12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каташева Лидия Николаевна24
5

Иван Адреевич Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях.

Урок литературы

Тема: Иван Адреевич Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях.

Цели деятельности учителя: обобщить знания уча­щихся о баснях И. А. Крьлова, их художественном своеобразии и нравственной ориентации; повторить основные принципы по­строения басни.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные сведения из жизни баснописца И.А Крылова, особенности жанра БАСНЯ; уметь работать с текстом, находить в тексте нужную информацию

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познава­тельной деятельности, имеет желание приобретать новые зна­ния, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; пла­нирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоя­тельно находит ее в материалах учебника.

Коммуникативные: строит небольшие монологические выска­зывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.



Этапы урока


Задачи этапа


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода

Организационный

Организовать готовность уч-ся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя.

.


Готовность к работе на уроке.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.

Принцип психологической комфортности УУД: личностные, коммуникативные


Актуализация знаний.

Теория литературы.

Повторение и закрепление.


Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме


- Выявление темы урока: решить анаграмму « Нави Волырк».




- Что объединяет этих животных? (на экране рисунки разных животных)

. t1662036059aa.jpgt1662036059ab.pngt1662036059ac.jpgt1662036059ad.pngt1662036059ae.png

- Героями басен являются РЕАЛЬНЫЕ животные?





- А как вы узнали, что герои басен все-таки не животные, а люди?



ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Роды и жанры литературы.

Инд.зад.: указать в ряду данных слов лишнее, подчеркнуть его и объяснить, почему оно является лишним (в случае затруднения ученик может обратиться за помощью к одному из учеников класса, при этом оценка будет снижена)

Эпос-рассказ-сказка-басня.

Рассказ-сказка-басня-стихотворение.





2. Класс: тест «Закончи предложение»

Жанр литературного произведения, который состоит из рассказа и морали, т.е. из нравоучительного вывода – это… (Басня.)

Человек, пишущий басни, - это… (Баснописец.)

Известный русский баснописец – это… (Крылов.)

Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом – это … (мораль).

Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления., это… (Олицетворение.)

Изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или другое понятие, иносказание, это(Аллегория.)



Ученики отвечают на вопросы:

- Нави Волырк – это Иван Крылов. Нави Волырк – псевдоним писателя.


- Эти животные – герои басен И.Крылова




- Героями басен являются не реальные животные, а люди, которые подразумеваются под образами этих животных.


- Животные говорят, как люди, ведут себя, как люди, обладают человеческими качествами.


Ученик готовится к ответу, отвечает на него, делает самооценку:

- В 1 строке лишним словом является слово ЭПОС, потому что это РОД литературы, а все остальные жанры. Во 2 строке лишнее слово – стихотворение, т.к. это лирический жанр, а все остальные эпические.


Работают в парах, в конце работы озвучивают ответы, проверяют, выставляют себе оценки:

6 правильных ответа – «5»

5-4 правильных ответов – «4»

3 правильных ответа – «3»

Регулятивные УУД:

Самооценка

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать со сверстниками, вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Работа по теме урока.

Расширить сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова

- Прочитать на с.59 задание № 2. Назвать ключевые (опорные) слова данного предложения.



- Что такое самообразование?

Приобретение знаний путем… (закончить)




- Что такое самовоспитание?

Деятельность человека по формированию и развитию у себя… (закончить)



- Найти и зачитать в статье на с.59 (или рассказать), что И.А. Крылову были действительно свойственны эти качества.


- Как называется процесс познания себя, своих сильных и слабых сторон? Начинается оно тоже с части слова САМО, как и слова самообразование, самовоспитание…

Эти три слова взаимосвязаны: одно не мыслится без другого (от самопознания - к самообразованию и самовоспитанию).


Работают в парах:

- Ключевые слова – самообразование, самовоспитание.

- Приобретение знаний путём самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.


- Деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.


Ученики работают со статьей учебника с.59


Ученики отвечают на вопрос:

- Самопознание.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать со сверстниками, вести диалог, высказывать свою точку зрения.


Практическая работа

(работа с текстом басни)


- Работа над лексическим значением слов темы урока: Обличение человеческих пороков в баснях (работа над ключевыми словами темы)

- Что такое обличение?

- Что такое ПОРОК?


- Какие отрицательные качества человека вы можете назвать? (записать в тетради)

- А вы знаете СВОИ отрицательные качества? Басни Крылова помогут вам это узнать.

- Чтение басни «Свинья под дубом».

- Какой человеческий порок обличается, т.е. осуждается в этой басне?

- Где об этом говорится (зачитать). Как называется эта часть басни?

- Чтение басни «Ворона и Лисица».

- Какой человеческий порок обличается, т.е. осуждается в этой басне?

- Где об этом говорится (зачитать). Как называется эта часть басни?


Ученики отвечают на вопросы учителя:

- Осуждение, порицание, разоблачение.

- Отрицательное качество человека, плохое поведение.

Работают в парах.





Работа в группах.

- НЕВЕЖЕСТВО, глупость.

- МОРАЛЬ




- ЛЕСТЬ.

- МОРАЛЬ



Коммуникативные УУД: умение сотрудничать со сверстниками, вести диалог.

Итог урока


- Процесс самопознания очень сложен, иногда человеку не хватает целой жизни, чтобы узнать самого себя.


- Для чего мы должны стремиться к самопознанию?






- Какую роль при этом играют басни Крылова?

Работают в парах. Отвечают на вопросы.



- Процесс самообразования и самовоспитания будет эффективным только тогда, когда человек будет знать свои слабые и сильные стороны.


- Они помогают человеку узнать свои отрицательные качества, от которых ему надо избавиться.



Рефлексия


- Что нового ты сегодня узнал на уроке?

- Что тебя заинтересовало на уроке?

- Что, на твой взгляд, показалось скучным, неинтересным?


Регулятивные УУД

Домашнее задание.


С.60-62 (прочитать) с.62 – задание 4.




Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 06.09.22 в 11:44 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за подробную карту урока, Лидия Николаевна! Все этапы урока тщательно продуманы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.