12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6503
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »
4

Интегрированный урок на тему «Традиции моего народа. Масленица»

 

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Казачья школа

с. Знаменка Нерчинский район, Забайкальский край

в 4 классе

 

МУЗЫКА+ТЕАТР+ТЕХНОЛОГИЯ

на тему:

 

Составила:

Учитель музыки:

Трушина Светлана Юрьевна.

 

Интегрированный урок в 4 классе

МУЗЫКА + ТЕХНОЛОГИЯ+ ТЕАТР

Тема урока: «Традиции моего народа»

Цель урока: знакомство с праздником –Масленица , историей возникновения и его традициями.

Задачи урока:

Образовательная:

Продолжить знакомство с обрядовой и праздничной музыкой , используя навыки кулинарного мастерства, приготовить блины по разным рецептам, изучить традиционные масленичные кричалки. совершенствование уровня исполнения русских народных хороводных и

игровых песен;

Развивающая:

 Развивать творческие , музыкальные способности детей, правильное дыхание, артикуляцию, звучание, развитие кулинарного кругозора.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к русскому народному творчеству , народной музыке русским традициям , любовь к Родине в целом.

Оборудование:

Синтезатор, мультимедиа, русские костюмы, веночки, платки.

Ход урока

1.Учитель музыки:

Введение в тему.

Зима подошла к концу, но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их? 
(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, масленица).
- Посмотрите, сколько праздников!
 
Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого,  традиции проведения и значение разные.
Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.
 
А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все  без труда догадаетесь из стихотворения  тобольского поэта А. Сокерина  «Февраль»

Февраль. Свирепо свищут вьюги,
Сугробы снежные растут,
Но очень скоро, ветры с юга
Весну на крыльях принесут.

Он переменчивым бывает,
Он – ветродуй и зимобор,
Ветрами зиму выдувает
И с ней ведет упрямо спор.

Он бокогрей. С утра морозит,
А в полдень пригревает бок,
Февраль весну уже ворожит,
Февраль – зимы последний срок.

У крыш, хрустальной бахромою,
Сосульки длинные висят,
Прощаясь с матушкой – зимою,
Синички радостно свистят.

И воробьи повеселели,
Уже чирикают смелей,
А на пригорке, возле ели,
Снег зимний стаял до корней.

И оживились в стаях галки,
Уже недолго до весны,
В домах проворные хозяйки,
Пекут на масленку блины.


 

- Масленица.
- А что вы знаете об этом празднике?

Учащиеся рассказывают о празднике.

2.Вступительное слова учителя театра.

Полная значимость от природы заставила наших предков тщательным образом изучить окружающий мир ,примечать мельчайшие подробности случайностей природы, улавливать связь одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений.

Земледельческая традиционная культура русского народа была пассивной, созерцательной. Человек не только молился , приносил жертвы, пытался разгадать смысл разных явлений и связи вещей, но и оказывал определённое воздействие на природу. Один человек слаб, но собравшись вместе, люди могли силой слова, силой магического действия помочь солнцу и земле в слабое время.

Действия основных народных праздников направлены на тесную взаимосвязь людей и природы, и периоды их проведения были связаны с солнечными фазами: зимнее солнцестояние (поворот солнца к лету), весеннее равноденствие (начало преобладания дня над ночью, близость цикла весенних работ) и летнее солнцестояние (разгар лета, близость урожая). Основным действующим началом была сельская молодёжь. Только юность в поре созревания, в буйстве веселья и энергии могла разбудить силы природы, разогнать и обмануть силы зла. Сегодня календарь народных праздников связан с датами проведения основных церковных праздников.

3.Учитель технологии:

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень большим и весёлым праздником «Масленица», которая начиналась за 7 недель до Пасхи. Это переходящий праздник, поэтому точной даты у него нет.

Масленица (сырная неделя) приходится на период с конца февраля до начала марта. Конец зимы, солнце разворачивалось на весну, чтобы разогнать лютые морозы, растопить мёртвые снега, пробудить землю и возродить её для нового урожая, новой жизни- веселье и удаль людская в помощь ему.

