12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Савкина Фелицата Геннадьевна20

План-конспект итогового урока для 4 класса по ОРКСЭ.

Модуль «Основы православной культуры»


Преподаватель: Савкина Фелицата Геннадьевна

Тема урока: «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

Класс: 4
Дисциплина: Основы религиозной культуры и светской этики. Модуль «Основы православной культуры»

Продолжительность урока: 45 минут

Цель урока: - воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

- формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:
Образовательная: Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в ходе изучения курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры», и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Развивающая: Развитие способностей обучающихся к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства любви и гордости за свою Родину.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, выступления учащихся); наглядные (наблюдения учащихся, работа с карточками); частично-поисковый.

Формы работы на уроке: индивидуально - групповая, парная работа.

Тип урока: урок закрепления знаний

Технические средства обучения:

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Наглядность: светофор (кружочки), смайлики, пасхальные «зайчики», костюмы

Ожидаемые результаты:

Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей, самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения, просмотра видеосюжета.

Предметные: знать этические и нравственные нормы и традиции православия, их значение в жизни людей.

Метапредметные: Регулятивные УУД: умение ориентироваться в учебнике, работать по плану, делать выводы.

Познавательные УУД: умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре, договариваться, общаться.

Россия многонациональная и многоконфессиональная страна.

25 мин.

Организация на урок.

Учитель приветствует обучающихся.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Включение в деловой ритм.

Учитель:

- Ребята, улыбнитесь друг другу!

(Дети улыбаются, внося позитив на весь урок, помогая друг другу в адаптации.)

- С каким настроением пришли на этот урок?- Каким бы вы хотели увидеть наш урок? (Дети предлагают свои ответы)

Актуализация темы (мотивация урока).

Учитель: - Страна, где мы живем все вместе,

Самая цветущая, красивая,

Самая прекрасная на свете,

Это наша Родина ...

Ученики: - Россия.

Учитель. - В костюмах каких национальностей вы сегодня пришли на наш урок?

Ученики: - Русский костюм, горномарийский, лугомарийский, чувашский, татарский, башкирский, грузинский, молдавский, таджикский.

Учитель: - Попробуйте отгадать тему урока.

Ученики: - Я считаю, что на уроке будем говорить о Родине, так как звучало слово «Россия», а это наша Родина.

- Я считаю, что будем говорить о дружбе народов, потому что мы в костюмах народов разных национальностей.

Учитель: - Правильно, о Родине, о дружбе народов.

Слайд 1. Название урока

Тема: «Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

Слайд 2. Россия - Родина моя

Слайд 3. План урока.

Цель и задачи урока:

Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали.

Воспитание у обучающихся чувства любви и гордости за свою Родину. Закрепить знания о национальных традициях людей, дружбе народов.

Уважать и признавать равенство наций, религий, культур;

Принимать людей такими, какие они есть;

Любить и гордиться своей Родиной.

Учитель: - Девиз урока: «Пусть будет мир на нашей Земле и в наших сердцах»

Слайд 4. Россия – многонациональная страна.

Учитель: - Россия – многонациональная страна. Каждый народ – это ручеек, впадающий в огромное озеро под названием Россия.

- Представителей скольких этнических групп объединяет наша страна?

Ученик: - Наша страна объединяет представителей более 180 этнических групп.

Учитель: - Каждый народ – это ручеек, впадающий в огромное озеро под названием Россия.

Слайд 5,6. Национальные блюда.

- Какие традиционные блюда других народов вы любите?

Ученик: - Мы с уважением относимся к культуре и традициям других народов: любим русские блинчики, обожаем украинский борщ, кавказский шашлык, татарский "чак - чак".

Слайд7. Республика Марий Эл

Учитель: - Как называется Республика, где мы с вами живем?

Ученик: - Марий Эл.

Учитель: - Представители скольких национальностей проживают в Республике Марий Эл?

Ученик: - В Республике Марий Эл проживают представители более 100 национальностей.

Учитель: - Какие этносы можно выделить?

Ученик: - Выделяются 3 этноса:

- русские-47,5%; марийцы – 42,9%; татары – 6,0%. Остальные этносы составляют мене 1 %.

Слайд 8. МБОУ «Микряковская СОШ»

Учитель: - Дети каких национальностей учатся в нашей школе?

Ученик: - В нашей школе учатся дети разных национальностей:

-горномарийцы – 171 – 92,5% , русские – 11 – 6% , казахи – 3 – 1,5% , луговые марийцы – 2 – 1% , таджик – 1 – 0,5% , чуваш – 1 – 0,5%.

Учитель: - Из каких уголков нашей Родины учатся дети в нашей школе?

Ученик: - В нашей школе учатся дети, которые приехали к нам из разных уголков нашей Родины: из Саратовской области, Таджикистана, Чувашской Республики, Рязанской области, Нижнего Новгорода, Волгоградской области.

Слайд 9. ВДЦ «Орленок»

Учитель: - Активист нашего класса отдыхал в ВДЦ «Орленок». - Что понравилось в «Орленке»?

Ученик: - У меня появились новые друзья: Карина – из Дагестана; Зарина – из Молдавия; Резеда, Анвар, Рузаль, Нияз – из Татарстана.

2. Культурные традиции многонационального народа России. 20 мин.

Учитель: - Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры морально этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, справедливость, милосердие.

- Какие религиозные культуры занимают особое место среди этих традиций?

Ученик: - Православие, ислам, буддизм.

Ученик: - Мировые религии разные, но все они учат любви и милосердию.

Слайд 10. Религии в России

Учитель: - Какова же мораль этих религий?

