История Детско-юношеского центра "Каскад"
Управление образования администрации г.Березники
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «Каскад»
ИСТОРИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «КАСКАД»
Работу выполнил
Овчинников Юрий,
выпускник МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Научный руководитель
педагог МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» Кузнецова Г.И.
Березники, 2020г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение ………………………………………………………... стр. 3
История создания Детского морского центра «Нептун»
1) История Клуба юных моряков и речников …………… стр. 5
2) Появление теплохода «Юнга Камы»………………..…. стр. 6
3) Теплоход и экипаж сегодня ……………………………. стр. 8
4) История ДМЦ «Нептун» до 2015г. …………….…….…. стр. 9
История создания Военно-патриотического центра «Каскад»
1) История военно-спортивного клуба «Память»………... стр. 13
2) История ВПЦ «Каскад» до 2015г. ……………………… стр. 13
История МАУ ДО Детско-юношеский центр «Каскад»
(с 2015г. по 2020г.) ………………………………….…….. стр. 17
История моей семьи в истории Центра «Каскад» …………….. стр. 19
Заключение ……………………………………………….…….. стр. 22
Источники ……………………………………………..…….…. стр. 23
Приложения ………………………………………………… стр. 24
I. ВВЕДЕНИЕ
Я занимаюсь в Детском морском центре «Нептун» (а с 2015г. – Детско-юношеском центре «Каскад») в объединении «Рулевые-мотористы» уже шесть лет. История этого учреждения тесно связана не только с моей судьбой, но и с жизнью моей семьи, ведь до меня в этом же кружке, у педагога Кузнецовой Галины Ивановны занимались мои старшие брат Владимир и сестра Светлана. После окончания средней школы сестра три года работала педагогом дополнительного образования и педагогом-организатором в этом же объединении.
Я благодарен своему педагогу и учреждению, в стенах которого я вырос, приобрел знания и умения, окреп физически и духовно, научился дружить, ценить людей, любить Родину (как бы высокопарно это не прозвучало).
Когда мне предложили написать историю Детско-юношеского центра «Каскад», я и не думал, что найду столько замечательных фактов, о которых не знал раньше. Мне захотелось выяснить, как ДМЦ «Нептун» появился в Березниках, какие кружки в нем были вначале, как в «Нептуне» появился теплоход «Юнга Камы»1, куда ходил, сколько юнг на нем занималось, в каких городах они побывали и многое другое.
Чудом сохранился самый первый судовой журнал, экипаж корабля уже давно состоит не из тех людей, кто работал с момента постройки судна, а первого директора клуба, который и добился приобретения теплохода, уже нет в живых…
Поэтому я решил взяться за эту работу, затем, чтобы описать историю создания и деятельности в Березниках Детско-юношеского центра «Каскад», в том числе историю теплохода «Юнга Камы». Это и стало моей целью.
Задачи:
Собрать сведения, изучить и проанализировать историю создания в Березниках Клуба юных моряков и речников «Нептун»
Собрать сведения, изучить и проанализировать историю появления и деятельности теплохода «Юнга Камы» в ДМЦ «Нептун».
Собрать сведения, изучить и проанализировать историю деятельности ДМЦ «Нептун» после объединения МАУ ДО ДЮЦ «Каскад».
Обобщить сведения о выпускниках ДМЦ «Нептун»/ МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», прошедших обучение в объединении «Рулевые-мотористы» и профильную практику на теплоходе, проанализировать, как эти занятия повлияли (или не повлияли) на их жизнь, в том числе на мою жизнь и жизнь моих родных брата и сестры.
Объектная область – история города Березники.
Объект исследования – история учреждений образования города Березники
Предмет исследования – история Клуба юных моряков и речников «Нептун»/ Детского морского центра «Нептун»/ Детско-юношеского центра «Каскад».
Методы исследования:
изучение и анализ доступных архивных материалов КЮМиР/ДМЦ/ДЮЦ «Каскад» за 1971-2020г.г., в том числе личных архивов педагога Г.И.Кузнецовой.
изучение и анализ документальных и технических источников о теплоходе «Юнга Камы»;
интервьюирование, анкетирование и опрос бывших и нынешних членов экипажа теплохода «Юнга Камы», капитанов-ветеранов и работающих капитанов других судов Березниковского участка Камы, педагогов и директоров КЮМиР/ДМЦ/ДЮЦ «Каскад» в разные годы, выпускников и курсантов;
изучение ежегодных статистических отчетов судовладельца теплохода «Юнга Камы»;
обобщение, сопоставление и систематизация полученных данных.
II. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ДМЦ «НЕПТУН»
1. История Клуба юных моряков и речников2
Кто из нас в детстве не мечтал о море, о тысячах солнц, отражающихся в брызгах, вылетающих из-под форштевня белоснежного лайнера, о настоящей морской дружбе, закаленной в самых жестоких штормах и о многом другом, что называется словом «романтика»?
В Березниковском Детском морском центре «Нептун» исполняется заветная мечта сотен мальчишек и девчонок. Действительно, любовь и тяга к реке у юных жителей этого северного уральского города беспредельна. И потому нет отбоя от тех, кто желает посвятить себя речной профессии, кто по-настоящему влюблен в нашу красавицу-реку Каму, кто хочет почувствовать себя настоящим «морским волком».
А началось всё с того, что однажды теплой солнечной осенью 1971 года инициативная группа в составе капитана-наставника Городилова Виктора Александровича, судьи Всесоюзной категории по судомодельному спорту Ошева Бориса Николаевича и главного инженера навигационно-технической инспекции Ямова Анатолия Семеновича вышла с ходатайством о создании Клуба юных моряков и речников г. Березники к заведующему ГОРОНО Роману Христиановичу Тибелиусу. Роман Христианович приложил максимум усилий для создания клуба: выделил помещение, содействовал организации работы КЮМиР. Первоначально клуб был создан под эгидой Станции юных техников (СЮТ)3, как одно из его направлений.
И ровно через год, 1 сентября 1972 г. в клубе зазвенели ребячьи голоса: начали работу кружки:
«Механики-мотористы»,
«Судомодельный»,
«Теория лоции, навигации и судовождения»,
«Малое судостроение» (постройка яхт и маломерных судов, годных к эксплуатации).
В 1974г. педагог КЮМиР Козлов В.М. внес новое направление в работу клуба: за счет ГОРОНО приобрели 10 яхт класса «Кадет» и 10 – класса «Оптимист». Так в КЮМиР появилась «Парусная секция».
В таком состоянии клуб существовал около 5 лет, затем его основатели зашли в творческий тупик. К 1977г. клуб практически прекратил работу, пока не пришел в КЮМ первый настоящий директор (Клуб отделился от СЮТа) – Родионов Вадим Викторович.
Он поднял на новый уровень парусную секцию. Немалые заслуги в этом деле принадлежат и начальнику I отдела ПО «Азот» Катаеву Сергею Александровичу, страстному поклоннику парусного спорта.
Новый период в работе КЮМа начался в 1987г. с приходом на должность директора Ламанова Валерия Евгеньевича. Он за короткий срок собрал мощный, энергичный и работоспособный педагогический коллектив КЮМа. Под его руководством открылись новые секции и кружки:
- «Гребля на байдарках и каноэ»;
- «Морское многоборье»;
- «Водное поло»;
- «Подводное плавание»;
- «Юный водолаз-спасатель»;
- «Рулевые-мотористы»;
- «Кино-фото-телестудия «Бриз».
Продолжали работу и «старые» кружки – «Судомодельный» и «Парусный спорт».
Клуб приобретал все большую популярность среди детворы и стал известен не только в городе, но и за его пределами.
Уже в 1988г. гребцы клуба (байдарочники и каноисты) стали призерами и победителями областных чемпионатов и первенств.
В 1989г. команда клуба побывала в г. Петрозаводске на 1 Всесоюзном слете юных моряков и речников. И хотя на груди наших ребят не висели чемпионские ленты, (а показали они все же неплохие результаты) красота карельской природы, бездонная синь озер и незабываемые впечатления от интересных встреч и экскурсий, азарт соревновательной борьбы навсегда останутся в памяти юных моряков.
2. Появление теплохода «Юнга Камы»4
Но своего корабля, если не считать нескольких яхт и лодок, у курсантов клуба не было.
В 1981г. производственное объединение «Уралкалий» подарило клубу старый списанный теплоход – бывший молоковоз М-3 (бортовой номер Г 25-35). Хотя теплоход и не был годен к плаванию, однако курсанты на нем могли, что называется, «руками потрогать» все устройства и части судна. Конечно, юнги по-прежнему мечтали о настоящем плавании.
В Советском Союзе наступила эпоха «перестройки». К концу 1989г. даже дети понимали, что вряд ли им дождаться того момента, когда у клуба появится настоящий корабль. Поэтому, когда директор «Нептуна» Ламанов Валерий Евгеньевич вдруг на педагогическом совете предложил заказать на судостроительном заводе новый теплоход, на него все посмотрели, мягко говоря, с недоумением: уже зарплаты задерживали по 2-3 месяца, а тут – корабль построить! Где деньги взять?
Но педагоги и воспитанники клуба недооценили своего директора. Какими-то ему одному известными и непостижимыми путями ему всё же удалось убедить городскую администрацию в необходимости корабля. Администрация города «убедила» руководителей крупных предприятий, и в начале 1990г. необходимые средства (тогда это были 220 тыс. рублей) были выделены. Если бы пришлось реально строить корабль на заводе, денег бы не хватило из-за постоянно растущей инфляции, как их не хватило у Николаевского клуба моряков (Украина). Поэтому, когда директор приехал на Московский судостроительный завод оформлять заказ, ему предложили выкупить уже почти построенный двухпалубный пассажирский теплоход типа «Московский», предназначенный для николаевских юнг. Директор согласился, и уже через месяц только что принятый на работу в Березниковский КЮМиР экипаж поехал в Москву, чтобы на месте провести ходовые испытания судна. В течение месяца капитан-механик Вшивков Александр Владимирович (1990-2004г.г.), сменный капитан Шабдаров Борис Семенович, мотористы Григорьев Владимир Константинович и Жикин Александр Александрович дооборудовали и докрашивали новое судно.
А в это время педагоги и курсанты клуба ломали голову над именем своего корабля. Был даже объявлен конкурс на лучшее название. Среди вариантов были «Березники», «Кама», «Юнга», «Юнга Березников» и даже «Чунга-чанга». Но всем понравилось имя «Юнга Камы» – короткое и ёмкое, говорящее о его хозяевах – юнгах и месте приписки корабля – Камских просторах.
17 августа 1990г. этот белоснежный красавец прошел ходовые испытания, а 21 августа распрощался со стапелями завода в Южном порту г.Москвы и отправился в свой первый рейс – туда, где с нетерпением его ждали сотни мальчишек и девчонок.
В этот день был начат первый рабочий судовой документ – «Единый вахтенный журнал». Благодаря нему мы имеем возможность проследить путь теплохода от Москвы до Березников, все рейсы, в которые ходил «Юнга Камы» в навигацию 1990 и до середины 1991г.г.
29 августа 1990г., судя по вахтенному журналу «Юнга Камы» пришел в Березники, пройдя Москву-реку, Волгу и Каму. Два дня экипаж подкрашивал царапины на бортах, полученные при шлюзовании и швартовке в разных портах, производил технический осмотр (ТО-1) двигателей и других судовых механизмов.
1 сентября курсанты клуба юных моряков и речников «Нептун» встречали свое учебное судно, подаренное городом. Ровные ряды сотен мальчишек и девчонок, новые форменки, до блеска начищенные пряжки ремней и светящиеся от радости лица друзей – таким запомнился им этот день навсегда.
Первый пассажирский рейс, конечно же, состоялся в этот день с курсантами Клуба и всеми приглашенными на торжественную встречу. На торжественной линейке одному из лучших курсантов директор Ламанов В.Е. передал символический штурвал, как будто «ключи» от теплохода.
В этот год навигация завершилась 11 октября, и до этого времени «Юнга» не раз ходил в близкие и дальние рейсы (до Перми, до Чермоза, до Пыскора и др.) с жителями города и с юнгами КЮМиР.
