Исследовательский проект "Создание кукольного театра"
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………..2
Основная часть
Глава I. Теоретическая часть………………………………………………………3-8
1.Мир театральных кукол.
- Из истории кукольного театра………………………………………………3-4
- Театральные куклы……………………………………………………………..4-5
- Рождение театральных кукол………………………………………………….5-6.
- Театральный словарь……………………………………………………………6
- Писатели и поэты о театральных куклах. …………………………………….6
- Театральные куклы и художники. …………………………………………..6-7
- История Ставропольского краевого театра кукол…………………………7-8
- Театральный кружок при ЦДТ руководитель Погода А.В…………………..8
Глава II. Практическая часть
Куклы своими руками ………………………………………………………………….9
Глава III. Заключение…………………………………………………………………10
Литература ……………………………………………………………………………..11
Приложение ……………………………………………………………………………..12-15
Введение.
Гаснет свет, поднимается занавес — и начинается сказка. На сцене оживают куклы и дети завороженно наблюдают за движением маленьких героев. Сколько труда и фантазии кто-то приложил к этим великолепным игрушечным актёрам! До того, как актёр начнёт репетировать новую роль с новой куклой, она должна «родиться». Как же появляется то живое существо, которое ходит, разговаривает в волшебном кукольном спектакле? А можно ли сделать кукольный театр своими руками? Сложно ли это? Мы решили исследовать это на деле в ходе выполнения творческого проекта.
Предметом нашего исследования стала технология изготовления кукольного театра, а проектно-исследовательскую работу мы решили назвать «Создание кукольного театра». Выбранная тема, на наш взгляд, интересна и очень актуальна, так как в нашем городе нет своего кукольного театра, а артисты различных театров приезжают к нам крайне редко. Актуальность данного исследования обусловлена также тем, что кукла играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Участвуя в театрализованных играх дети знакомятся с окружающим миром. Театр кукол – это не только театрализованная постановка, это ролевая игра со зрителем. А ведь все дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаются в тот или иной образ.
Гипотеза исследования:
Предположим, что интерес наших сверстников возрастет к театральному искусству, если мы познакомим их с историей театра, создадим свой кукольный театр и организуем театральные выступления в детском саду и школе.
Методы исследования:
- анализ литературы, Интернет-ресурсов;
- моделирование;
- описание, обобщение полученной информации.
Цель нашего исследования:
Создание кукольного театра своими руками и организация театральной постановки
Задачи:
- Узнать об истории театра кукол.
- Выяснить, какие бывают виды кукол.
- Продумать сценарий кукольного представления.
- Сделать импровизированный кукольный домик – сцену с занавесом для представления.
- Сшить кукол согласно перечню персонажей спектакля, используя самые простые материалы и технологии.
- Показать театральную постановку.
- Проанализировать и обобщить полученные данные.
Основная часть
Глава I. Теоретическая часть
У каждого из нас в детстве, наверняка, есть свой кукольный театр. В нём нет ширмы, декораций, специально изготовленных кукол. Он существует просто в окружающем нас мире и в нашем воображении. Но как он был богат и разнообразен! Вот в песочнице мальчишки воздвигают крепости, их крутые стены штурмуют солдатики. Девочки отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, вместе с ними смеются и плачут. С этих игр и начинается кукольный театр. Игра с предметом - это его истоки. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей.
Проектно-исследовательскую работу мы начали с посещения школьной библиотеки и библиотеки при сельском Доме культуры. Там мы нашли литературу по теме нашей исследовательской работы, но ее оказалась недостаточно для проведения полноценного исследования. Мы решили дополнительно изучить источники, размещенные в сети Интернет: http://www.puppet.ru/?pageId=164 (История создания театра Образцова);http://rtkbak.ru/istoriya/13-rossiya (История кукольного театра в России) и другие. В ходе этой деятельности мы собрали важный материал как по истории возникновения кукольных театров в России, так и по технологии изготовления кукольных театров своими руками.
1.1.Из истории кукольного театра
Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.
На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет его забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.
Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.
В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку. Такие же длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии — Панч, во Франции — Полишинель, в Италии — Пульчинелла, в Германии — Кашперле и Гансвурст, в Чехословакии — Кашпарек, в Турции — Карагёз.
Государственные кукольные театры в нашей стране были созданы только после Октябрьской революции. А сейчас их свыше ста. Это настоящие театры, в которых работают актеры, художники, мастера кукол. Есть в Москве театр, спектакли которого любят все: и взрослые, и дети. Это Государственный центральный театр кукол. Его создатель и руководитель — народный артист СССР Герой Социалистического Труда С. В. Образцов. Сергей Владимирович посвятил всю свою жизнь любимому искусству — искусству кукольного театра.
Кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети. Появляется все больше кукольных самодеятельных коллективов при школах, центрах детского творчества.
1.2. Театральные куклы
В современных кукольных театрах употребляются три основные системы кукол. Есть куклы, которые приводятся в движение нитками. Актер-кукловод стоит на возвышении сзади сцены и держит в руках вагу — специальное устройство. Оно состоит из двух или трех перекрещивающихся палочек, к которым прикреплены нитки. Нижние концы ниток соединены с головой и спиной куклы, привязаны к ее плечам, рукам, коленкам и ступням ног. Если раскачивать палочку, от которой нитки идут к коленкам куклы, то кукла начинает поднимать и опускать ноги, ходить или танцевать. Когда слегка натянут нитку, прикрепленную к спине, то кукла делает поклон. Если подтянуть нитки, привязанные к ногам, и отпустить все остальные, кукла перевернется и может встать на голову или ходить на руках. Кукол этой системы часто называют марионетками, или просто куклы на нитках.
Другая система кукол — это куклы, надевающиеся на руку, как перчатки. Обычно голова куклы надевается на указательный палец, одна ручка — на средний, а другая — на большой. Таких кукол многие называют у нас Петрушками, но это тоже совсем не совсем правильно. Ведь куклы этой системы есть во многих странах. Правильно называть их перчаточными или куклами на пальцах.
Третья система — это куклы на тростях. Ими, так же как и куклами на пальцах, актер-кукловод играет из-за ширмы. Кукол на тростях иногда надевают прямо на руку, но чаще всего их держат за центральную палку, которая проходит через всю куклу. К этой палке прикреплены голова и плечи куклы, а к плечам — руки. Актер управляет руками куклы с помощью тоненьких палочек-тростей, прикрепленных обычно к локтям или кистям кукольных рук. Палочки скрыты от зрителей в рукавах или в одежде куклы.
Куклы на нитках и куклы на пальцах уже сотни и тысячи лет существуют почти во всех странах мира, а вот куклы на тростях до начала нашего века были только на Востоке, главным образом в Китае и Индонезии.
1.3. Рождение театральных кукол.
Рождается театральная кукла в голове режиссера — а появляется на свет — в бутафорском цехе. Свое появление на свет театральная кукла обязана большому количеству людей. Над сказочным персонажем трудится не один десяток человек. Из рук художника эскиз попадает в скульптурный цех. Именно там изготавливается голова для куклы. На первоначальном этапе она вылепливается из пластилина, затем делается гипсовый слепок. Окончательный этап скульптурного цеха — слепок из гипса обволакивается в папье-маше. После чего будущая звезда сцены попадает к художнику по росписи. От мастеров кистей и красок будущие актеры спешат в бутафорскую мастерскую. Именно там они приобретают мягкие ножки и ручки, а также наряжаются в сценический костюм.
Окончательный этап в изготовлении театральной куклы — мастерская механика. Тут оживают тряпичные актеры. В мастерской механики игрушка обретает трость и скелет, которые превращают куклу в настоящего актера. Пластилин, гипс, папье-маше, краски, ткань и трость — это и есть секрет настоящей театральной куклы. В руках актеров, чьи лица не видят зрители, маленькие театральные герои оживают.
1.4. Театральные ширмы.
Устройство «сцены» народного театра «петрушки» крайне примитивно. В процессе своего развития театр выбрал три типа своей «сцены». В большинстве случаев устраивалась она следующим образом: на ровном месте в землю вбиваются два шеста, между ними протягивается ткань, обычно цветная, и «сцена» готова. Второй тип сцены - наиболее распространенный - четырехрамная ширма. В балагане зрители обычно размещались на скамейках. Иногда зрители в балаган не впускались и смотрели на представление сквозь специально вырезанные оконца.
Глава II. Практическая часть.
2.1. Куклы своими руками.
Итак, появились куклы-артисты и артисты-кукольники. Они бродили по дорогам, показывали истории обо всем, что тревожило их души: о любви, дружбе, страданиях и мечтах. Затем куклы вошли в дома, где маленькие спектакли устраивались в семьях каждые выходные. В кукольных домашних представлениях дети сами сочиняли пьесы, придумывали и лепили кукол, шили костюмы, делали декорации. В каждом доме, каждому члену семьи находилось свое занятие и своя роль. С тех пор кукла прочно вошла в нашу жизнь и заняла свое достойное место.
Реализация проекта началась с открытия творческой мастерской по созданию театральных кукол. Этот процесс мы разделили на следующие этапы: составление эскиза работы, изготовление кукол с использованием различных техник.
