Исследовательский проект: «Необычные техники живописи»

1
0
Материал опубликован 10 September

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска»

Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области













Тема проекта: «Необычные техники живописи»


Тип проекта: исследовательский


Направление функциональной грамотности: креативное мышление










Выполнила: Кораблева Олеся

ученица 7 «Б» класса

Наставник: Нусратуллина О.Э.

















Катав - Ивановск

2025

Содержание





Введение

На сегодняшний день известно огромное количество различных видов искусства и творчества, в которых сможет себя реализовать любой человек. Многие из них имеют вековую историю, многие появились совсем недавно. А многие, возникнув до начала времен, переживают свое второе рождение в наши дни. Именно к такому виду творчества относится «энкаустика». Необычные техники живописи — это нетрадиционные методы создания рисунков, которые отличаются от традиционных набором инструментов, способом выполнения и конечным результатом (Приложение №1). Детское увлечение творчеством на протяжении длительного времени большинством людей считалось не самым полезным времяпровождением, однако в последние десятилетия специалисты доказали пользу такого хобби для всестороннего развития детей. При этом некоторые виды творчества, к примеру, акварель, считаются занятием, подходящим и для взрослеющих подростков. А вот мелки для рисования до сих пор воспринимаются как исключительно детские инструменты, не предназначенные для серьезных художеств. Но на самом деле это не совсем так. Польза от использования мелков огромна, так что покупать такую продукцию стоит. И это я попробую доказать в своей работе.

Актуальностью представленной работы объясняется попыткой сохранить искусство восковой живописи, чтобы оно не исчезло, а красота картин продолжала жить, радовать и приносить пользу людям.

Объект исследования – этапы развития энкаустики.

Цель работы: теоретически изучить технологию и экспериментально доказать возможность восковой живописи.

Предмет исследования: возможности восковой живописи в изобразительном искусстве.

Гипотеза: если восковая живопись выступает как хранитель философских, нравственных и эстетических ценностей изобразительного искусства, то при ёё изучении мы сможем открыть для себя силу этого вида изобразительного творчества, это поможет в создании авторских работ по данной тематике.

Исходя из цели и гипотезы, определены следующие задачи:

Изучить историю энкаустики, этапы развития.

Рассмотреть и выделить особенности древней и современной технологии восковой живописи.

Проанализировать свойство воска.

Представить собственную творческую картину.

Написать проект и сделать выводы.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был использован комплекс теоретических методов исследования: теоретический анализ литературы и исследований по проблеме; изучение и обобщение материалов по теме исследования; сравнение; беседы.

Продукт проекта: презентация - отчет о проведенных исследованиях, мой рисунок горячим утюгом.

Практическая значимость проекта заключается в привлечении внимания и интереса к восковым мелкам и рисованию в технике «Энкаустика». Работы выполненные в данной технике на первый взгляд, могут показаться не выполнимой задачей. Однако, на самом деле все гораздо проще и не сложнее обычного рисования.


Теоретическая часть

Историческая справка

Искусство восковой живописи, возникло более 2500 лет назад, и было известно еще древним грекам, римлянам и египтянам. Благодаря археологическим раскопкам описанные в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри в Египте, в местечке Фаюм, были впервые найдены и описаны миру живописные доски, пролежавшие в земле тысячелетия, но будто вчера написанные - настолько краски их были свежи и сочны. Эти портреты теперь называют фаюмскими - погребальные живописные изображения усопших (первые настоящие «портреты» в истории!). Они относятся к периоду Римского завоевания Египта (I—III века) и получили свое название по оазису Фаюм в Египте.

В Древних Египте и Греции художники - энкаусты пользовались огромным уважением и почетом. Плиний говорит, что энкаустика ценилась так высоко, что эти картины нельзя было купить. Их дарили, ибо они были бесценны. Стоимость работы в технике энкаустики в те времена приравнивалась к стоимости целых городов. Об удивительных характеристиках восковой живописи писали известные поэты и историки (Плиний Старший, Павсаний, Витрувий), воспевая живость, «свечение», сияние и объем, «искристость», многомерность, «эмалевый» блеск и несравненную пластичность отделки древних портретов. Контуры изображаемых предметов выглядят объемными, словно «выточенными» кистью-резцом в структуре древесного полотна, поэтому глаз зрителя сразу схватывает не только крупные формы, но и множество более мелких, образованных тончайшими линиями. Согласно Плинию, один из художников – Зевкис так написал виноград, что птицы слетелись клевать его. Живые лошади ржали рядом с картиной коня, написанного энкаустикой Апеллесом. Писатели, поэты называли образы энкаустических картин «одушевленными, цветущими, обманывающими чувства, дышащими».

Когда Деметрий Полиокрет осадил Родос и понял, что ему придется брать город со стороны, где располагается энкаустическая мастерская Протогена, он снял осаду из боязни повредить мастерскую. Известно, что в древнейшем эгейском искусстве в III в. до н.э. горячими растопленными восковыми красками расписывали корабли.

К сожалению, до нас не дошло ни одной станковой энкаустической картины Древней Греции - основная часть произведений лучших греческих энкаустов была перевезена в Рим и, предположительно, погибла во время пожара в 410 году нашей эры, при взятии Рима Аларихом.

Однако ученых ждало еще одно удивительное открытие: при раскопках древнего города Халчеяна на территории современного Узбекистана (середина I-го тысячелетия до н. э. - III в. н. э.) были обнаружены росписи на омыленном воске, напоминающие по технике исполнения египетские надгробные маски и файюмские. А позднее - росписи восковыми красками по камню, кости, золоту нашли при раскопках на территории современных Мексики, Перу, острова Пасхи.

В дальнейшем техникой энкаустики пользовались греки для создания ранних икон, но в VI веке искусство энкаустики постепенно пришло в упадок. Активное распространение христианства потребовало большого количества икон. Энкаустика, с ее трудоемкой и требующей длительного времени технологией, уже не в состоянии была удовлетворить растущий с каждым годом спрос. И постепенно энкаустика вытесняется более легкой и быстрой в исполнении темперой. Расцвет энкаустиковой росписи пришелся на V в. до н.э., а к XII в. н.э. его следы теряются. Возрождение энкаустики началась в XVIII веке в Германии и Бельгии, под влиянием открытия археологических памятников греко-римского мира. На волне популярности античного искусства энкаустика быстро вошла в моду - европейские художники создавали полотна в этой технике на протяжении почти целого столетии. Таким образом, мы видим, что энкаустика - это очень древнее и интернациональное искусство.

1.2 Технология восковой живописи

Прошлое и настоящее художников – энкаустов.

Вот как описывает процесс создание картины древнеримский поэт Анакреон в своей оде, обращенной к художнику - энкаусту: «Встань, о лучший из художников! Нарисуй, о лучший из художников, мастер в Искусстве Родосском, нарисуй, как я скажу, мою далекую подругу. Нарисуй, прежде всего, ее черные мягкие волосы, и, если воск твой это может, нарисуй их благоухающими. Но для взгляда очей должен ты взять чистое пламя. Пусть будут они лазурно-блестящими, как у Афины. Стой! Вот я её уже вижу! Еще мгновение — и ты, воск, залепечешь!»

Уже тот факт, что слово «воск» в античном искусстве служило синонимом слову «краска», можно догадаться о том, какую роль играла энкаустика в древнегреческом искусстве. В трактате о живописи греческого монаха Дионисия, в параграфе 37, изложен рецепт подобной энкаустики: «Возьми клея, золы и белого воска и поставь на огонь с водой раствориться. Прибавь в эту смесь краски, хорошо разотри и пиши кистью, что хочешь, дай краске высохнуть и потом полируй». Если изучить внимательно фаюмские портреты, можно заметить особый объемные характер мазка (пастозность - как говорят специалисты). Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной грунтовки. Краски готовились вручную с использованием воска, льняного и других масел, смол и пигментов. При этом связующим веществом обычных минеральных красителей был воск. Чистый пчелиный воск долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. На горячей мраморной палитре твердые восковые краски помещали в керамические баночки и нагревали. Причем, мастеру приходилось постоянно следить за тем, чтобы краски оставались в расплавленном состоянии, но при этом не перегревались и не теряли цвет и свойства. Зато так можно было смешивать краски различных цветов, добиваясь необходимых оттенков. Температура воздуха при письме должна быть выше 35 градусов, чтобы краска на кисти не застыла на кратком пути от палитры до доски. После окончания работы живопись необходимо обжечь. Опять же чувствовать, следить, чтобы мазки слегка плавились, соединяясь в одну живописную ткань, но не растекались. Вследствие обжига живопись покрывается тончайшей защитной пленкой, которая со временем становится прочнее.

