12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соловова Екатерина Николаевна76
Учитель русского языка и литературы высшей категории; 22 года педагогического стажа
Россия, Челябинская обл.
6

Итоговый контроль по литературе в 8 кл. Произведения русской литературы XIX века (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). Для детей с ОВЗ (по 7 типу ЗПР)

Для детей с ОВЗ (по 7 типу ЗПР)

Итоговый контроль по литературе в 8 кл. Произведения русской литературы XIX века (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой)

Примечание. Тексты взяты из художественных произведений русских писателей (открытые источники интернета). Данная проверочная работа может быть выполнена учениками как на уроке, так и дома.

I. Прочитайте фрагмент и выполните по нему задания.

Н.В. Гоголь «Шинель»

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»  — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! Даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным...

1. К какому типу литературного героя принадлежит Акакий Акакиевич Башмачкин?

А. «лишний» человек

Б. «благородный» разбойник

В. «маленький» человек

Г. мечтатель-романтик

2. Какую мысль выразил писатель в следующих словах: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»  — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

А. гуманистическую

Б. философскую

В. гражданско-патриотическую

Г. антигуманную

3. Какое художественное средство языка представлено в следующих примерах: «не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»; «остановился, как будто пронзенный»?

А. олицетворение

Б. сравнение

В. метафора

Г. эпитет

4. Как называется важный элемент в произведении, который позволяет создать образ персонажа: «низенький чиновник с лысинкою на лбу»?

А. портрет

Б. интерьер

В. пейзаж

Г. натюрморт

II. Прочитайте фрагмент и выполните по нему задания.

И.С. Тургенев «Ася»

Весь этот день прошел как нельзя лучше. Мы веселились, как дети. Ася была очень мила и проста. Гагин радовался, глядя на нее. Я ушел поздно.

Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению. Старик поднял весла  — и царственная река понесла нас. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу  — но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду  — и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки... Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков. Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. Что я чувствовал, было не то смутное, еще недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она все понимает и любит... Нет! во мне зажглась жажда счастья. Я еще не смел называть его по имени,  — но счастья, счастья до пресыщения  — вот чего хотел я, вот о чем томился... А лодка все неслась, и старик перевозчик сидел и дремал, наклонясь над веслами.

Отправляясь на следующий день к Гагиным, я не спрашивал себя, влюблен ли я в Асю, но я много размышлял о ней; ее судьба меня занимала, я радовался неожиданному нашему сближению. Я чувствовал, что только со вчерашнего дня я узнал ее; до тех пор она отворачивалась от меня. И вот, когда она раскрылась, наконец, передо мною, каким пленительным светом озарился ее образ, как он был нов для меня, какие тайные обаяния стыдливо в нем сквозили...

Бодро шел я по знакомой дороге, беспрестанно посматривая на издали белевший домик, я не только о будущем — я о завтрашнем дне не думал; мне было очень хорошо.

5. Какое художественное средство языка представлено в следующих примерах: «слезы закипали», «тревога росла»?

А. олицетворение

Б. сравнение

В. метафора

Г. эпитеты

6. Как называется важный элемент в произведении, который позволяет создать образ природы: «...но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды»?

А. портрет

Б. интерьер

В. пейзаж

Г. натюрморт

7. Какое чувство испытывал господина Н.Н. к Асе?

А. неприязнь

Б. уважение

В. равнодушие

Г. любовь

8. В каких словах передаётся психологическое состояние господина Н.Н.?

А. склонился к реке

Б. облокотился на край лодки

В. слезы закипали у меня на глаза

Г. бодро шел я по знакомой дороге

III. Прочитайте фрагмент и выполните по нему задания.

Ф.М. Достоевский «Белые ночи»

Я пришел назад в город очень поздно, и уже пробило десять часов, когда я стал подходить к квартире. Дорога моя шла по набережной канала, на которой в этот час не встретишь живой души. Правда, я живу в отдаленнейшей части города. Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как и всякий счастливый человек, у которого нет ни друзей, ни добрых знакомых и которому в радостную минуту не с кем разделить свою радость. Вдруг со мной случилось самое неожиданное приключение.

В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина; облокотившись на решетку, она, по-видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала. Она была одета в премиленькой желтой шляпке и в кокетливой черной мантильке. «Это девушка, и непременно брюнетка», — подумал я. Она, кажется, не слыхала шагов моих, даже не шевельнулась, когда я прошел мимо, затаив дыхание и с сильно забившимся сердцем. «Странно! — подумал я, — верно, она о чем-нибудь очень задумалась», и вдруг я остановился как вкопанный. Мне послышалось глухое рыдание. Да! я не обманулся: девушка плакала, и через минуту еще и еще всхлипывание. Боже мой! У меня сердце сжалось. И как я ни робок с женщинами, но ведь это была такая минута!.. Я воротился, шагнул к ней и непременно бы произнес: «Сударыня!» — если б только не знал, что это восклицание уже тысячу раз произносилось во всех русских великосветских романах. Это одно и остановило меня. Но покамест я приискивал слово, девушка очнулась, оглянулась, спохватилась, потупилась и скользнула мимо меня по набережной. Я тотчас же пошел вслед за ней, но она догадалась, оставила набережную, перешла через улицу и пошла по тротуару. Я не посмел перейти через улицу. Сердце мое трепетало, как у пойманной птички. Вдруг один случай пришел ко мне на помощь.

