МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19
с углублённым изучением отдельных предметов»
МИР ВОКРУГ НАС
Автор проекта: ученица 8 класса
Болдорович Наталья Владимировна
Руководитель: учитель технологии
Тименцева Елена Николаевна.
Черногорск, 2010 год.
Оглавление.
- Обоснование проблемы…………………………….……………….3
- Мои работы…………………………………………………………3-5
- Цель и задачи……………………………………….………………..5
- Звёздочка обдумывания……………………………………………..6
- История о коже……………..………………………………………7-8
- Разработка и анализ идей………………..…………………….…9-10
- Материалы, инструменты и оборудования…………………………11
- Советы по обработке кожи…………….………………….…......12-13
- Моменты работы………………………………………………….….14
- Технологическая последовательность изготовления……….…......15
- Готовое изделие………………………………………………………16
- Расчёт материальных затрат……………………..………………….17
- Экологическое обоснование………………………………..……….17
- Призыв увлечься работой с кожей………………………………….18
- Самооценка………………………………………..………………….18
- Список литературы……………………………………………..…....19
- Адрес …………………………………………………………………19
Обоснование проблемы
В сегодняшнем мире перед нами остро стоит проблема экологии. С огромной скоростью гибнут леса, загрязняются моря и атмосфера. Я решила выполнить работу, в которой смогла бы затронуть проблему экологии и найти способы хотя бы частичного решения.
Поэтому я твердо решила, что в своей работе буду использовать только материалы, которые уже применялись в производстве и выполнить свое панно с изображением природы.
Освоив некоторые техники работы с кожей, я решила выполнить еще работу из кожи в технике драпировки. Так как у меня уже много работ с кожей, то можно создать свою персональную выставку на очередном конкурсе. Предлагаю познакомиться с некоторыми уже выполненными ранее работами.
Мои работы
Для выполнения проекта поставлены такие цели и задачи:
Подробнее познакомиться с историей кожей: её свойствами, качеством.
Изучить способы вторичной обработки кожи при создании изделий.
Выполнить свою работу с изображением природы.
Работа должна быть выполнена аккуратно и качественно.
Пополнить коллекцию работ из кожи, для реализации проблемы.
Сохранить экологию окружающего мира
Звёздочка обдумывания.
История о коже
Кожу, удивительный материал, прочный, пластичный, разнообразный по внешнему виду и интересный в обработке, создала сама природа.
Люди издавна научились работать с кожей. Первая одежда была из шкур животных, намного позже человек оделся в шерсть, лен, шелк и хлопок.
Первое орудие человека (силки для ловли зверей и птиц), воинские доспехи (щиты, панцири), колчаны для стрел, конская упряжь, жилища (юрты, шатры), также как и пергамент, на котором писали первые книги, были из кожи.
Археологические находки, относящиеся к каменному веку и свидетельствующие об искусстве кожеделов, найдены по всему миру. Это и останки кожаных деталей строений на Украине, Сибири, и древнегреческие фрески, изображающие работу древних кожевенников, и знаменитые кожаные изделия из Азии. Об искусстве работы с кожей в государстве скифов можно судить по дошедшим до нас образцам предметов быта, одежде и обуви скифских воинов. Долгое время тайна обработки кожи мастеров Персии и Вавилона оставалась секретом для Европы, пока в XVIII веке французским мастерам не удалось раскрыть технологию производства и наладить выпуск кожаных изделий у себя.
Народ ценил умельцев, работающих с кожей, воспевал их в легендах и мифах. Хранящийся в Лувре барельеф V века до н. э. изображает мифологического героя Орфея, на ногах которого надеты гамаши — накладные голенища, идущие от ступни до колена, сшитые из тонкой кожи. Гладиаторы Древнего Рима также носили одну кожаную гамаши.
В ирландском эпосе воспето странствие аббата Брендана к берегам Северной Америки в VI веке. Знаменитый географ и путешественник Тим Северин, исследовавший это сказание, пришел к выводу, что аббат путешествовал на судне, сшитом из бычьих mi кур. Возможность такого путешествия Северин подтвердил, пройдя путь древних мореплавателей в 1976 и 1977 годах.
Надутые воздушные шкуры использовались как плоты копиями
Древней Ассирии. Историк Геродот (490—425 гг. до м. :».) рассказал о кораблях древнего Вавилона, обтянутых кожей и удерживающих вес нескольких ослов, груза и мореходов. Такие лодки можно и сейчас увидеть в Ираке.
