12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бунова Инна Владимировна340
Россия, Ростовская обл., станица Багаевская

Итоговая контрольная работа 6 класс.

Пояснительная записка

1. Назначение работы

Контрольная работа направлена на оценивание качества полученных учащимися знаний по Всеобщей истории (история Средних веков 5 - 15 вв.) и истории России (с древнейших времен до конца 15 века) , определение уровня достижения планируемых предметных и метапредметных результатов; оценки уровня подготовки учащихся к обучению в 6 классе

2. Документы, определяющие содержание контрольной работы

Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Содержание контрольной работы соответствует учебникам Л.В. Искровская, С.Е. Федоров «История средних веков. 6 класс» и «История России. 6 класс» под редакцией Торкунова.

3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:

требований федерального государственного образовательного стандарта;

требований историко-культурного стандарта;

целей исторического образования в основной школе;

специфики курса истории основной школы;

ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

4. Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Работа охватывает содержание курса История России (с древнейших времен до конца 15 века), являющийся приоритетным и всеобщей истории (история зарубежных стран 5-15 века). В итоговой работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории.

Структура работы. Работа состоит из 10 вопросов, включающих разные виды заданий. Задания с выбором ответа предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных, а также последовательное соотнесение каждого из предложенных вариантов ответов с условием задания. Они проверяют знания фактов, дат, понятий, установление хронологии событий. Задания с кратким ответом позволяют выявить не только имеющиеся знания, но и определённые умения, связанные с обработкой информации, умением ее частично преобразовывать, систематизировать и классифицировать, работать с исторической картой и историческим источником. Задание с развернутым ответом направлено на оценку умения строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы, а также владения грамотной письменной речью.

5. Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Работа разделена на 2 блока: 1 блок - задания по Всеобщий истории (История Средних веков): Страны Западной Европы в раннее средневековье (V-Xвв); Зрелое средневековье в странах западной Европы (11-15 века); Страны Азии, Америки и Африки в Средние века; 2 блок заданий по Истории России: Народы и государства на территории нашей страны в древности; Образование государства Русь. Первые русские князья Князь Владимир и крещение Руси Русь при Ярославе Мудром и его приемниках Общество, государство и церковь в древней Руси Культура Древней Руси. 2.3 Русские земли и княжества в 13-15 вв.

6. Продолжительность контрольной работы

На выполнение работы отводится 40-45 минут.

7. Система оценивания проверочной работы

Задания 1,3-9 максимально оцениваются в 2 балла (при одной допущенной ошибке в 1 балл 4 допущено 2 и более ошибок 0 баллов). Задание 16 является заданиями высокого уровня, в случае верно выполнения оцениваются максимально в 3 балла (оценка 2 и 1 балл пропорционально степени выполнения задания подробнее описано в отдельной таблице). Остальные задания оцениваются в 1 балл в случае верного выполнения.

2134

А

Пояснения:

1. Б.

2. Закуп — наёмный работник, крестьянин, получивший ссуду (купу) от землевладельца и обязанный её отработать.

Пояснение.

А)

1. Султан Мехмед II. Отдал приказ войскам организовать осаду Константинополя, в результате которой, столица Византии пала.

2. Константин XI. Обратился за помощью к союзникам, которые прислали немногочисленные отряды для защиты Константинополя, расставил защитников по основным укреплениям и управлял обороной города, который пал под натиском турок.

Б)

1. Олег. Отдал приказ своей дружине притвориться купцами, выманить Аскольда и Дира и убить их, объявил киев столицей Древнерусского государства.

2. Святослав Игоревич. Отдал приказ дружине выдвигаться на вятичей, в результате чего данное племя окончательно вошло в состав Древнерусского государства.

В)

1. Всеволод Большое Гнездо. Князь устроил расправу над боярами Ростова, противившимися княжеской власти, расширил территорию Владимиро-Суздальского княжества, выделил средства на украшение Владимира Дмитриевским и Рождественским соборами, кремлём-детинцем.

2. Глеб Юрьевич. Приказал свой дружине соединиться с союзниками и осадить Киев, после взятия и разорения которого, он стал княжить в нем, получив согласие на это старшего брата Андрея Боголюбского, который предпочел остаться во Владимире.

Г)

1. Гаврило Олексич. Во время Невской битвы увидел королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, поднялся на борт, был сброшен вниз, но потом снова вступил в бой.

2. Отрок Савва. В ходе Невской битвы проник в центр шведского лагеря, ворвался в большой королевский шатёр и подсёк столб шатёрный, потеряв опору, шатёр свалился на землю, чем внес сумятицу в шведские ряды.

t1705933355aa.gif

Пояснение.

А) Константинополь. Столица Византии, которую после долгой осады взяли турки−османы в середине пятнадцатого века, после чего империя перестала существовать.

Б) Киев. Князь Олег захватил данный город, объявил его столицей в 882 году, данное событие принято считать началом Древнерусского государства.

В) Боголюбово. В данном населенном пункте находилась резиденция князя Андрея Боголюбского, против которого бояре составили заговор и убили.

Г) р. Нева. На берегу данной реке князь Александр Ярославич разбил шведское войско, которое хотело вторгнутся в Новгородское княжество (Невская битва).

Пояснение.