9. Какое художественное средство языка представлено в следующих примерах: «радостную минуту», «премиленькой шляпке»?

А. олицетворение

Б. гипербола

В. метафора

Г. эпитеты

10. От какого лица ведётся повествование?

А. от 1-го лица

Б. от 2-го лица

В. от 3-го лица

Г. от лица автора

11. Почему у героя «сердце сжалось», когда он прогуливался?

А. он был одинок

Б. он не посмел перейти через улицу, чтобы познакомиться с девушкой

В. он увидел, что девушка плакала

Г. он был счастлив

12. Как называется речь, которую герой произносится про себя?

А. внешний монолог

Б. внутренний монолог

В. диалог

Г. полилог

VI. Прочитайте фрагмент и выполните по нему задания.

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

Да! вам непременно предстоит разочарование, ежели вы в первый раз въезжаете в Севастополь. Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости, — ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно запятых будничным делом, так что, может быть, вы упрекнете себя в излишней восторженности, усомнитесь немного в справедливости понятия о геройстве защитников Севастополя, которое составилось в вас по рассказам, описаниям и вида и звуков с Северной стороны. Но прежде чем сомневаться, сходите на бастионы, посмотрите защитников Севастополя на самом месте защиты или, лучше, зайдите прямо напротив в этот дом, бывший прежде Севастопольским собранием и на крыльце которого стоят солдаты с носилками, — вы увидите там защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища.

Вы входите в большую залу Собрания. Только что вы отворили дверь, вид и запах сорока или пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненных больных, одних на койках, большей частью на полу, вдруг поражает вас. Не верьте чувству, которое удерживает вас на пороге залы, — это дурное чувство, — идите вперед, не стыдитесь того, что вы как будто пришли смотреть на страдальцев, не стыдитесь подойти и поговорить с ними: несчастные любят видеть человеческое сочувствующее лицо, любят рассказать про свои страдания и услышать слова любви и участия. Вы проходите посредине постелей и ищете лицо менее строгое и страдающее, к которому вы решитесь подойти, чтобы побеседовать <...> Теперь, ежели нервы ваши крепки, пройдите в дверь налево: в той комнате делают перевязки и операции. Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками и бледными угрюмыми физиономиями, занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый под влиянием хлороформа. Доктора заняты отвратительным, но благодетельным делом ампутаций. Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как с ужасным, раздирающим криком и проклятиями раненый вдруг приходит в чувство; увидите, как фельдшер бросит в угол отрезанную руку; увидите, как на носилках лежит, в той же комнате, другой раненый и, глядя на операцию товарища, корчится и стонет не столько от физической боли, сколько от моральных страданий ожидания, — увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти...

13. Какой принцип, художественное средство использует писатель, чтобы показать картины осаждённого Севастополя, вызывающие у читателей противоречивые чувства: «...увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища»?

А. метафора

Б. сравнение

В. лексический повтор

Г. противопоставление (антитеза)

14. Как жители Севастополя относятся к войне?

А. буднично

Б. с восхищением

В. с ненавистью

Г. с юмором

15. В чём нуждались, по мнению писателя, тяжело раненные больные, защитники Севастополя?

А. хотят, чтобы их никто не трогал

Б. хотят услышать слова любви и участия

В. в профессиональной медицинской помощи и вкусной еде

Г. хотят услышать правду о своём ранении

16. Как писатель показывает настоящую войну в произведении «Севастопольские рассказы»?

А. писатель показывает войну правдиво - в крови, в страданиях, в смерти

Б. писатель показывает войну героически - с развевающимися знаменами и гарцующими генералами

В. писатель показывает войну неправдоподобно, искажает факты

Г. писатель показывает войну как необходимое и естественное состояние для человечества


Максимальное количество баллов за всю работу – 16 б. ​​​​​​​

Ответы

1. В. «маленький» человек

2. А. гуманистическую

3. Б. сравнение

4. А. портрет

5. В. метафора

6. В. пейзаж

7. Г. любовь

8. В. слезы закипали у меня на глаза

9. Г. эпитеты

10. А. от 1-го лица

11. В. он увидел, что девушка плакала

12. Б. внутренний монолог

13. Г. противопоставление (антитеза)

14. А. буднично

15. Б. хотят услышать слова любви и участия

16. А. писатель показывает войну правдиво - в крови, в страданиях, в смерти


Критерии перевода полученных баллов в отметку

На «5» - 16-15 б.

На «4» - 14-12 б.

На «3» - 11-8 б.

На «2» - 7-0 б.


5


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.