Исследовательская работа «Выращивание улитки в домашних условиях»
Исследовательская работа
Окружающий мир
Выращивание улитки
в домашних условиях
Выполнила: Лукина Елизавета, обучающаяся
МБОУ «Сергинская СОШ»
Руководитель: Лукина Ольга Павловна
Кунгурский район
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
Глава 1. Удивительный мир улиток………………………………………... | 4 |
1.1 Морские и наземные брюхоногие ………………………………. | 4 |
1.2. Улитки Пермского края ………………………………………….. | 5 |
Глава 2. Исследование……….……………………………………………... | 7 |
2.1. Определение вида брюхоногого моллюска ……………………. | 7 |
2.2. Дневник наблюдения…………………………………………….. | 8 |
Заключение …………………………………………………………………… | 10 |
Список использованной литературы ………………………………………. | 11 |
Приложения
Введение
Село Серга – родное и самое красивое место на земле. Милый сердцу уголок окружён водами рек – Сылвы и Сергинки. Однажды, на прогулке у реки моё внимание привлекла большая улитка, ползающая в зарослях прибрежных растений.
Мне очень не хотелось расставаться с новой знакомой, и я взяла её домой. Дома мы с сёстрами поместили улитку в ёмкость с водой. А на следующий день на одном из камней я увидела прозрачную слизь вытянутой формы. Моя старшая сестра сказала, что это кладка улитки. Мне было очень интересно, смогу ли я в домашних условиях увидеть процесс появления улитки. | |
Объект исследования: улитка и кладка улитки.
Предмет исследования: процесс появления улитки.
Гипотеза: При условии правильного содержания и ухода за кладкой в домашних условиях могут появиться улитки.
Цель: выращивание улиток из кладки.
Задачи:
Изучит информацию об улитках из разных источников информации.
Определить вид найденной улитки.
Провести эксперимент в домашних условиях по выращиванию улиток.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
В первой главе рассказывается об улитках Пермского края, описано строение, образ жизни и видовое разнообразие. В работе использован материал из учебных пособий.
Во второй главе представлены результаты исследования.
Материал данной работы может быть использован на уроках окружающего мира и на внеклассных занятиях.
Глава 1. Удивительный мир улиток
(улитка)
1.2. Морские и наземные брюхоногие
Самый большой класс моллюсков – это брюхоногие или улитки. Эта единственная группа моллюсков, представители которой вышли на сушу.
Моллюски издавна служили человеку и пищей и средством украшения. Широко известна виноградная улитка, которую в некоторых странах считают лакомством и употребляют в пищу.1
Среди большого числа видов брюхоногих моллюсков особенно известны морские улитки благодаря красивым раковинам. В Океании, Африке и Америке раковины моллюсков употреблялись даже в качестве денег.2
Роль наземных моллюсков в природе очень велика. Во-первых, они составляют важное звено в пищеварительных цепях – ими питаются многие животные. Во-вторых, они превращают полусгнившие листья в плодородный слой почвы. В-третьих, они запасают влагу в собственных телах и служат важным источником воды в засушливых местах. Очевидно, что для ящериц, змей, птиц и мелких зверьков, питающихся улитками, они представляют не только еду в засушливых местах, но и воду.3
Среди моллюсков имеются и вредители – это слизни, называемые так из-за выделяемой ими обильной слизи. Слизни живут во влажных местах и питаются растениями. Многие слизни поедают грибы, некоторые встречаются в полях и на огородах, наносят вред культурным растениям.
Улитки Пермского края
Улитки, или брюхоногие моллюски населяют самые разнообразные водоёмы Пермского края, от горных рек, до водохранилищ и зарастающих прудов. Представители этого типа животных встречаются на земле повсеместно – в морских и пресных водах, на суше и в океанах – да максимальных глубин, в горах до линии вечных снегов. Нет моллюсков только в песчаных пустынях.4
Из учебного пособия «Животные Прикамья» я узнала, что в Пермском крае насчитывается 65 видов водных брюхоногих моллюсков.
Наиболее характерный признак брюхоногих моллюсков, или улиток, – раковина, состоящая из цельного куска и прикрывающая спину животного. Улитка может прятаться в неё при опасности, полностью втягивая своё тело.5
В спокойных условиях моллюск высовывает голову и ногу через широкое отверстие – устье, расположенное в нижней части раковины.
У большинства брюхоногих раковина закручена в спираль. При этом обороты спирали лежат в разных плоскостях – турбоспираль, например, как у обыкновенного прудовика, - или в одной плоскости – плоскоспиральные раковины, как у роговой катушки. Кроме того, у некоторых наземных моллюсков (слизней) раковина может отсутствовать.6
При рассмотрении мягких частей тела улиток, прежде всего, бросается в глаза наличие более или менее обособленной головы, на которой расположен рот, глаза и щупальца, а на брюшной стороне – массивной мускулистой ноги с широкой нижней поверхностью, называемой подошвой.
Очень интересен способ передвижения улиток – это медленное скольжение на широкой подошве ноги, которое облегчается обильно выделяемой кожей слизью.
В глотке у брюхоногих моллюсков имеется мускулистый язычок, покрытый шипиками, – тёрка. Время от времени моллюск высовывает язык и соскребает им, как тёркой, мягкие части растений, которые проглатывает.7 Пользуясь ею, моллюск выскабливает ткани растений или соскабливает образующийся на предметах налёт.
Водные моллюски откладывают яйца в виде кладок. По форме кладки легко можно определить вид моллюска.8
Глава 2. Исследование
Чтобы узнать об образе жизни улитки я обратилась к энциклопедиям, откуда мне и стало известно, что улитки – это брюхоногие, класс моллюсков.
2.1. Определение вида брюхоногого моллюска
Рассмотрев представителей класса брюхоногих, я определила, что найденная мной улитка является обыкновенным прудовиком. Так как только раковина прудовика в точности повторяет раковину найденной улитки: спирально закрученная в 5 оборотов и имеет острую вершину и широкое отверстие. (Приложение 1)
Такая улитка может обитать как в воде, так и на суше. Предки прудовиков когда-то вели наземный образ жизни и приспособились к дыханию атмосферным воздухом с помощью легкого. Значит, появившиеся улитки должны иметь возможность подниматься к поверхности и дышать воздухом.
В теле прудовика можно различить три части: голову, туловище и ногу, но резких границ между ними нет.9 Через это отверстие из раковины высовывается голова и нога. На голове два щупальца. При прикосновении к ним прудовик быстро втягивает голову и ногу в раковину. Благодаря ноге, которая занимает всю брюшную часть тела, прудовик плавно движется вперёд.
При изучении имеющейся литературы, я более подробно изучила образ жизни улиток. Эта информация пригодится мне в случае удачного эксперимента и появлении улиток.
2.2 Дневник наблюдения
Наблюдая за кладкой улитки, я стала фотографировать и записывать происходящие изменения.
№ | Дата | Описание |
1 | 5 июня | На берегу реки Сергинка я нашла большую улитку. (Приложение 2) |
2 | 5 июня | Улитку, сидящую на камне, поместила улитку в ведёрко с водой. Туда же положила пучок травы, немного тины из речки, цветочки. (Приложение 3) |
3 | 7 июня | На камне появилась прозрачная слизь вытянутой формы. Мы предположили, что это кладка улитки. (Приложение 4) |
4 | 8 июня | Улитку унесла к речке и оставила у воды. |
5 | 18 июня | В слизи образовалось множество черных точек, предположительно это будущие улитки. (Приложение 5) |
6 | 22 июня | Черные точки увеличились, и в них четко видятся маленькие улитки. В слизи образовался разрыв, и улитки начали отделение. (Приложение 6) |
7 | 25 июня | Мелкие улитки отделились от слизи. Некоторые из них прилипли к стенке ведёрка, а какие-то остались на камне. (Приложение 7) У каждой маленькой улитки четко видно раковину. Вывод: улитка рождается с раковиной, и раковина растёт с ней в течение жизни. |
8 | 27 июня | Вода в ведёрке загрязнилась, и я решила её сменить. Для этого всех улиток плавающих на поверхности собрала и посадила на листочки. Камень положила в чистое ведёрко и залила чистой дождевой водой. Вода в ведёрках была очень тёплая, так как на улице жарко. Поэтому решила поставить ведёрки в тень под яблоню. (Приложение 8) |
9 | 5 июля | Большинство улиток отделились от слизи и прикрепились к листьям травы. Второй раз поменяла воду в ведёрке. (Приложение 9) |
10 | 14 июля | Некоторые улитки заметно подросли. Теперь их можно рассмотреть. Опять поменяла воду. (Приложение 10) |
11 | 21 июля | Улитки продолжают расти. На листочках стало заметно, что улитка питалась зелёной массой. В ведерке остаются практически одни стебельки. Воду снова поменяла. (Приложение 11) |
12 | 29 июля | На дне ведёрка много черных отходов от улитки. Поменяла воду. (Приложение 12) |
13 | 11 августа | Улиток пересадила в два ведёрка, так как каждой улитке необходима зелень для питания. Некоторые улитки особенно большие. (Приложение 13) Вывод: улитки из одной кладки растут не равномерно. |
14 | 21 августа | Все улитки выложила на крышку. Посчитала. У меня выросло 46 улиток. Некоторые улитки потерялись при смене воды. Две улитки особенно большие, они больше моего ногтя. (Приложение 14) |
В результате наблюдений я узнала, что улитка рождается с раковиной и раковина растёт с ней в течении жизни. Улитки из одной кладки растут не равномерно даже при одинаковых условиях содержания.
У меня получилось! Улитку можно вырастить в домашних условиях.
Заключение
Данная работа посвящена исследованию выращивания улиток в домашних условиях.
В результате изучения теоретических источников я изучила образ жизни улиток, их строение и виды.
Я провела эксперимент, где были созданы условия для появления улиток из кладки и их роста.
Гипотеза подтвердилась – улитку можно вырастить в домашних условиях при создании определенных условий.
Я узнала, что улитка появляется на свет с раковиной, которая растёт вместе с ней.
На уроке окружающего мира я рассказала своим одноклассникам о проделанной работе. Одноклассникам был интересен мой эксперимент.
Список использованной литературы
Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырёва Е.Л и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2006.- 303 с.
Биология. Животные. Учебн. для 7-8 кл. сред. школ. Б.Е. Быховский, Е.В.Козлова. – 19-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1989. – 256 с.
Животные Прикамья: Учебное пособие. Пермь: «Книжный мир», 2001. - 184 с.
Зоология. Учебник для 6-7 кл. сред. школ. Б.Е. Быховский, Е.В.Козлова. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1973. – с. 57
Зоология. Учебник для 6-7 кл. сред. школ. Б.Е. Быховский, Е.В.Козлова. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1980. – с. 48
Приложение 1.
Определение вида найденной улитки по рисункам и описанию в энциклопедии
Приложение 2
Найдена улитка
Приложение 3
Прудовик обыкновенный
Приложение 4
Кладка улитки на камне
Приложение 5
Появление в кладке черных точек
Приложение 6
Разрыв в кладке
Приложение 7
Отделение улиток от кладки
Приложение 8
Смена воды в ведёрке
Приложение 9
Прикрепление улиток к листьям травы
Приложение 10
Наблюдение за улитками 14 июля
Приложение 11
Наблюдение за улитками 21 июля
Приложение 12
Наблюдение за улитками 29 июля
Приложение 13
Наблюдение за улитками 11 августа
Приложение 14
Подсчет улиток 21 августа
1 Зоология. Учебник для 6-7 кл. сред. школ. Б.Е. Быховский, Е.В.Козлова. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1980. – с. 48
2 Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырёва Е.Л и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2006.- с.51
3 Там же
4 Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырёва Е.Л и др. Большая энциклопедия животного мира: Науч.-поп издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2006.- с.46
5 Животные Прикамья: Учебное пособие. Пермь: «Книжный мир», 2001. - с. 32
6 Там же с. 33
7 Зоология. Учебник для 6-7 кл. сред. школ. Б.Е. Быховский, Е.В.Козлова. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1973. – с. 57
8 Животные Прикамья: Учебное пособие. Пермь: «Книжный мир», 2001. - с. 34
9 Биология. Животные. Учебн. для 7-8 кл. сред. школ. Б.Е. Быховский, Е.В.Козлова. – 19-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1989. – с. 50
19
Трефилова Раиса Поликарповна
Пролубщикова Наталья Владимировна