Выступление «Из опыта работы с детьми с умственной отсталостью»
«Из опыта работы
с детьми с умственной отсталостью»
Учитель: Кисиева М.А.
Краткая характеристика учащихся моего класса. В начале своего выступления познакомлю Вас с краткой характеристикой класса. В ней обучаются 6 учеников, из них 3 девочки и 3 мальчика. Основной диагноз у всех умеренная умственная отсталость и сопутствующие диагнозы: у двоих синдром Дауна и один учащийся с ДЦП.
| ФИО | Диагноз
|
1 | Аиша | F 71синдром Дауна |
2 | Катя | F 71синдром Дауна |
3 | Ульяна | F 71 |
4 | Отари | F 71ДЦП |
5 | Глеб | F 71 |
6 | Андрей | F 71 |
Анализируя навыки самообслуживания можно отметить, что у данных детей они практически не сформированы, а у одного ребенка совсем отсутствуют. Четверо обучающихся нуждаются в постоянной помощи взрослого при приеме пищи и совершении гигиенических процедур. Очень сложно приходится с четвертым пунктом (умение надеть одежду, обувь), так как самостоятельное переодевание затруднено или недоступно.
№ | Опыт ребёнка
| Аиша | Катя | Ульяна | Отари | Глеб | Андрей |
1 | Самостоятельный прием пищи | да | да | да | да | частично | да |
2 | Самостоятельное пользование туалетом | да | частично | да | да | частично | в памперсе |
3 | Умение ухаживать за собой (мытье, вытирание) | частично | частично | да
| частично | частично | нет |
4 | Умение надеть одежду, обувь | частично | частично | частично | нет | частично | нет
|
Ввиду того, что у умственно отсталого ребенка нарушена познавательная деятельность, одной из основных проблем является сложная обучаемость. На слайд выведены основные отличительные черты у.о. ребенка.
- ему сложно организовать свою учебную деятельность
- он не осознает себя учеником,
- у него низкий уровень работоспособности,
- быстрая утомляемость
- объем и темп работы низкий
- информацию воспринимает медленно,
- постоянно нуждается в наглядно-практической опоре, в четких и коротких инструкциях.
Содержание адаптированной основной образовательной программы по ФГОС, направлено на социальную адаптацию и дальнейшее приспособление обучающихся к условиям жизни в окружающей их социальной среде. Это и является нашей основной целью.
Так как дети до поступления в школу не посещали другие образовательные учреждения, не имели элементарного представления об окружающем мире, были, можно сказать, изолированы от общества, я определила, что основными задачами первого года обучения являются:
- облегчение прохождения периода школьной адаптации;
- подготовка детей к дальнейшему обучению;
- расширение знаний об окружающей среде;
- развитие коммуникативных навыков.
Исходя из поставленных задач, я подбираю коррекционно-развивающие упражнения из ряда дидактических пособий, по развитию речи, по разв. высших психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, пространственные и временные представления), по развитию мелкой и общей моторики, сенсорному развитию, математических представлений и познавательной сферы, которые можно использовать на уроках. Учебники, рабочие тетради, пособия для обучения данной категории детей практически отсутствуют, методические материалы бедны.
Поэтому учителям, работающим с данной категорией детей приходиться искать свои методы, приемы, формы работы, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого отдельно взятого ребенка. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда предсказуема и, чтобы вовлечь их в учебный процесс нужно знать интересы и возможности каждого ребенка. Для меня, как учителя, всегда возникает вопрос: как провести урок, какие подобрать и придумать коррекционные упражнения, игры, задания, использовать дидактические материалы, чтобы ребенок смог понять, усвоить учебный материал.
В своей работе применяю методику деления урока на 2 части, так первая - образовательная, вторая – игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей психического здоровья детей. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, позволяющими ребенку проявить собственную активность, с чередованием одного вида деятельности на другой. Последние месяцы в работе активно использую сценарии уроков и тестовых заданий МЭШ.
Опыт показывает, что при особой организации коррекционно-образовательной работы ребенок способен адаптироваться в ближайшем для него окружении, что, безусловно, является показателем и результатом его общего психического развития, в том числе и интеллектуального.
За учебный год, работая в этом классе, мы с детьми добились положительных результатов. В данной таблице цифры означают количество детей.
- по первому пункту хотела бы сказать, что в классе 2 ученика пользуются речью как средством коммуникации. Остальные используют жесты и звуки.
- на начало учебного года обращённую речь понимали трое. На конец года заметила динамику у одной девочки.
- по третьему пункту на начало учебного года только одному ребенку были доступны такие элементарные понятия как большой - маленький, грязный - чистый, один - много, близко - далеко…. Этими понятиями овладели еще двое учащихся.
- особое внимание хочу обратить на четвертый пункт. Никто из детей самостоятельно не мог даже держать карандаш из-за слабо развитой мелкой моторики. В течении года много упражнений и заданий были направлены на развитие мелкой моторики, что дало положительный результат. На конец учебного года двоим доступна работа по обводке.
№ | Навыки | Уровень овладения | |
Начало года | Конец года | ||
1 | Восприятие речи | 2 | 2 |
2 | Понимание обращённой речи | 3 | 4 |
3 | Элементарные понятия по предметам | 1 | 3 |
4 | Графические навыки | 0 | 2 |
В условиях инклюзивного образования думаю, что мой опыт будет ценен для учителей общеобразовательных школ, которые могут столкнуться с обучением детей имеющих ограниченные возможности здоровья.
Потамошнева Наталья Алексеевна