Исследовательский проект "Природа вокруг нас"
Исследовательский проект на тему:
«Природа вокруг нас. Как продлить лето?»
Автор: Цивилева Александра,
воспитанница первой младшей группы № 1
Руководитель: Кириченко Наталья Сергеевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ ДС № 26 «Жемчужинка»
Смоленск
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Аннотация
3. Актуальность
4. Основная часть
4.1 Изучение познавательной информации
4.2 Опрос детей и взрослых
5. Заключение
6. Список использованной литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
Знакомство с миром растений начинается в раннем детстве. Сначала мы узнаём о Дюймовочке, которая жила в цветке, об аленьком цветочке, о цветике-семицветике. Интересно рассматривать яркие цветы, обращать внимание на то, что они различаются по форме, обладают определённым ароматом. Как многообразен мир цветов!
Лето – время цветов. Сложно представить себе это время года без ярких красок, которые дарят цветы. Но цветение растений продолжается и осенью. В ходе работы над исследовательским проектом мы узнаем как долго длится цветение некоторых растений в городе.
В ходе исследования мы обращались к различным книгам и интернет-ресурсам. Формированию интереса к изучению мира растений способствовали книги: «Цветочная азбука», «Календарь Линнеи», «Как тебя зовут? Всё о цветах, живущих рядом с нами». Первые научные сведения о цветах были получены из энциклопедий: «Цветы. Самая первая энциклопедия», «Большая энциклопедия растений для детей», «Растения. Полная энциклопедия». Поиск информации для создания презентации мы вели на сайтах:
журнал «Биология» (https://bio.1sept.ru/bioarchive.php)
Всё о растениях (https://rasteniyadom.ru)
Garden Mix (http://gardenmix.ru)
Родная тропинка (http://rodnaya-tropinka.ru)
Флорист-Х (https://floristics.info/ru/)
Энциклопедия «Банк цветов» от А до Я (https://www.flowerbank.ru)
2. Аннотация. Исследовательский проект посвящен изучению цветов, которые можно встретить в городе осенью.
3. Актуальность. В процессе работы над проектом ребёнок развивает кругозор, получает новые знания о мире растений, открывает для себя разные виды цветов, узнаёт их названия, тем самым расширяя свой словарный запас; формируется представление о временах года и их особенностях, умение сравнивать; развивается эстетическое восприятие, вкус, интерес, чувства.
Проблема. Как не хочется, чтобы заканчивалось лето! Летом радуешься ласковому солнышку, а осенью становится прохладно. Когда идёт летний дождик нам весело, а во время осенних дождей грустно. Летом можно долго гостить у бабушки в деревне, а осенью возвращаешься домой в город и начинаешь скучать по лету. Может быть есть способ продлить это время года? Во время прогулки мы с мамой обратили внимание на цветы, растущие в городском парке и дворах. Цветы и есть продолжение лета! Распустившись в тёплое время года, они будут дарить яркие краски до наступления заморозков. Нам предстоит изучить повстречавшиеся нам растения, срок их цветения, составить цветочную палитру.
Цель исследования: выяснить, какие цветы можно встретить осенью в городе и исследовать их.
Задачи:
1. совершить прогулку с целью поиска цветов в городе;
2. сфотографировать их;
3. определить названия растений;
4. собрать информацию о цветах в литературе и интернет-источниках;
5. составить цветочную палитру;
6. создать презентацию.
Гипотеза: если я узнаю, какие цветы можно встретить осенью в городе и как долго они цветут, то буду знать больше информации о мире растений, смогу рассказать об этом своим друзьям, чтобы они отправились на прогулку и обратили внимание на цветы.
Объект исследования: цветы.
Предмет исследования: продолжительность цветения растений.
Методы исследования: беседа со взрослыми (родители, воспитатель, бабушки и дедушки), изучение познавательной литературы и интернет-источников, наблюдения, сравнение, описание.
Срок проведения исследования: октябрь 2020 года
4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
4.1. Изучение познавательной информации
В начале работы над исследовательским проектом мы составили «маршрут»:
Шаг 1. Совершить прогулку по городу.
Шаг 2. Найти цветы.
Шаг 3. Сфотографировать их.
