Материал на проверке

Изразцовая русская печь. Сюжетно- декоративная композиция по мотивам русских народных сказок

0
0
Материал опубликован 27 January

Технологическая карта урока

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2 А класс

Учитель: Мартыненко Лидия Ивановна


Тема: «Изразцовая русская печь. Сюжетно- декоративная композиция по мотивам русских народных сказок»

Раздел: «В гостях у чародейки – зимы»

Цель: узнать как выглядела русская печь в прошлом, из чего её мастерили и почему она имела большое значение в жизни людей; познакомиться с новыми терминами: опечье, печурка, подпечье, устье, шесток; формировать художественно-графические умения в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции; развивать потребность детей в творчестве.

Планируемые результаты:

- личностные: формировать познавательный интерес к национальным ценностям и духовным традициям; представление о добре и зле, которые станут базой самостоятельных поступков и действий.

-регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, уметь работать в группе, слушать инструкцию и следовать ей, сопоставлять план действий, оценивать свою работу на уроке.

-познавательные: наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета, осуществлять поиск необходимой информации; использовать простые формы для создания выразительных образов; использовать декоративные элементы геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; строить устное высказывание с учетом учебной задачи.

-коммуникативные: выражать свои мысли в монологе, участвовать в учебном диалоге; договариваться о распределении функций и ролей в совместном творчестве; определять общую цель и пути её достижения; давать оценку результатам совместной творческо-художественной деятельности;

Тип урока: усвоение новых знаний (метод проектов)

Технология: метод проектной деятельности

Образовательные ресурсы: учебник «Изобразительное искусство», автор Т. Я.Шпикалова, 2 класс, презентация «Изразцовая русская печь», макет печки, учебная динамическая таблица, раздаточный материал.


Этапы урока

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

1.

Организационный.

Мотивационный.

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас открытый урок.

Улыбнитесь друг другу и садитесь!

Заходят в класс, рассаживаются по группам.

Приветствуют учителя.

Личностные: мотивация к учебной и творческой деятельности

2.

Актуализация знаний.

- О каком народном промысле мы говорили на прошлом уроке?

-Что такое изразец? (керамические  (глиняные) плитки, предназначенные для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий).

- Какую форму они имеют? (квадрат, прямоугольник)

- Что изображали на изразцах? (зверей, птиц, травушку,цветы)

- Согласны ли вы, что изразцы можно читать как книгу? Почему? Слайд№1

- Отгадайте загадки: Шуба в избе,

а рукав на улице (печь и труба)

Зимой много ест,

А летом много спит;

Тело тёплое,

А крови нет;

Сесть на него – сядешь,

А с места тебя не свезет.

                        (Печь)

-О чем сегодня пойдет речь? (о печке) Тема нашего урока? (предположения детей и обоснование выбора темы)

- Тема нашего урока: «Изразцовая русская печь». Слайд№2

-В русских народных традициях посредине зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя» Долгими зимними вечерами взрослые занимались рукоделием и рассказывали сказки. Нередко в них сама печь становилась героиней.

- А вы, ребята, знаете в каких сказках печь была героиней? Давайте проверим. (зачитываю каждой группе отрывок сказки)

« Бежала девочка, бежала: видит- стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели? Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси- лебеди»)

« Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению»)

« Я по амбару метён, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» ( « Колобок»)

« Подошли они к избёнке: « Поди, лиса, вон!» А она с печи: « Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» ( «Лиса и заяц»)

Как ведет себя печь в русских народных сказках? (Верно, в трудные моменты, когда героям грозит опасность,  печь выручает их из беды)

- Почему в старину нельзя было обойтись без печки? (В  старину  печь  была главной  в  доме.) Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки никак нельзя, в ней готовили еду, она обогревала дом, сушила одежду, на печке спали старики и дети, в печи даже мылись. Печка лечила людей от простуд и других заболеваний. Отсюда и пошло выражение: «Греть косточки на печи». А ещё печка сжигала сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Кроме того, она еще и украшала жилище.

- Что же делало ее нарядной? (изразцы)        Слайд№3

Повторяют раннее изученный материал. Вспоминают и отвечают на вопросы учителя.




Отгадывают загадки.




Самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему урока.

Слушают.

Воспроизводят в памяти сюжеты сказок, совещаются в группе. Называют известные сказки.

Размышляют, отвечают.


Слушают рассказ учителя, анализируют, аргументируют своё мнение, под руководством учителя.

Перечисляют возможные варианты.

Познавательные: осуществляют поиск информации, по памяти воспроизводят информацию.



Личностные: формируют познавательный интерес к национальным ценностям и духовным традициям.









Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение; составляют небольшие рассказы-описания.

3

Целеполагание.

- Мы с вами на прошлом уроке учились рисовать изразцы, которыми в старину украшали печку. Нам достаточно этих знаний чтобы создать проект печки? (нет)

-Что нужно знать, чтобы придумать образ русской печи? (как выглядела печка и из чего её мастерили)

-Значит, цель нашего урока какая? (узнать как выглядела и как была устроена русская печь в прошлом, из чего её мастерили и почему она имела большое значение в жизни людей)

- Какую информацию мы будем использовать? (послушаем рассказ, почитаем книжки, посмотрим иллюстрации) Слайд№4

- Как называется специалист по кладке, установке и ремонту печи?(печник) Слайд№5

- Какой материал использовали печники для строительства печки? (Печь строили из кирпичей (камней), скрепленных между собой глиной, а затем покрывали известью) Слайд№6.Основа печки была у всех одинаковая, но каждый печник вносил что- то свое, поэтому они кажутся разным. Слайд№7

- Давайте рассмотрим, как устроена русская печь. Рассмотрите схему в учебнике стр.105. Прочтите названия частей печи и покажите на макете русской печки.

 Дымоход – печная труба.

 Печурки – отверстия, из которых выходит тёплый воздух

Устье – отверстие в русской печи, через него закладываются дрова.

 Шесток – ровная подставка для печной посуды.

 Опечье – деревянные брёвна,  служившие  фундаментом печи.

Подпечье – отверстие под печкой для хранения запаса дров и других мелочей.

Лежанка - печи была любимым местом для сна и отдыха. (прикрепляем новые термины (названия частей печки)на динамической таблице)

Динамическая пауза.






С помощью учителя формулируют цели урока и пути их достижения.






Работают с учебником, рассматривают, читают, называют части печи.

Находят части печи на макете.

Прикрепляют термины к динамической таблице

Проводят ребята.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: под руководством учителя осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализируют информацию; делают выводы.










4.

Постановка проектной задачи.


-Прежде чем построить печку, мастер-печник ее должен придумать, нарисовать образ печки в голове или на бумаге. Подумать, для чего она будет служить, как ее украсить.

- Сегодня на уроке мы будем работать как настоящие мастера-печники, создадим свой уникальный проект печки.

- Что такое проект? (образ, идея, план работы, шаги по созданию какого-то предмета)

- Что значит создать проект печки? (продумать, какой она будет формы (конструкции) и как будет украшена)

-Какие материалы и инструменты понадобятся для работы?

- Какими способами будем выполнять работу? Что мы сделаем сначала, что - потом.

-Давайте рассмотрим особенности композиции (на доске таблица). Печь должна находиться в центре, изображаться крупно и ярко. 

- Какие части печки занимают главное место? Чем её украшали?

-Какие бытовые предметы вы видите около печки?  

-Можно дополнить композицию рисунком Емели или фигуркой девочки. Не забывайте, что в сказках многие окружающие предметы, в том числе и печь, могут передвигаться, разговаривать.

- Выполнять работу вы будете группами. В группе есть один главный специалист (перед уроком назначает учитель), а остальные будут его помощниками.

- Чтобы создать проект печки, вам надо составить свой план (алгоритм) работы.

-Для составления плана вы воспользуетесь карточкой (Задание).

- Прочитайте задание, определите порядок действия и работы вашей группы.

Вы можете согласиться с данным порядком, или изменить последовательность работы на ваше усмотрение, кроме пункта 1 и 9.




Принимают общую задачу.




Вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Личностные: проявляют интерес предметно-практической деятельности.

Познавательные: наблюдают, анализируют пространственную форму предмета, делают выводы.

Регулятивные: ориентируются в информации, сопоставляют свои знания с новыми.

Коммуникативные: выражают свои мысли, участвуют в учебном диалоге.

5.

Решение проектной задачи.













Задание

(порядок работы может быть другим, кроме пункта 1 и 9)

1. Выбрать основу - самый большой модуль, расположить его в центре листа.

2. Определить место для дымохода и приклеить.

3. Определить место расположения устья, раскрасить, приклеить.

4. Раскрасить шесток, дорисовать печную посуду.

5. Определить количество печурок, раскрасить их и приклеить.

6. Украсить печь изразцами.

7. Дорисовать окружающие бытовые предметы, украсить лежанку.

8. Решить, каким сказочным героям будет помогать ваша печка.

9. Защитить работу.

- Подумайте, как должна выглядеть ваша печка, возьмите модули (части) печки, разложите так, как считаете нужным. Если группа пришла к согласию, приклейте детали, украсьте печку.

- Желаю вам успехов в творческой работе! Фантазируйте!

Определяют порядок выполнения работы. Проговаривают последовательность производимых действий. Распределяют роли.


Регулятивные: составляют последовательность производимых действий,

ответственно относятся к работе.

Познавательные: анализируют, представляют информацию в нужном порядке.

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей в группе.

6.

Самостоятельная работа.

Выполнение работы детьми.

- Проверьте свою работу в соответствии со своим планом (печь расположили в центре, выделили части печки, украсили печь).



Работают в соответствии с порядком действий.

Усваивают приёмы работы.

Выполняют задание.

Познавательные: умеют усваивать практические приемы работы.

Регулятивные: контролируют последовательность производимых действий.

Коммуникативные: определяют пути достижения цели работы

7.

Подведение итогов, рефлексия.

-Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу. Давайте продемонстрируем и оценим наши работы.

Представители группы демонстрируют работу. Поясняют каким сказочным героям принадлежит печка. Самостоятельно презентуют и оценивают.

(В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества создания выполненных композиций. Организует беседу по вопросам.)

На доске офрмляется выставка работ.

Слайд№9

- Всё ли вам удалось в работе над проектом?

- Что не удалось? Почему?

- Где можно применить новые знания?

- Чьи работы вам кажутся более творческими? У кого получились наиболее яркие работы?

- Молодцы, ребята! У вас получились настоящие русский печки.


Выбирают выступающих.

Демонстрируют работу группы.

Совместно с учителем анализируют проделанную работу, что хотели, что получилось. Отвечают на вопросы. Оценивают себя и друг друга. Высказывают свое мнение.

Регулятивные: умеют анализировать результаты своего труда и труда других, давать оценку результатам.

Познавательные: сравнивают свою композицию с эталоном динамической таблицы, выстроенной в ходе урока.

Коммуникативные: выражают свои мысли в монологе и диалоге.

Личностные: формируют познавательный интерес к национальным ценностям и традициям.



Приложение 1

t1737967359aa.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.