У кочевых народов широко применялась кожаная посуда, лог-кал и прочная, украшенная тиснением и аппликацией, такой посудой пользуются до сих пор чабаны Казахстана и Калмыкии.
Всегда славились кожевенных дел мастера и в России. Недаром русский богатырь Никита, живший в древнем стольном граде Киевe, народный заступник и силач, был кожевенных дел маете ром.
Кожевничество процветало на Руси еще в VI— VII веках, а при археологических раскопках Москвы и Новгорода обнаружены хорошо оборудованные кожевенные мастерские XI—XII никои. Найденная обувь, маски скоморохов, пояса, кошельки, расшитые золотом, кожаные деньги XIII века, ходившие в г. Торжке, поражают качеством выделки и изяществом отделки. Московские мастера XV в. продавали за границу воловью кожу, продукция Гуси Пыла известна в XVI в. в Литве, Турции.
Никто в мире, кроме русских мастеров, не умел делать цветную шагреневую кожу из конских шкур, хлебную сыромять и красную юфть, которая была значительно лучше любых мягких кож Германии, Франции и Англии. В Москве сафьян стали вырабатывать в 1666 г., на 83 года раньше, чем во Франции.
Вся Россия ходила в кожаных тулупах, кожаной обуви, жители столицы щеголяли в сафьяновых сапогах всех цветов радуги, обувь богатых украшалась жемчугом и золотом, и даже простолюдины имели кожаную обувь.
А в русских глубинках, где не было заводов, каждый крестьянин занимался кожевенным рукоделием для своих нужд, передавая секреты мастерства из поколения в поколение.
Разработка и анализ идей.
Так как передо мной стояла задача выбрать рисунок для панно, я просмотрела множество рисунков и отобрала 3 наиболее подходящих для этого конкурса.
Идея №1
На данном фото изображена лошадь. Полевые цветы, трава – это так прекрасно….
Идея №2
Это фото «зацепило» меня живостью и неприступностью, но оно не богато по цветовой гамме.
Идея №3
Русские березы, озеро множество красок все это придает спокойствие и тепло. Можно смотреть на прекрасный мир живой природы как бы со стороны, а можно проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытный мир. Смотря на этот рисунок, я захотела создать свой мир, применяя воспоминания о поездке с классом в осенний лес.
Вывод.
Проанализировав все рисунки, я решила сама нарисовать эскиз для своего панно, потому что это более оригинально и этот рисунок никто не сможет использовать. В эскизе своей работы я хотела поднять очень важную на сегодняшний день тему: Защита окружающей среды. Ведь многие не обращают внимания на эту острую проблему человечества, а между тем наша природа гибнет. И только мы можем её защитить! Я надеюсь, когда будет готова моя работа, то, глядя на неё, люди хоть на мгновение задумаются и станут добрее и гуманней.
Материалы, инструменты и оборудования.
Мне понадобиться:
- ножницы
- свеча
- рамка
- клей
- кожа
- ткань
- калька
- стекло
- пинцет
- авторучка
- клей
Качество любого изделия во многом зависит от того, какими инструментами оно было изготовлено.
Основными инструментами для работы с кожей являются:
Нож для раскроя деталей и нарезки ровных полос кожи.
Ножницы нескольких видов: большие или среднего размера — для раскроя крупных деталей,
маникюрные — для выполнения ювелирных работ, ножницы «зигзаг» — для обработки края изделия.
Пробойники с круглыми (диаметр — 1, 2, 3, 4 и т. д. мм.) или фигурными отверстиями в виде капельки, ромбика, цветочка или звездочки.
Молоток для работы с пробойником.
Шило для прокалывания отверстий.
Пинцет для наклеивания мелких деталей и протяжки кожаной полосы через отверстия.
Металлическая линейка для измерений и выкраивания деталей ножом по прямым линиям.
Плоскогубцы для укрепления металлической фурнитуры.
Швейная машина для соединения деталей из тонкой кожи и вшивания застежки — молнии.
Элёктровыжигатель, гелиевая ручка для нанесения узоров на поверхность кожи.
Авторучка, мел, карандаш для разметки деталей. Для работы с пробойниками нужна резиновая или деревянная пластина.
Электроплитка или свеча потребуется для термообработки. Шаблоны, лекало и выкройки можно сделать из картона или плотной бумаги. Целлофан потребуется для разметки деталей.
Советы по обработки кожи
Кожа – чудесный материал, хорошо поддающийся обработке. В наше время художественные изделия из кожи пользуются огромным спросом. Это всевозможные панно, композиции, пояса, кошельки, сумочки, косметички, тапочки, всего и не перечислить.
Не спешите выбрасывать отслужившие свой век сумки, перчатки, сапоги. Распорите их или разрежьте по швам, удалив рваные, изношенные части. Слегка промойте лоскуты кожи в тёплом мыльном растворе, растяните их на куске фанеры, закрепив гвоздиками. Высушенную чистую кожу слегка смажьте любым кремом и можете использовать её для поделок. Для работы с детьми подойдёт кожзаменитель, клеёнка и прорезиненная ткань.
Из всего этого «богатства» можно сделать массу необходимых оригинальных поделок. Начать можно с самых простых, работа над которыми не нуждается в специальных навыках.
А вот выбрасывать-то и не спешите. Используя кожу вышедших из моды вещей, вы можете смастерить немало изящных и полезных изделий, приятно удивив своих близких. Словом, дадите коже вторую жизнь, а сами испытаете одно из самых прекрасных чувств - радость созидания, творчества.
Как подготовить старую кожу для поделок.
Если это одежда из кожи, то ее аккуратно распорите, удалите все нитки и клеевые прокладки. Затем все кусочки промойте в теплой воде, а более загрязненные места осторожно потрите мягкой губкой или щеткой, добавив бесщелочного мыла (например, детского или банного). Потом кусочки хорошо прополощите, причем последнее полоскание должно быть в воде с добавлением уксуса и соли (на 1 л теплой воды - 1 стакан 9%-го уксуса и 50 г. соли).
Из кожаных сапог сначала выпорите «молнию» и подкладку. Затем сапожным ножом обрежьте голенища по нижней части сапога.
Голенища не нужно распарывать по всем швам, как одежду. Оставьте их целыми, помойте, как описано выше, и храните до нужного момента,
Кожу мелких изделий, таких, как кошельки, сумки, ремни, папки, подготавливают для работы так же, как и одежду. Кстати, в этих изделиях часто применяется декоративная кожа, которая украсит любую поделку.
Замшу постирайте в теплой воде с мылом или порошком.
Сильно загрязненные места потрите тампоном, смоченным нашатырным спиртом, а потом кусочки постирайте.
После просушки у замши поднимите ворс. Это можно сделать резиновыми щетками, наждачной бумагой, жестким поролоном и даже ластиком для чернил. Для небольших поделок на кожевенных фабриках или в мастерских по пошиву одежды и обуви вы можете купить отходы производства.
Как покрасить кожу.
Восстановить цвет кожи после мытья поможет глицерин: смажьте им лицевую сторону. Царапины на коже подкрасьте анилиновым кремом для обуви или нитрокрасителями. Фломастерами хорошо подкрашивать срез кожи.
Для декоративных маленьких изделий, где на коже не будет сильных изгибов, используйте масляные краски или покройте кожу лаком для ногтей.
Как разгладить кожу.
Влажную кожу распяльте на листе толстой фанеры или на широкой доске бахтармой вверх («бахтармой» называется изнаночная сторона кожи, имеющая рыхлую, ворсистую структуру). По краям куска кожи неглубоко, с небольшим наклоном вбейте маленькие гвоздики. Коже дайте высохнуть. По мере подсыхания перебивайте гвоздики, так как, высыхая, кожа начнет садиться, а значит, растянет отверстия от гвоздей. Когда вы снимете кожу с доски, чтобы перебить гвоздики, смажьте детским кремом или касторовым маслом ее лицевую сторону, которая обычно гладкая и блестящая. Кожа от этого станет более эластичной.
Мелкие кусочки кожи высушивайте под прессом. Сначала положите их между сухими тряпочками и придавите грузом, а через некоторое время тряпочки замените любыми гладкими пластинками и оставьте кожу под прессом до полного высыхания.
