Итоговый контроль по математике
3 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой работы для учащихся 3 класса по математике для оценки достижений учащихся
Назначение КИМ
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении по предметной области «Математика». Основной целью работы является: определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений к концу обучения в 3 классе; определение сформированности способов учебной деятельности: воспринимать учебную задачу; контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания; использовать свои знания в новой нестандартной ситуации.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой работы по предметной области «Математика» разработаны на основе следующих документов:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.);
Планируемые результаты начального общего образования по предмету «Математика» (Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 22-26);
Примерная программа начального общего образования по предмету «Математика» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 119-125);
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с. 36-44).
Математика 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва – М.: Вентана-Граф, 201
Математика: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/ В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Структура КИМ
В основе работы лежат планируемые результаты освоения программы по математике в 3 классе. Задания проверочной работы составлены на материале блоков «Нумерация», «Устные и письменные вычисления», «Величины», «Алгебра», «Геометрия», «Задачи», «Работа с информацией».
Работа содержит 21 задание. В таблице №1 представлено распределение заданий по разделам содержания курса «Математика»
Таблица 1.
Раздел содержания |
Число заданий в работе |
Нумерация |
3 |
Устные и письменные вычисления |
3 |
Величины |
3 |
Алгебра |
3 |
Геометрия |
3 |
Задачи |
3 |
Работа с информацией |
3 |
Всего |
21 |
В работе 2 группы заданий: 14 заданий базового уровня (Б) и 7 заданий повышенного уровня сложности (П). В таблице № 2 представлены проверяемые умения и уровень их сложности.
Таблица № 2
Раздел стандарта |
Проверяемые умения |
Номер задания |
Сложность |
Нумерация |
Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от 100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения. Различать знаки > и <. Читать записи вида 256 < 512, 625 > 108. Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличении или уменьшения) |
1,2,3 |
1,2 – Б 3 - П |
Устные и письменные вычисления |
Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы. Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число. |
4,5,6 |
4,5 – Б 6 – П |
Величины |
Называть единицы массы. Называть единицы длины: километр, миллиметр. Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений. |
7,8,9 |
7,8 – Б 9 - П |
Алгебра |
Выполнять арифметические действия в пределах 1 000 |
10,11,12 |
10,11 – Б 12 – П |
Геометрия |
Изображать окружность, прямую и ломаную линии с помощью линейки; — проводить прямую через одну и через две точки |
13,14,15 |
13,14 – Б 15 – П |
Задачи |
Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения. Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий. Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делать вывод об отсутствии её решения |
16,17,18 |
16, 17 – Б 18 – П |
Работа с информацией |
Собирать, анализировать и фиксировать информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы. Выбирать необходимую для решения задач информацию из различных источников (рисунки, схемы, таблицы) |
19,20,21 |
19, 20 – Б 21 – П
|
Система оценивания выполненных заданий и работы в целом
Задания базового уровня оцениваются по одной шкале, повышенного уровня – по другой.
Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня оценивается от 1 до 2 баллов.
Заданий базового уровня – 14, заданий повышенного уровня – 7
Максимальное количество баллов за задания базового уровня – 14.
Максимальное количество баллов за задания базового уровня – 14.
Результаты выполнения заданий базового уровня сложности используются для оценки достижения третьеклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 4 классе. В рамках данного мониторинга учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65 % заданий базового уровня. Так, если в работе заданий базового уровня 14, то в этом случае при получении учащимся не менее 9 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу математики 3 класса начальной школы. При получении учащимся 9-12 баллов (максимальный балл равен 12) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки.
Подсчет баллов за задания повышенной сложности. Максимальный балл, который может получить ученик за задания повышенной сложности – 14 баллов. Если ученик получает 7 баллов, то можно констатировать достижение нижнего порога повышенного уровня.
Общий подсчет баллов
Можно считать, что учащийся продемонстрировал способность применять знания для решения учебных и практических задач повышенного уровня трудности, если он набрал не менее 9 баллов за задания базового уровня и не менее 7 баллов за задания повышенного уровня: 9Б + 7П = 16 баллов. В этом случае делается вывод об овладении программой на повышенном уровне.
Время работы
На выполнение всей работы отводится 2 урока по 40 минут.
Рекомендации по проведению работы
Работа проводится в течение 2-х уроков. Одновременно работают все учащиеся. Текст предоставляется каждому ученику в отпечатанном виде. Учащиеся работают на листах в клетку. Третьеклассники выполняют задания в спокойной обстановке.
Текст работы.
1 вариант
Света записала на 6 карточках цифры: 3, 4, 9, 8, 1, 7. Какое наибольшее и какое наименьшее трёхзначное число она может выложить из этих карточек?
Кинозал вмещает 500 зрителей. Подсчитай, сколько может быть продано билетов, номера которых оканчиваются 15.
Выбери верный ответ: 4; 5; 10; 15.
3* Используя только цифры 0,1,2, запиши все возможные трёхзначные числа. В записи каждого числа цифры не должны повторяться. Выбери и запиши наименьшее из этих чисел, наибольшее из этих чисел.
Запиши выражения, значения которых делятся на 4.
(72-64)*2
(18+9)*0+16
85-76+19
Проверь равенства. Исправь ошибки, если они есть.
936:8:3=39
400:2*5=40
6*. Запиши предложения в виде равенств.
Если из числа 102 вычесть 70, то получится 32.
Сумма чисел 36 и 64 равна частному чисел 1 000 и 10.
Докажи, что каждое равенство верно.
Подбери подходящие единицы длины.
Высота дома 15 ….
Лыжник пробежал дистанцию 10 ….
Выбери единицы величин и закончи фразы.
Вместимость ведра 10 ….
Масса пачки масла 250 ….
9*.Расположи значения величин в порядке увеличения.
15 л, 1 ведро, 45 л, 1 бочка, 27 л, 2 ведра.
Если необходимо, воспользуйся сведениями из рубрики «Путешествие в прошлое» на странице 55 части первой учебника математики.
Какое число ввели в машину.
: 24
15
Вычисли значение выражения:
35 * а, если а=10, 12.
840 – х, если х =360, 780.
12* Составь выражения по схемам. Вычисли их значения.
___ - ___ : ___
___ + (___ - ___) : ___
13. Начерти окружность и отрезок так, чтобы отрезок имел с окружностью только одну общую точку. Рассмотри разные способы расположения отрезка.
Периметр треугольника АВС равен 88 см. Стороны АВ и ВС равны, а длина стороны АС – 32 см. Чему равны длины сторон АВ и ВС?
* Длина садового участка 30 м, а ширина 20 м. Вокруг участка на расстоянии 2 м от каждой его стороны проложена тропинка. Выполните схематический рисунок и вычислите длину тропинки.
В кафе за пятью столиками сидели по 4 человека. Несколько человек пообедали и ушли. Сколько человек осталось за столиками? Достаточно ли данных для решения задачи? Какого данного не хватает? Реши задачу, если известно что из кафе ушли 11 человек.
В магазине продали 4 ящика яблок по 9 кг в каждом, 6 ящиков вишни по 5 кг в каждом и 48 кг земляники. Что означают выражения, составленные по этому тексту?
9*4
5*6
9*4 + 5*6
48 - 9 * 4
18*. У Маши 85 р. Сколько аудиокассет по 20р. она может купить? Сколько денег у неё останется? Рассмотри все варианты.
19 с.49 з.9 и 10 ч.1
20. Какова длина забора?
96 м
138 м 127 м
105 м
21* На соседних садовых участках растут плодовые деревья и кустарники. На участке № 48 растут 12 яблонь, 4 груши, 6 вишен, 10 кустов смородины, 3 куста малины и 7 кустов крыжовника. На участке № 49 – 6 яблонь, 3 вишни, 5 кустов смородины и 9 кустов малины.
Заполни таблицу.
Номер участка |
яблонь |
груш |
вишен |
смородины |
крыжовника |
малины |
Всего |
48 |
|||||||
49 |
|||||||
На двух участках |
Используя данные таблицы ответь на вопросы.
Сколько всего деревьев и кустов на участке № 48? На участке № 49? На двух участках?
Во сколько раз больше яблонь на участке № 48, чем на участке № 49?
Во сколько раз меньше кустов малины на участке № 48, чем на участке № 49?
2 вариант
Света записала на 6 карточках цифры: 4, 5, 8, 9, 2, 6. Какое наибольшее и какое наименьшее трёхзначное число она может выложить из этих карточек?
