Интегрированный урок «История моего города» (3–4 класс)
«История моего города»
3-4 класс, УМК «Планета знаний»
« Всё дорого в тебе,
Кругом родные лица-
Знакомые, соседи и друзья,
За всё, что есть, и что не повторится,
Тебе, мой город, благодарна я.»
Э.Герасименко
Цель урока: воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, интереса к истории родного края.
Задачи:
1)Расширить представления учащихся об истории города
2) Показать младшим школьникам роль человека в истории города.
3) Активизировать познавательную деятельность учащихся.
4) Продолжать работу по сплочению классного коллектива
Планируемые результаты урока:
Предметные:
· Приводить примеры основных достопримечательностей города Шелехова: комсомольский бульвар, памятник Григорию Ивановичу Шелехову, сквер Неагари, улица Орловских комсомольцев.
· Узнавать герб города Шелехова..
· Повторить материал экскурсий.
· Запомнить дату рождения Шелехова и значение названия города.
· Знакомство с первой постройкой Шелехова.
· Знакомство с главной улицей Шелехова – улица Орловских комсомольцев
· Знакомство с литературными произведениями о городе.
· Закрепление знаний о реках Шелехова.
· Знакомство с символами родного города: гербом.
· Определить правила поведения воспитанного шелеховца
Метапредметные:
Регулятивные:
· Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Самостоятельно решать задачи, ребусы, кроссворды, используя свои знания о Шелехове.
· Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные
· Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
· Выполнять действия по образцу.
· Использовать знаково-символичные средства при решении задач о городе математического характера и объяснении значения герба города.
· Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
· Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Коммуникативные:
· Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.
· Развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
· Осознание необходимости учения.
· Осознавать необходимость в том, чтобы гордиться родным городом.
· Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
· Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
· Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
· Работать над осознанием ответственности за общее дело.
· Учиться выражать свое мнение.
КОНСПЕКТ УРОКА
1.Организационный момент |
Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем изучать свой родной город Шелехов. |
|
2. Актуализация знаний |
Вспомним нашу экскурсию по городу. Вопрос: может ли оказаться недостаточно этой информации для решения новых заданий о городе? Предлагаю вам отгадать ребус. - Как звали коменданта палаточного городка при строительстве города Шелехова 2 июля 1053года (Маргарита) - Название города своим рождением, который обязан Иркутской ГЭС предназначение которого освоение энергии Ангары и природных ресурсов Восточной Сибири. Ему отводилась роль первенства алюминиевой промышленности (Шелехов) |
|
3. Постановка цели урока |
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Сообщаю вам о том, что в конце урока вы должны будете сформировать представление о том, каким должен быть юный шелеховчанин. (Дети выясняют, что им необходимо, чтобы считаться шелеховцами: жить в Шелехове, любить свой город и знать его.) |
|
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала |
Кто может объяснить название нашего города? Улицу Орловских комсомольцев? ШЕЛЕХОВ ( рассказ учителя ) Город Шелехов, районный центр, расположен на юге Иркутской области вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, в 17 км от города Иркутска. 27 января 1962 года издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О преобразовании рабочего поселка Шелихов в город районного подчинения». В феврале 1963 года Шелехов становится городом областного подчинения. Выполнив арифметические действия, узнаем дату рождения города: «В каком году образовался наш город, если в 2012 году Шелехов отмечал своё 50-летие?» 1962год.