Другой вариант работы - использовали древние энкаусты и специальные инструменты - каутерии: они были обнаружены при раскопках захоронения древнеримских художников в Сен-Медар-де-Пре (Франция) и Сен-Гюбере (Бельгия). Первые инструменты представляли собой бронзовые стержни, с одной стороны, оканчивающиеся плоской лопаточкой с закругленными краями, а с другой стороны — удлиненной ложечкой на конце (их еще называют цестром). Каутерий нагревался над жаровней с горячим углем, а затем применялся для моделирования восковой поверхности. Создание многоуровневого воскового слоя связано с изменением цветности и различными тональными переходами на картине. Картины, исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.

Найденный в 1900 г. в Керчи античный саркофаг, расписанный восковыми красками, изображает мастерскую древнего художника-энкауста и позволяет представить, как работали античные мастера. На росписи художник с каутерием в руках изображен сидящим около жаровни, на которой он нагревает свои инструменты. Перед ним стоит ящик с ячейками для красок, в точности такой же, как найденный в погребении, и мольберт с укрепленной на нем основой картины. Когда художнику нужно было сделать каутерием мазок определенного цвета, он вынимал из ячейки ящика, в котором хранились готовые краски, комочек нужного ему цвета и отделял от него нагретым каутерием необходимый кусочек краски (ровно на один мазок!). Краска при этом плавилась и затекала на одну из сторон ложечки. Эта сторона ложечки с затекшей на нее восковой краской подносилась к основе, делался мазок. Мазок этот неизбежно приобретал специфическую форму: он имел выемку посредине по всей длине и характерную капельку в месте отрыва инструмента. Все мазки, которые были сделаны одним и тем же каутерием, были одинаковыми. Если художник хотел сделать мазок другой формы или размера, он брал другой каутерий. А так как смешивать краски на каутерии невозможно, переходы тона достигались за счет близко расположенных мазков разного оттенка.

Каутерием с плоской лопаточкой можно было разровнять поверхность, например, чтобы наслоить один мазок поверх другого. Такой каутерий часто использовали нагретым.

Таким образом, можно полагать, что существовало две разновидности техники в энкаустики. В первом случае красочные вещества, смешанные с воском, накладывались на поверхность при помощи сухой кисти, после чего в дело шел нагретый металлический каутериум. Его жар проникал внутрь, восковые краски сливались и застывали на поверхности. В другом случае восковые краски в жидком состоянии (в результате подогревания), наносились кистью так же, как обыкновенные водяные краски. Затем их «сплавляли» и сглаживали.

В настоящий момент продолжаются прогрессивные разработки античного метода энкаустики, однако в целом энкаустику подразделяют на «горячую» (жирную) и «холодную» (твердую). Горячий способ дает жирный, рельефный мазок, холодный — тонкий. Горячий более долговечен.

Горячий способ. Утраченный способ горячей античной энкаустики в настоящее время разработан художником В. В. Хвостенко. Чисто отшлифованное сухое основание предварительно покрывают тонким слоем расплавленного чистого носка и проглаживают электрическим утюгом. Излишки воска снимают с поверхности ножом с тонким лезвием (мастихином), не повреждая основания. Под роспись наносят грунтовки — мягкую или твердую, в зависимости от пористости материала.

Холодный способ восковых росписей применяют только при внутренних отделках. Основанием служат чисто отшлифованные сухие штукатурки, древесина, камень. Роспись выполняют кистями, применяя восковые краски, в том числе и эмульсионные, приготовленные по рецептам.

Применение воска издревле известен как реставрационный материал. Для реставрации масляных картин используют и «холодную», и «горячую» энкаустику, в зависимости от фактуры полотна и красок. Энкаустические гидрофобные покрытия издревле были в ходу при строительстве кораблей, так как составы с добавлением воска не боятся ни морской воды, ни ветра, ни холода, ни жары. Защитным восковым слоем покрыты культовые предметы из кости и камня, найденные на территории Сибири, в Минусинской котловине. Энкаустическая защита использовалась при строительстве пирамид египетского царства, монументальных скульптур, кораблей. Антикоррозийными составами покрываются различные скульптуры, сооружения из бетона (дамбы), архитектурные сооружения. Среди них — собор Василия Блаженного, Грановитая палата Московского Кремля, дворец графа Шереметьева в Останкино.

