Статья «Роль культурного наследия в воспитательном и образовательном процессе»

0
0
Материал опубликован 24 November 2022

«Роль культурного наследия в воспитательном и образовательном процессе»

На сегодняшний день во всём мире придаётся большое значение культурному наследию. Каждое государство проявляет заботу о его сохранении. Помимо сохранения исторической памяти, оно призвано реализовать важнейшие идеологические, образовательные и воспитательные функции. Культурное наследие формировалось в процессе освоения природного пространства, жизни людей, их деятельности. Каждый народ проходит свой исторический путь, в результате которого формируются духовно-нравственные ценности, материальные воплощения, реализованные через искусство, музыку, ремёсла, обряды, семейный быт и поведение в целом. Происходит непосредственная передача опыта, приёмов, навыков, а также знаний в виде глубинного уровня коллективного сознания, включающего и бессознательное, проявляющее себя как комплексность установок, готовностей, предрасположенность действовать, мыслить, воспринимать мир определенным образом. Так, выражая подспудно чувства и желания человека, объекты культурного наследия обретают экспрессивное значение.

Усложнение объектов влечёт за собой проблемы и противоречия, обеспечивающие внутреннюю логику развития. Движение по сбору и сохранению культурного наследия развивалось не только в силу необходимости выявления и описания новых объектов, но и по своим внутренним законам. Перед обществом стоит задача систематизировать все накопленные за века шедевры, установление закономерностей, их создание, выявление творческих методов, которыми пользовались их создатели. Такой информационный фонд создаёт мощный ресурс в воспитательном и образовательном процессе.

Культурное наследие выступает как объединяющий потенциал, где каждый член общества является носителем частиц коллективного бессознательного. Такой механизм обеспечивает прочное закрепление в ментальности народа, восприятие на интуитивном уровне и однозначной эмоциональной реакции.

Во все века общество строилось на системе запретов, которые служили целям обеспечения безопасности и системного упорядочения социальной жизни. С расширением возможностей и изменением условий определённые запреты снимались или видоизменялись. Это свидетельствует о наличии нравственного потенциала.

Воспитательный потенциал культурного наследия даёт понимание исторической обусловленности смены этических правил и норм поведения в обществе.

Велика и научная значимость объектов культурного наследия. В них заложено множество смыслов и значений, которые могут быть выявлены при их углубленном изучении. Детальное исследование позволяет познакомиться с достижениями и выдающимися творениями прошлых веков, секретами старых мастеров, выявление и освоение которых позволяет не просто воспроизвести подобное в современных условиях, но и ориентироваться на лучшие образцы, воспитывать эстетический вкус и формировать чувство гармонии, что может рассматриваться как эстетический потенциал.

Наличие такого количества потенциалов культурного наследия позволяет использовать его как действенное средство в воспитательном и образовательном процессе. Это опора, создающая необходимые условия для роста и творческого развития личности в процессе освоения мира культуры.

Список литературы

Ванюшкина Л., Коробкова Е. – Многоканальная модель освоения культурного наследия // Искусство. – 2011. - №3 – с. 7-11

Житенёв С. Ю. Современные культурно-познавательные путешествия // Вопросы культурологии. - №4. – с.19

Крюков А. Культурное наследие: проблемы освоения и использования в контексте современной государственной культурной политики // Наследие веков. – 2017. - №3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации