Исследовательский проект «История вещей: фотоальбом Б. В. Соловьевой»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
(МАОУ СОШ№1)
Исследовательский проект
«История вещей: фотоальбом Б. В. Соловьевой»
Автор: Васильева Ксения Дмитриевна
ученица 2-А класса МАОУ СОШ№.1
Руководитель: Созонова Анна Александровна
учитель начальных классов МАОУ СОШ№.1
Тобольск
2023
Аннотация
Проект знакомит с краткой историей возникновения альбомов и фотографий, а так же объясняет, как и почему появился в музее сибирской школы альбом бывшего директора польского детского дома Б. В. Соловьевой и как жили в польском детском доме дети в военные годы.
Кроме того проект даёт возможность научиться планировать свою работу, работать с разными источниками информации, обобщать и систематизировать полученные данные.
План
Содержание
Введение | 3 | |
Основная часть. | 5 | |
1 | .История появления альбомов и фотографий. | 5 |
1.1 | Фотографии и их виды | 5 |
1.2 | .Появление первых фотоальбомов | 6 |
2 | Альбом Б. В Соловьевой в музее нашей школы. | 8 |
2.1 | История появления в музее школы альбома Б.В. Соловьевой | 8 |
2.2 | О чем расскажет нам фотоальбом. | 9 |
Заключение | 13 | |
Список литературы | 14 | |
Приложение |
Введение
Старинное фото
Потёртый альбом, потускневшее фото,
В нём века ушедшего призрачный след.
Глядят с фотографий задумчиво строго
Те люди, которых давно уже нет.
…………………………………….
Их жизни промчались и канули в вечность,
Но в судьбах живущих остался их след.
Напомнит потомкам, как жизнь быстротечна
Прабабушки юной красивый портрет
Ирина Бутримова
Есть в музее нашей школы много интересных вещей. Меня привлекла одна из них – это небольшая черная книжечка. Оказалось, что это не просто книжечка - это целый альбом. Это альбом Браниславы Владиславовны Соловьевой, бывшего директора Польского детского дома в городе Тобольске. Хоть он и мал, но так много может рассказать он об одном из промежутков военного времени, важном для нашей школы, и для людей так или иначе связанных с ней. Меня заинтересовал вопрос, как может быть связан польский дом и наша общеобразовательная школа №1, почему альбом хранится в школьном музее. Важно сохранить историю этого альбома, а через него и историю нашей школы, историю нашей малой Родины. Как известно без прошлого нет будущего, но идут годы и многое забывается. Фотографии рассказывают нам о жизни в прошлом, но проходит время, и те, кто знают историю этих фотографий уходят. Работа над проектом даст возможность глубже и лучше узнать историю нашей школы и сохранить ее для будущих поколений.
Цель: узнать, как связана история фотоальбома с историей нашей школы
Объект: История фотографий из фотоальбома Б. В. Соловьевой
Предмет: фотоальбом
Задачи: 1.Изучить историю появления фотоальбомов и фотографий;
2. Собрать информацию о фотоальбоме: кому принадлежал, когда и почему появился школьном музее;
3. Узнать о чем «рассказывают» фотографии со страниц фотоальбома;
4. Полученную информацию оформит в виде мультимедийной презентации.
Методы исследования:
- изучение литературы и других источников информации: (литература, интернет-источники, информации полученной в ходе беседы с работниками музея, библиотеки, хозяином альбома).
- анализ и обобщение информации;
-фотографирование , изучение и анализ фотографий.
Теоретическая значимость: собранная информация поможет школьникам подробнее узнать историю своей школы, сохранить память для будущих поколений об одном из периодов жизни нашей школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный и обобщённый материал может быть использован как учениками, так и педагогами при подготовке мероприятий посвященных истории нашей школы: на уроках окружающего мира, музыки, на классных часах.
Для написания работы были использованы материалы музея МАОУ СОШ №1, фотографии краеведческого музея, информация из газет разных лет и интернет - источников, а также информация из сборника «Война и школа» с материалами тюменской областной научно-практической конференции в г. Тобольске, посвященной 50-летию победы с фашизмом.
Проблемы, возникшие в процессе исследовательской работы: затруднен сбор информации, т. к очень мало информации по данной теме в открытом доступе.
Основная часть
1.История появления альбомов и фотографий.
1. 1 Фотографии и их виды
Фотографии прочно вошли в нашу жизнь. И сейчас в мире цифровых технологий мы можем сделать цифровое фото, где и когда захотим, но так было не всегда. В самом начале своего появления фотографии были редкостью, и позволить их себе мог не каждый. Сделать фото семьи было целым событием. Первый фотографии были черно-белыми. И в настоящее время, черно белое фото ценится. Зачастую, для получения художественного эффекта фотографы преобразуют цветное фото в черно- белое.
Первые цветные фотографии появились благодаря Джеймсу Максвеллу в 1861 году. Путь появления цветной фотографии был не так прост, как кажется. Оказывается, чтобы получить цветное фото, @ нужно было три фотоаппарата, в которые ставили разноцветные световые фильтры. Цветное изображение получали благодаря тому, что каждая фотокамера оснащалась светофильтром разного цвета» [4].
И только 1907году, когда братья Люмьер изобрели фотографические пластины под названием “Автохром”, такое количество фотоаппаратов больше не требовалось.
Цифровые фотографии - современный вид фотографии. Зародилась эта технология в 1981году. «Цифровая фотогра́фия – технология фотографии, в которой неподвижное изображение сохраняется в форме цифровых данных, представленных в двоичном коде. Источником цифровых изображений могут служить как цифровой фотоаппарат, так и сканер, однако цифровой фотографией принято считать только полученную с цифровой камеры или цифрового задника. Готовый цифровой снимок представляет собой набор невидимых данных, которые могут быть переведены в видимую форму при отображении на дисплее или с помощью печати принтером. [7].
1.2.Появление первых фотоальбомов
Фотоальбом - альбом для хранения фотографий, или книга, основную часть которой составляют фотографии» []. Фотографии хранились сначала в пакетиках, в конвертах, но это было не удобно, и приводило к тому, что целостность фотографий могла быть нарушена, можно было поцарапать, погнуть, порвать фото. Чтобы показать какую - то фотографию нужно было достать и перелистать все, что создавало определенные неудобства. В связи с необходимостью сберечь фотографии и привести их в определенный порядок и появились альбомы.
Первые альбомы стали появляться с 1830 годов, сразу с появлением фотографий – это были книги, в которые размещали первые эксперименты с фотографиями. « Конечно, это были некие снимки членов семьи, но это были не семейные фотоальбомы, а альбомы для хранения опытных образцов первых фотографий» [4] . Всего через год после появления первых фотоснимков в 1840 году английский ученый Уильям Толбот сделал первый в истории альбом для фотографий. В 1846 году он сделал книгу с фотоснимками в качестве иллюстраций под названием The Pencil of Nature («Карандаш природы»). Туда вошли снимки архитектуры и красивые пейзажи.
В пятидесятых годах 19 столетия во Франции появились Cartes-de-Visite – фотографии величиной 11,4см х 6,4 см, которые крепились к визитной карточке. Они пользовались большим спросом: их коллекционировали, хранили, посылали друг другу, обменивались и т.д. Был придуман специальный альбом в плотном переплете, специально предназначенный для коллекционирования. Он был оснащен кармашками и прорезями для карточек.
Альбомы, что были в продаже, не всегда подходили для коллекционирования, они не давали возможности сохранять газетные вырезки или письма, а в кармашки они не помещались. Возникла необходимость в альбомах с толстыми листами из картона, без прорезей и кармашков.
Фотоальбомы стали частью декора и украшали гостиные состоятельных людей. Альбомы с фотографиями с гордостью показывали гостям, сопровождая показ подробными рассказами о том, кто запечатлен на том или ином снимке, когда и при каких условиях было сделано фото и конечно кто и кому есть родственник. Альбомы стали популярны, возрос на них спрос, а значит и качество и внешний вид его улучшился. Теперь альбом стал элементом декора и его стали украшать, появились фотоальбомы в кожаном переплете, позолоченные, с росписями. Фотоальбом в отличии от бумажного пакетика хорош уже тем, что фотографии в нем всегда находятся на своих местах их легко отыскать и они тут они лучше хранятся.
Цифровая фотография и Интернет предоставили неограниченную свободу для снимков - их легко сохранять, легко обрабатывать и легко делиться с другими. Фотоальбомы стали забываться и уже не так часто используются.
2.Альбом Б. В Соловьевой в музее нашей школы.
История появления в музее школы альбома Б.В. Соловьевой
Для проведения своего исследования я побывала в школьном музее, рассмотрела альбом, который меня заинтересовал, и расспросила обо всем работника музея Н. С. Крюкову (см. Приложение №1 рис.1.). Также я побывала в нашем городском музее, в поисках информации посетила школьную библиотеку, изучила информацию в интернете.
Описание внешнего вида и содержания.
В музее нашей школы на одной из полок лежит небольшой альбом. На вид это небольшая книжечка в обложке, размером с половину листа А4 в 20 страниц (см. Приложение №1 рис.2.). Конечно, обложка уже слегка поедена молью, оно и понятно, прошло столько времени, но все же выглядит она очень интересно: из ткани, на которой нарисованы большие красивые цветы. Листы скреплены красивой веревочкой – шнурком, на концах которой кисточки. Но, не смотря на свой размер и внешний вид, он так много может рассказать нам о жизни детей Польского детского дома в годы войны.
На потускневших желтых листах внутри альбома фотографии. Каждая страница несет в себе информацию о жизни детей и учителей Польского детского дома в городе Тобольске. Вверху на первой странице альбома стоит дата 1944 г. Листая альбом, можно узнать, о педагогическом коллективе, познакомиться со списком детей, который записан на первых страницах альбома, а фотографии рассказывают о быте и занятиях детей и учителей. (см. Приложение №1 рис.3, 4.) Под каждой фотографией надпись на польском языке. Эти записи сделала Бронислава Владиславовна Соловьева, бывший директор Польского детского дома. (см. Приложение №2 рис.5.)
История появления альбома.
Раньше в музее альбома, о котором мы будем рассказывать, не было. Мы узнали об истории появления этого альбома, пообщавшись с работником музея нашей школы, Крюковой Н. С. Оказалось, что после войны Б.В. Соловьёва уехала к себе на родину, в город Псков и альбом увезла с собой. После смерти Б. В. Соловьёвой альбом остался у ее сына и только в 2005 году внук Соловьевой Б. В. передал в музей школы этот альбом, тем самым исполнив наказ своей бабушки. В своем письме в школу он писал о том, что узнал, что снят фильм о Соловьевой Б.В. и благодарил педагогический коллектив нашей школы и работника музея Надежду Степановну Крюкову за « память о нашей бабушке», «за то, что почитаете прекрасного человека Соловьеву Б. В, которая была директором детского дома во время войны». (см. Приложение 2 рис.6).
Бронислава Владиславовна, учитель по профессии, в те годы была эвакуирована из г. Пскова в Тобольск. Она была полькой по национальности, и знала польский язык, что послужило, по ее словам, одной из причин ее назначения директором. Вот как она вспоминает об этом «Меня назначили директором этого детдома, так как я знала польский язык. Я долго колебалась, поскольку до этого работала лишь в школе. Польское и советское правительство высоко оценили самоотверженный труд жителей Тобольска. Директор детского дома - Бронислава Владиславовна Соловьева, получила благодарность от польского посла, а советское правительство наградило её орденом Трудового Красного Знамени. Но меня убедили, что это необходимо для дела, и я согласилась».
2.2. О чем расскажет нам фотоальбом.
Рассматривая фотографии в альбоме, я задумалась о том, кто эти люди на фотографиях и как они связаны с моей школой. С этим вопросом я обратилась к работнику музея Н. С. Крюковой. От нее я узнала, что польский детский дом, директором которого была хозяйка альбома Соловьева Б. В., располагался в нашей школе. Но обо всем по порядку.
История Польского детского дома в г. Тобольске
В военное время в наш город Тобольск были эвакуированы из разных городов, в том числе из Ленинграда и Польши дети. Из интернет- источников мне удалось узнать, что в Тобольске было несколько польских детских домов. Один польский детский дом располагался в двухэтажном здании по улице Р. Люксембург, 7. Первый этаж дома. Второй детский дом с польскими ребятами с 1942 по 1945 год находился в начальной школе (маленькое здание во дворе школы № 1).(см. Приложение 2 рис.71 и рис 7.2 )
С библиотекарем нашей школы, Рамзилей Митгатовной, нам удалось найти информацию в сборнике «Война и школа » о появлении польского детского дома в городе Тобольске (см. приложение 4 рис.9.). Мы узнали, что Польский детский дом в городе был основан осенью 1942 г посольством Лондонского эмигрантского правительства. Сначала в Польском детском доме насчитывалось 47 воспитанников. Однако в Тобольске и соседних районах в военные годы была довольно многочисленная польская колония, и контингент детского дома постоянно пополнялся. К концу 1943 года воспитанников насчитывалось до 127 человек. Все воспитанники учились в польской школе, организованной при детдоме. А поскольку это была единственная польская школа, то туда ходили и дети, которые жили в городе Тобольске с родителями. До 1944 года школа размещалась на первом этаже учительского института, занимая несколько аудиторий, а после 1944 года находилась в одном помещении с детским домом, в малом здании нашей школы. « Школа была семилетней, и воспитанники, ее закончившие, продолжали учёбу в средней школе № 1 г. Тобольска» [6]. После окончания войны в 1945 году детский дом в Тобольске находился еще целый год и был вывезен только в мае 1946 года в Тюмень. Уезжали дети ночью, и на прощание, хор детского дома пел песню «Прощай любимый город», прощаясь с тоболяками, с городом, «который их обогрел и приласкал». В течение долгого времени поддерживали переписку со своими русскими воспитателями и учителями бывшие воспитанники польского детского дома.
Жизнь и быт детей Польского детского дома в г. Тобольске.
Альбом Браниславы Владиславовны показывает нам, как жили в те сложные военные годы дети польского детского дома. Это подтверждается и текстом книг и газетных статей по данной теме.
Последние два года своего пребывания в Тобольске детдом размещался в каменном двухэтажном здании. Здесь были созданы все необходимые условия для жизни и обучения: просторные светлые классы, спальни, комнаты для игр и отдыха. «Инспекционные комиссии отмечали неизменно образцовое санитарное состояние и отличное медицинское обслуживание детского дома» [1]. Детей учили и советские и польские педагоги, а большинство учителей польской школы работали в детдоме. Начинать работу приходилось в очень тяжелых условиях, учителя сами составляли из газетных вырезок буквари на польском языке. К концу войны положение заметно улучшилось, появились книги на польском языке.
В детском доме была хорошо организована внутренняя жизнь. В детдоме была отличная самодеятельность: организованы хор и литературно-драматический кружок, также дети под руководством учителя регулярно выпускали красочную стенную газету, давали концерты.
Трудовое воспитание детей было организовано так, что дети знакомились с различными видами труда и учились его выполнять, старшие дети сами заготовляли топливо для детдома и школы, работали на земельном участке, трудились на колхозных полях, собирали лекарственные травы для госпиталя. Это подтверждается воспоминаниями, которые легли в основу публикации «Польский детский дом» сборника «Война и школа»
Учителя и воспитанники жили одной дружной семьей, в которой были общие горести и общие радости (см. Приложение 3 рис.8 , рис. 9,рис. 10 ).
Сибирь приняла и обогрела тысячи детей из Польши, Ленинграда и других городов. Память об этом жива и по сей день. Так в 2011 году, по информации из газеты «Уватские известия» Тюменским издательским домом был инициирован и поддержан Департаментом информационной политики Тюменской области проект «Согретые Сибирью»[5]. В течение трех лет более сотни журналистов работали в архивах, общались лично c очевидцами Великой Отечественной войны, написали более 700 писем бывшим воспитанникам детских домов. Собранная информация легла в основу книг о жизни детей в детских домах и жителях области, не раз принявших участие в судьбе ребятишек. Так появился двухтомник «Согретые Сибирью».
По информации 22 апреля 2015г. в школе № 1 г. Тобольска состоялась торжественная церемония открытия памятной доски в рамках акции «Согретые Сибирью», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г. (см. Приложение 4 рис.12.)
В торжественной церемонии открытия доски памяти участвовали глава администрации Тобольска В.В Мазур, председатель городской думы Н.П. Зольников, директор департамента информационной политики Тюменской области А.П. Новопашин, секретарь Союза журналистов России П.С. Гутионтов, инициатор проекта "Согретые Сибирью" И.Ф. Кнапик, руководитель областной журналистской организации В.С. Кузнецов, директор Тюменского дома журналистов Б.Н. Терехов, председатель Тобольской городской журналистской организации Н.Б. Морозов, ветераны, бывшие воспитанники детских домов, учащиеся и педагоги школы № 1.
Заключение
Мы узнали как связана история фотоальбома Б. В. Соловьевой с историей нашей школы. Изучение данной темы в настоящее время очень актуально, т.к фотографии рассказывают нам о жизни в прошлом, но проходит время, и те, кто знают историю этих фотографий уходят. Работа над проектом дала нам возможность глубже и лучше узнать историю нашей школы и сохранить ее для будущих поколений.
Работая над данным проектом, мы выполнили все поставленные нами цель и задачи. Мы узнали, зачем и когда появились первые фотографии и альбомы, как менялись они с развитием технологий. Исследование помогло узнать о чем «рассказывают» фотографии нашего альбома, и как альбом появился в музее школы. Оказалось, что дети и учителя с фотографий были из польского детского дома, который эвакуировали и разместили на территории нашей школы. Фотоальбом был прислан в музей потомками Соловьевой Б. В в 2005г. после ее смерти.
Полученная информация представлена в данной работе и оформлена в виде мультимедийной презентации.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что собранная информация поможет школьникам подробнее узнать историю своей школы, сохранить память для будущих поколений об одном из периодов жизни нашей школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный и обобщённый материал может быть использован как учениками, так и педагогами при подготовке мероприятий посвященных истории нашей школы: на уроках окружающего мира, музыки, на классных часах.
Продолжение данной работы заключается в более подробном исследовании данного периода времени, исследовании биографии отдельных людей, внесших вклад в развитие школы.
Список используемой литературы и источников:
Война и школа. материалы тюменской областной научно-практической конференции в Тобольске, посвященной 50-летию победы над фашизмом //Тобольск-1995.- Стр. 33-38
2. Дегтярева Е Мемориальная доска в память о детских домах Тобольска военного времени установлена на здании школы №1 Е. Дегтярева // BezFormata -2019.- URL: https://tobolsk.bezformata.com /listnews/pamyat-o-detskih-domah-tobolska/32138709/l (дата обращения: 03.12.2022).
3 История создания первого фотоальбома [Электронный ресурс]/Фотопризер/ URL: https://www.fotoprizer.ru/articles/istoriya-fotografii/istoriya-sozdaniya-pervogo-fotoalboma/239/?q=1335&n=239 (дата обращения: 07.12.2022).
4. Кондакова Г. Тогда была война [текст]/Г. Кондакова.//Тобольская правда.- 2011.- №1-1- URL: https://tyumedia.ru/31896.htm (дата обращения: 10.11.2022).5 Крюкова, Н. С. (руководитель школьного музея; г. Тобольск). Польский детский дом в Тобольске в годы ВОВ / Крюкова Н. С. [Текст] // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 8. - С. 29-32. - (Педагогическая гостиная)
6 Крюкова Н. С, Садовская Е. Л., Тобольские школы №1 и №14 в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]/ Н. С. Крюкова, Е. Л. Садовская // Тюменская область сгодня 12 мая 2019,https://tumentoday.ru/2019 /05/12/tobolskie-shkoly-1-i-14-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny/ (дата обращения: 23 .12.2022).
7. Насыров В. «Согретые Сибирью» [Электронный ресурс] / В. Насыров//Сетевое издание «Уватские известия»/-2015-№37 - URL: https://uvatskie.ru/ news/media/2015/4/27/sogretyie-sibiryu/ (дата обращения: 10.11.2022).
8 Собин В.В Тобольске появилась мемориальная доска в память об эвакуированных детях// Влад Собин// Вслух.ру.- 2015. URL: https://tobolsk.info/2015/29507-memorialnaya-doska-v-pamyat-o-detskikh-domakh-tobolska-voennogo-vremeni-ustanovlena-na-zdanii-shkoly-1
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
\
Рис.1. Беседа с работником музея Крюковой Н. С.
Рис. 2 Альбом Соловьевой Б. В
в музее школы
Рис.4 Хор детей польского детского дома.
(Материалы школьного музея)
Рис.3 Педагогический состав польского детского дома. (Материалы школьного музея)
Приложение 2
Рис.6. Письмо внуков Сольвьевой Б.В. , адресованное Крюковой Н. С. (из архивов школьного музея)
Рис.5. Бронислава Владиславовна Соловьева, бывший директор Польского детского дома
(из архивов школьного музея)
Рис. 7 а
Рис. 7 б
Рис.7(а, б)
Здание бывшего польского детского дома корпус1 и корпус 2.
(из архивов школьного музея и личных фотоархивов)
Приложение 3
Рис 8. Жизнь и быт детей польского детского дома в г. Тобольске.
Организация спектакля
Рис 9. Жизнь и быт детей польского детского дома в г. Тобольске.
Занятия
Рис. 10. Жизнь и быт детей польского детского дома в г. Тобольске.
Обед
Приложение 4
Рис.11. Беседа с библиотекарем Рамзилей Митгатовной.
Рис.12 .Мемориальная доска на стене школы.
(фото из личных архивов)