Из опыта работы «Социально значимое событие как эффективный инструмент воспитания»
«Социально значимое событие
как эффективный инструмент воспитания»
Дошкольный возраст – это период активной социализации ребёнка, лучший период для начала формирования у ребёнка духовно-нравственных ценностей.
Как педагогу, мне хорошо известно, что для успешной социальной, психологической адаптации в обществе необходимо обладать комплексом социально значимых морально-нравственных качеств и представлений: милосердие, доброта, нежность, верность, отзывчивость, бескорыстие, щедрость, патриотизм, справедливость. С целью формирования у детей этих духовных идеалов в своей работе использую социально значимые события.
Основная цель социальной акции — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру (окружающим людям и самому себе, живой и неживой природе) на основе духовно-нравственного содержания, побуждение к эмпатии (сопереживанию, сочувствию, содействию) и рефлексии (самоанализу). Важным условием и залогом успеха каждой акции считаю мотивацию, благодаря чему у детей формируется осознанное отношение к делу и своим действиям.
Регулярно провожу с детьми социальные акции различной направленности:
Экология - «Братья наши меньшие», «День древонасаждений», «Покормите птиц зимой», «Красная книга природы», «Мы – эколята-дошколята».
Окружающий социальный мир - «Чистый двор», «Безопасная дорога», «Вылечим книги», «Подари книгу детскому саду», «Защити себя сам», «Красота спасет мир».
Помощь другим людям – «Посылка солдату», «Поможем малышам», «Научим тому, что умеем», «Играем вместе!», «Подарки малышам, «Открытка для дедушки», «Открытка к дню пожилого человека».
Значимые даты и праздники - «Для любимой мамочки», «Для меня всегда герой – самый лучший папа мой», «Календарь Великой Победы», «Свеча памяти», «Окна Победы», «Читаем детям о войне», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Добрые дела к Новому году».
Здоровье - «Красота и здоровье», «Физкультура и здоровье», «Добрые поступки – доброе здоровье», «Мы за здоровое питание», «Витамины на подоконнике», «Здоровью – зеленый свет!».
При проведении данных мероприятий всегда учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
Большую социальную значимость для формирования личности ребенка имеет волонтерское движение. Целью волонтёрского движения в детском саду является духовно-нравственное развитие личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, становление самостоятельности, целеустремлённости и саморегуляции собственных действий.
Волонтерское движение в нашем ДОУ это:
- изучение правил дорожного движения (ЮПИД);
- посадка цветов и деревьев;
- подарки детям Донбасса,
- подарки одиноким и пожилым;
- помощь младшим дошкольникам;
- помощь животным;
- экологические акции, уборка мусора и загрязнений;
- пропаганда здорового образа жизни и др.
Положительными эффектами от волонтёрского движения в ДОУ считаю следующее:
- ребята осваивают основную компетенцию, без которой человек не может жить, – коммуникативную;
- дошкольники учатся вступать в контакт, как со взрослыми, так и с детьми раннего возраста, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника;
- позитивные отклики детей и родителей;
- волонтёры осознают свою важную миссию, считают себя старшими помощниками, готовыми помогать;
- у ребят формируется потребность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается;
- педагоги и родители, объединив усилия по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, повышают свою педагогическую компетентность.
Через волонтерское движение у детей формируются общечеловеческие ценности: доброта, милосердие, сострадание, самостоятельность, инициатива, ответственность, забота о младших и пожилых, уважение к старшим. А у родителей (законных представителей) - ответственность за результаты воспитания своих детей.
В заключении отмечу, что очень важным в проведении социально значимых событий в детском саду, на мой взгляд, является вдохновение, пример педагогов и родителей.
Итак, почему в своей педагогической деятельности стараюсь делать акцент на социально значимые события? Именно эти события способствуют тому, что у детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей, потребность помогать им. Ведь не секрет, что наше общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов, материальные ценности доминируют над духовными, у людей нередко искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.
Очень надеюсь, что зерна доброты, которые стараюсь сеять в сердцах наших детей, прорастут и не дадут зачерстветь их душам в дальнейшей жизни в этом сложном мире.