Статья на тему «Организация летней работы с детьми в учреждении дополнительного образования»

2
0
Материал опубликован 30 October 2023

Актуальность летних детских площадок – как наилучший вариант организации летней работы с детьми

Восколович Оксана Юрьевна,

Сдобнова Елена Александровна,

Гудзь Анастасия Васильевна

ГБУ СОДО «Областной центр

экологии, краеведения и туризма»,

методист, заведующий отделом, методист

г. Саратов

E-mail: oksanavoskolovich@mail.ru, sdobnovaelena@mail.ru


Аннотация: в статье рассматривается актуальность летних детских площадок – как наилучший вариант организации летней работы с детьми.

Ключевые слова: квест, трудовой десант, учебно – опытные участки, минизоопарк, гражданско - патриотическое воспитание, экологическое воспитание, экологический марафон.


Organization of summer work with children in institution

of additional education

Voskolovich Oksana Yurievna,

Sdobnova Elena Aleksandrovna,

Gudz Anastasia Vasilyevna

GBU SODO "Regional Center

of Ecology, local history and Tourism",

methodologist, head of the department,

methodologist

of Saratov

E-mail: oksanavoskolovich@mail.ru, sdobnovaelena@mail.ru


Abstract: the article discusses the relevance of summer playgrounds – as the best option for organizing summer work with children.

Keywords: quest, labor landing, training and experimental sites, mini zoo, civic and patriotic education, environmental education, environmental marathon.


Лето – особый период в жизни детей. Это время подвижных игр и развлечений на свежем воздухе, пора активного общения с другими детьми и увлекательного освоения мира природы.

Важнейшей задачей учреждения дополнительного образования является такая организация летней работы с детьми, которая позволит заполнить их досуг интересной и полезной деятельностью.

Наилучший вариант организации летнего досуга – мероприятия, которые интересны и полезны детям. Одно из важнейших условий успешного проведения таких мероприятий – несложная подготовка и легкость проведения, поэтому актуальна организация летних детских площадок, которая выполняет очень важную миссию досуга и воспитания детей.

Интересная форма досуга предполагает организацию работы творческих групп на свежем воздухе или в помещении. Так с 1 по 25 июня в областном центре экологии, краеведения и туризма ежегодно работает летняя детская площадка, которая проводится согласно заранее составленному и утверждённому плану работы с использованием всех технических средства, имеющихся в центре экологии, краеведения и туризма, а именно компьютер, проектор, музыкальная аппаратура.

В первый день открытия детской площадки 1 июня, традиционно отмечается праздник День защиты детей. Цель праздника – защитить права ребенка, обратить внимание людей на проблемы несовершеннолетних, их роль и место в обществе. «Каждый ребенок – талантлив!» (П. Пикассо), и в этот день, с целью защитить права ребенка, обратить внимание людей на проблемы несовершеннолетних, их роль и место в обществе в областном центрепроходят игровые мероприятия. Ребята из бумаги своими руками делают замечательные аппликации, в которых солнышко (вечная молодость и красота) в детских ладошках, по - особенному, яркое и теплое; участвуют в игровом квесте «Мое счастливое детство». Символ квеста – цветок из сказки «Цветик-семицветик». Целью квеста является развитие познавательной активности детей и их социализация. Дети с удовольствием выполняют задания на тематических игровых площадках «Сказочная», «Юный пожарный», «Театральная», «Птичья радуга», «Игровая», «Веселый карандаш», «Головоломка». Каждая станция представляет собой специально оборудованный участок, оснащенный необходимыми материалами и мебелью (стол, стулья), на котором команда участников занята определенным видом деятельности (например: лепка, рисование, разгадывание ребусов). На каждой станции есть табличка с названием, которая оформлена интересно, ярко и понятно для детей.

Мероприятия проходят весело и задорно. Каждый ребенок на память о путешествии в сказку уносит с собой символ квеста Цветик-семицветик сделанный своими руками.

Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в течение жизни, начиная с детства. Воспитание у детей потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам, является существенной задачей трудового воспитания. Дети учатся относиться к труду, как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно - полезная.

Именно поэтому, в нашем центре стало хорошей традицией во время детской площадки проводить трудовые десанты по благоустройству территории. Дети совместно с педагогами Центра работают на учебно – опытных участках: сеют полевые культуры, убирают сорняки, рыхлят почву, поливают цветы в теплице и на клумбах, кормят животных в минизоопарке, заготавливают для них траву. После общественно-полезной работы, ребята увлеченно играют в подвижные игры, отгадывают загадки, решают кроссворды, смотрят видеоролики о старинных и современных орудиях труда.

Трудовой десант как показывает опыт, познавательное и весёлое мероприятие, которое выражается в хорошем настроении и улыбках детей.

В плане работы центра на летний период, так же предусмотрены мероприятия, направленные на экологическое воспитание детей, формирование культуры бережного отношения к природным ресурсам.

