12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марсела Аликберовна Кисиева19
Россия, Москва, Москва
1

«Из опыта работы с детьми с умственной отсталостью»




«Из опыта работы
с детьми с умственной отсталостью»

 

                                                                                                     Учитель: Кисиева М.А.


 Краткая характеристика учащихся моего класса.  В начале своего выступления познакомлю Вас с краткой характеристикой класса. В ней обучаются 6 учеников, из них 3 девочки и 3 мальчика. Основной диагноз у всех умеренная умственная отсталость и сопутствующие диагнозы: у двоих синдром Дауна и один учащийся с ДЦП.

 

ФИО

Диагноз

 

1

Аиша

F 71синдром Дауна

2

Катя

F 71синдром Дауна

3

Ульяна

F 71

4

Отари

F 71ДЦП

5

Глеб

F 71

6

Андрей

F 71

 Анализируя навыки самообслуживания можно отметить, что у данных детей они практически не сформированы, а у одного ребенка совсем отсутствуют. Четверо обучающихся нуждаются в постоянной помощи взрослого при  приеме  пищи и совершении гигиенических процедур. Очень сложно приходится с четвертым пунктом (умение надеть одежду, обувь), так как самостоятельное переодевание затруднено или недоступно.

Опыт ребёнка

 

Аиша

Катя

Ульяна

Отари

Глеб

Андрей

1

Самостоятельный прием пищи

да

да

да

да

частично

да

2

Самостоятельное пользование туалетом

да

частично

да

да

частично

в памперсе

3

Умение ухаживать за собой (мытье, вытирание)

частично

частично

да

 

частично

частично

нет

4

Умение надеть одежду, обувь

частично

частично

частично

нет

частично

нет

 

 Ввиду того, что у умственно отсталого ребенка нарушена познавательная деятельность, одной из основных проблем является сложная обучаемость. На слайд выведены основные отличительные черты у.о. ребенка.

- ему сложно организовать свою учебную деятельность

- он не осознает себя учеником,

- у него низкий уровень работоспособности,

- быстрая утомляемость

- объем и темп работы низкий

- информацию воспринимает медленно,

- постоянно нуждается в наглядно-практической опоре, в четких и коротких инструкциях.

 Содержание адаптированной основной образовательной программы по ФГОС, направлено на социальную адаптацию и дальнейшее приспособление обучающихся к условиям жизни в окружающей их социальной среде. Это и является нашей основной целью.

Так как дети до поступления в школу не посещали другие образовательные учреждения, не имели элементарного представления об окружающем мире, были, можно сказать, изолированы от общества, я определила, что  основными  задачами  первого года обучения  являются:

- облегчение  прохождения периода школьной адаптации;

-  подготовка детей к дальнейшему обучению;

- расширение знаний об окружающей среде;

- развитие коммуникативных навыков.

 Исходя из поставленных задач, я подбираю коррекционно-развивающие упражнения из ряда дидактических пособий, по развитию речи, по разв. высших психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, пространственные и временные представления), по развитию мелкой и общей моторики, сенсорному развитию, математических представлений и познавательной сферы, которые можно использовать на уроках. Учебники, рабочие тетради, пособия для обучения данной категории детей практически отсутствуют, методические материалы бедны.

Поэтому учителям, работающим  с данной категорией детей приходиться искать свои методы, приемы, формы работы, в более дифференцированном, «пошаговом» обучении с учетом индивидуальных особенностей  и способностей каждого  отдельно взятого ребенка. Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда предсказуема и, чтобы вовлечь их в учебный процесс нужно знать интересы и возможности каждого ребенка. Для меня, как учителя, всегда возникает вопрос:  как провести урок, какие подобрать и придумать коррекционные упражнения, игры, задания, использовать дидактические материалы, чтобы  ребенок смог понять, усвоить учебный материал.

В своей работе применяю методику деления урока на 2 части, так  первая - образовательная, вторая – игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей психического здоровья детей. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, позволяющими ребенку проявить собственную активность, с чередованием одного вида деятельности на другой. Последние месяцы в работе активно использую сценарии уроков и тестовых заданий МЭШ.

 Опыт показывает, что  при особой организации  коррекционно-образовательной работы ребенок способен адаптироваться в ближайшем для него окружении, что, безусловно, является показателем и результатом его общего психического развития, в том числе и интеллектуального.

За учебный год, работая в этом классе, мы с детьми добились положительных результатов.   В данной таблице цифры означают количество детей.

-  по первому пункту хотела бы сказать, что в классе 2 ученика пользуются речью как средством коммуникации. Остальные используют жесты и звуки.

- на начало учебного года обращённую речь понимали трое. На конец года заметила динамику у одной девочки.

- по третьему пункту на начало учебного года только одному ребенку были доступны такие элементарные понятия как большой - маленький, грязный - чистый, один - много, близко - далеко…. Этими понятиями овладели еще двое учащихся.

- особое внимание хочу обратить на четвертый пункт. Никто из детей самостоятельно не мог даже держать карандаш из-за слабо развитой мелкой моторики. В течении года много упражнений и заданий были направлены на развитие мелкой моторики, что дало положительный результат. На конец учебного года двоим доступна работа по обводке.

Навыки

Уровень овладения

Начало года

Конец года

1

Восприятие речи

2

2

2

Понимание обращённой речи

3

4

3

Элементарные понятия по предметам

1

3

4

Графические навыки

0

2

 

 В условиях инклюзивного образования думаю, что мой опыт будет ценен для учителей общеобразовательных школ, которые могут столкнуться с обучением детей имеющих ограниченные возможности здоровья.


Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 28.11.23 в 05:36 0Ответить Пожаловаться
На слайды есть указания в публикации, но самих слайдов нет.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.