ней. Образы кошки в русских и английских сказках похожи, больших различий нет, хотя в английской традиции есть еще две стороны, которые не имеют ярко выраженных соответствий в славянской культуре: это превращения в кошку и фигура личного демона.

Познакомившись с разными образами кошки в литературе, я прихожу к выводу о том, что кошка обладает совершенно одинаковыми чертами и в древней мифологии, и в фольклоре, и сказках разных народов мира. Кошка становится для человека проводником в жизни, указывающим верный путь. Ни одному другому животному такая роль до сих пор не отводилась. Кошка выступает как олицетворение уюта, домашнего очага, тепла и покоя, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе.

Кошки очень похожи на нас с вами. И все же кошка остаётся существом таинственным и загадочным.

Вот такие вот они, сказочные кошки, очень разные и многогранные. Никто не знает, что от них ожидать, и возможно в этом и заключается маленькое волшебство чудесных созданий.

Источники:

  1. Афанасьев А.Н. Народные сказки. В 3 тт. М., 1992.
  2. Брендон Лейан. Колдуны и ведьмы. М., 1996.
  3. Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. 2001г.
  4. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
  5. Истории Черной Земли. Сказки и легенды Анголы. Перевод с португальского. Л.В. Некрасов, 1975г.
  6. Левшин В.А.. Русские сказки, М.,1998г.
  7. Махов А.Е. Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 1998.
  8. «Кошачья астрология» А.Оболеев, М., Худ. лит. 1988.
  9. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
  10. Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1995.
  11. Русские народные сказки. 2004 г
  12. «Русский фольклор», под ред. В. П. Аникина; - М.: Худ. лит., 1985.
  13. Сборник А.А.Эрленвейна и Е.А.Чудинского. Русские сказки и побасенки.
  14. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
  15. Фасмер М.. Этимологический словарь.
  16. www.yandex.ru – картинки и фотоматериал
  17. http://archive.1september.ru/rus/2001/02/9_11.htm
  18. http://zoomir.forumbb.ru/viewtopic.php?id=166
  19. http://www.yarilka.ru/index.php?newsid=11844
  20. http://mau.ru
  21. http://kalanov.mcom.ru/catkal.html
Опубликовано в группе «Исследовательская и проектная работа в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.