Моменты работы
Технологическая последовательность изготовления
№ |
Наименование операции |
Рекомендации |
1 |
Для основы фона вырежьте картон размером 30/40 см. |
В процессе работы соблюдайте правила безопасной работы |
2 |
Подготовить старую кожу к обработке |
Следуя, выше указанным советам стр.12-13 |
3 |
Создать эскиз композиции будущей работы |
Просмотр литературы и Интернет ресурса |
4 |
Наложив кальку на эскиз, последовательно обвести детали |
Сделайте на лоскутке кожи нужного цвета |
5 |
Вырежьте все детали композиции |
Размер должен соответствовать размеру рамки |
6 |
Некоторое время подержать каждую деталь стволов над горящей свечой |
Для придания ей объёма и затемнения |
7 |
Детали неба и заднего плана леса наклеить на основу |
Используя клей ПВА или «Момент» проветри помещение |
8 |
Заправить в рамку |
Хорошо закрепи зажимы |
9 |
Выполнить драпировку кроны деревьев, гор и тучи. Их направление может быть произвольным, хаотичным, или по направлению роста деревьев, но напоминая кроны |
Изнаночная сторона смазывается клеем ПВА или «Момент». Складки драпируются пинцетом или просто рукой. Драпировку сначала выполнить на стекле и слегка подсушить. Можно выполнить и сразу на основе Осторожно! Стекло острое и хрупкое! |
10 |
Еще раз изнаночную сторону промазываем клеем и приклеиваем к основе в порядке: туча, горы, стволы березы, зеленый лес, кроны деревьев |
Сначала уложить детали расположенные выше по композиции |
11 |
Убрать за собой рабочее место |
Проветри помещение |
Моё готовое изделие
Расчёт материальных затрат
Название |
Расход (кол-во) |
Всего (руб.) |
Ткань |
Отходы и старые вещи |
0руб. 00коп. |
Рамка |
30 /40 см. |
190руб. 00коп. |
Кожа |
Б\У |
0руб. 0коп. |
Клей |
1шт. по 12 руб. |
27руб. 0коп. |
Итого: |
217 рублей. |
После подсчета себестоимости, я убедилась, что изделие действительно получилось недорогим, как и было запланировано и не принесло больших расходов в семейный бюджет. А работа мастера – бесценна, так как это увлечение и творчество, которое приносит огромное удовлетворение.
Экологическое обоснование
Одной из задач я ставила - сохранить экологию окружающего мира, то в своей работе использовала старые ненужные вещи, которые не поступили на склад мусора. Этим самым я способствовала очистке экологии.
Ткань, рамка и кожа – выполнены из экологически чистых материалов. А вот клей немного может повлиять на плохое самочувствие, боль головы. Но этот пункт я тоже предусмотрела и приняла меры: проветрила помещение во время и по окончанию работы.
Призыв увлечься работой с кожей
Кожа - прекрасный материал для поделок, она пластична, послушна и достаточно прочна. Увлекательная работа с кожей по силам не только взрослым, но и детям. Где же взять этот замечательный материал?
Из кожи юбка и пальто,
И куча сношенных сапог.
Давно уж стало все не то,
Вещам, увы, приходит срок.
В сумке маминой картошка,
Варежкой играет кошка,
Висит старенький пиджак,
Все не выбросить никак.
Я призываю не выбрасывать вещи, а каждому браться за изготовление поделок из кожи!
Самооценка
Считаю, что моя работа выполнена хорошо. Я выполнила все поставленные перед собой цели и задачи, работа получилась красивой, аккуратной и недорогой. Выполненное панно подходит по теме проекта и хорошо отображает красоту нашей природы. Оно невольно заставляет каждого из нас задуматься о проблеме окружающей среды. Я думаю, что общими усилиями мы сможем привести нашу планету в порядок и избежать страшнейших природных катаклизмов, которые могут привести к концу света.
Работа хорошо впишется в наш интерьер и пополнит мою коллекцию работ из кожи. Я думаю, что смогу принять участие в выставке декоративно – прикладного искусства со своей персональной выставкой.
Проведенный опрос среди учащихся школы, понравилась ли вам работа «Мир вокруг нас» из 40-ти опрошенных я не услышала «НЕТ»! Это говорит о том, что я иду в правильном направлении. Большинство моего времени уходит только на любимое занятие – изготовление поделок из кожи и сохранение окружающей среды от загрязнения.
Грибанова Наиля Гадельжановна