Мастер-класс «Технология создания исследовательских проектов на примере проекта «Городская река»»
Мастер класс: технология создания исследовательских проектов на примере проекта «Городская река»
Цель: Презентация опыта проектной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей становлению индивидуальной образовательной траектории через включение исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Представить разные формы реализации проектно-исследовательского метода в рамках урочной деятельности и алгоритм работы над проектом.
2. Смоделировать участниками мастер-класса свою версию проекта «Городская река».
Оборудование: мультимедийное оборудование, химические реактивы, определители, раздаточный материал.
Ход мастер-класса
1.Обозначение проблемной ситуации:
Мы хотим сегодня представить свой опыт работы по проектно-исследовательской техгологии.
«Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание,
которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием,
сделанным им самим»
Карл Роджерс
Не случайно мы выбрали эту тему. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта.
Рефлексия.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Что же такое «Проект»? Можно сказать, что «проект – это пять «П»:
1. Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2. Проектирование (Планирование). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с определения вида продукта и формы презентации.
3. Поиск Информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
4. Продукт. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5. Презентация Проектного Продукта. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.
Иными словами, проект – это результат скоординированных совместных действий группы или нескольких групп учащихся, специально организованный учителем, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного.
Классификация проектов может основываться по профилю знаний:
• монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;
• межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
• надпредметные – выходят за рамки предметов.
Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
• внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
• внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
• региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
• международные – в них реализуется диалог культур.
Классификация проектов может основываться по числу участников:
• индивидуальные (личностные);
• парные;
• групповые.
По продолжительности проекты могут быть:
• краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);
• среднесрочные (1 – 2 месяца);
• долговременные (до года).
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
• исследовательские;
• творческие;
• игровые;
• информационные;
• социально-значимые.
Давайте рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников.
Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.
Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.
Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Городская река”.
Этапы работы над проектом
1. Выбор темы – необходимо правильно определить тему и проблематику исследования, положенное в его основу. Кроме того, должны быть ответы на вопросы, почему возникла необходимость в выполнении проекта, какие обстоятельства побудили автора написать проект, какова значимость проблемы для автора.
На территории Кирсанова и прилегающей к нему территории находится 3 водных объекта: реки Пурсовка и Ворона и озеро Прорва.
Мы предлагаем вам самостоятельно выбрать тему будущего исследования.
2. Актуальность (проблема) поискать
3. После выбора темы необходимо сформулировать цель и задачи проекта, т.е. ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Цель и задачи проекта должны логически вытекать из постановки проблемы.
Цель формулируется кратко, одним предложением, и указывает общее направление исследовательской деятельности.
Задачи уточняют цель, их оптимальное количество – 3-5.
Рассмотрим подробнее этапы работы над проектом с точки зрения деятельности учителя и учеников:
1 этап Проблема
Учитель: Формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи
Ученики: Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.
2 этап Планирование
Учитель: Предлагает организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность
Знакомит с различными формами презентации результатов
Ученики: Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов
3 этап Поиск информации
Учитель: Консультирует, ненавязчиво контролирует, репетирует презентацию результатов
Ученики: Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов
4 этап Продукт
Учитель: Обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат
Ученики: Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности
5 этап Презентация
Представление готового продукта.
Рефлексия выполненной работы.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили радость людям.
Итак на ваших листах сформулирована проблема, с которой вам предстоит работать.
Дальше работа строиться в рамках этого листа, и первое, что должны вы сделать, это выдвинуть гипотезу.
- что такое гипотеза? Это предположительное знание еще не доказанное и не подтвержденное.
На первое время при работе с проектом можно давать детям подсказки:
Если….то
Использование …. приведет к…
Сформулируйте сейчас гипотезы ваших исследований:
После формулировки гипотезы нужно определить цель работы.
Цель должна быть реалистичной, четкой и начинаться с глагола.
Сейчас вы в своей группе должны определить, что вам известно по этой теме, а что еще нужно найти и какие источники информации можно использовать и приступить к исследовательской работе согласно инструктивной карточке.