|
|
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач |
Мы сегодня послушаем стихи о нашем городе. Наш город Свой город я люблю, хоть он и не велик. И не вошел ещё в учебники истории. Но я люблю его за юный лик – И, думаю, он этого достоин. Достоин за просторы, тишину, уют. За скверы и бульвары с цветниками. За не из легких очень нужный труд, За все, что создано руками … И каждый, кто наш город посетил, Уверен, говорит, нас покидая: Прекрасен, полон юных сил, Живет и трудится, день ото дня мужая. 1988 В.Кожевин Город мой, ты прекраснее собой, Хоть и возраст ещё не велик. Иркутск – батя следит за тобою И гордится делами старик. А гордиться есть чем, это верно Ты мужаешь из года в год. Твоя поступь тверда, совершенна, Сибиряк ты – из крепких пород. Город мой, ты прекрасен народом, Труд, таланты его – честь твоя. Ты живешь под Иркутским сводом, Город Шелехов – гордость моя! Анна Шестакова
«Ода на 250-летие со дня рождения Г.И. Шелихова» Тебе, землепроходец смелый, Земли российской властелин, Пою я оду о бессмертии, Прославить чтоб труды твои. Ты прожил жизнь, исследуя края, Где до тебя лишь звери проходили, Тебя, великий, русская земля Благодарит за то, что ты так преданно служил ей И верен был всегда. Да славятся твои труды, Что ты творил на благо всей России, И щедрые царю ты приносил дары, И твердый дух твой неудачи не сломили. Великий, жизнь свою ты посвятить решил Стране своей и землям русским и родным. И город маленький в седой лесной глуши Был гордым назван именем твоим. И это имя носит по сей день. О, Шелехов, землепроходец смелый и отважный! Исследовал ты земли, реки и моря, Ты был из тех людей прекрасных Какими славится российская земля. Дарья Коровина А кто же такой первопроходец! (рассказ учителя о Г.И. Шелехове) Григорий Иванович Шелехов
А сейчас вам задание – тест о нашем городе. Тест о городе 1. Какие учебные заведения находятся в нашем городе? а) детские сады б) школы в) училище г) институт 2. Сколько школ в нашем городе? а) 4 б) 5 в) 6 г) 7 3. Перечислите предприятия нашего города. а) Иркутский алюминиевый завод б) Кондитерская фабрика в) Кабельный завод г) Завод железобетонных изделий 4. Какого памятника нет в нашем городе? а) «Символическая палатка» б) Стелла «Ладони» в) Памятник А.С. Пушкину г) Памятник В.И. Ленину д) Памятник Г.И. Шелехову 5. В каком году приехали в город первые строители? а) 1956г. б) 1972г. в) 2000г. г) 2001г.
|
|
6. Динамическая пауза (этап физической разрядки) |
Я предлагаю отдохнуть и стоя исполнить песню (музыкальное сопровождение) Мой город по имени Шелехов Взрослеешь, мой город, растешь вширь и ввысь, Как крылья в размахе разбег твоих улиц, И крыши домов к небесам поднялись, Как будто ладони к теплу потянулись. В сибирских просторах тебе суждено Зажечь словно звезды огни твоих окон, от них даже в стужу на сердце тепло Зовут эти окна к себе издалека. Пусть годы проходят, зачем их считать? По меркам земным ты совсем еще молод! И все впереди еще, Шелехов город! Пусть в дальние дали дорога зовет, И манит ширь моря таинственным берегом, Где б ни бы - я знаю Где б ни бы - я знаю Всегда меня ждет Мой город любимый По имени Шелехов. Э. Герасименко
|
|
7. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
|
Шелехове - уникальнейший город области, самый зеленый город. Мысленно прогуляемся ещё раз по городу. Предлагаю узнать самые красивые места города. Знакомлю детей с реками Шелехова. (карта города)
Знакомство с гербом города Символика герба читается так: Ø Символ места - сибирский цветок "Жарок". Ø Символ имени - промысловая шхуна "Галиот". Ø Символ земли Иркутской - "Сильный бабр". Ø Голубой цвет - цвет морских просторов и мечты о чистом небе над городом. Ø Оранжевый цвет - цвет червонного золота, цвет богатства и благородства людей. Ø Красный цвет - цвет борьбы, свободы, тревоги. Ø Белый цвет - цвет чистоты помыслов. Ø Серебристый цвет - цвет чести и достоинства.
