Итоговый урок «Мои друзья - люди разных национальностей и вероисповеданий»
План-конспект итогового урока для 4 класса по ОРКСЭ.
Модуль «Основы православной культуры»
Преподаватель: Савкина Фелицата Геннадьевна
Тема урока: «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Класс: 4
Дисциплина: Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль «Основы православной культуры»
Продолжительность урока: 45 минут
Цель урока: - воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
- формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
Образовательная: Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в ходе изучения курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры», и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Развивающая: Развитие способностей обучающихся к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства любви и гордости за свою Родину.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, выступления учащихся); наглядные (наблюдения учащихся, работа с карточками); частично-поисковый.
Формы работы на уроке: индивидуально - групповая, парная работа.
Тип урока: урок закрепления знаний
Технические средства обучения:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Наглядность: светофор (кружочки), смайлики, пасхальные «зайчики», костюмы
Ожидаемые результаты:
Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей, самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения, просмотра видеосюжета.
Предметные: знать этические и нравственные нормы и традиции православия, их значение в жизни людей.
Метапредметные: Регулятивные УУД: умение ориентироваться в учебнике, работать по плану, делать выводы.
Познавательные УУД: умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться, общаться.
Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна.
25 мин.
Организация на урок.
Учитель приветствует обучающихся.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Включение в деловой ритм.
Учитель:
- Ребята, улыбнитесь друг другу!
(Дети улыбаются, внося позитив на весь урок, помогая друг другу в адаптации.)
- С каким настроением пришли на этот урок?- Каким бы вы хотели увидеть наш урок? (Дети предлагают свои ответы)
Актуализация темы (мотивация урока).
Учитель: - Страна, где мы живем все вместе,
Самая цветущая, красивая,
Самая прекрасная на свете,
Это наша Родина ...
Ученики: - Россия.
Учитель. - В костюмах каких национальностей вы сегодня пришли на наш урок?
Ученики: - Русский костюм, горномарийский, лугомарийский, чувашский, татарский, башкирский, грузинский, молдавский, таджикский.
Учитель: - Попробуйте отгадать тему урока.
Ученики: - Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как звучало слово «Россия», а это наша Родина.
- Я считаю, что будем говорить о дружбе народов, потому что мы в костюмах народов разных национальностей.
Учитель: - Правильно, о Родине, о дружбе народов.
Слайд 1. Название урока
Тема: «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Слайд 2. Россия - Родина моя
Слайд 3. План урока.
Цель и задачи урока:
Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали.
Воспитание у обучающихся чувства любви и гордости за свою Родину. Закрепить знания о национальных традициях людей, дружбе народов.
Уважать и признавать равенство наций, религий, культур;
Принимать людей такими, какие они есть;
Любить и гордиться своей Родиной.
Учитель: - Девиз урока: «Пусть будет мир на нашей Земле и в наших сердцах»
Слайд 4. Россия – многонациональная страна.
Учитель: - Россия – многонациональная страна. Каждый народ – это ручеек, впадающий в огромное озеро под названием Россия.
- Представителей скольких этнических групп объединяет наша страна?
Ученик: - Наша страна объединяет представителей более 180 этнических групп.
Учитель: - Каждый народ – это ручеек, впадающий в огромное озеро под названием Россия.
Слайд 5,6. Национальные блюда.
- Какие традиционные блюда других народов вы любите?
Ученик: - Мы с уважением относимся к культуре и традициям других народов: любим русские блинчики, обожаем украинский борщ, кавказский шашлык, татарский "чак - чак".
Слайд7. Республика Марий Эл
Учитель: - Как называется Республика, где мы с вами живем?
Ученик: - Марий Эл.
Учитель: - Представители скольких национальностей проживают в Республике Марий Эл?
Ученик: - В Республике Марий Эл проживают представители более 100 национальностей.
Учитель: - Какие этносы можно выделить?
Ученик: - Выделяются 3 этноса:
- русские-47,5%; марийцы – 42,9%; татары – 6,0%. Остальные этносы составляют мене 1 %.
Слайд 8. МБОУ «Микряковская СОШ»
Учитель: - Дети каких национальностей учатся в нашей школе?
Ученик: - В нашей школе учатся дети разных национальностей:
-горномарийцы – 171 – 92,5% , русские – 11 – 6% , казахи – 3 – 1,5% , луговые марийцы – 2 – 1% , таджик – 1 – 0,5% , чуваш – 1 – 0,5%.
Учитель: - Из каких уголков нашей Родины учатся дети в нашей школе?
Ученик: - В нашей школе учатся дети, которые приехали к нам из разных уголков нашей Родины: из Саратовской области, Таджикистана, Чувашской Республики, Рязанской области, Нижнего Новгорода, Волгоградской области.
Слайд 9. ВДЦ «Орленок»
Учитель: - Активист нашего класса отдыхал в ВДЦ «Орленок». - Что понравилось в «Орленке»?
Ученик: - У меня появились новые друзья: Карина – из Дагестана; Зарина – из Молдавия; Резеда, Анвар, Рузаль, Нияз – из Татарстана.
2. Культурные традиции многонационального народа России. 20 мин.
Учитель: - Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры морально этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, справедливость, милосердие.
- Какие религиозные культуры занимают особое место среди этих традиций?
Ученик: - Православие, ислам, буддизм.