А летом следующего 1991 года под перезвон церковных колоколов священослужители Спасо-Преображенской церкви (отец Георгий и др.) совершили древний, почти забытый, но возрождаемый сегодня православный обряд – освящение корабля. Корабль был освящен во славу покровителя всех моряков Николая Чудотворца, икона которого заняла свое почетное место в рулевой рубке. Торжественный обряд (молебен) состоялся недалеко от церкви на месте нынешнего причала у палат Строгановых. Правда, первая икона за семнадцать лет выцвела, на ней уже плохо различался образ святителя, и в 2008 году она была заменена на аналогичную.
3. Теплоход и экипаж сегодня5
В 2004г. был принят на работу другой капитан – бывший инспектор Государственной судоходной инспекции Геннадий Петрович Добрынин. В 2005г. сменным капитаном-механиком «Юнги Камы» был назначен Шураков Сергей Васильевич, сменивший в 2009г. Добрынина Г.П. (в связи с уходом на пенсию) на должности капитана судна.
Сегодня теплоход «Юнга Камы» – учебное судно Детско-юношеского центра «Каскад», которое выполняет пассажирские прогулочные рейсы по заявкам образовательных организаций, предприятий и частных лиц.
«Юнга Камы» – уникальное судно не только для Березников, но и для всего Пермского края. Из всех клубов юных моряков и речников только у нас есть такое крупное судно, использующееся по прямому назначению – учебная судоводительская и судоремонтная практика. Например, в Центре Детского творчества «Речник» г.Соликамска есть катер «Ярославец» (до 18 чел пассажировместимостью), использующееся только для прогулочных рейсов (то есть для зарабатывания денег). Даже в Перми (в Центре «Восхождение», а затем, после слияния в Центре «Муравейник», в состав которого вошёл при слиянии учреждений бывший областной КЮМ «Румб», и в Лысьве (клуб военно-патриотического воспитания «Бригантина» при Лысьвенском металлургическом заводе) кораблей нет.
Основные характеристики судна «Юнга Камы»:
Класс – 2 «О» (лёд) 6 А.
Длина судна – 36,1 м
Ширина – 6,86 м
Надводная высота – 7,18 м
Осадка – 1,3 м
Дедвейт7 – 13,8 т
Вес судна – 117,7 т
Пассажировместимость – 125 человек
На судне имеются два главных двигателя внутреннего сгорания (дизели марки 3Д6) мощностью по 150 лошадиных сил каждый, которые служат для обеспечения движения судна, а также дизель-генератор (марки 4Ч) мощностью 40 лошадиных сил для выработки электроэнергии и работы некоторых судовых механизмов.
Обслуживают и управляют теплоходом 3 человека: капитан-механик, старший помощник капитана (сменный капитан-механик), рулевой-моторист. В период судоремонтной и судоводительской практики большую помощь основному экипажу оказывает учебный экипаж – юнги объединения «Рулевые-мотористы» ДЮЦ «Каскад».
Они помогают весной подготавливать корабль к навигации (очищают от снега и окалывают от льда корпус, счищают старую краску, красят, помогают в ремонте двигателей, моют и убирают теплоход к первому рейсу).
Летом несут ходовые (то есть за штурвалом) и стояночные вахты, следят за безопасностью пассажиров-детей, делают ежедневные приборки, участвуют в учебных судовых тревогах по спасению корабля от пожара или пробоины, по спасению людей за бортом. А еще все юнги гребут на шлюпках, несут вахты в камбузном (то есть кухонном) наряде, плавают, вяжут морские узлы, участвуют в соревнованиях по спасательному и морскому многоборью.
Осенью, после завершения навигации юнги помогают снять и убрать приборы на зиму, законсервировать двигатели, заготовить дрова для печки в раздевалке-«бытовке» для весенней практики.
4. История ДМЦ «Нептун» до 2015г.8
В период с 1990г. КЮМиР являлся детским внешкольным учреждением, имеющим свои печать, эмблему, вымпел и флаг. Курсанты КЮМиР носили морскую форму. В клубе занимались ребята с 3 по 10 класс, в зависимости от специализации. Всего в период с 1989 по 1995 гг. в КЮМиР воспитывалось ежегодно более 500 курсантов. Педагогический коллектив в этот период составлял 28-30 человек (+ 3-4 совместителя), при этом 97% - мужчины. Средний возраст педагогов – 32,5 года. Директором клуба в 1992-1994 гг. являлся Козлов Владимир Михайлович. В 1994-2000 году директором был Лукиных Сергей Геннадьевич.
Основной формой работы КЮМиР являлись занятия юных моряков и речников в кружках и секциях по специальностям водного транспорта. Занятия в клубе продолжались в течение всего года: зимой юные моряки и речники изучали историю речного и морского флота нашей страны, классификацию, назначение и устройство судов, овладевали основами теории по специальности. Весной подростки сдавали выпускные экзамены и курсовые зачеты после чего занятия переносились на учебное судно «Юнга Камы». Опытный экипаж руководил судоремонтной и судоводительской практикой курсантов. Ребята сами приводили в порядок плавсредства (шлюпки, байдарки, каноэ), выполняли мелкий ремонт, учились грести и плавать, ходить под парусом и на веслах на ялах, управлять пассажирским теплоходом.
Воспитанники спортивных секций также в течение целого года не прекращали спортивные тренировки: в тренажерном зале, в легкоатлетическом манеже, в плавательном бассейне, на лыжной базе. С наступлением теплого периода года тренировки переносились на гребную базу КЮМиР на 1 городском пруду. Здесь юные гребцы, многоборцы, пловцы и подводники осваивали технику и тактику водных видов спорта, участвовали в городских соревнованиях и готовились к областным и всероссийским.
Такую насыщенную мероприятиями жизнь КЮМиР освещала единственная в городе детская кино-телестудия «Бриз». Их телевыпуски и киножурналы часто транслировались по общегородскому телеканалу, а фотоматериалы охотно печатали городские средства массовой информации.