|
|
8. Участие в проектной деятельности школы |
Каждый год мы с вами участники научно-практической конференции «Шаг в будущее». И сегодня мы готовы послушать один из докладов, который приготовила Татьяна Корнилова. Ей слово. «Наш город» Родина... Редко задумываешься над тем, какая огромная страна - Россия. Всю свою жизнь большинство из нас провели в небольшом городе, селе, деревне. Это -наша малая Родина, место, где мы родились. Это тихие улицы, квартала засыпающие на ночь. Фонари, не гаснущие до утра… А утром город просыпается, оживает. Идёшь по нашему городу, красота! Воздух наполнен осенними ароматами, пахнет прелой листвой. Взрослые спешат на работу, ребятишки - в школу. И всё это заставляет задуматься о том, с чего же всё началось? Как строился наш город? Давайте, заглянем в прошлое нашего городка… История города начинается со строительства Иркутского алюминиевого завода и рабочего поселка в 1953 году. Шелехов – город, рожденный трудом, энтузиазмом и высоким духом молодых строителей, которые откликнулись на всесоюзный призыв «Молодежь – на стройки Сибири!» и приехали на шелеховскую землю, чтобы построить первенец алюминиевой промышленности Восточной Сибири – Иркутский алюминиевый завод. 12июня 1953 года началось строительство завода. Первые группы рабочих разместить было негде. Поставили 6 палаток. К зиме было построено первое жильё на территории третьего квартала – это были 4 домика – насыпнушки, в которые заселили 16 семей. Остальные жили в Иркутске, Большом Луге,Олхе, Баклашах, Смоленщине. На работу людей привозили на машинах. Город и завод строились одновременно – рос завод, в городе появлялись новые дома, разрастались жилые кварталы. В первые годы на шелеховской стройке работали специалисты и рабочие, приехавшие из ближних сел и городов Иркутской области, однако, рабочей силы катастрофически не хватало. В 1954 году в Шелехове был заложен первый квартал будущего города – ныне квартал № 1. К концу года было построено 8 домов. Но проблема жилья на стройке по-прежнему оставалась острой. Строительство алюминиевого завода постепенно завоёвывает авторитет. На стройку едут и едут новые люди. По призыву Коммунистической партии и ЦК комсомола на строительство алюминиевого завода стали прибывать комсомольцы - молодежь из многих городов нашей страны.
- Почему Шелехов? Чьё имя носит наш городок? Официального названия строящийся посёлок не имел. Правда, сами строители неофициально называли его Междугорском. Географически это было верно. Кругом горы, а посёлок в долине. Есть сведения, что назвать город Шелеховым предложили его первые строители. По их инициативе город был назван именем исследователя-первопроходца Григория Иванович Шелехова. И эта черта первопроходца, первооткрывателя была в каждом человеке, покинувшем родительский дом и приехавшем строить город и завод. 2011 год – особый для Шелехова. Город готовится к юбилейной дате , 50 лет. Развитие города за эти годы не прекращалось – в наши дни продолжается строительство нового микрорайона, реставрация старых кварталов, ведется строительство храма. Сейчас трудно предугадать, что появится нового в строительстве нашего города. Несомненно, одно: всё, что будет в Шелехове, всё будет сделано для блага человека. Песня (музыкальное сопровождение ) Есть начало у каждого дома, Город Шелехов - дом наш большой. С комсомольского звонкого зова Начинался наш город родной. Поезда привозили орловских ребят, Было жарко от летнего солнца. И сибирские сопки встречали орлят, Как своих долгожданных питомцев. Город рос и росла вместе с ним молодежь, Комсомольские свадьбы играли. И в палаточном мире, куда ни пойдешь, Здесь по имени каждого знали. Александрова Наталья Каким вы видите юного шелеховца? Анализируем материал книжек-малышек «Правила поведения юного шелеховца», которые являются продуктом совместной деятельности детей и родителей. *** 1. Знать памятники города Шелехова. 2. Беречь природу. 