История вещей
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. Е. Болесова
пос. Алексеевский м. р. Красноармейский Самарской области
Исследовательская работа
«История вещей»
Работу выполнила:
ученица 8 класса
Дамрина Мария
14 лет
Руководитель: Дамрина Елена Юрьевна
учитель русского языка и литературы
пос. Алексеевский
2022-2023
План проекта
Этап подготовительный.
Постановка цели. Гипотеза.
1.2 Изучение литературы по теме исследования. Беседа с родственниками.
Выяснение значения слов: реликвия, чернила, чернильница.
Составление вопросов для анкетирования.
Этап основной.
Работа с источниками получения информации.
Этап заключительный.
3.1 Оформление собранных материалов.
3.2 Подготовка презентации работы.
Оглавление
Реликвия. Семейная реликвия.
Опрос родственников.
Анкетирование одноклассников.
О чём говорят вещи моей прабабушки?
Результаты.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Я часто наблюдаю за мамой, когда она при уборке дома бережно перекладывает некие предметы, принадлежащие моей прабабушке. Это разные вещи: статуэтки, какой-то значок, старая книжечка, похоже какое-то свидетельство, чернильница. И я задалась вопросом, почему эти на взгляд современного человека такие неприглядные вещи, так дороги моей маме? Итак, я решила, что, во-первых, я узнаю историю происхождения предметов, принадлежащих моей прабабушке, во-вторых, являются ли данные предметы семейными реликвиями. Так как я слышала, что так называют предметы, которые берегут и хранят в семье. И, в-третьих, так как я младшая из четырех детей моей мамы, я захотела выяснить, знают ли что-нибудь об этих вещах мои братья и сестра. Интересно мне ещё узнать, есть ли реликвии в других семьях, например, у моих одноклассников.
Цель: Изучить историю вещей
Задачи:
Узнать, что такое реликвия
Выяснить, являются ли вещи, хранимые в нашей семье, реликвиями.
Знают ли что об этих предметах мои братья и сестра.
Опросить одноклассников о семейных реликвиях.
Гипотеза: Если в семье берегут старинные вещи родственников, значит, семья
хранит память о предках и чтит семейные традиции.
Предмет исследования: Вещи моей прабабушки
Объект исследования: один из периодов жизни моей прабабушки.
Методы:
1. изучение литературы;
2. анкетирование;
3. интервью.
Актуальность:
В жизни каждого человека происходят разные события, радостные и печальные. И судьба человека непосредственно связана с историей своей страны. Многие записывают истории своей жизни, создают мемуары. А мы потомки храним память о произошедших событиях, храним предметы, связанные с теми событиями, часто героическими, храним вещи, фотографии, принадлежащие нашим родственникам. Таким образом, мы храним память о прошлом нашей семьи, нашего народа.
Это всегда актуально, как сказал Михаил Васильевич Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Реликвия. Семейная реликвия.
Для выяснения значения слова «реликвия» я обратилась к разным словарям.
1.Словарь Сергея Ивановича Ожегова - РЕЛИКВИЯ, -и, ж. Вещь, свято хранимая как память о прошлом. Семейная р. Воинские реликвии. 11 прил. реликвийный, -ая,-ое (спец.). Реликвийные экспонаты музея.
2. Словарь Ушакова Дмитрия Николаевича - РЕЛИКВИЯ, реликвии, ж. (латин, мн. ч. reliquiae - остатки). 1. вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной (церк.). К числу реликвий относятся мощи. 2. перен. Особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь (книжн.). Семейные реликвии.
3.Толковый словарь Ефремовой - реликвия ж. 1. Предмет, ставший объектом религиозного поклонения и обладающий — по представлению верующих — чудодейственной силой. 2. перен. Предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом.
Итак, проанализировав данные словарные статьи, я пришла к выводу, что реликвия – это вещь, дорогая как память о человеке, особо чтимая в семье и передающаяся по наследству. Ещё из словарей ясно, что реликвии бывают семейные, воинские, религиозные.
Опрос родственников.
Я опросила своих братьев и сестру: всем задавала один вопрос. Я показала вещи моей прабабушки и спрашивала, что знают они об этих вещах.
Что вы знаете об этих вещах? (я показывала аттестат прабабушки, значок «Отличник народного образования» и чернильницу).
Старшая сестра и братья знают, что эти вещи принадлежат прабабушке. Но почти ничего не знают о её жизни.
Анкетирование одноклассников.
Я провела опрос одноклассников и выяснила, что у многих есть семейные реликвии.
В опросе приняли участие 10 человек. Было задано 3 вопроса: 1.Знаете ли вы значение слова реликвия? 2. Есть ли в вашей семье реликвии? 3. Зачем нужны семейные реликвии?
