Урок по финансовой грамотности во 2 классе «История возникновения денег»
Урок
по финансовой грамотности
во 2 классе
«История возникновения денег»
Учитель начальных классов
Добрецова Н.А.
История возникновения денег
Цель занятия: создание условий для формирования начальных представлений о деньгах, как средстве приобретения товаров.
Предметные результаты:
содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях;
о функциях денег в жизни человека;
познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;
Метапредметные результаты:
регулятивные:
понимать и принимать учебную задачу;
проявление познавательной и творческой инициативы;
коммуникативные:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;
познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Ход занятия
Ведущий:
Ребята, мы много говорили о различных изобретениях человечества, а хотите узнать ещё об одном?
- Разгадайте загадку и вы ответите на этот вопрос:
- В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. ( Деньги)
А что же такое деньги? (Ответы детей)
« Деньги - это то, что люди используют для покупки разных вещей и оплаты услуг. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.
Другими словами: Деньги - особый товар, который можно обменять на любые другие товары или услуги.
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
- Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой.
Но что тогда получается: раз я могу взять в магазине все, что мне хочется, значит, мама может не ходить на работу, а почитать со мной книжки. И папа может уехать со мной на рыбалку, ему ведь тоже не нужно зарабатывать денег. Я пришёл в школу, а там нет учительницы, она ушла в ателье шить платье. Решила сделать выходной. Ведь за платье не надо платить. А пекарь вообще решил совсем никогда не ходить на работу. И когда мы придём в магазин, там не будет ни одной булочки хлеба. Никто его не испёк. И велосипеда мне не досталось, Саша, из соседнего подъезда забрал все велосипеды. Зачем ему столько? Говорит: «Один сломается, буду ездить на другом».
- Хотелось ли вам жить в таком мире? (Нет) Почему?
Выходит нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо.
Всегда ли были деньги такими, какими мы знаем их сейчас? На этот вопрос вы ответите после того, как посмотрите мультфильм.
(Просмотр мультфильма).
Ведущий: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Обмен».
Обсуждение:
-Понравилось ли вам игра?
– Кто не смог произвести обмен?
– Кто смог обменяться? Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
Мы побывали с вами в прошлом денег. Узнали, что стало причиной появления денег. А теперь давайте перенесемся в наши дни.
- Какие бывают деньги? (монеты, купюры)
(Показываем картинку)
- А какой денежной единицей пользуемся мы? (Рубль) Напомните мне, как появилось слово «рубль»?
Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Но они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, слитков. На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок).
Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Что же получалось?
– РУБЛЬ.
Про деньги сложено много пословиц. (Показываем слайд). Объясните некоторые пословицы.
Игра «Разменяй монетками»
(Детям раздаем купюры и монетки. Они должны купюры поменять на монетки).
Ведущий. Дети, а как вы думаете: всё ли можно купить за деньги? (Ответы детей)
Деньги, деньги, снова деньги-
Слышим мы сегодня вокруг,
Но есть в жизни вещи важнее,
Не забывай об этом, мой друг!
И зачем они только нужны?
Неужели без них невозможно
Общаться, творить и дружить,
Наверное, все же можно.
Ценного в жизни много:
Счастье, здоровье, семья…
Все золото мира бессильно,
Чтобы это купить, друзья.
Чувства людей бесценны,
И жизнь не имеет цены,
Верим мы свято в дружбу,
И истине этой верны!
Подведение итогов
Как называется плата за работу? ( Зарплата)
Прямой обмен товаров одних на другие? (Бартер)
Часть гривны, которую отрубали? (Рубль)
Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги)
Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения)
Чтобы врач купил пирог,
Заплати скорей… (налог)
Это сумма, что заплатит покупатель,
Это сумма, что устроит продавца,
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется… (цена)
Мишка коммерсантом стал,
У лисы кредит он взял.
Через год он разорился
И в кого-то превратился… (банкрот)
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается,
Это не чудесный дар просто-
Напросто… (товар)
Ведущий: Итак, что вы узнали сегодня нового, интересного?
Что особенно запомнилось?
О чем хотели бы рассказать родителям?