12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Любовь11158
Учитель математики и технологии, педагог дополнительного образования. Стаж-29 лет. Образование - высшее. Категория - высшая. Имею опыт работы замест. по воспитательной работе. По диплому "Математика с дополнительной специальностью социальная педагогика".
Россия, Новосибирская обл., Доволенский район, с. Довольное
Материал размещён в группе «"Театр-дети-театр"»
6

Статья «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования»

                                                                 

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образовани
 

Наиболее эффективные способы и средства обучения, формы организации занятий в процессе изготовления персонажей кукольного театра, декораций с целью наиболее полной реализации творческого потенциала младших школьников, и развития их творческих способностей используются в системе дополнительного образования. Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста происходит в том случае, если оно решается в комплексе обучения и воспитания, в учебное и внеурочное время, когда дети активно входят в мир художественной среды, эстетических переживаний, самостоятельного поиска оригинальных решений поставленных перед ними задач. В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое хорошо вписывается в систему дополнительного образования.

Личный опыт работы и наблюдения показывают, что игровая деятельность и игровые ситуации позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, особенно детей младшего школьного возраста, которые именно во время игры чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей. Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает театр, как синтетическое искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, в тоже время, ненавязчивое педагогическое средство обучения и воспитания. Наряду с этим, создание самих театральных кукол в контексте с художественной постановкой спектакля по настоящему увлекательное занятие для детей младшего школьного возраста. В свою очередь, активная работа детей над художественным образом куклы, как действующего персонажа театральной постановки, развивает у них образное мышление, воображение, память, эстетическое чувство. Особенно это относится к изобразительной деятельности. Обучение театрально-декорационному и кукольному искусству открывает новые возможности обучения изобразительному искусству, где ребенку предоставляется право быть и художником, и артистом, и зрителем. Погружаясь в процесс создания спектакля, дети приобретают новые знания о художественной форме, выраженной через пространство театра и динамичность образов.

Кукольный театр «Маленькая страна» МКОУ ДО ДДТ Доволенского района создан в 2002 году. На базе МКОУ Доволенская СОШ №2 им. С.И. Лазарева, он действует с 2008года. Основателем и руководителем творческого объединения является педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Киселева Любовь Алексеевна.

Коллектив кукольного театра имеет высокий художественный уровень творческой и исполнительской деятельности. В нем увлечённо занимаются дети 10-13 лет, количественный состав которого, с каждым годом, растет.

Учебно-воспитательный процесс строится на основе авторской образовательной программы «Сказка», сроком реализации 2 года, которая имеет внутреннюю и внешнюю рецензию (Лауреат 2-й степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации»). А также она опубликована в СМИ «Педагогический мир» и доступна для свободного просмотра ( http://pedmir.ru/2288 ).

Реализуя данную образовательную программу, в коллективе делается акцент на выявление и поддержку юных дарований, на развитие индивидуальных творческих способностей участников объединения. Куклы и декорации  создаются самими детьми. При их изготовлении используется полимерный материал, капрон, ткань, бумага и многое другое, что когда - то  было в обиходе и стало непригодным в быту. А для детей - это рабочий материал, с помощью которого они из ненужных вещей создают произведения, достойные восхищения. Доступность материалов находящихся рядом с нами дают реальную возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов. Кроме того куклы тем хороши, что все они неповторимо индивидуальны и даже уникальны.

На занятиях первого года обучения предусматривается творческое конструирование перчаточных кукол и простейших декораций. Большее внимание уделяется коллективным работам, работам в группах, так как дети только начинают познавать мир театра кукол.

Второй год обучения предусматривает работу с тростевыми куклами и их конструированием. Постепенно (к концу второго года обучения) от коллективной формы работ дети переходят к индивидуальной работе и творческому поиску. Этому способствует и разработанные учебные пособия, которые также имеют внешнюю оценку.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На наших занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры». Игра с куклой на занятиях - основной вид деятельности ребенка. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, складывается характер. Самый скромный школьник развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен. Маленькие успехи складываются в большие победы. Кукла сохраняет мир детства. Детям хочется жить весело, непосредственно, общаться с друзьями. Всё это они могут найти обучаясь в нашем творческом объединении, в котором они учатся общаться, уважать друг друга, заботиться о малышах. Наш кукольный театр - это творческий коллектив ребят, основной деятельностью которых является работа с куклой – постановка этюдов, кукольных спектаклей, больших и маленьких, разработка к ним декораций. Работа театра включает в себя выступления на концертах, разработку художественных номеров с использованием кукол, внедрение проектной деятельности. Здесь проявляется самостоятельность ребят, их творчество.

Дети младшего возраста участвуют в постановках совместно со старшими воспитанниками коллектива, и становятся дипломантами конкурсов и фестивалей различного уровня. Таким образом, за последние 3 года, в копилке - документы, подтверждающие высокие творческие достижения коллектива.

Ежегодно коллектив готовит постанову 1-3 кукольных спектаклей. Один, из которых, обязательно выходит на районный конкурс кукольных театров. Традиционными стали выступления перед родителями, воспитанниками дошкольного учреждения, учащимися младшего школьного возраста. Таким образом (в течение последних трех лет), было дано более 12-ти кукольных представлений. В том числе на мероприятиях: для детей с ОВЗ; «Ночь в музее»; «Масленица».

Кукольный театр постоянно обновляет свои реквизиты. К каждому спектаклю создаются новые куклы и декорации. В объединении имеется богатый методический материал, который также как и образовательная программа, прошел внутреннюю и внешнюю экспертизу. В работе активно используются ЦОР. Важно учить ребёнка самостоятельно анализировать пьесу, давать характеристику героев, места действия. Каждый спектакль мы создаём с «нуля», поэтому большое значение придаём выбору спектакля – необходимо, чтобы он понравился ребятам, тогда они работают с удовольствием и любовью. Дети учатся определять задачу, сверхзадачу спектакля, работать над образами, разрабатывать эскизы кукол, декораций, выполнять посильную работу в их изготовлении. На занятиях присутствует атмосфера радости и комфорта.

Коллектив в своей деятельности применяет лучшие традиции кукольного художественного творчества, обладает высоким исполнительским мастерством и отличается своеобразием и самобытностью. Свидетельством тому является репертуар, который не только позволяет сохранять и развивать народные традиции, но и прививать любовь к национальной культуре. Для презентации своей деятельности создан сайт, на котором все желающие могут познакомиться с деятельностью и достижениями коллектива (http://strana.ksdk.ru).

Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Кукольный театр - это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы, куклы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра...

Список литературы:

Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией /Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1994. - 229 с.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. /Под ред. А.Б. Никитиной – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Шпет А.Г. Кружок театра кукол. М.: Просвещение, 1967.

Опубликовано в группе «"Театр-дети-театр"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.