3. Соблюдать культуру нашего города. 4. Соблюдать правила дорожного движения. 5. Принимать активное участие в жизни города. 6. Не портить имущество нашего города. 7. Уважать старших. 8. Не обижать маленьких. Воротников Юра *** 1. Оберегать природу. 2. Уважать старших. 3. Сохранять и ценить историю города. 4. Участвовать в мероприятиях города. 5. Не обижать младших, помогать людям в трудную минуту. 6. Всегда идти в ногу со временем. 7. Прилагать усилия, чтобы город процветал. Творогов Евгений *** 1. Нам нужно соблюдать правила дорожного движения. 2. Не разбрасывать мусор в парках. 3. Бережно относиться к растениям. 4. Нужно садить деревья. 5. Бережно относиться к природе: не ломать деревья и кустарники, не рвать цветы. 6. Вести себя достойно по отношению к друзьям, не допускать конфликтов, не обижать товарищей, не драться. 7. Проявлять заботу к малышам. Горбунова Анастасия *** 1.Озеленять свой город. 2. Не ходить по газону. 3. Не мусорить в помещениях и на улице. 4. Соблюдать правила дорожного движения. 5. Знать историю нашего города. 6. Зимой подкармливать птиц и животных. 7. Помогать пожилым людям. Дроздовская Светлана *** 1. Нельзя ломать горки. 2. Нельзя мусорить. 3. Уважать старших. 4. Помогать бабушкам и дедушкам. 5. Не баловаться со спичками. 6. Нельзя ломать деревья. 7. Не огрызаться со взрослыми. 8. Не ломать кормушки. 9. Не поджигать леса. Козырева Лидия *** 1. Соблюдать чистоту: - Не бросать обертки от конфет, жевательной резинки - Не бросать бутылки из под напитков. - Не вставать ногами на лавочки. - Не разбивать в городе стекла. 2. Озеленять город: сажать цветы, поливать их. 3. Облагораживать город. 4. Создавать красивые клумбы для цветов. 5. Сделать город освещенным. Корнилова Татьяна *** 1. Соблюдать в чистоте дворцы, улицы, скверы. 2. Сохранять памятники. 3. Оказывать помощь в создании клумб. 4. Проявлять уважение к старшим. 5. Быть гостеприимными хозяевами своего города. 6. Участвовать в ежегодных организованных субботниках. 7. Быть настоящим патриотом своего города. Артамонов Лев Сберечь и приукрасить город – это большой труд. И одному человеку это не под силу. Вы хозяева своего города. И уже можете внести вклад в благоустройство его. |
|
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД |
После просмотра, дети вставляют пропущенные ключевые слова в текст о Шелехове, выбирают герб города и достопримечательности Шелехова из множества других Текст о городе Шелехове с пропущенными словами 1. Григо́рий ………..(Иванович) Ше́лихов был купцом. 2. В 1783—1786 годах возглавлял экспедицию в Русскую ……(Америку) 3. Имя Шелихова носят залив Охотского моря, пролив между о. Кадьяк и Аляской, бухта у о. Круза (архипелаг Александра), город Иркутской …..(области) 4. Григория Шелехова называли «русским …….(Колумбом)» 5. В 19.. (62)году издан преобразование рабочего поселка Шелихов в город районного подчинения. В центре щита на городском гербе изображен сибирский цветок лилии (нет, жарок) 6. В подножии щита буквы "AL" - химический символ ….(алюминия). 7. В 2012 году город Шелехов отметил свой ….(50 летний) юбилей. |
|
10. Рефлексия деятельности |
У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми живет, любит свой народ, свой город. Подведем итоги совместной и индивидуальной деятельности . Что вам запомнилось? Понравилось? Спасибо за урок. Вы хорошо знаете свой город, вы были моими помощниками.
|
Список использованных источников
1. Все фотографии представлены из личного архива учителя Лебедевой Е.В.
2. Хороших В.А. Наследие российского купца Шелехова. Курск, 2002. 510 с.
3. Хороших В.А. Купеческий род Шелеховых в российской истории (XVII – начало XXI века): дис. Канд. Ист. Наук. Курск, 2004. 210 с.
4. Хороших В.А. Справка к совместной программе по празднованию 260-летию со дня рождения Г.И. Шелехова — именитого Рыльского граж данина и Колумба Российского // Песни о Рыльске: Типография Рыльского виаколледжа, 2006. С. 6-11
Ковалева Татьяна Константиновна