Кинозал вмещает 500 зрителей. Подсчитай, сколько может быть продано билетов, номера которых оканчиваются 12.
Выбери верный ответ: 4; 5; 10; 15.
3* Используя только цифры 0, 1, 3, запиши все возможные трёхзначные числа. В записи каждого числа цифры не должны повторяться. Выбери и запиши наименьшее из этих чисел, наибольшее из этих чисел.
4.Запиши выражения, значения которых делятся на 4.
85 – 76 + 19
3 * (6 + 3)
– 15 +31) * 0
5.Проверь равенства. Исправь ошибки, если они есть.
72 : 4 * 3 =6
400 : 100 * 10 =40
6*. Запиши предложения в виде равенств.
Число 42 больше 7 в 6 раз.
Число 9 меньше 36 в 4 раза.
Докажи, что каждое равенство верно.
Подбери подходящие единицы длины.
Рост человека 1 … 70 … .
Длина муравья 12 … .
Выбери единицы величин и закончи фразы.
Площадь квартиры 60 …. .
Лыжник пробежал дистанцию 15 … .
9*.Расположи значения величин в порядке уменьшения.
1 ведро, 15 л, 1 бочка, 45 л, 2 ведра, 27 л.
Если необходимо, воспользуйся сведениями из рубрики «Путешествие в прошлое» на странице 55 части первой учебника математики.
10.Какое число ввели в машину.
* 17
646
11. Вычисли значение выражения:
m + 81, если m = 9, 49.
256 : у, если у =4, 128.
12* Составь выражения по схемам. Вычисли их значения.
___ * ___ + ___
___ - ___ * ___ + ___
13. Начерти окружность и отрезок так, чтобы отрезок имел с окружностью только две общие точки. Рассмотри разные способы расположения отрезка.
14. Периметр треугольника АВС равен 66 см. Стороны АВ и ВС равны, а длина стороны АС – 32 см. Чему равны длины сторон АВ и ВС?
15* Длина садового участка 30 м, а ширина 20 м. Вокруг участка на расстоянии 2 м от каждой его стороны проложена тропинка. Выполните схематический рисунок и вычислите длину тропинки.
В кафе за пятью столиками сидели по 4 человека. Несколько человек пообедали и ушли. Сколько человек осталось за столиками? Достаточно ли данных для решения задачи? Какого данного не хватает?
Реши задачу, если известно что из кафе ушли 9 человек.
В магазине продали 4 ящика яблок по 9 кг в каждом, 6 ящиков вишни по 5 кг в каждом и 48 кг земляники. Что означают выражения, составленные по этому тексту?
4 + 6
9 – 5
9*4 – 5*6
48 - 5 * 6
18*. У Маши 85 р. Сколько аудиокассет по 20р. она может купить? Сколько денег у неё останется? Рассмотри все варианты.
19. с.49 з.9 и 10 ч.1
20. Какова длина забора?
96 м
138 м 127 м
105 м
21* На соседних садовых участках растут плодовые деревья и кустарники. На участке № 48 растут 12 яблонь, 4 груши, 6 вишен, 10 кустов смородины, 3 куста малины и 7 кустов крыжовника. На участке № 49 – 6 яблонь, 3 вишни, 5 кустов смородины и 9 кустов малины.
Заполни таблицу.
Номер участка |
яблонь |
груш |
вишен |
смородины |
крыжовника |
малины |
Всего |
48 |
|||||||
49 |
|||||||
На двух участках |
Используя данные таблицы ответь на вопросы.
На сколько больше кустов смородины на участке № 48, чем на участке № 49?
Сколько всего на двух участках: кустов малины? Вишнёвых деревьев?
Сколько всего на двух участках: деревьев? Кустов?
