Взаимосвязь науки, техники, тенхники, технологии и производства
ВЗАИМОСВЯЗЬ НАУКИ, ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И ПРОИЗВОДСТВА (2 Ч)
10 класс
Цель и задачи уроков: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи науки, техники, технологии и производства; развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.
Оснащение уроков: компьютерный диск с видеофильмом, содержащим технические достижения человечества; бланки тестовых заданий, учебник технологии (гл.1, §1, с.16-20); ПК.
Методы обучения: тестовый опрос, беседа, показ наглядных пособий, практическая работа.
Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.
Опорные понятия: техносфера, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция, наукоемкие технологии
Ход уроков
1. Повторение пройденного материала
Для повторения пройденного материала можно предложить тест.
1. К духовной культуре относят:
А) предметы труда;
Б) науку*;
В) средства производства;
Г) результаты труда.
2. Под технологической культурой понимают:
А) исторически определенный уровень развития человека как субъекта творческой деятельности;
Б) определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
В) уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства*;
Г) общественный прогресс как процесс смены и развития различных типов культур.
3. Совокупность приемов и способов изготовления, обработки, изменения состояния, свойств, формы, сырья, материалов и полуфабрикатов, а также наука, разрабатывающая все эти приемы и способы:
А) технология*;
Б) промышленность;
В) технологический уклад;
Г) технологический процесс.
5. Основные составляющие технологии:
А) технологическая операция, машины, приспособления;
Б) технологический процесс, станок, инструмент*;
В) производственный процесс, технологические машины и приспособления;
Г) технологическая операция, станок, инструмент.
2. Изложение нового материала
При отборе содержания данного урока представляется правильным исходить из следующих принципов:
- его соответствие ведущим, актуальным идеям научно-технического прогресса;
- доступности понимания школьниками принципов действия и общего устройства объектов новой техники и технологических процессов;
- возможности соединения сведений о новой техники и технологии с образовательной областью «Технология», предметами естественно-научного цикла;
- возможности ориентации учащихся на профессии и специальности, возникшие на производстве в связи с введением новой техники и технологий.
Эта новая тема должна убеждать учащихся в полезности технического новшества для народного хозяйства; помогать развитию познавательных способностей учащихся.
Осмысленность в запоминании представленного содержания параграфа требует установления связи между выделенными смысловыми частями изучаемого материала, она требует также понимания логической последовательности их расположения.
При изложении теоретических основ целесообразно знакомить учащихся с наиболее характерными научно-техническими опытами и исследованиями. Это в значительной мере способствует активизации познавательного интереса школьников.
Не менее важным вопросом является рассмотрение конкретных примеров практического применения технических достижений в современном производстве. Общие рассуждения о технических принципах и основах устройства оборудования будут недостаточно убедительны для учащихся, если они не будут подкреплены разбором блок-схем, а также выполнением учебных заданий и решением примеров.
Акцентировать внимание учащихся на характере изменения трудовой деятельности людей, применяющих новую технику и характеристики новых профессий, порождаемых ее внедрением.
Опыт показывает, что жизненность новой техники и технологий должна быть для учащихся очевидной. Наилучших результатов удается добиться тогда, когда материал о новой технике и технологиях сочетается с жизненным опытом учащихся, знаниями основ наук и современного производства. Этому могут способствовать и экскурсии на производство. Рекомендуем установить специальный стенд, демонстрирующий различные материалы по научным и техническим достижениям. Данные материалы должны регулярно обновляться.
Началом дискуссии может служить обсуждение предлагаемых пословиц:
Начало науки - ум, начало ума – терпение.
Труд и наука – брат и сестра.
Наука дает крылья уму.
Наука учит только умного.
Чем больше науки, тем ловчее руки.
Сильному наука – лишний козырь.
Наука и труд дивные всходы дают.
Родине служить – с наукой дружбу водить.
Для дальнейшей беседы ребятам можно предложить проанализировать таблицу «Развитие человека, общества, технологий», результирующим выводом которой должно стать то, что технологическая культура является одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей человека.
Развитие технологий |
|
Развитие человека |
|
Развитие общества |
Ручные технологи с использованием элементарных орудий труда |
|
Человек-созерцатель |
|
Первобытное общество (собирательство, охота) |
|
|
|
|
|
Технологии использованием инструментов и механизмов |
|
Человек – раб природных социальных сил |
|
Земледельческое общество |
|
|
|
|
|
Технологии с использованием машин и механизмов |
|
Человек – исполнитель, придаток машины |
|
Индустриальное общество |
|
|
|
|
|
Механизированные и автоматизированные технологии |
|
Человек – технолог, преобразователь |
|
Постиндустриальное общество |
|
|
|
|
|
Информационные технологии |
|
Человек – творец, исследователь |
|
Информационно-ноосферное общество |
Необходимо построить дискуссию таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно указали на взаимосвязь науки, техники, технологий и производства. Проблемные вопросы, предлагаемые для учащихся, могут способствовать этому:
Что включает в себя техносфера?
Раскройте характерные особенности современного технологического мира.
Покажите роль технологической культуры в обеспечении устойчивого развития общества.
Покажите возрастание роли техники в жизни человека и общества.
Раскройте диалектику взаимоотношений науки, техники и производства.
Что включается в современное понятие «техника»?
Н а у к а
|
|
Техника |
|
|
|
Производство
|
|
Технологии |
Поставить точку труднее, чем многоточие – и в жизни, и в науке, и в искусстве.
Способность генерировать мысли – наука; умение формулировать мысли – это уже искусство.
Наука и Искусство – две поросли одного корня – Творчества.
Науку лучше делать от начала до конца своими руками. Набор материала, личные наблюдения – вот тот период, когда рождаются новые мысли, когда нащупываются контуры закономерностей.
2. Практическая работа
Учащиеся выполняют практическую работу согласно описанию в учебнике. Для практической работы рекомендуем использовать различные источники информации. При наличии учебного времени учащимся можно предложить составление слайдов об открытиях (известных ученых) в истории науки и техники. Подготовленные доклады зачитываются, слайды просматриваются,
3. Подведение итогов урока
Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются типичные ошибки, а также отмечаются лучшие ответы.
Результаты работы учащиеся могут занести в тетрадь.
Мучник Лариса Анатольевна