12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белов Андрей Валерьевич79
1

Научно-исследовательская работа «Основные проблемы совершенствования детского и юношеского спорта»

Основные проблемы совершенствования детского и юношеского спорта

На сегодняшний день разработано много спортивных программ, среди которых даже человек с физическими отклонениями может выбрать для себя подходящие упражнения и нагрузку1. Естественно, спорт укрепляет человеческое тело, развивает в нём необходимые физические качества. Но это ещё не всё. В спорте закаляется воля человека, его характер. То есть современный спорт работает не только как средство оздоровления, но и как средство физического и умственного самосовершенствования человека2.

В спортивных школах формируются группы начальной подготовки из детей и подростков различного возраста (в зависимости от вида спорта). В этих группах должна обеспечиваться разносторонняя физическая подготовка учащихся, основанная на требованиях программ для спортивных школ по разделу общей физической подготовки.

В некоторых видах спорта, в том числе и в игровых, на этапе начальной подготовки (хоккей с шайбой, футбол, теннис, водное поло) с одной стороны, учебные программы рекомендуют развивать физические качества путем выполнения тренировочных нагрузок по ОФП в размере 60-70 % и СФП – 30-40 % от общего объема тренировочных средств, с другой стороны практика показывает обратную зависимость – ОФП – 30-40 % и СФП – 60-70 %.

В связи с этим нередко эффективность деятельности тренера спортивной школы оценивается главным образом по результатам текущих детских и юношеских соревнований. Зачастую тренеры не учитывают оптимальные возрастные периоды для достижения высших результатов спортсменами, вследствие чего, недопустимо форсируют подготовку своих учеников, стремясь добиться высоких результатов уже в юношеском возрасте, не задумываясь об их дальнейшей судьбе.

Главная цель юношеского спорта – создание благоприятных предпосылок для достижения результатов международного класса в оптимальном возрасте для каждого вида спорта. При этом показатели эффективности применения новейших технологий в отечественной спортивной практике, к сожалению, находятся на недостаточно высоком уровне, в особенности в сравнении с зарубежными, как из-за недостаточного финансирования, так и из-за слишком малого числа квалифицированных специалистов, способных использовать их в полном объеме3.

Однако, несмотря на популярность детско-юношеского спорта, имеется ряд основных противоречий, мешающих его развитию. Первое противоречие – отсутствие гармонизации между национальными целями, стратегическими задачами, основными принципами законодательства о физической культуре и спорте и нормами законодательства, в части определения целого ряда понятий. Они не составляют единой системы, раздроблены по видам организаций, относящихся к ведению различных министерств. Необходимо обеспечить наполнение законодательства научно обоснованными нормами и привести понятийный аппарат в соответствие с национальными целями, стратегическими задачами, основными принципами законодательства о физической культуре и спорте.

Второе противоречие – несоответствие личностных интересов подрастающего поколения и доступных возможностей для занятий спортом, которые, в большинстве случаев, не удовлетворяют современным запросам детей и юношей, и не соответствуют их ритму жизни. Это противоречие иллюстрируют: и анализ условий для занятий, и нормы недельной двигательной активности, явно недостаточные для получения оздоровительного и развивающего эффекта от занятий физической культурой и спортом.

Для приведения в соответствие с национальными целями, стратегическими задачами, основными принципами законодательства необходимо ввести соответствующие нормы в части материально-технической обеспеченности, и механизмы определения систематически занимающихся, гарантирующие оздоровительный и развивающий эффект от занятий физической культурой и спортом.

Третье противоречие – несоответствие задачи по вовлечению в систематические занятия спортом и механизмов, позволяющих сочетать это с основными видами деятельности подрастающего поколения с учетом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов4.

Для устранения имеющихся противоречий система физической культуры и спорта должна предоставлять детям и молодежи широкий спектр возможностей реализации их физкультурно-спортивных интересов.

Исходя из практической деятельности тренерского персонала и нормативных документов Министерства спорта РФ и Министерства образования РФ необходимо выделить современные тенденции, напрямую влияющие на развитие детско-юношеского спорта5:

тенденция экономической целесообразности – нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность спортивных школ, определить основные критерии оценки работы тренеров на каждом этапе многолетней подготовки, материальное поощрение руководителей, специалистов и служащих, а также повышение нормативов оплаты труда тренеров и тренеров-преподавателей. Это в определенной мере способствует сохранению в спортивных школах высококвалифицированных специалистов;

для достижения спортсменом мастерства международного уровня его необходимо готовить 10-12 лет. В связи с этим появляется возможность прогнозирования резерва как источника пополнения сборной России по видам спорта. Для этого необходимо выработать идеологию развития видов спорта, суть которой в определении необходимой потребности в высококвалифицированных спортсменах, отвечающей экономической целесообразности и эффективности развития;

тенденция медико-биологического влияния – направленность тренировочного процесса начиная с этапа начальной подготовки на узкую спортивную специализацию требует сопровождения спортивной подготовки соответствующим медико-биологическим обеспечением – разрешенные международными организациями и медицинскими препаратами, наличием в организации спортивного врача, формирование необходимого взаимодействия между тренерским составом и специалистами медицинской службы;

тенденция программного обеспечения – федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;

необходим регулярный пересмотр образовательных программ спортивной подготовки (через 5 лет) исходя из возраста и уровня подготовленности юных спортсменов, это будет способствовать повышению теоретической и практической подготовке администрации и тренерского персонала спортивных школ;

тенденция современных технологий – разработка и постоянное совершенствование большого количества новейшего технического инструментария, в том числе мониторов сердечного ритма, высокотехнологичных приборов и методик их применения, специального программного обеспечения, позволяющего моделировать тренировочную и соревновательную деятельность. Проведение регулярного мониторинга уровня подготовленности квалифицированных юных спортсменов (вести этапный, текущий и оперативный контроль) позволяет тренерскому составу проводить планомерную работу по внесению изменений в тренировочные программы;

постепенное внедрение в тренировочный процесс электронных форм годичного плана подготовки, дневников самоконтроля спортсменов, активное применение дистанционных форм общения в системе «тренер – спортсмен» – чаты, веб-камеры, видео со смартфонов;

тенденция постоянного повышения квалификации – возрастание требований к уровню квалификации тренерского состава, не только в области спортивной специализации и смежных дисциплин, но и общекультурных, социально-коммуникативных, материально-технических аспектов тренировочного процесса.

Чрезвычайно актуальной проблемой становится разработка специальных программ, нацеленных на профилактику тех или иных заболеваний, которые в последнее время приобретают массовый характер и начинаются с раннего возраста. В связи с этим требует пересмотра сама организационная основа занятий физкультурой и спортом. Следует пойти по пути организации физкультурно-спортивных занятий по интересам, с учетом уровня физического развития, физической подготовленности учащихся, максимально используя физкультурно-спортивную базу образовательных учреждений в течение всего дня, особенно в каникулярное время.

Качественное обновление содержания учебных программ и подходов к физическому воспитанию учащейся молодежи, по нашему мнению, должно сопровождаться изменениями в организации внеклассной и внешкольной работы. Принципиальной особенностью этой работы должно стать наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов детей и молодежи. Смысл управления социальными процессами в демократическом обществе состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для социально-значимых и культурно ценных видов деятельности.

Список литературы

 

  1. Пасечник Ж. В. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности / Ж. В. Пасечник, М. Р. Тоцкая, М. Р. Степаненко, С. И. Белименко // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. материалов XIII Междунар. науч.- практ. конф. - Чебоксары, 2018. - С. 39-42.

  2. Коровин С. С. Ценностный потенциал физической культуры в воспитании личности / С. С. Коровин, Т. М. Панкратович. - Оренбург, 2018. - 212 с.

  3. Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г., Морозов А.П. Современные тенденции и подходы к развитию детско-юношеского спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2022. №1. С. 77-82.

  4. Двейрина О.А., Терехина Р.Н., Винер-Усманова И.А. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №9 (187). С. 77-83.

 

 

 

1 Пасечник Ж. В. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности / Ж. В. Пасечник, М. Р. Тоцкая, М. Р. Степаненко, С. И. Белименко // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. материалов XIII Междунар. науч.- практ. конф. - Чебоксары, 2018. - С. 39-42.

2 Коровин С. С. Ценностный потенциал физической культуры в воспитании личности / С. С. Коровин, Т. М. Панкратович. - Оренбург, 2018. - 212 с.

3 Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г., Морозов А.П. Современные тенденции и подходы к развитию детско-юношеского спорта // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2022. №1. С. 77-82.

4 Двейрина О.А., Терехина Р.Н., Винер-Усманова И.А. О концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №9 (187). С. 77-83.

5 Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г., Морозов А.П. Современные тенденции и подходы к развитию детско-юношеского спорта // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2022. № 1. С. 77-82.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.