Воспитанники клуба неоднократно становились чемпионами и призерами городских, областных и всероссийских соревнований по водным видам спорта, Международных слетов юных моряков (1994 г. – Ярославль, 1996 г. – Пенза), конкурсов и викторин по истории флота.
В 2000 году Клуб юных моряков и речников получил новое название – Детский морской центр «Нептун»
В 2001 году ДМЦ возглавил новый директор - Юдин Виктор Михайлович - капитан, речник с 25 летним стажем, Речной Регистр РФ.
Своей педагогической деятельностью ДМЦ создавал фундамент для подготовки кадров некоторых предприятий и организации города: АО ''Речной порт'', транспортные цеха ОАО ''Уралкалий'' и др., причем некоторые воспитанники работали там без специального, дополнительного образования в ССУЗах и ВУЗах. С 1992г. и до сих пор штатный экипаж т/х «Юнга Камы» (за исключением капитана-механика судна) набирается из выпускников ДМЦ. Выпускники ДМЦ также пополняли ряды судоводителей-любителей маломерного флота.
Из анализа количественного и качественного состава воспитанников ДМЦ за последние 3 года вытекает, что занятия в Детском Морском Центре посещали свыше 350 человек. Основной контингент мальчики (74,4%), девочек 25,6 %. Средний возраст воспитанников - 12 лет. Курсантами ДМЦ являлись учащиеся различных школ и училищ города. Так как обучение в ДМЦ осуществлялось на бесплатной основе, в отличие от других УДО города, большое количество воспитанников были из социально незащищенных семей (неполных, многодетных, малообеспеченных, опекаемых, детей-сирот), а также детей «группы риска».
Воспитанники ДМЦ, прошедшие обучение в полном объеме получали рекомендации для поступления в различные учебные заведения морского-речного профиля и характеристики-рекомендации в военкомат для прохождения службы в ВМФ.
Многие выпускники выбрали себе профессии смежные тем курсам, которые они изучали в стенах Детского морского центра (технические специальности, педагогика, медицина, судостроение, гидрология, организация туристического бизнеса на водном транспорте и др.).
В связи с уменьшением количества педагогических работников (к 2006г. их стало 14, из них 10 – совместители), и, как следствие, уменьшением числа воспитанников (до 400 чел), комитетом по вопросам образования в 2007г. была начата реорганизация Детского морского центра путем слияния с Детско-юношеским клубом физической культуры «Старт».
Директором нового учреждения был назначен Сайдаков Дмитрий Алексеевич. Его приход ознаменовался новыми успехами педагогов: диплом финалиста в городском конкурсе дидактических средств обучения капитана Добрынина Геннадия Петровича, 2е место в городском конкурсе «Учитель года-2008» старшего помощника капитана Шуракова Сергея Васильевича, дипломы лауреата во Всероссийском конкурсе авторских программ дополнительного образования и краевом конкурсе «Учитель года-2008» Кузнецовой Галины Ивановны.
В 2012г. директором была назначена Голохвастова Юлия Игоревна. В учреждении начались грандиозные перемены: были отремонтированы помещения, заменены окна на пластиковые стеклопакеты, изменена планировка некоторых помещений в связи с изменением их предназначения (например, бывшая рекреация, в которой стоял теннисный стол, была разбита на два помещения – методический кабинет с методической библиотекой и выделены три помещения для отдельных туалетов – для мальчиков, для девочек, для сотрудников – в соответствии с новыми СаНПиНами), устроены запасные выходы и др.
В сентябре 2012 года Центру присваивается статус автономного учреждения. А в декабре 2012 года база помещений МАУ ДО ДМЦ «Нептун» пополнилась еще одним – на Советский проспекте, 10. Таким образом, у ДМЦ стало три помещения, все расположенные в жилых домах – ул.Степанова, 12, ул.Степанова, 14 и Советский пр.,10.
Образовательная деятельность Детского морского центра осуществлялась, по-прежнему, по следующим 4 направлениям:
научно-техническому
физкультурно-спортивному
художественно-эстетическому
эколого-биологическому.
Образовательная деятельность велась как на территории Центра, так и в кружках-спутниках на базе школ №№ 5, 8, 10, 14, 15, 16, 17, 29, гимназии №9, лицея №1, СКОШ №3.
Бережно сохраняя традиции Российского флота, Центр являлся организатором ежегодных городских массовых мероприятий: соревнований по морскому и спасательному многоборью, посвященных памяти капитана А.Н.Наумова; открытой городской олимпиады «Флот во славу России», праздников «Нептуна» для учащихся школ города с поездкой на теплоходе «Юнга Камы» и др.
III. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ЦЕНТРА «КАСКАД»9
1. История Военно-спортивного клуба «Память»10
В 1986 году, по инициативе воинов-афганцев, был создан клуб «Память», основной задачей которого стало объединение воинов-интернационалистов, а также оказание различной помощи родителям воинов, погибших в Афганистане. Клубом «Память» ежегодно проводились конкурсы солдатской песни, организовывались встречи с ветеранами афганской войны и членами семей погибших военнослужащих. Уже тогда молодые, рано поседевшие воины-интернационалисты понимали, что их война – не последняя для нашей страны, и молодежь нужно готовить к службе в армии заранее. Поэтому на базе «Памяти» был организован военно-спортивный клуб «Каскад» для подростков. Бывшие военнослужащие учили ребят основам рукопашного боя и начальной военной подготовки. Тогда в клубе занималось всего около 50 мальчишек и девчонок.
Когда распался Советский Союз, прекратил свое существование и клуб воинов-интернационалистов «Память». Но «Каскад» выстоял. В начале 90-х годов клуб был передан Березниковскому отделу народного образования. Под свое руководство клуб «Каскад» взяли Ринат и Венера Каримовы, в память о своем погибшем в Афганистане брате Фаате Каримове. С марта 1993 года Каримова Венера Рифгатовна стала директором Патриотического военно-спортивного клуба «Каскад». Она привлекла для работы с воспитанниками клуба не только своего мужа, десантника и воина-афганца Александра Самосушева, но и других неравнодушных людей. Александр Николаевич вместе с Ринатом Рифгатовичем, тоже воином-десантником, преподавали мальчишкам рукопашный бой, занимались с ними в тренажерном зале. А Венера Рифгатовна открыла секции аэробики и общей физической подготовки, и сама вела занятия. Воспитанники клуба стали постоянными участниками соревнований по военно-прикладной подготовке, по парашютно-десантному многоборью, а также областного военно-спортивного лагеря «Патриот». На всех этих мероприятиях курсанты «Каскада» неизменно показывали высокие результаты, тем самым завоевывали для клуба статус сильного и конкурентоспособного в областных масштабах учреждения десантного профиля.