В эскизе определили для себя характер будущих кукол (веселый, добрый, злой), а также особенности фигуры (толстый или худой, большой или маленький).
В нашем классе мы предложили ребятам сделать кукол для домашнего театра из различные остатков тканей, а также остатков нитей для вязания. Ребята с удовольствием выполняли эту работу. И очень скоро куклы для театра были готовы.
2.2. Изготовление ширмы и декораций для спектакля.
Постановка кукольного театра невозможна без соответствующих декораций. В театре кукол основная декорация - это ширма. Ширма - небольшая перегородка. Ширмы бывают напольные и настольные.
Для своего театра мы изготовили настольную ширму. Её основу сконструировали родители, а мы сделали ширму красивой при помощи ткани и липкой бумаги.
Любой спектакль становится интереснее, красочнее, если он оформлен декорациями. Декорация - художественное украшение предмета или помещения. По декорациям зрители узнают время и место действия. Художественно выполненные декорации создают настроение, ярче раскрывают происходящие на сцене события.
Прежде чем приступить к изготовлению декораций, мы определили по сценарию сказки, сколько понадобится сценических картин. Затем к каждой картине сделали эскизы, так как они помогают лучше распределить декорации в пространстве ширмы, и дают представление и о размерах декораций относительно кукол. Только тогда, когда эскизы были выполнены, мы приступили к изготовлению декораций.
Декорации бывают плоские и объёмные. По месту расположения в пространстве ширмы, они бывают одноплановые и многоплановые. Для изображения природного пейзажа мы сделали плоскую двуплановую декорацию. Для изображения внутренней обстановки избы – объёмную одноплановую декорацию.
2.3. Сценарий спектакля.
Театральная самобытная народная культура пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений, сегодня на волне подъема культура приобретает неоценимое значение. Поэтому важно определить истоки культуры, выяснить основные традиции, показать процесс взаимовлияния национальных культур. Обычаи и обряды, бытовавшие на Руси, уходят своими корнями в те далекие времена.
Мы решили создать детский спектакль – сказку, опираясь на нашу самобытную культуру. Попытались найти алгоритм создания спектакля. Оказалось, что конкретного алгоритма создания спектакля не существует. Каждый раз это поиск.
Созданием сценария мы занимались на занятиях кружка «Я- исследователь». Сказка создавалась по принципу «снежного кома»: один человек начинает сказку, другой подхватывает ее и продолжает. К концу занятия сказка была готова, осталось только записать ее на бумагу.
2.4. Подготовка к постановке спектакля.
И вот все готово, а сколько подготовительной работы потребовалось для спектакля: смастерить кукол, декорации, оформить сцену и зал, придумать музыкальное оформление. Ведь сюжет может быть окончательно решен только тогда, когда найдена музыка, которая отражает общую идею, соответствует месту и времени действия и слагается в цельный рисунок, не вызывающий неприятия ни у постановщика, ни у исполнителей. Таким образом, работа идет так, что изначальная общая идея требует музыку определенного характера. Когда найдено общее музыкальное решение, оно диктует уже развитие конкретного действия.
И начались репетиции представления. Было сложно отработать навыки движения куклы в глубине ширмы, навыки жестикуляции и физических действий куклы. Свои недочёты мы увидели на видеозаписи и в следующих представлениях их обязательно исправим.
Мы работали дружно, весело и с большим интересом, поэтому наш театр получился очень красивым, а представление понравилось всем зрителям. Многие ребята подходили и спрашивали, как мы сделали куклы, а мы с удовольствием делились своими знаниями и умениями.
Нас пригласили выступить перед ребятами в детском саду и в школе, значит наш труд - не напрасен. В дальнейшем мы планируем создавать новые куклы для театра, осваивать новые техники их изготовления и устраивать театральные представления. Ведь театр кукол, созданный своими руками, – не менее интересное увлечение, чем компьютерные игры, и хорошее средство раскрытия своего таланта и способностей в творчестве.
Лучшая игра на свете,
Когда в неё играют дети.
Театр – сказки уголок
Веселый для детей урок.
Глава III. Заключение.
Все дети любят спектакли. Им нравится не только смотреть представление, но и самим быть артистами. Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол — особый вид театрального представления, в котором вместо актеров действуют куклы. Куклы в нашем театре, декорации и ширма - особенные, сделанные своими руками. В отличие от телевизионных передач и компьютерных игр, театральная постановка не только реально видима, но и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Театр - искусство коллективное. У каждого из нас была своя роль и свои обязанности, с которыми мы успешно справлялись. За время работы наш театральный коллектив стало очень сплоченным и дисциплинированным. Мы научились работать с книгами и находить нужную информацию в интернете. Мы были художниками и дизайнерами, режиссёрами и актёрами - кукловодами. Играя с куклами за ширмой, даже самый застенчивый из нас почувствовал себя более свободным и уверенным. Нам удалось создать свой театр кукол и организовать представление, а это значит, что цель, поставленная нами в начале проектной деятельности, – достигнута.
