12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Каташева Лидия Николаевна24 |
Иван Адреевич Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях.
Урок литературы
Тема: Иван Адреевич Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях.
Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о баснях И. А. Крьлова, их художественном своеобразии и нравственной ориентации; повторить основные принципы построения басни.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные сведения из жизни баснописца И.А Крылова, особенности жанра БАСНЯ; уметь работать с текстом, находить в тексте нужную информацию
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода |
Организационный | Организовать готовность уч-ся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке. | Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя. . | | Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности УУД: личностные, коммуникативные |
Актуализация знаний. Теория литературы. Повторение и закрепление. | Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме | - Выявление темы урока: решить анаграмму « Нави Волырк». - Что объединяет этих животных? (на экране рисунки разных животных) . - Героями басен являются РЕАЛЬНЫЕ животные? - А как вы узнали, что герои басен все-таки не животные, а люди? ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. 1.Роды и жанры литературы. Инд.зад.: указать в ряду данных слов лишнее, подчеркнуть его и объяснить, почему оно является лишним (в случае затруднения ученик может обратиться за помощью к одному из учеников класса, при этом оценка будет снижена) Эпос-рассказ-сказка-басня. Рассказ-сказка-басня-стихотворение. 2. Класс: тест «Закончи предложение» Жанр литературного произведения, который состоит из рассказа и морали, т.е. из нравоучительного вывода – это… (Басня.) Человек, пишущий басни, - это… (Баснописец.) Известный русский баснописец – это… (Крылов.) Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом – это … (мораль). Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления., это… (Олицетворение.) Изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или другое понятие, иносказание, это… (Аллегория.) | Ученики отвечают на вопросы: - Нави Волырк – это Иван Крылов. Нави Волырк – псевдоним писателя. - Эти животные – герои басен И.Крылова - Героями басен являются не реальные животные, а люди, которые подразумеваются под образами этих животных. - Животные говорят, как люди, ведут себя, как люди, обладают человеческими качествами. Ученик готовится к ответу, отвечает на него, делает самооценку: - В 1 строке лишним словом является слово ЭПОС, потому что это РОД литературы, а все остальные жанры. Во 2 строке лишнее слово – стихотворение, т.к. это лирический жанр, а все остальные эпические. Работают в парах, в конце работы озвучивают ответы, проверяют, выставляют себе оценки: 6 правильных ответа – «5» 5-4 правильных ответов – «4» 3 правильных ответа – «3» | Регулятивные УУД: Самооценка Коммуникативные УУД: умение сотрудничать со сверстниками, вести диалог, высказывать свою точку зрения. |
Работа по теме урока. | Расширить сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова | - Прочитать на с.59 задание № 2. Назвать ключевые (опорные) слова данного предложения. - Что такое самообразование? Приобретение знаний путем… (закончить) - Что такое самовоспитание? Деятельность человека по формированию и развитию у себя… (закончить) - Найти и зачитать в статье на с.59 (или рассказать), что И.А. Крылову были действительно свойственны эти качества. - Как называется процесс познания себя, своих сильных и слабых сторон? Начинается оно тоже с части слова САМО, как и слова самообразование, самовоспитание… Эти три слова взаимосвязаны: одно не мыслится без другого (от самопознания - к самообразованию и самовоспитанию). | Работают в парах: - Ключевые слова – самообразование, самовоспитание. - Приобретение знаний путём самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя. - Деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств. Ученики работают со статьей учебника с.59 Ученики отвечают на вопрос: - Самопознание. | Коммуникативные УУД: умение сотрудничать со сверстниками, вести диалог, высказывать свою точку зрения. |
| Практическая работа (работа с текстом басни) | - Работа над лексическим значением слов темы урока: Обличение человеческих пороков в баснях (работа над ключевыми словами темы) - Что такое обличение? - Что такое ПОРОК? - Какие отрицательные качества человека вы можете назвать? (записать в тетради) - А вы знаете СВОИ отрицательные качества? Басни Крылова помогут вам это узнать. - Чтение басни «Свинья под дубом». - Какой человеческий порок обличается, т.е. осуждается в этой басне? - Где об этом говорится (зачитать). Как называется эта часть басни? - Чтение басни «Ворона и Лисица». - Какой человеческий порок обличается, т.е. осуждается в этой басне? - Где об этом говорится (зачитать). Как называется эта часть басни? | Ученики отвечают на вопросы учителя: - Осуждение, порицание, разоблачение. - Отрицательное качество человека, плохое поведение. Работают в парах. Работа в группах. - НЕВЕЖЕСТВО, глупость. - МОРАЛЬ - ЛЕСТЬ. - МОРАЛЬ | Коммуникативные УУД: умение сотрудничать со сверстниками, вести диалог. |
Итог урока | | - Процесс самопознания очень сложен, иногда человеку не хватает целой жизни, чтобы узнать самого себя. - Для чего мы должны стремиться к самопознанию? - Какую роль при этом играют басни Крылова?
| Работают в парах. Отвечают на вопросы. - Процесс самообразования и самовоспитания будет эффективным только тогда, когда человек будет знать свои слабые и сильные стороны. - Они помогают человеку узнать свои отрицательные качества, от которых ему надо избавиться. | |
Рефлексия | | - Что нового ты сегодня узнал на уроке? - Что тебя заинтересовало на уроке? - Что, на твой взгляд, показалось скучным, неинтересным? | | Регулятивные УУД |
Домашнее задание. | | С.60-62 (прочитать) с.62 – задание 4. | | |