Презентация опыта работы по теме «Лоскутное шитье»
Презентация опыта работы по теме «Лоскутное шитье».
Учитель технологии
МБОУ Дорогобужская СОШ№1 Опарина Т.Д.
Шитье из лоскутов– искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Яркие цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Это рукоделие один из наиболее доступных видов народного творчества. Оно отражает самобытность, фантазию, образное мышление, простоту взглядов и чувств народного характера.
Изготовление изделий из лоскутков помогает закрепить на уроках технологии умения и навыки выполнения ручных и машинных работ, необходимых для изготовления более сложных видов изделий. Научившись выполнять эти изделия, учащиеся смогут на их основе разработать новые, с декоративно – художественным оформлением. В целом эта работа учит бережливости, аккуратности, внимательности, пробуждает фантазию, творческие способности, воспитывает художественный вкус.
Одним из ведущих подходов на уроках по лоскутному шитью является системно-деятельностная интеграция, как основа ФГОС – это:
историческая справка (опережающее задание «Из истории лоскутного шитья»);
материаловедение (сравнение бумаги и ткани, определение лица и изнанки ткани, кромки, основной и уточной нити);
цветоведение (знакомство с колористикой, подбор цветовой палитры в лоскутном изделии);
машиноведение (работа на швейной машине);
эскизирование (художественных образов в рабочую тетрадь, знакомство с традиционными лоскутными узорами);
моделирование (преобразование образа в конкретную модель, современные лоскутные тенденции);
конструирование (изготовление шаблонов и выкроек);
графическая грамотность (разметка на ткани и бумаге, особенности раскроя ткани);
экономические аспекты лоскутной работы (отходы – в дело);
технология обработки ткани, приобретение практических навыков.
Все перечисленное использую на своих уроках.
Начиная с 5 класса, стараюсь увлечь детей делать красивые вещи. Хотя не сразу виден хороший результат. Хочу отметить, что на уроках технологии классы не делённые, работают и мальчики, и девочки.
1. 5 класс – изготовление салфетки из лоскутов (изучение разных техник лоскутного шитья, заготовка шаблонов, подбор ткани, этапы соединения блоков между собой – отработка ровных и красивых строчек). Готовое изделие – салфетка.
2. 6 класс – мальчики – карман «Сова», мальчики и девочки – варежка-прихватка.
3. 7 класс – подставка под горячее «Мышь» - мальчики.
В 6-7 классах работать уже легче, все научились шить, строчки ровные и красивые, больше фантазии и творчества.
4. 8 класс – итоговый проект «Изготовление диванной подушки»
В каждом классе после окончания работы организуем выставки, обсуждает что и как получилось, выявляем ошибки. Оформляем проект.
Различные лоскутки, с которыми дети работают, доступны каждому. В домашних условиях всегда можно найти остатки от раскроя пальто, куртки, юбки или использовать материал морально - устаревшей вещи. Им легко и просто дать вторую жизнь, в которой они будут верно, служить человеку, принесут радость и пользу, сделают его дом и быт более удобным и красивым.
Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Хочу отметить, что детские работы, выполненные по одному шаблону, все разные. Это и есть творчество. А в целом работа с учащимися в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту.