Исследовательская работа «Возрождение духовного и культурного наследия. Моцарт — гений музыкального искусства»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Исследовательская работа
Возрождение духовного и культурного наследия.
Моцарт – гений музыкального искусства.
Пелих Дарья
7 «В» класс
Научный руководитель:
Румянцева Ирина Ивановна
г. Череповец 2015г.
Оглавление
Введение______________________________________________3
Основная часть_________________________________________5
Глава I. Описание практической работы ___________________5
Глава II. Анализ литературы по проблеме __________________6
§1. Высказывание о Моцарте _____________________________6
§2. Немного о детстве великого мастера____________________6
§3. Вундеркинд и чудо – ребенок__________________________7
§4.Интересные факты из жизни композитора________________7
§5.Тайна смерти Моцарта________________________________7
§6.Творческое наследие__________________________________8
Заключение____________________________________________9
Используемая литература________________________________10
Введение
Нашему обществу нужны умные и культурные личности. Воспитать их невозможно без приобщения к общечеловеческим ценностям, к мировому культурному наследию прошлого.
На протяжении всей истории человеческой культуры музыка использовалась как средство воспитания и формирования высоких нравственных качеств человека. Древние философы, ссылаясь на мифы, отмечали способность музыки оказывать воздействие на человека. Платон рассматривал музыку как важное воспитательное средство, называл ее «гимнастикой души». Он говорил: «Хорошая музыка облагораживает, тогда как дурная развращает и портит».
О том, какое важное место в жизни школьников занимает музыкальная культура, очень верно сказал Дмитрий Борисович Кабалевский: «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира».
Сейчас часто ведутся споры о том, какая музыка нужнее людям - легкая или серьезная? Среди молодежи много противников классики, якобы отжившей свой век. Конечно, естественно такое отношение к легкой музыке, в которой есть блеск, остроумие, ощущение радости жизни.
Однако, что бы мы сказали о человеке, который ценил бы во всей мировой литературе только юмористические рассказы? Мы сказали бы, что такой читатель обедняет свой духовный мир, лишает себя радостей общения с сокровищами литературной классики. Именно у писателей-классиков мы найдем подлинную широту и многообразие отражения жизни.
Подлинное, глубокое искусство неподвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человечества и не проявляя признаков старения, как живут великие творения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского.
Развлекательная музыка, как правило, подчиняется зыбким законам скоропреходящей моды. Жизнь даже самых удачных эстрадно-развлекательных песен измеряется годом, чаще месяцами, а нередко и неделями.
Современные проблемы в области культуры отражают переживаемые обществом трудности в экономике и социальной сфере. К этим проблемам относятся:
- низкий культурный уровень значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства подвергаются сомнению или даже отрицаются;
- второстепенная роль, которая отводится предметам эстетического цикла в образовании и на всех его ступенях;
- на школьников, постоянно прикованных к экранам компьютеров и телевизоров, льется мощный поток псевдоискусства.
Цель моего исследования. Теоретически обосновать и практически проверить уровень музыкальных вкусов моих сверстников, заставить их задуматься о культурном наследии великого Моцарта. Возрождение духовного и культурного наследия человечества.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Провести тестирование учащихся, и узнать об их музыкальных предпочтениях
Познакомить своих сверстников с творчеством великого композитора
Расширить музыкальный кругозор учащихся.
Исследовать биографические факты жизни и попытаться понять отношение людей к своим гениальным современникам
Формировать духовные и культурные ценности.
В ходе работы я использовала следующие методы: изучение и анализ музыкальной литературы по исследуемой проблеме, тестирование и анкетирование.
Основная часть
Глава I. Описание практической работы
Я провела небольшое тестирование среди своих одноклассников и попросила ответить их на несколько вопросов:
1.Так ранжирование предметов, проведенное в моем классе, показало, что музыка находится на 5 месте из 10.
2.Тогда я решила спросить какой телевизионный канал выберут ребята для просмотра? Большинство 52% выбрали «Пятница»
3.А какую музыку предпочитают слушать? Половина одноклассников слушают популярную музыку.
4.Нужна ли музыка в жизни? Твой любимый певец – исполнитель, группа. Умеешь ты играть на музыкальном инструменте?
5.Я также провела анкетирование родителей и учащихся на совпадение музыкальных вкусов
В результате проделанной работы я сделала следующие выводы:
Из проведенного исследования я выяснила, что музыкальные интересы класса очень разнообразны и индивидуальны. Каждый (из классного коллектива 7В) - очень творческая и интересная личность.
Музыка способствует развитию личностных качеств ребят. Я утвердилась в своём мнении, что музыкальные интересы и личность человека очень связаны и едины. Выяснила, что современные песни и музыка, которую слушают одноклассники, также интересны и их родителям.
Таким образом, актуальность проблем обусловила выбор темы исследования: «Возрождение духовного и культурного наследия человечества. В.А. Моцарт – гений музыкального искусства».
Современная жизнь людей переполнена музыкой низкого эстетического и культурного уровня, которая красиво подается, легко слушается, но не несет в себе глубокой эмоциональности и духовности.
Но как воспитать любовь к классической музыке?
Как сделать её изучение занимательным и нескучным?
Гипотеза исследования заключается в следующем: уровень музыкальной культуры школьников будет более высоким, если они будут способны воспринимать, исполнять, оценивать высокохудожественный музыкальный материал.
Изучение судеб великих композиторов прошлого пробуждает интерес к их произведениям, слушая которые мы становимся чище и добрее.
Глава II. Анализ литературы по проблеме
§1.Высказывание о Моцарте
Изучив литературу, я нашла много интересных высказываний о Моцарте известных людей.
Например:
1.П.И. Чайковский говорил: «Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок». «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки». 2.Анатоль Франц считал: «Моцарт — это мост между космосом и нашей жизнью». 3.А Эдвард Григ писал: «Многим поколениям он дал и даст утешение и исцеление».
§2.Немного о детстве великого мастера. Я узнала, что Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге, в бедной семье придворного музыканта и до трех лет Вольфганг ничем не отличался от обыкновенных детей: это был живой и веселый ребенок, с очень нежной и впечатлительной душой; он постоянно спрашивал, любят ли его, и начинал плакать, если даже в шутку получал отрицательный ответ; он плакал также, если его чересчур хвалили. Все свои игры он любил сопровождать музыкой. Музыкальное образование получил под руководством отца.
§3.Вундеркинд и чудо – ребенок
В 3 года - он легко подбирал по слуху
А в 4 года написал концерт для клавесина
В 5 лет – свободно играл на скрипке
А в 9 лет стал автором сонат и нескольких симфоний
В 12 лет написал свою первую оперу («Притворная простушка»)
А в 13 лет уже дирижировал собственным произведением (мессой)
В 14 лет он даже поставил оперу в Милане («Митридат, царь Понта»)
§4.Интересные факты из жизни композитора
Я узнала, что Моцарт выступал также как скрипач, певец, органист и дирижер, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом и памятью.
К сожалению, должность придворного музыканта, которую занимал Моцарт, мешала его творческой деятельности. Он уехал из Зальцбурга, чтобы найти себе достойное место за его пределами. Но его везде сопровождали неудачи.
Зависть, людское невежество или же неудачное стечение обстоятельств, но музыкант, переезжая по Европе из города в город из страны в страну, не мог найти себе достойного места. И зарабатывал тем, что давал случайные концерты или занимался преподаванием. Но, даже испытывая постоянную нужду, Моцарт не переставал творить.
Последнее произведение Моцарта «Реквием» — осталось незаконченным. Впоследствии это произведение закончил ученик Моцарта - Зюссмайер.
§5.Тайна смерти Моцарта
Великие люди и живут и умирают не в пример простым смертным, их жизнь всегда окружена глубокой тайной и смерть их всегда неожиданна и таинственна.
Смерть Моцарта совершенно не подходит под определение «внезапная», перед смертью Моцарт сильно страдал от болезни желудка и часто говорил своей жене, что ему кажется, будто кто-то, желая его смерти, постоянно даёт ему яд.
После смерти великого Амадея Моцарта по Вене словно кровь по венам побежали слухи о том, что Амадей наверняка умер не совсем своей смертью. Его убили! Говорили одни. Отравили! Уж точно отравили! – сокрушенно кричали другие.
Я также узнала, что когда Моцарт умер, у семьи не было денег даже на самые скромные похороны.
Один из его поклонников оплатил лишь отпевание в церкви.
Моцарт был похоронен в общей могиле.
§6.Творческое наследие
Наследие, оставленное композитором, поражает многогранностью и богатством.
23 произведения для музыкального театра,
49 симфоний,
более 40 инструментальных сольных концертов с оркестром,
сонаты для фортепиано, скрипки.
Я узнала, что работая в различных областях музыкального искусства, Моцарт особое внимание уделял опере. Наиболее известные и любимые его произведения: «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан» (1787), «Волшебная флейта» (1791).
Заключение
И в заключении. Вся жизнь этого великого музыканта и особенно его смерть дают яркую характеристику отношения людей к своим гениальным современникам. Отказывая им в уважении при жизни, современники сами себе воздвигают вечный памятник бесславия.
Я считаю, что Моцарты и Пушкины и сейчас живут рядом с нами, надо просто быть внимательнее и добрее друг другу.
Музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования школьников, являясь могучим и нечем не заменимым средством формирования их духовного мира.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования: только глубокие знания учащихся и способность воспринимать высокохудожественную музыку помогут им повысить уровень своей музыкальной культуры.
Используемая литература
1. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.
2. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания.
3. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки в школе.
4. Шацкая В.И. Воспитание музыкального вкуса.
5. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М Методика музыкального воспитания в школе.
6. Черноиваненко Н.М. Проблема формирования музыкального вкуса в теории музыкального воспитания школьников.
7. Рыцарева М.Г. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей.
8. Музыкальный энциклопедический словарь.
9. Интернет-сайты.
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/issledovatelskii-tvorcheskii-proekt-puteshestvie-v-mir-muzyki
http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1582&Itemid=942 http://900igr.net/prezentatsii/muzyka/Proekt-po-muzyke/Proekt-po-muzyke.html
http://www.lossofsoul.com/music.htm
10.Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М.,2009;
11.Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2010;
12.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2009;