Практическая работа «Выявление парникового эффекта» и обсуждение проблемы изменения климата
I. Введение. Проблема парникового эффекта.
1. Урок начинается с демонстрации видеоряда "Погодные аномалии" и заслушиванием информации, подготовленной учащимся по проблеме изменения климата Земли (обзор по материалам метеонаблюдений и новостным сюжетам за последние несколько лет).
2. Экологи считают, что основная причина изменения климата Земли - парниковый эффект. Установлено, что на Земле по сравнению с концом XIX в. средняя температура повысилась на 0,6° С, а к 2025 г. повышение составит уже 2,2°—2,5° С. Такое потепление ученые объясняют увеличением концентрации в воздухе антропогенных газов (углекислого газа, метана, оксида азота, фреонов). Эти газы, скапливаясь в атмосфере, пропускают солнечные лучи, но задерживают тепловое излучение с Земли. Такая задержка тепла и приводит к медленному потеплению климата планеты (демонстрация схемы «Возникновение парникового эффекта»).
II. Практическая работа «Выявление парникового эффекта»
1. Объявляется тема и цель практической работы. Работа проводится в группах по заданному плану. По ходу эксперимента каждая группа решает поставленные в задании вопросы и анализируют получаемые результаты.
Задания для исследования.
1). На дно прозрачной ёмкости помещаем грунт, слоем 2-3 см, и увлажняем его (группа №1, 3 - почва, группа №2, 4 - песок). В ёмкость помещаем вертикально термометр, накрываем прозрачной крышкой (стеклом) и устанавливаем лампу на высоте 20-30 см.
2). Снимаем показания термометра, не включая лампу.
3). Включаем лампу и снимаем t° показания в течение 20 мин. каждую минуту.
Объясните, почему t° увеличивается? Сравните этот процесс с "парниковым эффектом" на Земле.
4). Выключаем лампу и даём t° упасть до комнатной. Увлажняем грунт и, сняв крышку с ёмкости, повторяем опыт.
Объясните влияние облачности на t° воздуха.
5). Постройте графики, отложив по оси ординат t°, а по оси абсцисс - время. Сравните полученные результаты.
2. После выполнения практической части работы, каждая группа представляет полученные результаты и их анализ.
3. Сравниваем и анализируем полученные графики группы «песок» и «почва».
4. Различаются ли температурные кривые для тёмного и светлого грунта? Почему? Как поглощают тепловую энергию поверхности из различных материалов?
III. Обобщение. Научные пути решения проблемы.
1. Урок завершается обсуждением вопросов о значении парникового эффекта:
- Как повлияет существенное повышение средней t° нашей планеты на очертания материков?
- Как вы оцениваете последствия парникового эффекта для планеты - отрицательно? положительно? Какие преобладают?
2. С дальнейшим развитием парникового эффекта предполагается возможное таяние морских и горных льдов в районах вечной мерзлоты, подтопление приморских равнин и ряд других отрицательных последствий для человека и природы. Одновременно предполагаются и положительные последствия парникового эффекта: увлажнение климата и «оживание» пустынь, увеличение продуктивности лесов и других биоценозов в регионах с недостатком влаги и т. д. Учитывая преобладание отрицательных последствий, создан межправительственный комитет, разрабатывающий меры предотвращения парникового эффекта.
3. Учащиеся делают вывод о неоднозначности оценки влияния парникового эффекта и ведут поиски путей решения экологической проблемы изменения климата Земли: учащимися высказываются предложения возможных путей решения проблемы парникового эффекта, заслушиваются сообщения о научных подходах по этой проблеме. Предложения учащихся сравниваем с предложениями ученых-экологов. По итогам обсуждения делаем выводы и вносим предложения по снижению действия факторов, обуславливающих явление парникового эффекта.