Результаты анкетирования:
6 учеников из 10 знают значение слова реликвия. А четверым я объяснила значение этого слова.
Да есть ответили 5 учеников. Среди названных реликвий были перечислены следующие предметы: православные кресты, иконы, медали, фотографии и морской кортик.
2 ответили, что не знают, есть ли в их семье реликвии.
И 3 ответили, что нет реликвий.
Все 10 одноклассников ответили, что семейные реликвии нужны, чтобы хранить память о родственниках, живших до тебя и знать свои корни.
О чём говорят вещи моей прабабушки.
Начну с аттестата. Запись в аттестате гласит, что Таран Елена Денисовна в 1947 году поступила, а в 1948 году 1 августа окончила заочное отделение Уральского педагогического училища и ей присвоена квалификация учителя начальной школы.
Мама мне рассказала, что после войны не хватало многих специалистов и грамотных людей посылали на курсы обучения. Так бабушка и получила профессию учителя и потом двадцать пять лет работала в школе. Когда началась война, бабушке было восемнадцать лет и она, как и многие девчата, всю войну выполняла тяжёлую мужскую работу, работала трактористом. И конечно, в это время люди не получали образование.
Вторая вещь, которую хранит моя мама - это значок «Отличник народного просвещения». Мама мне рассказала, что моя прабабушка была удостоена звания «Отличник народного просвещения» за достойный и добросовестный труд. К сожалению, сохранился только значок, а удостоверение утеряно. Но в интернете я нашла фотографию удостоверения. Оно такое же, какое было у моей прабабушки. И там есть выписка из положения о значке: «Отличник народного просвещения», в котором указано, за что вручается значок (фото удостоверения в приложении).
И третья вещь – это чернильница. Это очень интересный предмет. Мама объяснила, что раньше не было ручек и писали чернилами при помощи пера. Я сразу обратилась к словарю, чтобы выяснить значение слов: чернильница и чернила.
Словарь Сергея Ивановича Ожегова - ЧЕРНИЛЬНИЦА, -ы, ж. Небольшой сосуд для чернил. Обмакнуть перо в чернильницу.
Чернила - ЧЕРНИЛА, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. IIприл. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и нек-рых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).
Словарь Ушакова Дмитрия Николаевича - ЧЕРНИЛЬНИЦА, чернильницы, ж. Сосуд для чернил. Налить чернил в чернильницу. Мраморная чернильница. Школьная чернильница.
ЧЕРНИЛА, чернил, ед. нет. Жидкий красящий состав для писания. Черные чернила. Цветные чернила. (красные, зеленые и т. п.). Ализариновые чернила. Копировальные чернила. Бутылка чернил.
Итак, во времена моей прабабушки писали пером и чернилами, и, будучи учителем, прабабушка учила детей писать пером, но где-то примерно с 1970-х годов, прабабушке пришлось переучиваться самой, чтобы учить детей писать уже шариковыми ручками. А мама моя пошла в школу в 1975 году и она рассказывала, что у них уже не было ни пера, ни чернильницы, а вот на партах были углубления для чернильниц. Вот что может рассказать нам простая на вид чернильница.
Результаты
Работа над проектом «История вещей» очень увлекла меня. Я решила, что продолжу эту работу, так как у меня ещё есть материал для изучения. У моей прабабушки четыре брата воевали, и мне захотелось узнать их истории. Так же есть у нас в семье ещё предметы для изучения. Ещё я заинтересовала одноклассников, которые тоже захотели рассказать о семейных реликвиях. Тема эта, как выяснилось, в ходе работы над проектом очень важна и вызывает огромный интерес.
Заключение
Итак, рано или поздно человек желает узнать о своих предках, он начинает искать какие-то подтверждения связи со своими родственниками. И каждый понимает, что нужно хранить историю семьи. И происходит удивительное, в большинстве семей находятся вещи, ранее принадлежащие твоим прабабушкам и прадедушкам. И ты с трепетом узнаёшь историю этих семейных реликвий. В заключение хочу сказать, что если в семье есть реликвии, то такая семья хранит память о предках и уважает историю семьи, а значит и историю своей страны. Таким образом, я подтвердила мою гипотезу. Самое главное для меня это то, что я узнала, что моя прабабушка была очень сильным, достойным человеком, что много ей выпало испытаний. Я могу гордиться своей прабабушкой.
Список литературы.
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
2.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка- М.: Атберг, 2013.
3.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Славянский Дом Книги, 2017.
4. http://edunor.ru/wp-content/uploads/2020/06/istoricheskaya-spravka-o-nagradah.pdf
Приложение - 1
Приложение – 2
Приложение - 3