Ученик: - Мировые религии разные, но все они учат любви и милосердию.
Слайд 10. Религии в России
Учитель: - Какова же мораль этих религий?
Слайд 11. Христианство:
1 ученик: - Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
Слайд 12. Буддизм:
2 ученик: - Не причиняйте другим того, что самим кажется больно.
Слайд 13. Ислам:
3 ученик: - Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе.
Учитель: - Какой веры традиционно придерживается верующее население
Республики Марий Эл?
Ученик: - Верующее население республики традиционно придерживается православия, марийской традиционной веры и ислама.
Учитель: - Какой веры придерживается верующее население нашего Микряковского сельского поселения?
Ученик: - Верующее население сельского поселения придерживается православия.
Слайд 14. Любая религия учит добру.
Учитель – ученики. Помни!
(Парная работа. Придумать противоположные по смыслу слова.)
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Учитель: - Попробуй - и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради самого себя не причинять вреда другому человеку.
Работа в группах. Игра «Собери пословицу и объясни смысл». Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их. Дети сами объясняют смысл.
Слайд15. Пословицы.
Работа в группах. Игра «Собери пословицу и объясни смысл». Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их. Дети сами объясняют смысл.
1 группа.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех и все за одного.
Дружба народов светит как солнце.
2 группа.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
3 группа.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Дружба и братство - лучшее богатство.
Слайд16. Наши праздники.
Учитель: - У наших предков праздники являлись частью жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.
Учитель: (Индивидуальная работа.) - Проведем викторину "Наши праздники": - К какому христианскому празднику запасали луковую шелуху?
Ученик: - К Пасхе, чтобы красить яйца.
Учитель: - Как называются 12 дней между Рождеством и Крещением?
Ученик: - Святки – Масленица - Колядки.
Учитель: - Какой праздник отмечают православные накануне Великого поста?
- Ученик: - Масленица - Яблочный Спас - Рождества Христово.
Учитель: - Какой русский праздник в старину называли "обжорой"?
Ученик: -Масленицу - Яблочный Спас. - Новый год
Учитель: - Почему?
Ученик: - Поскольку надо было наесться перед Великим Постом.
Слайд 17.Что мы узнали о русских народных праздниках
Учитель: - Какие стихи вы знаете об этих праздниках?
ученик:
- С горки мы катаемся,
Блинами объедаемся.
И просим мы прощенье
В это Воскресенье.
2 ученик:
- Я прошу за все прощенья
В день святого Воскресенья.
3 ученик:
- Желаю вам за стол присесть,
С маслицем блинов поесть,
Успешно зиму проводить!
И прошу за все простить!
Учитель: - Поздравляем со светлым Пасхальным днем! (Вручение «Пасхальных зайчиков» друг другу)
Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)
Учитель:- У нас физкультминутка:
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Учитель: - Мы помним, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день мы должны творить (что?)
Ученики: - Добро.
Учитель: - Встанем в круг, возьмемся за руки, друзья, и пойдем «дорогою добра». Исполним песню «Дорогою добра».
Слова Ю. Энтина. Песня «Дорогою добра».
Учитель: - 21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур.
Встречаясь, разные культуры обогащают друг друга.
Слайд 18, 19. Танцы разных народов.
Учитель: - Одним из прекрасных видов искусства для многих народов являются национальные танцы. (Учащиеся в костюмах исполняют танцы народов разных национальностей.) - Русский танец, горномарийский,
лугомарийский, чувашский, татарский, грузинский, молдавский.
Учитель: - У нас один дом – планета Земля, поэтому мы не чужие друг другу.
- Какие общие правила – человеческие ценности существуют для всех нас?
Ученики: - Доброта, милосердие, любовь, уважение, взаимопомощь, дружба, красота.
Учитель: - Какой наш моральный долг?
Ученик: - Наш моральный долг – утверждать добро на Земле.
Рефлексия. Итог: Оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружочков – «светофора»:
Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет.
Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.
Учитель: - У вас на столе лежат смайлики – настроение. Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение.
( Ученики показывают смайлики.)
Слайд 20. Стихи о дружбе.
Учитель: - Ребята, какие слова хотели бы сказать к итогу урока?
(Ученики читают строки из стихотворений о мире и дружбе между народами, любви к Родине.)
1 ученик: - Мы были и будем единой страной,
Мы связаны верой и правдой одной,
Мы связаны русским родным языком,
И сердцем всегда мы друг друга поймем.
Мы – братья! Мы – вместе!
2 ученик; - Мы на свет родились, чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
3 ученик: - Так давайте устроим большой хоровод.
Пусть все люди Земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов будет песня понятной для всех.
Слова и музыка Т. Залужной. Песня «Если друг не смеется».
(Ученики поют песню, держат на руках ромашки, сделанные своими руками.)
Учитель: - Какой был девиз урока?
Ученики: - «Пусть будет мир на нашей Земле и в наших сердцах».
Библиографический список
А.В. Кураев. Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс.- М.: Просвещение, 2014 г., рекомендован Министерством образования и науки РФ.
«Основы православной культуры» в школе: для чего и как? Пособие для учителей и родителей. Кураев А. В. – Москва, 2018.
Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных организаций. А. В. Кураев. - Москва, 2017.
Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие. С. П. Казачкова – Москва, 2014.
Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Интернет – источники
- О православных праздниках детям.
Стихи о Родине.