7. Рекомендации для учителя по проверке и оценке
выполнения заданий
Критерии оценивания работы варианта № 1
№ |
Критерии оценивания |
1. |
1 балл – наименьшее число -134, наибольшее число- 987 0 баллов– все остальные случаи |
2. |
1 балл – 5 билетов (15, 115, 215, 315, 415) 0 баллов - все остальные случаи |
3*. |
2 балла – 102,120,201,210. Наименьшее число -103, наибольшее число – 210. 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
4. |
1 балл – выписаны все 4 выражения 0 баллов - все остальные случаи |
5. |
1 балл – исправлено значение второго выражения, верный ответ1000. 0 баллов - все остальные случаи |
6*. |
2 балла – 102-70=32,36+64=100 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
7. |
1 балл – 15 м, 10 км 0 баллов - все остальные случаи |
8. |
1 балл – 10 л, 250 г 0 баллов - все остальные случаи |
9*. |
2 балла – 12л, 15л, 24 л, 27 л, 45 л, 480 л 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
10 |
1 балл – 360 0 баллов - все остальные случаи |
11. |
1 балл – 350, 420;480, 60. 0 баллов - все остальные случаи |
12*. |
2 балла – числа подобраны, верно найдено значение двух выражений 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
13. |
1 балл – начерчена окружность, показаны разные способы расположения отрезка 0 баллов - все остальные случаи |
14. |
1 балл – 28 см 0 баллов - все остальные случаи |
15.* |
2 балла – верно выполнен схематический рисунок, найдена длина тропинки 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
16. |
1 балл – 20 человек, данных недостаточно. Ответ – 9 человек. 0 баллов - все остальные случаи |
17. |
1 балл – 9*4 – продали яблок (кг), 5*6 – продали вишни (кг), 9*4+5*6 – всего кг яблок и вишни продали, 48 – 9*4 – на сколько земляники продали больше, чем яблок 0 баллов - все остальные случаи |
18.* |
2 балла – если купила1 кассету – осталось 65 р., 2- 45 р., 3 -25 р., 4 – 5 р. 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
19. |
1 балл – 0 баллов - все остальные случаи |
20 |
1 балл – 466 м 0 баллов - все остальные случаи |
21.* |
2 балла – 42,23,65; в 2 раза; в 3 раза. 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
Критерии оценивания работы варианта № 2
№ |
Критерии оценивания |
1. |
1 балл – наименьшее число -245, наибольшее число- 986 0 баллов– все остальные случаи |
2. |
1 балл – 5 билетов (12, 112, 212, 312, 412) 0 баллов - все остальные случаи |
3*. |
2 балла – 103,130, 301, 310. Наименьшее число -103, наибольшее число – 310. 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
4. |
1 балл – выписаны первое и третье выражения. 0 баллов - все остальные случаи |
5. |
1 балл – исправлено значение первого выражения, верный ответ 54. 0 баллов - все остальные случаи |
6*. |
2 балла – 42=7*6, 36=9*4 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
7. |
1 балл – 1 м 70 см, 12 мм. 0 баллов - все остальные случаи |
8. |
1 балл – 60 м2, 15 км 0 баллов - все остальные случаи |
9*. |
2 балла –480 л, 45 л, 27 л, 24 л, 15 л, 12 л 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
10 |
1 балл – 38. 0 баллов - все остальные случаи |
11. |
1 балл – 90, 130; 64, 2. 0 баллов - все остальные случаи |
12*. |
2 балла – числа подобраны, верно найдено значение двух выражений 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
13. |
1 балл – начерчена окружность, показаны разные способы расположения отрезка 0 баллов - все остальные случаи |
14. |
1 балл – 17 см 0 баллов - все остальные случаи |
15.* |
2 балла – верно выполнен схематический рисунок, найдена длина тропинки 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
16. |
1 балл – 20 человек, данных недостаточно. Ответ – 11 человек. 0 баллов - все остальные случаи |
17. |
1 балл – 4+6 – всего ящиков с яблоками и вишнями продали, 9 – 5 – на сколько больше кг в 1 ящике яблок, чем в 1 ящике вишни, 9*4 – 5*6 – на сколько больше кг продали яблок, чем вишни, 48 – 5*6 – на сколько больше продали земляники, чем вишни. 0 баллов - все остальные случаи |
18.* |
2 балла – если купила1 кассету – осталось 65 р., 2- 45 р., 3 -25 р., 4 – 5 р. 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |
19. |
1 балл – 0 баллов - все остальные случаи |
20 |
1 балл – 466 м 0 баллов - все остальные случаи |
21.* |
2 балла – на 5 кустов; 12 кустов малины, 9 вишни; деревьев –22, кустов – 20 кустов. 1 балл – выполнено ½ задания верно 0 баллов - все остальные случаи |