4.Учитель музыки.

Есть много народных песен об этом празднике. Некоторые песни были использованы композиторами в своих операх. Например, в опере «Снегурочка» Н. Римского- Корсакова звучит обрядовая песня «Проводы Масленицы» . Давайте послушаем этот фрагмент.

(после слушания учащиеся определяют характер песни,

5.Учитель технологии.

Без блинов- не Масленица, без пирогов- не именины. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Накануне вечером, когда появлялись звёзды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу от прочих и призывая месяц заглянуть в окно и подуть на опару:

Месяц ты, месяц , золотые рожки!

Выглянь в окошко, подуй на опару!

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. На Масленице первый блин- за упокой, клали его на окошко, для «душ родительских» со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!»

Сейчас я вас познакомлю с некоторыми рецептами приготовления блинов.

(Сообщения учащихся – рецепты приготовления блинов)

6 Учитель театра. (разучивает зазывалку)

Как на масленой недели из трубы блины летели!

Уж вы блины мои, уж блиночки мои!

Пришла маслена неделя, была у кума на блинах,

У кума была сестрица ,печь блина-то мастерица.

А сели четверо за стол, дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели, и …блины-то все поели!

7 .Учитель музыки.

-  Какое блюдо на этом празднике является главным?

Ученики:. Блины.

- Что символизируют блины?

Ученики: Блины символизируют солнце. Солнце – это символ жизни и плодородия.

Исполнение русской народной песни «Блины»

8. Учитель театра проводит викторину о каждом дне Масленицы.

1) С чем связан обряд Масленицы? 

2) От чего получила свое название Масленица? 

3) Отчего зависит дата начала Масленицы?  

4) Какие главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России?

 5) Что отмечали в субботу перед масленицей?  

 6) Как называются дни недели во время Масленицы?

 7) Какое еще название имел последний день Масленицы, и какие обряды входили в это день?

9 . Учитель музыки

Последний день праздника, проводы Масленица, последний всплеск удали и веселья. На улицу выходили все, дома остаются только младенца да старики, уже не выходящие из дома. С утра ребятишки собирали дрова для костра, жечь Масленицу.

Конец февраля, начало марта – это удивительное время. Как много пословиц, поговорок создал русский народ об этом времени:

(слайд с пословицами)

Будет зима, будет и лето.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Готовь зимой телегу, а летом – сани.

Всё зимой сгожается, что летом урожается.

Зима – хранительница полей.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

Солнце летом греет, зимой морозит.

В чужие края зиму не пошлёшь.

Зима лето пугает, да всё равно тает.

Как зима не злится, а весне покорится.

В зимний холод всякий молод.

Зима лодыря морозит.

Февраль зиму выдувает, март ломает.

Слушание:  Чайковский “Февраль”.

Кто из русских композиторов мог это написать? Почему?
– Назовите произведение Чайковского, где изображён весь круглый год?
– Февраль – прощание с зимой и ожидание весны.

Вот и Чайковский показал в музыке веселье, порыв, суету.

Музыка передаёт картину шумного, многолюдного праздника.

Ученики.: Мелодия весёлая, яркая, радостная. Это своего рода народная пляска.

Взрослые в прощёное воскресенье ходили на кладбище , оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.

Около полудня хороводница проходила по деревне с песней, собирая всех в общий хоровод. После общего хоровода начинались игры, катания с гор, на конях, балаганные представления. Важный и значительный момент праздника- взятие снежного городка , последнего оплота снежной зимы. Посмотрите на картину В. Сурикова «Взятие снежного городка». Вот как это выглядела на Руси. (слайд с репродукцией)

Учитель рассказывает о старинной народной игре.

Весёлая кутерьма заканчивалась разрушением снежного городка и сбором в общий хоровод у костра.

10. Обобщение.

Разные произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!

(все учащиеся встают в общий хоровод)

10. На фоне р.н. песни «Блины» дети приглашаются на масленичное чаепитие.

11. Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов .

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.