Из русских ученых вопросами энкаустики занимались Д. Айналов, И. Грабарь, Д. Киплик, Е. Кудрявцев, Б. Фармаковский, и именно московские живописцы, отец и дочь Василий и Татьяна Хвостенко, предприняли попытку в точности возродить технологию древней энкаустики. Считается, что многие секреты ими были раскрыты, но много новых приемов восковой живописи они изобрели сами.

1.3 Вывод

Данные результаты моего исследования я представила в таблице.

Таблица №1

Древние мастера

Современные мастера

Материалы

Обработка пчелиного воска с целью приготовления связующего: отбеливание, вываривание в морской воде, сушка на солнце.

Восковые мелки, восковые краски

Кисть, каутерий, цеструм

Утюг (удобнее всего маленький дорожный); Паяльник с насадками (лучше специальный для хендмейда); Фен (подходит как для парикмахерский, так и строительный); Разогретый мастихин (можно использовать для разогрева спиртовку, либо держать в воде, подогреваемой обычным электрокипятильником, или подогревать его на настольной одноконфорочной плите – как удобней); Иголка, проволока, любые швейные или стоматологические инструменты, пригодные для работы – процарапывания контуров и деталей, формирования объемов.

Изображения

На камне, кости, золоте деревянных досках, холсте, кораблях

На глянцевом картоне, стенах, аксессуаров.

Применение

Для живописи ли портретов, икон, стенных росписей или украшения кораблей, или окраски стен.

Для росписи стен и аксессуаров интерьера, картин, при реставрации.


2 Практическая часть 2.1 Использование и свойства воска

Воски - жироподобные вещества, состоящие из сложных эфиров высших жирных кислот и высокомолекулярных спиртов (обычно одноатомных). Обладают аморфностью, пластичностью, легко размягчаются и плавятся в интервале температур 40-90°С, стойкие к действию различных реагентов, многие годы сохраняются без изменений.

Воск издавна широко используется человеком. В Древней Греции и Риме им скрепляли отдельные предметы, из него делали письменные принадлежности, печати для писем и деловых бумаг. Воск применяли в скульптуре и живописи (портреты, медальоны, статуэтки, отливка скульптур, обработка мраморных статуй; в составе специальных красок). Из него изготавливали свечи.

С XVIII—XIX столетия в связи с бурным развитием ремесел, а затем и промышленности применение пчелиного воска значительно расширилось. Кроме свечного производства и художественной скульптуры, воск стал широко применяться в средствах обработки или ухода за изделиями из дерева, кож, бумаги; при изготовлении физических приборов и химической аппаратуры, наглядных пособий, в лабораторной практике; для полиграфических и канцелярских принадлежностей; для упаковки продуктов; в фармацевтических и косметических средствах.

В настоящее время основное количество пасечного и часть заводского воска направляется в вощинное производство. Остальной воск используют в традиционных и новых направлениях.

Из чего состоят восковые мелки?

Я в своей работе использовала восковые мелки фирмы «Луч», которые состоят из полимерного воска и натуральных пищевых красителей, оставляют насыщенный яркий штрих и пригодны для выполнения работ в технике энкаустика (encaustic).

Свойства восковых мелков: быстрое и простое использование; насыщенный, яркий, рваный след; не пачкается почти, по сравнению с сухой пастелью; размазывается тоже меньше; невозможность исправить; плохо стирается; не смываются водой.

2.2 Приемы работы

В энкаустике, как и во многих других техниках, существуют 5 основных приемов работы с утюгом.

Первый прием — разглаживание. Это плавное гладящее движение утюга по поверхности картона.

Второй прием называется оттиском. Поверхность утюга прикладывают к картонке, а затем поднимают утюг на несколько секунд.

Третий прием заключается в работе ребром утюга. Так мы можем получить различные линии, такие как, кусты, тонкие деревья, траву.

Четвертый прием — рисование кончиком утюга, можно получить мелкие детали (цветы, птиц и небольших животных).

И пятый прием – это когда утюг переворачивается и на него сверху прикладывается картон. Затем восковыми мелками наносятся линии на картоне.

2.3 Инструменты для энкаустики

Утюг.

Есть специализированные утюги для энкаустики, но подойдет любой утюг, в котором нет дырочек на подошве и работает регулятор температуры.

Восковые мелки.