На этом этапе наша работа завершена. Работу с театральными куклами мы решили продолжить. Следующий этап работы будет создание кукол с использованием техники папье-маше.
Список использованных источников информации:
1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М.
2. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.
3.Электронная Интернет-энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Греф А. «Техника театра кукол». Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г.
5.Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.
6.http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)
7.http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)
8.http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол).
Приложение
Сказка
Жил-был дед Харитон. И жил он в большом достатке. Все у него было: дом добротный, хозяйство большое. Не было только у него семьи. И решил дед найти себе бабу, чтобы скрасила она его жизнь, разделила бы радости и горе, да и по хозяйству помогала.
Вспомнил он, что по соседству с ним живет девушка Любава, красоты несказанной. Решил он к ней посвататься.
- Добрый день, девица-краса. А выходи-ка ты за меня замуж. Дом у меня- полная чаша: прочный, добротный, хозяйство большое, да справное. Будешь у меня как у Христа за пазухой жить.
- Что дом большой, да хозяйство справное, хорошо. А выйду я за тебя замуж.
-Ну что, хозяюшка молодая, пойдем с хозяйством моим знакомиться: козами, да лошадками, курами и кроликами. Еды им надо направить, да покормить.
- Ты чего, старый, белены объелся? Вот еще, буду я свои белы рученьки марать! Сам работай!
-Что же делать мне горемычному. Вот уж несколько дней прошло, а ни чего не меняется. Встанет к обеду красавица Любава, да и любуется в зеркало весь день своей красой, а вечером на вечерки ходит с подругами, на меня ни какого внимания не обращает.
-Отправлю я ее обратно к родителям.
Сидит опять дед, горюет.
-Ох, горе мне, горемыке.
Вдруг вспомнил дед Харитон, что живет в соседней деревне одна одинокая женщина. Ни матери у нее нет, ни отца, ни детей бог не послал. Решил дед Харитон еще раз посвататься.
-Здравствуй, Варварушка. Пришел я к тебе свататься.
-Много таких ко мне сватались, да не ужились со мной.
-Если будешь мне исправно помогать по хозяйству, то смотришь, и уживемся мы.
-Показывай свое хозяйство.
- Три дня живет у меня Варвара. Всем хороша хозяйка: дом держит в идеальном порядке, скотинушка накормлена, напоена. Все бы ни чего, но уж шибко бранится Варвара. От криков ее я стал глохнуть, куры перестали нестись, козы молоко давать, кролики плодиться, да и лошадушки головы повесил.
-Придется, видно, распрощаться с Варварой, иначе скоро от хозяйства ни чего не останется.
-Буду я, видать, одинешенек свой век доживать.
-Кто-то стучится, что-ли? Кого это на ночь глядя принесло?
Входит во двор женщина, а с ней двое ребятишек: мальчик и девочка.
-Подайте, Христа ради, что можете. Несколько дней у моих детей маковой росинки во рту не было. Так недолго и ноги протянуть.
-Что же случилось с вами? Как же вы оказались в наших краях?
-Зовут меня Пелагея, а это мои детушки: Егор и Прасковья. Погиб мой муж законный на войне. Оставил нам маленький домишко, ветхий, да сгорел он во время пожара. А родных у нас ни кого не осталось, вот так и оказались мы на улице. Ходим по свету, милостыню собираем. Тем и живем.
-Оставайтесь на ночь у меня. А утром будем решать, что делать дальше. Утро вечера мудренее.
Поднялась утром Пелагея, чуть солнышко встало, и пошла сразу управляться с хозяйством.
-Лошадушки вы мои, сейчас я вам гриву вычешу, шерстку помою. Будет она блестеть на солнышке.
- Славные мои, сейчас всех накормлю, напою, подстилку поменяю.
Пока дед Харитон спал, Пелагея в доме убралась, скотинушку накормила, щей наварила, блинов напекла.
Встал дед, диву дается, как споро справилась Пелагея с делами. Детишки встали, тоже давай матушке помогать.
Так прошло несколько дней. Думал дед, думал, да и говорит:
- Оставайся-ка ты, Пелагеюшка, с детишками своими у меня. Хорошо мне с вами, душевно. Добрые вы, ласковые, да работящие. Оставайтесь, будем жить вместе.
И стали они жить-поживать, да добра наживать.