2. История Военно-патриотического Центра «Каскад» до 2015г.
В 1997 году клуб «Каскад» перерос в Центр: значительно расширилось образовательное пространство, введено пять направлений учебно-воспитательного процесса, контингент обучающихся увеличился до 300 человек. Появились новые дисциплины, объединения, внедрялись новые формы работы с допризывной молодежью. Совершенствовалась и развивалась материально-техническая база.
Была выстроена устойчивая система внешнего взаимодействия и социального партнерства: ДОСААФ, УВД, краевой и городской военные комиссариаты, Комитет по физкультуре, спорту и делам молодежи, спортивные федерации, ветеранские организации города и края, специализированные образовательные учреждения военно-спортивного профиля, а также различные военно-патриотические клубы и объединения края и России. С 2004 года учреждение стало полноправным членом краевой Федерации рукопашного боя, а с 2010 года – Ассоциации панкратиона Пермского края.
С 2006 года Центр стал организатором и партнером в проведении уже около 20 первенств и соревнований по рукопашному бою и панкратиону среди молодежи краевого, межрегионального и российского уровней. Также благодаря тесному сотрудничеству учреждения с Пермской Федерацией рукопашного боя наши курсанты имеют возможность повышать свое спортивное мастерство: выезжать в г.Пермь для сдачи аттестационного экзамена на право ношения поясов рукопашного боя и получать соответствующие спортивные разряды.
В течение 20 лет учреждением ежегодно организовывались профильные военно-спортивные лагеря для подростков 12-17 лет, включающие в программу парашютно-десантную, начальную военную, общефизическую подготовку и многое другое. Условия в лагере максимально приближены к армейским и позволяют окунуться мальчишкам и девчонкам в реалии военной службы. Только в этом лагере подростки имели уникальную возможность совершить прыжки с парашютом. Курсанты, освоившие успешно программу лагеря и имеющие несколько прыжков с парашютом, получают соответствующие спортивные разряды по парашютному спорту. Таким образом, вся обстановка в лагере способствовала формированию качеств, необходимых будущему воину.
Учреждение с 2000г. является членом Всероссийского общественного Движения «Боевое братство», Российского Союза клубов десантного профиля, Российского Движения «Юные патриоты России», а также Пермской краевой Федерации рукопашного боя и Ассоциации панкратиона Пермского края.
Центр «Каскад» - это было единственное в городе учреждение военно-патриотического профиля. Более 40% учебных групп – это объединения военно-патриотической направленности. В учреждении созданы условия для подготовки допризывной молодежи к армии через:
занятия военно-прикладными видами спорта;
участие в профильном военно-спортивном лагере с парашютно-десантной подготовкой;
участие в соревнованиях, фестивалях, конкурсах различных уровней;
работу музея «Память»;
участие в мемориальных акциях, воинских праздниках;
организация познавательных экскурсий в специализированные военные и военизированные учреждения, организации и др.
Курсанты «Каскада» принимали участие в таких соревнованиях и конкурсах, как:
открытые первенства г.Березники и Пермского края по рукопашному бою и панкратиону, а также окружные и российские соревнования по данным видам единоборств;
краевая Военно-патриотическая игра «Зарница»;
краевые соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, по пейнтболу и лазертагу;
краевые соревнования по парашютно-десантному, военно-спортивному многоборью;
конкурсы патриотической песни, литературно-музыкальных композиций;
Всероссийские Фестивали «Виват, кадет!»;
Международные зимние Слеты юных патриотов.
Также курсанты Центра ежегодно работают в трудовых формированиях, в летний период. И здесь одно из основных направлений деятельности является оказание помощи ветеранам и престарелым людям на дому, работа по уходу за могилами воинов, погибших в «горячих точках» и в Афганистане (более 50 могил), за Аллеей памяти на городском кладбище.
Патриотическое воспитание невозможно без приобщения детей к увековечению памяти погибших воинов – наших земляков. Это реализуется через участие курсантов в мемориальных акциях, воинских праздниках, митингах, встречах с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганистана, локальных конфликтов, проведение уроков мужества. Традиционно 9 Мая, в день Памяти и скорби 22 июня и 2 августа в День ВДВ воспитанники Центра несут Почетный караул у Вечного Огня, возлагают гирлянды Славы и живые цветы к мемориалу Победы, Памятнику воинам-афганцам, к могилам погибших воинов.
По окончании обучения в Центре, и при достижении призывного возраста, курсанты получают специальную характеристику – рекомендацию в краевой военкомат для направления на службу в элитных подразделениях и родах войск. Выпускники «Каскада» принимали участие в боевых действиях в Чечне, служили в Президентском полку, в том числе в кавалерийском подразделении Кремля, достойно проходили и проходят службу в Воздушно-десантных войсках, Военно-морском флоте и подразделениях специального назначения. И все больше курсантов выбирают своей будущей профессией службу в Вооруженных силах, ВМФ, МЧС, ФСБ, органах правопорядка.
Коллектив Центра активно включился в социально-культурное проектирование. Так, педагогами «Каскада» были разработаны и представлены на конкурсы краевого и городского уровней около 20 социальных проектов, 13 из которых были признаны победителями и получили гранты на общую сумму более 1 050 000 рублей. Данные средства были направлены на развитие материально-технической базы учреждения и организацию различных форм военно-патриотической и физкультурно-спортивной деятельности.
Центр «Каскад» участвовал и неоднократно становился победителем в различных смотрах-конкурсах:
на лучшую организацию патриотической работы в г.Березники;
на лучшего вожатого-руководителя трудовых бригад;
на лучшую организацию трудовой занятости подростков;
краевой и городской конкурсы «Учитель года», «Лидер XXI века»;
смотр-конкурс городских музеев;
городской грантовый конкурс проектов развития музеев образовательных учреждений;
городской конкурс на лучшую систему работы по выявлению и поддержке одаренных детей.
Коллектив Центра «Каскад» награжден более чем 70 грамотами, дипломами, благодарственными письмами различных организаций и ведомств городского, краевого и российского уровня.
Опыт работы учреждения неоднократно обобщался на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, материалы выступлений опубликованы в сборниках статей по итогам данных конференций.
IV. ИСТОРИЯ МАУ ДО «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «КАСКАД»
(с 2015 по 2010г.)
6 Февраля 2015 года официально объединились два учреждения ДМЦ «Нептун» и ДЮЦ «Каскад» под единым названием МАУ ДО ДЮЦ «Каскад». Коллектив ДМЦ «Нептун» и ДЮЦ «Каскад» остался прежним, здесь сохранились талантливые педагоги и администрация. Центры объединились не просто так, ведь цели и задачи оказались во многом схожи, одна из важнейших – это воспитание любви к Родине и патриотизма у детей и подростков.
За счет слияния значительно расширилась не только материальная база учреждения (стало 5 помещений по адресам: ул.Степанова 12 и 14, Советский проспект, 10, Мира 19, Парижской Коммуны, 40), увеличилось количество педагогов и обучающихся, но и расширился спектр направлений:
«Английский язык»
«Анимационная студия «Легодром»
«Аэробика»
«Звонкие клавиши» (синтезатор)
«Интеллектуально-творческие игры»
«Наследники Победы»
«Обучение игре на гитаре»
«Обучение верховой езде»
«Основы военной службы»
«Основы военной службы» («Меткий стрелок»)
«Прикладное творчество»
«Рукопашный бой»
«Рулевые-мотористы»
«Румб»
«Стрельба из лука»
«Судоводитель-помощник механика»
«Танц-микс»
«Театральная мастерская»
«Театр исторических реконструкций»
«Юный патриот»
«Эйдетика».
В учреждении стали работать два музейных уголка: «История флота Прикамья: вчера, сегодня, завтра» и «Музей Памяти участников войн и локальных конфликтов».
В январе 2020г. произошла очередная реорганизация – МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» объединился с МАУ ДО Центр детского и юношеского технического творчества», после слияния название учреждения осталось прежним, а вот юридический адрес изменился – сейчас это ул.В.Бирюковой, 9.
У учреждения появился первый настоящий музей – музей 10-го Гвардейского Уральского Добровольческого танкового корпуса и отдельная экспозиция техники под открытым небом, состоящая из калийного шахтного комбайна, танка и двух пушек-гаубиц.
Список объединений тоже значительно расширился, появились специальные объединения для детей с ОВЗ:
Screath программирование
Дизайн-моделирование (дети с ОВЗ)
Дизайн-моделирование
Дизайн-студия Колорит
Калейдоскоп (дети с ОВЗ)
Картинг
Креатив (дети с ОВЗ)
Настольный теннис
Объемное рисование 3D ручкой
Технический дизайн (архитектура)
Технический дизайн (интерьер)
Звонкие клавиши
Интеллектуально-творческие игры
Наследники Победы
Обучение игре на гитаре
Основы военной службы (Меткий стрелок)
Основы военной службы
Рулевые-мотористы
Румб
Стрельба из лука
Танц микс
Театр исторических реконструкций
Шахматы
Эйдетика
Юный патриот
3D PEN
3D моделирование и прототипирование
3Д - моделист
Авиамоделирование
Багги (Конструирование и вождение спортивно-кроссовых автомобилей)
В мире 3D
Конструкторский дизайн
Мототехническое конструирование
Ситуация с коронавирусом-2020г. внесла коррективы в образовательную деятельность: все объединения были переведены в дистанционный режим, а с 3 и с 16 июня впервые состоялись две смены онлайн-площадки.
V. ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ В ИСТОРИИ ЦЕНТРА «КАСКАД»
Жизнь отдельного человека коротка и преходяща. Жизнь династии, в которой сохраняются вечные ценности – духовность, преемственность поколений, верность лучшим традициям, служение Родине – может быть очень долгой и плодотворной.
В нашей семье несколько человек так или иначе связали свою жизнь с кораблями, рекой и с Детско-юношеским центром «Каскад».
Мой старший брат Овчинников Владимир пришел заниматься в Детский морской центр «Нептун» в объединение «Рулевые-мотористы» к педагогу Кузнецовой Г.И. в 2007г. в возрасте 12 лет. Владимир неоднократно отмечался благодарностями в Приказе по ДМЦ. Он участвовал во всех мероприятиях ДМЦ «Нептун», становился призёром в городских соревнованиях по водным видам спорта, флотским навыкам (вязание морских узлов, гребля на шлюпке, спасательное и морское многоборье), конкурсах по истории флота. Выполнил норматив второго юношеского разряда по спасательному многоборью. 9 мая 2008-2011г.г. в составе команды лучших курсантов нес вахту в Почётном Карауле на городском Мемориале Победы. В июне 2009г. и июле 2010г. за добросовестный труд в летнем профильном отряде курсантов ДМЦ был премирован. Закончил обучение в 2011г., получил сертификат №0078 от 29.05.2011.
Моя старшая сестра Овчинникова Светлана обучалась в этом же объединении у Галины Ивановны с сентября 2009 по июнь 2014г. Светлана успешно занималась интеллектуально-творческой деятельностью. Так, в 2011г. она стала призером (2 место) Всероссийского конкурса «Познание и творчество» в номинации «Морская слава России в изобразительном искусстве», в 2012г. – призером (3 место) этого же конкурса в номинации «Географические рекордсмены и государства мира» и лауреатом в номинации «Московская битва: наступательный этап», в 2013г. получила дипломы лауреата в номинациях «Морские проливы» и «70 лет Сталинградской битве: память». В 2012г. она заняла 1 место на городской олимпиаде «Морская география». Она также увлекалась фотографией, и в 2010г. получила диплом лауреата АРТИАДЫ народов России в номинации «Фото».