Сейчас их изобилие: украинского, русского и главным образом китайского производства. Рисовать можно всеми… НО! Лучшего качества по прежнему остаются мелки KRAYOLA английского или американского производства. Они имеют более насыщенный цвет и более вязкую консистенцию. И они более натуральные по своему составу, при плавлении пахнут воском, а не гарью или бензином.

Мелованный (гладкий) картон.

Сейчас не проблема купить набор мелованного картона… НО! Будьте внимательны не в каждой пачке с надписью «мелованный картон» русского производства действительно находится хороший мелованный картон. Часто попадается просто белый картон в поверхность которого частично впитывается воск и это очень портит вид вашей картины. Поверхность картона не должна впитывать воск должна быть гладкой, как на советских грамотах. Глянцевая фотобумага для принтера не подойдет, ее блеск обманчив, она впитывает воск еще лучше, чем простой белый картон.

2.4 Ход работы

Ход работы в технике энкаустики включает несколько этапов:

1. Для работы потребуется: картон, восковые мелки, электрический утюг (Приложение № 2).

2. Подготовим подложку под картон, она должна быть мягкой и по площади больше картона. Кроме того, подложек (листов бумаги) должно быть несколько, поскольку они очень быстро загрязняются.

3. Включим утюг и отрегулируем минимальную температуру. Держим утюг подошвой вверх. К подошве подносим восковой мелок и начинаем рисовать по подошве, закрашивая поверхность утюга. Мелок должен хорошо плавиться и немного растекаться, но не сильно. Регулируем температуру на утюге. Можно наносить сразу несколько цветов.

4.Теперь перевернем утюг подошвой вниз и проведем по бумаге. Проводим утюгом плавно, медленно и без отрыва от картона, без сильного нажима.

Чтобы небо получилось с облаками, проведем еще раз утюг по уже нанесенному воску на картоне.

5. Подошву утюга вытираем бумажной салфеткой перед следующим нанесением воска.

6. Для изображения холмов, травы плавим коричневый и зеленый воск. Приложим утюг к поверхности картона, а потом резко поднимем его. В пространство между утюгом и картоном хлынет воздух, и на поверхности воска образуются прожилки.

7. Для рисования высокой травы плавим воск на боковых сторонах утюга. Снизу-вверх боковой стороной утюга рисуем линии разной высоты.

8. Для прорисовки мелких деталей, например, цветов, плавим воск на острие (носике) утюга.

9. Для рисования птиц плавим воск на боковых сторонах утюга.

10. После завершения работы мелками, её нужно натереть сухой тряпочкой.

Выводы: используя различные приемы рисования подошвой горячего утюга, можно создавать абсолютно непохожие рисунки. Можно выполнить рисунок каким-то одним приемом, а можно использовать все сразу, как сделала я. Все зависит от фантазии и настроения (Приложение №3).

Составление анкеты и построение диаграмм на основе заполненных анкет.

Мне захотелось узнать, а знают ли ребята в моем классе о таком виде творчества, как «Энкаустика». Для этого я составила анкету одноклассникам для заполнения (Приложение 4).

В опросе приняли участие 14 человек.

В качестве материала для исследования я взяла заполненные анкеты.

2.5 Результаты анкетирования

Результаты анкетирования представлены на рисунках 1-7.

Как видно из рис. 1. только 1 человека слышал слово «Энкаустика».

t1757523589aa.gif

Рис. 1. Вопрос «Слышали ли вы слово «Энкаустика»

На рис. 2. Мы можем видеть результаты ответов на второй вопрос.

t1757523589ab.gif

Рис. 2 Вопрос «Как вы думаете, что обозначает слово «Энкаустика»

Среди своих вариантов ребята предполагали, что это наука, связанная с изучением усиков.

На рис.3. Представлена диаграмма, составленная по результатам ответов на третий вопрос анкеты.

t1757523589ac.gif

Рис. 3 Вопрос «В какой области жизни оно применяется»

На четвертый вопрос только 2 человека ответили отрицательно.

t1757523589ad.gif

Рис. 4 Вопрос «Хотели бы узнать значение слова «Энкаустика»

Анализ ответов на пятый вопрос показал, что 50% опрошенных обучающихся ответили положительно.

t1757523589ae.gif

Рис. 5 Вопрос «Как вы думаете, можно рисовать обычным утюгом»

На шестой вопрос 10 человек ответили утвердительно.

t1757523589af.gif

Рис. 6 Вопрос «Вы верите, что с помощью утюга и восковых карандашей можно сделать рисунок»

Диаграмма с ответом на седьмой вопрос выглядит следующим образом:

t1757523589ag.gif

Рис. 7 Вопрос «Хотели бы вы научиться рисовать утюгом»

Вывод: мои одноклассники не знакомы с искусством «Энкаустика».

