Итоговая диагностическая работа по географии (5 класс)
Итоговая диагностическая работа по географии
для обучающихся 5 класса
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводилась в конце учебного года с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений, участвующих в переходе на обновленный ФГОС ООО.
Диагностическая работа охватывает содержание, включенное в основной учебно-методический комплект по географии, используемый в МБОУ СОШ №38 в 5-х классах.
2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”– О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).
3. Структура диагностической работы
Каждый вариант диагностической работы состоит из 17 заданий: 9-и заданий с выбором одного правильного ответа, 4-х заданий на установление соответствий, 3-х заданий с кратким ответом и 1 задания с развернутым ответом.
В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.
4. Время выполнения работы
На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.
5. Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование
Наличие у учащихся школьного географического атласа для 6 класса (карта полушарий, карта России). Строгое соблюдение инструкции по проведению диагностической работы.
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Задания 1, 4-10, 15 оцениваются в 1 балл. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 43 балла. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом оценивается учителем с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания. Задания на установление соответствия оцениваются 1 баллом за каждое правильное соответствие.
7. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям
Диагностическая работа позволяет оценить степень освоения учебного материала при использовании любых УМК по географии.
Работа охватывает учебный материал по начальному курсу «География», изученный в 5 классе. В таблице приведено распределение заданий работы по темам учебного курса.
Кодытем |
Темы курса географии |
Число заданий |
1.1 |
Развитие географических знаний о Земле |
2 |
1.2 |
Изображение земной поверхности. Географическая карта, план местности |
10 |
2.1 |
Земля – планета Солнечной системы |
2 |
2.2 |
Земная кора и литосфера. |
3 |
|
Итого: |
17 |
Код |
Планируемые результаты обучения |
1.1.1 |
Умение использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач |
1.2.1 |
Умение интерпретировать географическую информацию, содержащуюся в одном или нескольких источниках |
1.3.1 |
Умение интегрировать географическую информацию из предлагаемых источников |
1.4.1 |
Умение обобщать географическую информацию с целью определения тенденций и закономерностей изменения свойств географических объектов и явлений во времени и в пространстве |
1.5.1 |
Умение осмысливать и оценивать географическую информацию |
2.1.1 |
Умение устанавливать соответствие между географическими объектами, процессами и явлениями на основе известных характерных свойств |
2.1.2 |
Умение проводить простейшую классификацию изученных географических объектов, процессов и явлений |
2.2.1 |
Умение использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни |
Итоговая диагностическая работа 5 класс
1 вариант
1.Что такое география?
А-наука о живых организмах, Б - наука о Земле, В-наука о небесных телах
2.Установи соответствие:
Путешественник - Вклад в изучение Земли ЦИФРА –БУКВА
Путешественники |
Вклад в изучение Земли |
1 – Христофор Колумб |
А - совершил первое кругосветное плавание |
2 – Васко да Гама |
Б - пересёк Атлантический океан в поисках водного пути в Индию, но так и не узнал, что обнаружил новый материк |
3 – Америго Веспуччи |
В- открыл водный путь в Индию, обогнув Африку |
4 – Фернан Магеллан |
Г - доказал, что земли, открытые Колумбом это новый материк |
3.Установи соответствие между объектами природы и их признаками:
ЦИФРА-БУКВА
Объекты природы: 1-Солнце 2-Галактика 3-астероид 4-Луна 5-Земля
Признаки объектов: А-поверхность покрыта кратерами
Б - совершает 1 оборот вокруг Солнца за год
В - гигантский пылающий газовый шар
Г - огромное скопление звезд
Д - малое небесное тело
4. Вращение Земли вокруг своей оси является причиной…
А-Наличия на земной поверхности материков и океанов
Б - Смены дня и ночи
В- Смены времен года
Г- Начала эпохи географических открытий
5. Как называется умение находить стороны горизонта?
А) ориентирование; Б) азимут; В) масштаб; Г) компас
6.Чему равен азимут восточного направления?
А)270° Б)45° В)90° Г)180°
7. Если численный масштаб карты 1 : 200 000, то это означает, что:
А – в 1 см 200 000 км; Б – в 1 см 200 км; В – в 1 см 2 км.
8. Если именованный масштаб в 1 см – 25 км, то численный:
А - 1:25; Б - 1:250 000; В - 1:2 500 000.
9.0о и 180о меридианы делят земной шар на ……
А - Северное и Южное полушария Б - Восточное и Западное полушария
10. Что такое параллель?
А- воображаемая линия на земном шаре, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию
Б- воображаемая линия на земном шаре, проведенная параллельно экватору
11. Распредели признаки широты и долготы: буквА - цифрЫ
А – широта Б - долгота
1 -удаленность точки от экватора
2 -удаленность точки от нулевого меридиана
3 -определяется по меридианам
4 -определяется по параллелям
5 -бывает северная или южная
6 -бывает западная или восточная
7 -отсчитывается от наименьшего меридиана
8 -отсчитывается от наименьшей параллели
9 - градусы от 0 до 90
10 -градусы от 0 до 180
11 -на карте полушарий искать по окружности
12 - на карте полушарий искать на экваторе
12.По физической карте полушарий определи координаты: вдп.Виктория (в Африке)
13.Определи объект по координатам: 28о ю.ш., 137о в.д.