Светлана также неоднократно отмечалась благодарностями в Приказе по ДМЦ. 9 мая 2010-2014г.г. в составе команды лучших курсантов несла вахту в Почётном Карауле на городском Мемориале Победы. За добросовестный труд в летнем профильном отряде курсантов ДМЦ в июне-июле 2010-2014г. была премирована, за работу в трудовом профильном лагере в 2012г. награждена ценным подарком.
Во время обучения она проявила педагогические наклонности и способности, поэтому сразу после окончания средней школы № 30 в 2014г. Светлана была приглашена на работу в ДМЦ «Нептун» в должности педагога дополнительного образования и педагога-организатора. В этом же году она поступила в Соликамский педагогический институт на заочное отделение. Светлана, по выражению Кузнецовой Г.И., сразу же стала ее «правой рукой» и хорошей, надежной коллегой. Теперь они уже вместе обучали юнг разного возраста. Вместе со своим наставником Светлана написала авторскую образовательную программу объединения «Румб» для детей 3-5 класса (в объединение «Рулевые-мотористы» набор ведется с 6 класса), с которой в следующем, 2015г. они заняли первое место на городском конкурсе методических, дидактических средств обучения в номинации «Программы, проекты», а в 2016г. – второе место на региональном конкурсе методических материалов по техническому творчеству детей.
В 2017г. Светлана сменила место работы – перешла в ДОУ № 83 воспитателем, так как училась она на факультете «Дошкольная педагогика», и для написания диплома ей нужна была практика работы с детьми дошкольного возраста. В 2018г. Светлана защитила диплом и до декретного отпуска в 2019г. продолжила работать в детском саду. В январе 2020г. она стала мамой.
Мой двоюродный брат Николай хоть и не учился в «Каскаде», но два года подряд с согласия педагога и капитана участвовал в летней судоводительской практике, как и все юнги, следил за безопасностью пассажиров-детей во время рейсов, помогал делать общесудовые приборки, ходил в пятидневный поход на теплоходе. Конечно, за штурвалом он не стоял, так как не обладал необходимыми знаниями.
Я, Овчинников Юрий, занимаюсь в ДМЦ «Нептун»/ДЮЦ «Каскад» у Кузнецовой Галины Ивановны с 1 июня 2014г., то есть уже почти шесть лет. За это время прошел обучение по двум программам – «Рулевые-мотористы» (4 года) и «Судоводитель-помощник механика» (2 года), имею сертификаты об обучении. Ежегодно проходил шлюпочно-такелажную, судоремонтную и судоводительские практики на нашем теплоходе «Юнга Камы».
Я участвовал в мероприятиях ДЮЦ «Каскад», краевых и всероссийских акциях «Вахта Памяти», «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Скажи НЕТ наркотикам!», «Сохраним дерево!» и др. С 2016г. являюсь членом Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», старшиной юнармейского отряда курсантов ДЮЦ «Каскад». Я являюсь призером или победителем в городских и краевых интеллектуально-творческих конкурсах и турнирах, патриотических слётах: городская военно-спортивная игра «Зарница», городской экологический конкурс «Березниковские пейзажи», краевой фестиваль «Дарования Прикамья», краевой исторический турнир «Мы помним!», краевая историческая викторина «Дорогой чести и отваги Уральский танковый прошел», краевой конкурс «Чистая вода», краевой творческий конкурс «Этих дней не смолкнет слава», краевой конкурс начинающих авторов памяти пермского журналиста В.Дементьева, межмуниципальный конкурс «Что такое Родина?», городские соревнования по спасательному многоборью и др.), во всероссийских олимпиадах «Золотой ключик» и «Потомки Пифагора» (математика)», «Языкознание» и «Журавлик» (русский язык), во всероссийском конкурсе Малой Академии наук «Лучшая исследовательская работа», всероссийском конкурсе «Креативность. Интеллект. Талант».
Даже немного жаль, что детство закончилось, закончилось и мое обучение в «Каскаде». Я очень благодарен моему педагогу Кузнецовой Галине Ивановне. Знаю одно – что наше общение на этом все равно не закончится, я это вижу по моим старшим брату и сестре, их однокурсникам, ведь Галина Ивановна всегда живо откликается на приглашения на проводы в армию, на свадьбы, на выписку из роддома, крещение детей. У нее уже занимается несколько человек, чьи мамы и папы сами были ее курсантами – Исаков Дмитрий, Шевелева Анастасия (кстати, оба закончили БСТ), Кузнецов Матвей, Кук Роман и др.
Наша семья – далеко не единственная «речная династия», где все дети семьи занимались у Галины Ивановны. Например, Света и Вова застали семью Александровых, где из 6 детей пятеро успели закончить обучение у нашего педагога, двое из них сами стали педагогами. Есть у нее и восемь семейных пар, которые познакомились в кружке «Рулевые-мотористы».
VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный ДЮЦ «Каскад» сложился путем неоднократной реорганизации из нескольких учреждений.
Основой для создания послужили:
Клуб юных моряков и речников «Нептун» (создан в 1971г, был переименован в Детский морской центр «Нептун» в 2000г.)
ДЮК ФК «Старт»
Военно-спортивный клуб «Память» (создан в 1986г., в 1997г. переименован в Военно-патриотический центр «Каскад»)
Станция юных техников (создан в 1977 г., в 1995г. переименован в Центр детского и юношеского технического творчества).
Двухпалубный пассажирский теплоход «Юнга Камы» был приобретен для курсантов Клуба юных моряков и речников «Нептун» в 1990г. – очень непростое время. Огромная заслуга в его обретении принадлежит директору КЮМиР того времени Ламанову Валерию Евгеньевичу. Первым капитаном был назначен Вшивков Александр Владимирович.
«Юнга Камы» – уникальное судно не только для Березников, но и для всего Пермского края. Из всех клубов юных моряков и речников только у нас есть такое крупное судно, использующееся по прямому назначению – учебная судоводительская и судоремонтная практика.