Заключение

В заключении наша гипотеза подтвердилась: творческий процесс по созданию картин в технике «Энкаустика» никогда не сможет прекратиться, ведь каждое произведение неповторимо. Интерес к древнему искусству завладевает и душами непрофессионалов. Древние техники упростились, но не утратили двух своих главных атрибутов – «воск» и «тепло» Правда воск в современной энкаустике может быть представлен восковыми мелками или восковой пастелью, а вместо жаровни энкаусты наших дней частенько используют самые обычные бытовые утюги! Именно поэтому этот вид творчества так и называют - «живопись утюгом». Техника рисования энкаустика имеет множество положительных моментов. В первую очередь это отличный способ успокоения, впрочем, как любое другое рукоделие. Второй положительной стороной этого замечательного увлечения является доступность материалов. На приобретение глянцевого картона и восковых карандашей не нужно тратить большие средства, а купить их можно в ближайшем магазине канцелярских товаров. Специальный утюг покупать не нужно, вполне сгодится техника старого образца советского производства. Если же такого нет, то можно приобрести маленький утюг дорожного типа. Здесь принципиально важно, чтобы подошва была гладкой, то есть без функции отпаривания. И еще один плюсик увлекательному хобби. На создание шедевра не нужно тратить много времени. На одну картину потребуется всего от 30 до 60 минут. Магия горячего воска завораживает! Творите! Получайте море удовольствия! Желаю творческих успехов!

Проделав эту работу, я узнала очень много фактов про технику рисования «энкаустика», историю ее возникновения.

Изучила методы рисования подошвой утюга для получения различных эффектов рисунка.

Кроме того, на практике освоила эти методы и, благодаря этому, у меня получилась интересная картина.

Также я изучила правила техники безопасности при работе с горячим утюгом (см. приложение №2), научилась составлять вопросы анкеты и строить диаграммы на основе заполненных анкет; научилась создавать презентацию.

Результаты исследования, которое я провела, показывают, что для большей массы учащихся значение слова «энкаустика» неизвестно.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что мои одноклассники в основном большинстве хотят узнать значение неизвестного им слова, а также научиться рисовать утюгом.

Я уверена, что мои одноклассники также могут самостоятельно и с удовольствием создавать красивые картины.

Думаю, что результаты моего исследования будут интересны не только ребятам из моего класса, но и их родителям, другим взрослым, учителям.


Список литературы

1. Боссом М. Искусство энкаустики. Как рисовать воском. М., Кристина, 2006 г.64с.г.

2.Хвостенко Т. Энкаустика: искусство, пережившее тысячелетия. М., Советский художник. 1985г. 160 с., илл. переплет, альбомный формат.

Использованные ресурсы

http://www.paceka.ru/interes/4.html

http://leonardodavinchi.ru/?item=7c348dbf-617e-4c8c-980d-db7ee8d5cc12&termin=f23001b5-830e-4db6-9763-88c8d24348ac

http://www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post120873575/

http://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=185

http://www.stonemarket.com.ua/271

http://www.panarin.info/travellers-album/voronezh-land/princesss-oldenburgsky-castle/princess-oldenburgsky-castle001-3374.htm



Приложение №1

Нетрадиционные техники рисования

Так называют изобразительное творчество, в котором не используют привычные кисти, краски, цветные карандаши и фломастеры. Либо применяют их, но не так, как в классических техниках, когда акварелью и гуашью рисуют на бумаге, маслом пишут на холсте или темперой украшают стены. При нетрадиционных методах прибегают к более оригинальным приёмам: например, оттиску смятой бумагой и рисованию нитками.

t1757523589ah.png

Тычкование

Особенности техники. Этим методом легко нарисовать картину в стиле художников-пуантилистов даже без подготовки. Сделайте набросок карандашом, затем заполните его тычками кисти, смоченной в краске. Детали можно прорисовать тонкой кистью.