14. Выберите признаки. Установи соответствие - буква - цифрЫ
А -земной коры; Б -мантия; В -ядро
1-верхняя слой находится в расплавленном состоянии;
2-температура достигает +5000 оС;
3-самая тонкая оболочка Земли;
4-оно состоит из самого плотного и тяжелого вещества, предположительно железа;
5-в верхнем слое вещество постоянно перемещается;
6-состоит из горных пород и минералов
15. Какой слой отсутствует в океанической земной коре:
А - гранитный; Б - осадочный; В – базальтовый
16.Выбери из списка магматические горные породы:
Мрамор, гранит, уголь, нефть, базальт, глина.
17.Дайте определение понятий: план местности, геоид, литосфера
2 вариант
1.Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?
А-Аристотель Б -Геродот В-Эратосфен
2. Установи соответствие:
Путешественник - Вклад в изучение Земли ЦИФРА –БУКВА
Путешественники |
Вклад в изучение Земли |
1 – Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев |
А – первыми из русских совершили кругосветное путешествие |
2 – Фернан Магеллан |
Б - подтвердил наличие материка Австралия |
3 – Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский |
В – открыли материк Антарктиду |
4 – Джеймс Кук |
Г - совершил первое кругосветное плавание |
3.Установи соответствие между объектами природы и их признаками:
ЦИФРА-БУКВА
Объекты природы: 1- Галактика 2 - Луна 3-астероид 4 -Солнце 5-Земля
Признаки объектов: А-поверхность покрыта кратерами
Б - совершает 1 оборот вокруг Солнца за год
В - гигантский пылающий газовый шар
Г - огромное скопление звезд
Д - малое небесное тело
4. Вращение Земли вокруг Солнца является причиной…
А-Наличия на земной поверхности материков и океанов
Б- Смены дня и ночи
В- Смены времен года
Г- Начала эпохи географических открытий
5. Что такое ориентирование:
А)находить азимут
Б)определять положение по отношению к сторонам горизонта
В)умение пользоваться компасом
6. Чему равен азимут западного направления?
А)270° Б)45° В)90° Г)180°
7. Если численный масштаб карты 1 : 100 000, то это означает, что:
А - в 1 см 10 000 км; Б - в 1 см 1 000 км; В - в 1 см 1км.
8. Если именованный масштаб в 1 см – 50 км, то численный масштаб:
А -1 : 50; Б – 1 : 500 000; В – 1 : 5 000 000
9.Экватор делит земной шар на ……
А - Северное и Южное полушария Б - Восточное и Западное полушария
10. Что такое меридиан?
А - воображаемая линия на земном шаре, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию
Б - воображаемая линия на земном шаре, проведенная параллельно экватору
11. Распредели признаки широты и долготы: буквА - цифрЫ
А – широта Б - долгота
1 - удаленность точки от нулевого меридиана
2 - удаленность точки от экватора
3 - определяется по параллелям
4 - определяется по меридианам
5 - бывает западная или восточная
6 - бывает северная или южная
7 - отсчитывается от наименьшего меридиана
8 - отсчитывается от наименьшей параллели
9 - градусы от 0 до 90
10 - градусы от 0 до 180
11 - на карте полушарий искать на экваторе
12 - на карте полушарий искать по окружности
12.По физической карте полушарий определи координаты объекта:
г.Париж (на западе Евразии)
13.Определи объект по координатам: 18о с.ш., 17о в.д.
14. Выберите признаки. Установи соответствие буквА - цифрЫ
А - земной коры; Б - мантия; В – ядро
1- самая тонкая оболочка Земли;
2- состоит из горных пород и минералов
3- верхняя слой находится в расплавленном состоянии;
4-оно состоит из самого плотного и тяжелого вещества, предположительно железа;
5-в верхнем слое вещество постоянно перемещается;
6- температура достигает +5000 оС;
15. Какой из названных слоев отсутствует в материковой земной коре:
А – гранитный; Б – осадочный; В – песчаный; Г – базальтовый
16.Выбери из списка осадочные горные породы: Мрамор, гранит, уголь, нефть, базальт, глина.
17.Дайте определение понятий: план местности и карта, геоид, литосфера.
Ответы
1 вариант |
2 вариант |
1 – Б |
1 – В |
2 - 1Б, 2В, 3Г, 4 А |
2 – 1В, 2Г, 3А, 4Б |
3 – 1Б, 2 Г, 3Д, 4А, 5Б |
3 – 1Д, 2Б, 3Г, 4В, 5А |
4 – Б |
4 – В |
5 – А |
5 – Б |
6 – В |
6 – А |
7 – В |
7 – В |
8 - В |
8 - В |
9 – Б |
9 – А |
10 – Б |
10 – А |
11 – А – 1, 4, 5, 8, 9, 11 Б – 2, 3, 6, 7, 10, 12 |
11 - А – 2, 3, 6, 8, 9, 12 Б – 1, 4, 5, 7, 10, 11 |
12 – 19 о ю.ш., 26 о в.д |
12 – 49 о с.ш., 3 о в.д |
13 – озеро Эйр |
13 – озеро Чад |
14 – А – 3, 6 Б- 1, 5 В – 2, 4 |
14 – А – 1, 2, Б – 3, 5 В – 4, 6 |
15 – А |
15 - В |
16 – гранит, базальт |
16 –уголь, нефть и глина |
17 – определение понятий: план, геоид, литосфера |
17 – определение понятий: план, геоид, литосфера |