Большую помощь в обслуживании корабля оказывают курсанты клуба: во время судоремонтной и судоводительской практик юнги подготавливают «Юнгу Камы» к навигации или к зиме, управляют кораблем во время ходовых и стояночных вахт, следят за безопасностью пассажиров-детей и делают ежедневные судовые приборки. Кроме того, они получают и другие знания и умения, которые могут пригодиться им в жизни.
В нашей семье четыре человека так или иначе связали свою жизнь с кораблями, рекой и с Детско-юношеским центром «Каскад».
VII. ИСТОЧНИКИ
Графики заявок на рейсы 2006-2009г.г.
Единый вахтенный журнал т/х «Юнга Камы» № 1 (1990 – июль1991г.г.)
Единые вахтенные журналы т/х «Юнга Камы» (2006 – 2020г.г.)
Записи опросов, бесед, интервью с педагогами и выпускниками разных лет, курсантами ДМЦ «Нептун» и ДЮЦ «Каскад»
История центра «Каскад» http://kaskad-berezn.narod.ru/index/istorija/0-6
Личные материалы Вшивкова А.В.
Личные материалы Добрынина Г.П.
Личные материалы Кузнецовой Г.И.
Личные материалы семейного архива Овчинниковых.
Личные материалы Шуракова С.В.
Личные материалы Юдина В.М.
Статистические отчеты в Госкомстат и Камское бассейновое управление пути 1990-2009г.г.
VIII.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Фото к главе II.1.
Секция «Юный водолаз-спасатель» и тренер Кокуль Ю.П.
Секция «Гребля на байдарках и каноэ» и тренер Шветов А.А.
«Праздник Нептуна» - конкурс перетягивания каната. Педагоги и воспитанники КЮМиР. Берег Камы у пос.Огурдино, 1992г.
Кузнецова Галина Ивановна, педагог кружка «Рулевые-мотористы»:
1989г., первый год работы 1994г., фото на городском
педагогом КЮМиР конкурсе «Учитель года»
Приложение 2. Фото к главе II.2.
Теплоход «Юнга Камы» и первые юнги, 1990г.
Официальная встреча теплохода «Юнга Камы» 01.09.1989г., речной порт г.Березники
Передача символического штурвала директором Ламановым В.Е. юнге Вшивкову Евгению 01.09.1990
Освящение теплохода «Юнга Камы», 1991г.
«Бытовка» для переодевания юнг на базе стоянки теплохода, 1994г. (клумба сделана руками юнг – участников трудового отряда)
Поездка на теплоходе с ветеранами ВМФ в честь 300-летия
Военно-морского флота России, 1996г.
Первый капитан Вшивков А.В. с юнгами, 1991г.
Капитан Вшивков А.В. с юнгами, 2002г.
Теплоход «Юнга Камы», 1994г.
Юные моряки – победители Открытого городского конкурса научно-исследовательских работ учащихся «Горьковские чтения», 2006г.
Вахта Памяти. Право встать в Почетный караул предоставляется лучшим.
Приложение 3. Фото к главе III.
Первые курсанты клуба «Память» и тренер Р.Р.Каримов, 1986г.
Курсанты клуба «Память» -
участники соревнований по рукопашному бою, 1992г.
Приложение 4. Фото к главе V.
Мои старшие брат и сестра 9 мая 2010г.
Брат Владимир в Почётном Карауле 9 мая 2011г.
Сестра Светлана 9 мая 2012г. с ветеранами ОАО «Уралкалий»
Сестра Светлана на судоремонтной практике, март 2012г.
(окалывают винты под днищем теплохода «Юнга Камы»)
Светлана за штурвалом, июнь 2013г.
Я за штурвалом, первый курс, 2014г.
Я и Светлана на городских соревнованиях памяти капитана А.Н.Наумова, этап «Вязание морских узлов», июнь 2014г.
Наша команда победила!
Я 9 мая 2016г. в Почётном Карауле
Городской гражданско-патриотический слет «Мы - Великой России частица», декабрь 2016г., секция «Литературное творчество» (читаю свое первое стихотворение «Березники»)
2016г. – моя первая публикация стихотворения в сборнике
Сборник «Город белых берёз», 2017г.,
(Вступление-рецензию к сборнику написала Валентина Фёдоровна Телегина, Пермская поэтесса, член Союза писателей СССР, член Союза писателей России). В этом сборнике 2 моих стихотворения.
2018г. Победители краевого фестиваля «Дарования Прикамья»
1 мая 2019г. Я в составе Знаменной группы с Андреевским флагом.
Июнь 2019г. Судоводительская вахта
Июнь 2019г. Стояночная вахта
Октябрь 2019г. Открытие памятника в деревне Быстрая.
Я в составе Почётного Караула.
Ноябрь 2019г. Победа на
краевом фестивале «Дарования Прикамья»
Я с Кузнецовой Галиной Ивановной в Перми, на краевом конкурсе начинающих авторов памяти журналиста В.Дементьева, январь 2020г.
Победа на краевом конкурсе начинающих авторов
памяти журналиста В.Дементьева, Пермь, январь 2020г.
1 см.Приложение 1. Фото теплохода.
2 Фото к главе см. Приложение1.
3 До 01.01.2020 г. это учреждение называлось Центр детского и юношеского технического творчества, сейчас, после объединения, это тоже «Каскад».
4 История КЮМиР и история приобретения теплохода (до сентября 1990г.) составлена по рассказам бывших педагогов КЮМиР Божкова Юрия Ивановича, Кокуля Юрия Павловича и Кузнецовой Галины Ивановны, а также бывшего директора КЮМиР Козлова Владимира Михайловича. С 1990г. – дополняются рассказами первого капитана корабля Вшивкова А.В.
Фото к главе см. Приложение 2.
5 Фото к главе см. Приложение 3.
6 «О» - озерный, «лёд» - с усиленным поясом обшивки корпуса в районе ватерлинии.
7 Полная грузоподъемность судна
8 Глава написана по воспоминаниям Кузнецовой Г.И.
9 Материалы для написания главы взяты с официального сайта (старая версия) ДЮЦ «Каскад», раздел «История».
10 Фото к главе см. Приложение 4.
44