t1757523589ai.jpg

Рисование отпечатками

Особенности техники. Для рисования этим методом можно покрывать краской самые необычные поверхности и делать ими отпечатки на бумаге. Подойдут листья, штампики из половинок овощей или фруктов, комочки смятой бумаги и другие предметы с рельефной поверхностью.

t1757523589aj.jpg

Пластилинография

Особенности техники. Для создания картин в этой технике используют вместо красок пластилин. Кусочки массы наносят на основу: можно делать это мазками с помощью стеки либо скатывать шарики и наклеивать. Затем, если нужна фактура, добавляют её за счёт штриховки зубочисткой.

t1757523589ak.jpg

Восковая живопись (энкаустика)

Особенности техники. Метод позволяет создавать картины горячим воском — так делали первые христиане. В современной версии метода воск одного или нескольких оттенков наносят на разогретый утюг, затем проводят им по бумаге, выводя рисунок.

Техника набрызга

Особенности техники. Метод позволяет создавать картины зубной щёткой или кистью, не прикасаясь к бумаге. Кисть или щётку окунают в краску. Инструмент держат над листом бумаги и слегка постукивают по нему пальцем, линейкой или плоской палочкой. Получатся брызги, которые собираются в рисунок. Чтобы менять направление или величину брызг, достаточно изменить расстояние до листа и положение кисти или щётки.

Рисование солью

Особенности техники. Метод позволяет создавать рельефные картины с объёмными элементами. Повторить технику просто. Сделайте на бумаге эскиз обычным карандашом. Нанесите на получившиеся линии клей ПВА и присыпьте солью, пока клей не подсох. Как только соль высохнет, её можно раскрашивать акварелью или гуашью.

Эбру

Особенности техники. Рисунок сначала делают на воде, а потом переносят на бумагу или ткань. Это позволяет получить плавные переходы. Для создания картины добавьте краски в воду с предварительно разведённым там загустителем. Затем с помощью гребня, шила или деревянной палочки смешайте краски так, чтобы получился сюжет или абстракция. На воду с рисунком положите лист бумаги, потом поднимите его за края и дайте высохнуть. Вместо бумаги можно взять ткань — тогда получится дизайнерский платок или футболка с принтом.

t1757523589al.jpg

Рисование губкой и ватными палочками

Особенности техники. Это вновь рисование без эскиза. Фон и крупные объекты при этом методе получаются глубокими и равномерно прорисованным, даже если картину создаёт новичок. Чтобы начать работу, обмакните губку в краску и нанесите на холст или бумагу цветовые пятна — крупные объекты. Это может быть лес, поле, небо, облака. Детали можно прорисовать уже ватными палочками — по одной или связками из нескольких — получится картина в стиле пуантилизма.

Монотипия

Особенности техники. Рисунок на бумаге получают с помощью оттиска. С одного изображения можно сделать только один оттиск — отсюда и название техники: «моно» значит «один». Чтобы попробовать метод, на гладкую поверхность — лист акварельной бумаги или стекло — нанесите мазки краски в произвольном порядке. Затем поверхность с краской накройте чистым листом бумаги: на нём получится оттиск. Результат можно оставить как есть либо дорисовать детали.

t1757523589am.jpg

Приложение №2

Техника безопасности при работе с горячим утюгом

Какие же меры безопасности необходимо знать, чтобы работать с горячим утюгом?

1. Перед началом работы необходимо проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.

2. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками.

3. При кратковременных перерывах в работе электрических утюг ставить на термоизоляционную подставку.

4. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.

5. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.

6. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.

7. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дергать за шнур.

Требования безопасности по окончании работы:

1. Отключить электрический утюг от электросети.

2. Привести в порядок рабочее место.

3. Вымыть руки с мылом.


Приложение №3

Процесс моего творчества в технике «энкаустика»

t1757523589an.pngt1757523589ao.pngt1757523589ap.pngt1757523589aq.pngt1757523589ar.pngt1757523589as.png



Приложение №4


Вопросы анкетирования

1. Слышали ли вы слово «Энкаустика»?

2. Как вы думаете, что обозначает слово «Энкаустика»?

3. В какой области жизни оно применяется?

4. Хотели бы узнать значение слова «Энкаустика»?

5. Как вы думаете, можно рисовать обычным утюгом?

6. Вы верите, что с помощью утюга и восковых карандашей можно выполнить рисунок?

7. Хотели бы вы научиться рисовать утюгом?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.