Цель таких мероприятия – знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов. Цикл мероприятий включает в себя игровые программы «Мусор – враг природы», «Экологический марафон», квест «Как сделать нашу планету чище», квест «Сортируем мусор-бережем планету!». В ходе мероприятий, ребята знакомятся с практикой современного способа сбора отходов, подлежащих вторичной переработке, отвечают на вопросы: «Как влияет мусор на окружающую среду?», «Как можно избавиться от мусора?», «Как долго разлагается мусор?», отгадывают тематические ребусы и разгадывают кроссворды. Так же ребят знакомят с экологическими знаками, как вести себя на природе и не допустить пожара во время отдыха. Итогом мероприятий является изготовление поделок из вторсырья.

Задача участников экологического марафона пройти экологический маршрут и восстановить девиз мероприятия «Будущее зависит от тебя!». Во время мероприятия ребят ожидает ряд испытаний на различных станциях «Лесная полянка», «Жители леса», «Пернатые друзья», «Обитатели моря», «Охрана природы», «К здоровью наперегонки». Дети активно разгадывают ребусы, загадки, решают головоломки, участвуют в театральной постановке о жизни лесных обитателей, с удовольствием мастерят в технике оригами и играют в подвижные игры.

Большое разнообразие заданий подогревает их интерес к игре, и создает отличное настроение у всех участников экомарафона.

Гражданско - патриотическое воспитание — один из приоритетов воспитательной работы Центра. Патриотизм — одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, формированию у детей чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей. В ходе работы летней площадки запланированы несколько гражданско-патриотических мероприятий посвященных Дню России: игровое мероприятие - квест «Величие. Подвиг. Имена», квест «Я – России гражданин!». Во время торжественного открытия мероприятия ребятам рассказывают о празднике – Дне России. Затем, на станциях квеста «Флаг РФ», «Герб РФ»,    «Гимн РФ», «Президент РФ», «Столица РФ», «Трудовая», «Праздничная», «Спортивная», «Народные символы РФ», ребята вспоминают о великих бессмертных подвигах героев-защитников Отечества с глубокой древности и до наших дней, о первых путешественниках, которые проложили пути в неизведанных просторах  нашей страны  и, тем самым,   расширили рубежи российского государства, о создателях – конструкторах  передового оружия, которое помогло советскому воинству победить страшного врага в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,  и которое помогает сейчас военным РФ удерживать хрупкий мир между ядерными державами, о первом полёте Ю. А. Гагарина – космонавта №1,  о советском, и о российском космическом братстве, о людях, которые прославили Россию своим прекрасным творчеством – художниках и поэтах, писателях и композиторах, а также о тех, кто своим каждодневным трудом защищает наш народ от болезней и эпидемий – о врачах и медсёстрах, и тех учёных, которые  смогли в очень сжатые сроки создать вакцину от страшной болезни 21 века. 

Невозможно представить себе организацию летнего досуга в дошкольном учреждении без спортивных конкурсов. Участие в таких развлечениях как «Веселые старты», «Эстафета первых», дает возможность ребятам проявить энергию и потребность в движении; при этом они с удовольствием состязаются со сверстниками и учатся преодолевать препятствия. Участие в данных спортивных мероприятиях позволяет в непринужденной обстановке развить ловкость детей, помогает им овладеть новыми движениями и учит быстро перестраиваться в меняющихся условиях. Спортивные состязания превосходно развивают координацию движений, ловкость, вестибулярный аппарат, учат соразмерять свои действия с окружающей обстановкой, развивают способность действовать в команде и стремиться к победе.

Так же не остается в стороне работа, затрагивающая краеведческий материал нашей области. В течение всего периода работы детской площадки работает творческая мастерская «Юный археолог» в рамках Школы юного туриста-краеведа, где ребята могут попробовать себя в роли начинающего археолога и каждый из участников получает в подарок копию рисунка Дмитрия Худякова – бессменного ведущего телепередачи «Не за тридевять недель». Данное мероприятие проводится с целью приобщения детей к истории и культуре родного края средствами туристско-краеведческой деятельности. Ребята узнают много нового об истории и природе Саратовского края, знакомятся с уникальными экспонатами историко - краеведческого музея «Хранитель времени», отвечают на вопросы краеведческой викторины «Предметы в истории», так же с большим интересом учатся правильно собирать походный рюкзак, ставить палатку и сооружать костер.

Таким образом, работа детской площадки способствует развитию у детей креативных способностей, приобщению к здоровому образу жизни, созданию среды, обеспечивающей активизацию социальных интересов детей и подростков.


Список литературы:

Баляскин, Ю. М. Летний калейдоскоп дел / Ю. М. Баляскин, авт. Т. В. Новикова. - (Техническое творчество) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 15-17.

Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Природа дарит нам здоровье // Начальная школа. – 2014. – No5. – с. 83-88.

Коваль, С. А. Профессиональная компетентность специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей / С. А. Коваль. - (Ура! Каникулы) // Внешкольник. - 2011. - N 3. - С. 26-28.

Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-
методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации