Пищулина Ольга Николаевна,
учитель математики,
МОБУ СОШ «Муринский ЦО № 2
Из опыта работы с молодыми специалистами
В методическом объединении учителей математики и информатики постоянно ведется работа с молодыми педагогами. Работа осуществляется через наставничество.
Цель работы с молодыми специалистами - создание условий для профессионального роста начинающих педагогов, формирование у них потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Основные задачи:
содействовать повышению квалификации и профессиональному росту молодых педагогов;
формирование потребностей молодых педагогов в непрерывном самообразовании;
предупреждение наиболее типичных ошибок, противоречий в организации учебных занятий, поиск возможных путей их преодоления;
оказание помощи в познании и творческом внедрении в учебно- воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
стимулирование развития индивидуального стиля творческой деятельности педагога;
ознакомление с педагогическим мастерством опытных преподавателей ОУ, оказание помощи в совершенствовании знаний методики обучения и педагогики;
оказание практической помощи преподавателям в их адаптации в ОУ, в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;
формирование навыков проведения диагностики и самодиагностики;
выявление профессиональных, методических проблем в учебном процессе начинающих педагогов, содействие в их разрешении;
помощь молодым педагогам в вопросах внедрения современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс.
В 2022-2023 учебном году в МО работают четыре молодых педагога, все преподаватели имеют высшее образование.
В начале учебного года был составлен план работы с молодыми педагогами.
Были проведены консультации, с преподавателями изучены федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОСы, нормативно-правовая база ОУ, учебные планы.
В течение года молодым педагогам оказывалась практическая и теоретическая помощь в подготовке и проведении непосредственной образовательной деятельности.
Были посещены занятия у молодых педагогов. По итогам данных мероприятий проведено обсуждение, даны рекомендации педагогам.
Совершенствуя свой педагогический опыт, молодые педагоги принимали участие в проведении недели математики и информатики, согласно годового планирования. Молодые педагоги посетили занятия опытных педагогов, что дало положительный опыт результатов
в проведении своих занятий.
Практика организации помощи молодым педагогам прошлых лет показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности. Именно поэтому в начале учебного года проводится анкетирование молодых педагогов, что позволяет:
точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;
объективно оценить промежуточные и конечные результаты;
определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;
наметить программу роста педагогического мастерства каждого молодого специалиста;
обеспечить оптимальное планирование методической работы.
Анализ показал, что молодые специалисты соответствуют полученному образованию, легко обучаемы и не испытывают трудностей при планировании своей работы. Однако у молодых педагогов возникают трудности при составлении рабочей программы, правильности заполнения электронного журнала, правильности оформления УМК и пр. С учетом полученных результатов были выбраны темы семинаров и составлен план.
За 2022-2023 учебный год для молодых педагогов проведено:
Содержание работы | Ожидаемые результаты | Методы | Дата проведения |
Согласование рабочих программ | Знать практические требования и содержание программы; уметь отбирать учебный материал; грамотно составлять рабочую программу. | Консультация, знакомство со структурой программы | сентябрь |
Методика планирования урока. | Уметь ставить цели, задачи урока, планировать этапы, соблюдать баланс времени. | Консультация, знакомство со структурой уроков | сентябрь |
Методика обучения грамоте | Уметь ставить цели, задачи урока, отбирать учебный материал, планировать этапы урока, вести уроки обучения грамоте. | Консультация, знакомство со структурой уроков, разработка урока под руководством педагога-наставника. | октябрь |
Мониторинг в начальной школе | Уметь вести психолого-педагогическое сопровождение, заполнять листы достижений по предметам. | Консультация | ноябрь |
Основные формы и методы работы классного руководителя. | Уметь ставить цели, задачи внеурочной деятельности, планировать воспитательные мероприятия, оформлять папку классного руководителя. Уметь найти контакт с родителями, привлечь их к работе в классе, установить деловые отношения с учащимися. | Консультация, знакомство с планом воспитательной работы, оформление папки классного руководителя, участие в методической неделе (проведение внеклассных мероприятий) | ноябрь |
Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
| Уметь осуществлять отбор учебного материала, уметь соотносить существенную информацию с содержанием учебника. | Консультация, посещение уроков учителем-наставником, анализ уроков; посещение уроков у опытных учителей. | ноябрь декабрь |
Технология уроков | Знать традиционные и нетрадиционные типы уроков, уметь их провести, оптимизировать процесс обучения. | Самостоятельная работа по повышению уровня теоретической и практической подготовки, посещение уроков у опытных учителей . | январь |
Самоанализ урока
| Уметь делать самоанализ урока, видеть сильные и слабые стороны урока, корректировать слабые стороны урока и улучшать их. | Практикум, самообразование, чтение методической литературы, проведение уроков для наставника. | январь |
Проектная методика обучения | Знать и применять алгоритм подготовки работы над проектом, критерии оценивания, организовать самостоятельную деятельность учащихся. | Чтение и ознакомление с проектной технологией, посещение уроков учителей | февраль |
Контроль оценки знаний учащихся. | Уметь объективно оценивать учащихся в соответствии с нормами оценивания. | Консультация, чтение методической литературы, практические занятия. | март |
Выявление затруднений в работе молодого учителя. | Уметь анализировать свой опыт, трудности, успехи. | Анкетирование, беседа. | май |
Молодые специалисты охвачены методической работой в полном объёме и на высоком уровне. Кроме того, молодые специалисты получали постоянные консультации по работе с документацией, планированию учебного материала, эффективным методам организации деятельности обучающихся, организации внеурочной работы и по многим другим вопросам.
Одним из направлений деятельности методической службы в школе является самообразование педагогов. Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего». Работа педагогов над темами самообразования является обязательной как для опытных педагогов, так и для молодых специалистов.
В рамках методической темы школы «Урочная и внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в центре образования» каждый педагог самостоятельно работает над индивидуальной методической темой. Эти темы сопряжены с общей направленностью школы и, с одной стороны, способствуют росту личного профессионального мастерства, с другой — воплощают на практике определенный содержательный фрагмент работы над единой методической темой.
Педагоги МО за прошедший учебный год провели большую работу по самообразованию. Работа проводилась в парах: молодой специалист и наставник. Результаты этой работы представлены в виде различных мероприятий.
Темы по самообразованию педагогов МО учителей математики и информатики
№ | Тема по самообразованию | Этап реализации. | Результативность |
| Система работы с одаренными детьми | 2022-2024г. | Публикация в СМИ |
| Систематизация и расширение знаний, используя формулы | 2022-2024 г. | Публикация в СМИ |
| Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развития познавательной активности обучающихся | 2022-2024 г. | Выступление на МО |
| Повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики и информатики через различные способы деятельности | 2022-2024 г. | Публикация в СМИ |
| Применение робототехнических конструкторов на уроках информатики | 2022-2024 г. | Выступление на МО |
Вывод. Период адаптации молодых специалистов прошел успешно. Молодым специалистам оказывается помощь администрацией и педагогами - наставниками в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального
мастерства. По итогам работы за 2022-2023 учебный год была выявлена перспектива работы на следующий 2023-2024 учебный год:
продолжать работу на снижение стрессоустойчивости.
повышать свой профессиональный уровень через самообразование.
участвовать в методических конкурсах различного уровня с целью повышения профессионального мастерства и приобретения собственного опыта.