Т.к. наше время не дает возможности составить полный проект, я прошу одного человека из групп представить свою работу, а остальных оценить ее, используя критерии оценки.
3.Рефлексия
Мы с вами в рамках мастер-класса проработали основные этапы реализации проектов на учебном занятии. А теперь я попрошу Вас поработать над практической частью вашего проекта
Приложение 1
Практическая работа для 1 группы:
Опыт №1: «Определение наличия карбонатной жесткости воды».
Оборудование: пробирка, держатель, спиртовка, спички.
Реагенты: вода из реки.
Ход работы:
В пробирке прокипятите воду из реки. Если на стенках остались следы накипи, то можно предположить наличие гидрокарбонатов, т.е. установить карбонатную жёсткость (временную). Сделайте соответствующий вывод о наличии карбонатной жесткости.
Опыт №2: «Определение карбонатной жесткости воды».
Оборудование: мерный цилиндр (100мл), коническая колба (250 – 300мл), бюретка (25 мл.).
Реагенты: вода из реки, хлороводородная кислота (0,1 М раствор), индикатор метиловый оранжевый (0,02% раствор).
Ход работы:
Поместите в коническую колбу пробу речной воды объемом 100 мл. Прибавьте 2-3 капли раствора индикатора и титруйте пробу 0.1М раствором хлороводородной кислоты до перехода желтой окраски в устойчивую оранжевую. Рассчитайте карбонатную жесткость по формуле:
где CHCl – концентрация титрованного раствора HCl; VH2O – объем раствора взятой для анализа воды (в литрах); VHCl – объем HCl, затраченной на титрование (в мл).
Сравните данные с таблицей и сделайте вывод о виде жесткости.
Значение Жк, ммоль (экв/л) |
Вид жесткости |
≤1,5 |
очень мягкая |
1,5-3,0 |
мягкая |
3,0-3,4 |
средне жесткая |
4,5-6,5 |
довольно жесткая |
6,5-11 |
жесткая |
>11 |
очень жесткая |
Практическая работа для 2 группы:
Опыт №1: «Определение рН воды».
Оборудование: пробирка, универсальный индикатор.
Реагенты: вода из реки.
Ход работы:
Для исследования кислотности, т.е. pH, воспользуйтесь универсальным индикатором, который изменяет окраску в широком интервале pH. Окунув в речную воду индикатор, сравните с индикаторной шкалой для установления кислотно-щелочной среды:
pH |
Окраска индикаторной бумаги |
Вывод |
1 |
Красная |
|
2 |
Розово-красная |
|
3 |
Интенсивно-оранжевая |
|
4 |
Светло-оранжевая |
|
5 |
Светло-желтая |
|
6 |
Темно-желтая |
|
7 |
Салатовая |
|
8 |
Зеленая |
|
9 |
Темно-зеленая |
|
10 |
Сине-зеленая |
|
11 |
Голубая |
|
12 |
Синяя |
|
13 |
Темно-синяя |
|
14 |
Фиолетовая |
Опыт №2: «Приближенное определение ионов Fe+3».
Оборудование: пробирка, 2 стеклянные трубочки.
Реагенты: вода из реки, хлороводородная кислота, 50%-й раствор KNCS.
Ход работы:
К 10 мл исследуемой воды прибавьте 1-2 капли HCl и 0, 2 мл (4 капли) 50%-го раствора NH4CNS. Перемешайте и наблюдайте за развитием окраски. Примерное содержание железа найдите по таблице:
Интенсивность окраски |
Концентрация Fe 3+, мг/л |
Отсутствие |
менее 0, 05 |
Едва заметное желтовато-розовое |
от 0, 05до 0, 1 |
Слабое желтовато-розовое |
от 0, 1 до 0, 5 |
Желтовато-розовое |
от 0, 5 до 1, 0 |
Желтовато-красное |
от 1, 0 до 2, 5 |
Ярко-красное |
более 2, 5 |
Сделайте вывод о наличии ионов Fe 3+.
Практическая работа для 3 группы:
Опыт: «1. Органолептические метод анализа воды».
Оборудование: лист белой бумаги, мерные цилиндры, печатный текст, линейка.