Слайд 11. Христианство:

1 ученик: - Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Слайд 12. Буддизм:

2 ученик: - Не причиняйте другим того, что самим кажется больно.

Слайд 13. Ислам:

3 ученик: - Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе.

Учитель: - Какой веры традиционно придерживается верующее население

Республики Марий Эл?

Ученик: - Верующее население республики традиционно придерживается православия, марийской традиционной веры и ислама.

Учитель: - Какой веры придерживается верующее население нашего Микряковского сельского поселения?

Ученик: - Верующее население сельского поселения придерживается православия.

Слайд 14. Любая религия учит добру.

Учитель – ученики. Помни!

(Парная работа. Придумать противоположные по смыслу слова.)

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.


 

Учитель: - Попробуй - и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради самого себя не причинять вреда другому человеку.

Работа в группах. Игра «Собери пословицу и объясни смысл». Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их. Дети сами объясняют смысл.

Слайд15. Пословицы.

Работа в группах. Игра «Собери пословицу и объясни смысл». Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их. Дети сами объясняют смысл.

1 группа.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и все за одного.

Дружба народов светит как солнце.

2 группа.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.

Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.

3 группа.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Дружба и братство - лучшее богатство.

 

Слайд16. Наши праздники.

Учитель: - У наших предков праздники являлись частью жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

Учитель: (Индивидуальная работа.) - Проведем викторину "Наши праздники": - К какому христианскому празднику запасали луковую шелуху?

Ученик: - К Пасхе, чтобы красить яйца.

Учитель: - Как называются 12 дней между Рождеством и Крещением?

Ученик: - Святки – Масленица - Колядки.

Учитель: - Какой праздник отмечают православные накануне Великого поста?

- Ученик: - Масленица - Яблочный Спас - Рождества Христово.

Учитель: - Какой русский праздник в старину называли "обжорой"?

Ученик: -Масленицу - Яблочный Спас. - Новый год

Учитель: - Почему?

Ученик: - Поскольку надо было наесться перед Великим Постом.

Слайд 17.Что мы узнали о русских народных праздниках

Учитель: - Какие стихи вы знаете об этих праздниках?

ученик:

- С горки мы катаемся,

Блинами объедаемся.

И просим мы прощенье

В это Воскресенье.

2 ученик:

- Я прошу за все прощенья

В день святого Воскресенья.

3 ученик:

- Желаю вам за стол присесть,

С маслицем блинов поесть,

Успешно зиму проводить!

И прошу за все простить!

Учитель: - Поздравляем со светлым Пасхальным днем! (Вручение «Пасхальных зайчиков» друг другу)

Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

Учитель:- У нас физкультминутка:

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Учитель: - Мы помним, что человек живет один раз на Земле, поэтому каждый день мы должны творить (что?)

Ученики: - Добро.

Учитель: - Встанем в круг, возьмемся за руки, друзья, и пойдем «дорогою добра». Исполним песню «Дорогою добра».

Слова Ю. Энтина. Песня «Дорогою добра».

Учитель: - 21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур.

Встречаясь, разные культуры обогащают друг друга.

Слайд 18, 19. Танцы разных народов.

Учитель: - Одним из прекрасных видов искусства для многих народов являются национальные танцы. (Учащиеся в костюмах исполняют танцы народов разных национальностей.) - Русский танец, горномарийский,

лугомарийский, чувашский, татарский, грузинский, молдавский.

Учитель: - У нас один дом – планета Земля, поэтому мы не чужие друг другу.

- Какие общие правила – человеческие ценности существуют для всех нас?

Ученики: - Доброта, милосердие, любовь, уважение, взаимопомощь, дружба, красота.

Учитель: - Какой наш моральный долг?

Ученик: - Наш моральный долг – утверждать добро на Земле.

Рефлексия. Итог: Оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружочков – «светофора»:

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый цвет.

Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

Учитель: - У вас на столе лежат смайлики – настроение. Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение.

( Ученики показывают смайлики.)

Слайд 20. Стихи о дружбе.

Учитель: - Ребята, какие слова хотели бы сказать к итогу урока?

(Ученики читают строки из стихотворений о мире и дружбе между народами, любви к Родине.)

1 ученик: - Мы были и будем единой страной,

Мы связаны верой и правдой одной,

Мы связаны русским родным языком,

И сердцем всегда мы друг друга поймем.

Мы – братья! Мы – вместе!

2 ученик; - Мы на свет родились, чтобы радостно жить.

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

3 ученик: - Так давайте устроим большой хоровод.

Пусть все люди Земли с нами встанут в него.

Пусть повсюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов будет песня понятной для всех.

Слова и музыка Т. Залужной. Песня «Если друг не смеется».

(Ученики поют песню, держат на руках ромашки, сделанные своими руками.)

Учитель: - Какой был девиз урока?

Ученики: - «Пусть будет мир на нашей Земле и в наших сердцах».

Библиографический список

А.В. Кураев. Учебник. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 класс.- М.: Просвещение, 2014 г.,  рекомендован Министерством образования и науки РФ.

«Основы православной культуры» в школе: для чего и как?  Пособие для учителей и родителей. Кураев А. В. – Москва, 2018.

Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных организаций. А. В. Кураев. - Москва, 2017.

Основы религиозных культур и светской этики. Методическое пособие. С. П. Казачкова – Москва, 2014.

Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Интернет – источники

 

  1. О православных праздниках детям.
http://www.alegri.ru/prazdnik-v-dome/kalendar-prazdnikov/o-pravoslavnyh-prazdnikah-detjam.html

Стихи о Родине.

http://www.russlav.ru/aktualno/stikhi-o-rodine.html,

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.