А) Падение Византийской империи привело к образованию на ее месте Османской империи.

Б) Формирование Древнерусского государства привело к объединению восточнославянских племен, появлению у них государственности.

В) Политическое развитие Северо-Восточной Руси во второй половине XII в. сопровождалось расцветом Великого Владимирского княжества, из которого выделяется в удел младшему сыну Александра Невского Московское княжество — будущий центр объединения русских земель.

Г) Защита русских земель от вторжений с северо-запада в XIII в. обеспечила независимость и территориальную целостность Новгородских и Псковских земель, предотвратила насильственное насаждение католичества среди местного населения.

2413

1 — Новгород (Великий Новгород); 2 — Авиньон; 3 — Владимир; 4 — Равенна.

2 балла

Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы − 19.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

Первичные баллы

0-7

8-12

13-16

17-19

 

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы по истории даётся 45 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 10 заданий. Работа содержит задания по истории Средних веков и истории России. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

 

Часть 1

Каждая из иллюстраций, приведённых ниже, относится к одному из указанных в перечне событий (процессов). Установите соответствие между событиями (процессами) и иллюстрациями: к каждому событию (процессу) подберите по одной иллюстрации.

t1705933355ab.gif

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

 

 

 

 

Перечень событий (процессов):

А) борьба католической церкви с еретиками в XI−XIII вв.

Б) внутренняя политика киевского князя в 1019−1054 гг.

В) нашествие монголов на русские земли и княжества в 1237−1240 гг.

Г) внешняя политика первых русских князей в 882−972 гг.

 

2. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).

 

«...Бароны собрали совет, чтобы установить, когда они соизволят выступить и в какую сторону им угодно будет направиться. На этот раз они не смогли прийти к соглашению, потому что им казалось, что ещё слишком мало рыцарей. В том же году, менее чем через два месяца, они собрались на совет в другом городе. Здесь были все графы и бароны, которые приняли крест... Конец совета был таков, что они избрали послов, лучших, каких они могли найти, и дали им полную власть делать всё. Итак, шесть послов пустились в путь... В морском городе-республике они надеялись найти большее число судов, чем в каком-либо другом порту. И они ехали верхом целые дни, так что прибыли туда на первой неделе поста. Венецианский дож, которого звали Энрико Дандоло, очень мудрый и очень храбрый, принял их с большим почётом, как он сам, так и другие горожане».

 

Перечень событий (процессов)

А) Четвёртый Крестовый поход

Б) борьба за власть на Руси после смерти князя Владимира Святославича

В) защита русских земель от вторжений с северо-запада в XIII в.

Г) политическое развитие Северо-Восточной Руси во второй половине XII в.

Оt1705933355ac.gif твет:

3. С каким из данных событий (процессов) связано слово «закуп»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс).

Объясните смысл слова «закуп».

 

Перечень событий (процессов)

А) формирование территории Древнерусского государства

Б) развитие законодательства в Древнерусском государстве

Вt1705933355ac.gif ) установление зависимости русских земель и княжеств от Орды

Г) развитие науки и техники в Западной и Центральной Европе в XV в.

Ответ:

 

4. Выберите одно событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 4–7, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). В заданиях 4–7 буквы должны быть одинаковыми.

Укажите две исторические личности, непосредственно связанные с выбранным Вами событием (процессом).

Укажите одно любое действие каждой из этих личностей, в значительной степени повлиявшее на ход и (или) результат этого события (процесса).

Ответ запишите в таблицу.

 

Не следует указывать исторические личности, упомянутые в отрывке из исторического источника в задании 2.

 

Личности

Действия

1.

 

2.

 

 

Перечень событий (процессов)

А) падение Византийской империи

Б) формирование Древнерусского государства

В) политическое развитие Северо-Восточной Руси во второй половине XII в.

Г) защита русских земель от вторжений с северо-запада в XIII в.

 

5t1705933355ac.gif . Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное Вами событие (процесс).

t1705933355ad.gif

6t1705933355ae.gif . Запишите название любого объекта (города, населённого пункта, реки или др.), который непосредственно связан с выбранным Вами событием (процессом).

________________________________________________

Объясните, как указанный Вами объект (город, населённый пункт, река или др.) связан с этим событием (процессом).

 

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

7. Используя знание исторических фактов, объясните, почему выбранное Вами событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. На каких двух изображениях представлены памятники культуры России, а на каких — памятники культуры зарубежных стран? Запишите в таблицу порядковые номера соответствующих изображений.

 

Ответ:

Памятники культуры России

Памятники культуры зарубежных стран

t1705933355af.gif

t1705933355af.gif

t1705933355af.gif

t1705933355af.gif

 

Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 8, 9.

t1705933355ag.gif

9. Выберите один из этих четырёх памятников культуры и укажите название города, в котором этот памятник культуры находится в настоящее время.

Рассмотрите изображения памятников культуры и выполните задания 8, 9.

t1705933355ah.gif

Часть 2

10. Вспомните важнейшие события истории Вашего региона или населённого пункта и выполните задание.

Назовите одно любое историческое событие (явление, процесс), произошедшее в Вашем регионе.

Какое значение имело указанное Вами событие (явление, процесс) для Вашего региона, или населённого пункта, или нашей страны, или мира в целом?

________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.