Реагенты: вода из реки.
Ход работы:
1. Цвет (окраска).
Для определения цветности воды возьмите мерный цилиндр и лист белой бумаги. В цилиндр наберите воду и на белом фоне бумаги определите цвет воды (голубой, зеленый, серый, желтый, коричневый) – показатель определенного вида загрязнения. Для источников хозяйственно – питьевого водоснабжения окраска не должна обнаруживаться в столбике высотой 20 см., для водоемов культурно – бытового назначения – 10 см.
2. Прозрачность.
Для определения прозрачности воды в мерный цилиндр налейте воды, под дном подложите шрифт на расстоянии 4 см. от его дна. Воду сливайте до тех пор, пока не будет виден этот шрифт. Измерьте высоту столба оставшейся воды в сантиметрах. При прозрачности воды менее 3 см. вода считается относительно чистой, а более высокие показатели прозрачности вод свидетельствует об их загрязнении.
3.Запах.
Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запахов воды при температуре 200С. Характер и интенсивность запаха определяются при помощи таблицы:
Таблица: Интенсивность запаха воды.
Балл |
Интенсивность запаха |
Качественная характеристика |
0 |
- |
Отсутствие ощутимого запаха |
1 |
Очень слабая |
Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем |
2 |
Слабая |
Запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание |
3 |
Заметная |
Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относится к воде с неодобрением |
4 |
Отчетливая |
Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для бытового использования |
5 |
Очень сильная |
Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для использования |
Интенсивность оценивается по 5 – бальной системе согласно таблице. Запах воды из водоемов хозяйственно – питьевого назначения не должен превышать 2 баллов.
Сделайте выводы по проделанным экспериментам.
Практическая работа для 4 группы:
Опыт №1: «Определение наличия хлоридов и сульфатов».
Оборудование: пробирки, мерный цилиндр, стеклянные палочки.
Реагенты: вода из реки, 10 % раствор нитрата серебра, соляная кислота, 5% раствор хлорида бария.
Ход работы:
В пробирку налейте 5 мл. исследуемой воды и добавьте 3 капли 10 % раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определите по осадку или помутнению.
Таблица. Определение содержания хлоридов:
Осадок или помутнение |
Концентрация хлоридов, мг/л |
Опалесценция или слабая муть |
1-10 |
Сильная муть |
10-50 |
Образуются хлопья, но осаждаются не сразу |
50-100 |
Белый объемный осадок |
Более 100 |
Сделайте вывод.
Качественное определение сульфатов. В пробирку внесите 10 мл исследуемой воды, 0.5 мл соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5% раствора хлорида бария, перемешайте. По характеру выпавшего осадка определяется ориентировочное содержание сульфатов.
Таблица. Определение содержание сульфатов.
Осадок или помутнение |
Концентрация сульфатов, мг/л |
Муть отсутствует |
менее 5 |
Слабая муть, появляющаяся через несколько минут |
5 - 10 |
Слабая муть, появляющаяся сразу |
10 - 100 |
Сильная муть, быстро оседающая |
более 100 |
Сделайте вывод.
Опыт №2: «Качественное обнаружение катионов тяжелых металлов».
Оборудование: пробирка, стеклянная палочка, мерный цилиндр, спиртовка, спички, фарфоровая чашка.
Реагенты: вода из реки, уксусная кислота, 10% раствор дихромата калия, аммиак.
Ход работы:
1. Обнаружение свинца.
В пробирку с водой внесите 1 мл 50% раствора уксусной кислоты и перемешайте. Добавьте 0.5 мл 10% раствора дихромата калия, при наличии в исследуемой пробе ионов свинца выпадет желтый осадок хромата свинца.
Сделайте вывод.
2. Обнаружение катионов меди.
В фарфоровую чашку поместите 3 – 5 мл исследуемой воды, осторожно выпарите досуха и на периферийную часть нанесите каплю концентрированного раствора аммиака. Появление интенсивно – синей или фиолетовой окраски свидетельствует о присутствии ионов меди.
Сделайте вывод.
Приложение 2