Шаг 4. Определить названия цветов.
Шаг 5. Изучить информацию о растениях.
Шаг 6. Составить цветочную палитру.
Шаг 7. Создать презентацию.
Перед тем как приступить к изучению информации о растениях мы поставили следующие вопросы:
1) Как называется цветок?
2) Почему он носит такое название?
3) Существуют ли другие названия для обозначения цветка?
4) Откуда цветок родом?
5) С какого времени он известен садоводам?
6) Как долго он цветёт?
Также мы задались целью найти интересные факты о цветке.
Результаты изучения познавательной информации отражены в презентации (см. Презентация Природа вокруг нас)
4.2. Опрос детей и взрослых
Для проведения опроса детей (одногруппники в детском саду) и взрослых (мама, папа, бабушки и дедушки, воспитатели в группе) мы разработали анкету в 2 вариантах (см. Анкета Узнай цветок).
Опрос показал, что для большинства ребят и взрослых мир цветов остаётся загадочным, потому что опрошенные испытывали затруднения при узнавании цветов.
По результатам опроса выяснилось, что одинаково успешно дети и взрослые узнают розу, клевер, бархатцы. Значительная часть опрошенных ошибочно принимала космею за ромашку. Взрослые, которые правильно определили на каком изображении представлена календула, для её обозначения использовали народное название этого растения – «ноготки». Реже остальных цветов узнавали лобелию, сальвию и вербену. Также мы можем сделать вывод о том, что девочки узнают цветы лучше мальчиков, а взрослые – лучше детей (но эта часть вывода не распространяется на дедушек). Большинству ребят и взрослых опрос показался трудным, за исключением бабушек, которые являются увлечёнными садоводами и многие годы заботятся о прекрасных цветниках.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Путешествие в мир цветов было увлекательным и интересным. Мы поняли, что казалось бы обычная прогулка по городу может стать приглашением к знакомству с новыми растениями. Поиск цветов и их фотографирование похожи на тихую охоту (хотя так обычно называют сбор грибов). Работа по изучению познавательной информации интересна, но утомительна. Благодаря построенному «маршруту» проекта и поставленным вопросам мы успешно нашли необходимые сведения. Составленная цветочная палитра убеждает в том, что краски лета можно встретить осенью. О том, что лето продолжается в цветах осенью, говорит и информация о сроках цветения изученных нами растений.
Мы выражаем надежду, что другие ребята с родителями повторят наш «маршрут» и соприкоснуться с прекрасным, нежным, ароматным, многообразным миром цветов. Желаем яркого путешествия!
Список использованной литературы
1. Бьорк К. Календарь Линнеи. – М.: Белая ворона, 2018.
2. Валасина А. Цветы и травы в картинках, заданиях, стихах и рассказах для детей [Электронный ресурс] // Родная тропинка [сайт]. – Режим доступа : http://rodnaya-tropinka.ru/tsvety-i-travy-v-kartinkah-zadaniyah-stihah-i-rasskazah-dlya-detej/
3. Гюнтер Е.Е. Как тебя зовут? Всё о цветах, живущих рядом с нами. – М.: Пешком в историю, 2019.
4. Кондрашова Л. Растения. Полная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2016.
5. Куканова Ю. В. Большая энциклопедия растений для детей. – М.: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2016.
6. Рысакова И.В. Цветы. Самая первая энциклопедия. – М.: РОСМЭН, 2015.
7. Яковенко Л.В. Цветочная азбука. – Харьков: Чайка, 2014.
8. Журнал «Биология» [сайт]. – Режим доступа : https://bio.1sept.ru/bioarchive.php
9. Всё о растениях [сайт]. – Режим доступа : https://rasteniyadom.ru
10. Garden Mix [сайт]. – Режим доступа : http://gardenmix.ru
11. Флорист-Х [сайт]. – Режим доступа : https://floristics.info/ru/
12. Энциклопедия «Банк цветов» от А до Я [сайт]. – Режим доступа : https://www.flowerbank.ru
Сервис для создания цветочной палитры. – Режим доступа : https://www.imgonline.com.ua
Анкета Узнай цветок
DOCX / 4.92 Мб
Презентация Природа вокруг нас
PPTX / 29.81 Мб
7