Изразцовая русская печь. Сюжетно- декоративная композиция по мотивам русских народных сказок
Технологическая карта урока
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 2 А класс
Учитель: Мартыненко Лидия Ивановна
Тема: «Изразцовая русская печь. Сюжетно- декоративная композиция по мотивам русских народных сказок»
Раздел: «В гостях у чародейки – зимы»
Цель: узнать как выглядела русская печь в прошлом, из чего её мастерили и почему она имела большое значение в жизни людей; познакомиться с новыми терминами: опечье, печурка, подпечье, устье, шесток; формировать художественно-графические умения в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции; развивать потребность детей в творчестве.
Планируемые результаты:
- личностные: формировать познавательный интерес к национальным ценностям и духовным традициям; представление о добре и зле, которые станут базой самостоятельных поступков и действий.
-регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, уметь работать в группе, слушать инструкцию и следовать ей, сопоставлять план действий, оценивать свою работу на уроке.
-познавательные: наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета, осуществлять поиск необходимой информации; использовать простые формы для создания выразительных образов; использовать декоративные элементы геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; строить устное высказывание с учетом учебной задачи.
-коммуникативные: выражать свои мысли в монологе, участвовать в учебном диалоге; договариваться о распределении функций и ролей в совместном творчестве; определять общую цель и пути её достижения; давать оценку результатам совместной творческо-художественной деятельности;
Тип урока: усвоение новых знаний (метод проектов)
Технология: метод проектной деятельности
Образовательные ресурсы: учебник «Изобразительное искусство», автор Т. Я.Шпикалова, 2 класс, презентация «Изразцовая русская печь», макет печки, учебная динамическая таблица, раздаточный материал.
№ | Этапы урока | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный. Мотивационный. | -Здравствуйте ребята. Сегодня у нас открытый урок. Улыбнитесь друг другу и садитесь! | Заходят в класс, рассаживаются по группам. Приветствуют учителя. | Личностные: мотивация к учебной и творческой деятельности |
2. | Актуализация знаний. | - О каком народном промысле мы говорили на прошлом уроке? -Что такое изразец? (керамические (глиняные) плитки, предназначенные для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий). - Какую форму они имеют? (квадрат, прямоугольник) - Что изображали на изразцах? (зверей, птиц, травушку,цветы) - Согласны ли вы, что изразцы можно читать как книгу? Почему? Слайд№1 - Отгадайте загадки: Шуба в избе, а рукав на улице (печь и труба) Зимой много ест, А летом много спит; Тело тёплое, А крови нет; Сесть на него – сядешь, А с места тебя не свезет. (Печь) -О чем сегодня пойдет речь? (о печке) Тема нашего урока? (предположения детей и обоснование выбора темы) - Тема нашего урока: «Изразцовая русская печь». Слайд№2 -В русских народных традициях посредине зимы существовала особая неделя, которую в народе называли «Емелина неделя» Долгими зимними вечерами взрослые занимались рукоделием и рассказывали сказки. Нередко в них сама печь становилась героиней. - А вы, ребята, знаете в каких сказках печь была героиней? Давайте проверим. (зачитываю каждой группе отрывок сказки) • « Бежала девочка, бежала: видит- стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели? Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси- лебеди») • « Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению») • « Я по амбару метён, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» ( « Колобок») • « Подошли они к избёнке: « Поди, лиса, вон!» А она с печи: « Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» ( «Лиса и заяц») - Как ведет себя печь в русских народных сказках? (Верно, в трудные моменты, когда героям грозит опасность, печь выручает их из беды) - Почему в старину нельзя было обойтись без печки? (В старину печь была главной в доме.) Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки никак нельзя, в ней готовили еду, она обогревала дом, сушила одежду, на печке спали старики и дети, в печи даже мылись. Печка лечила людей от простуд и других заболеваний. Отсюда и пошло выражение: «Греть косточки на печи». А ещё печка сжигала сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Кроме того, она еще и украшала жилище. - Что же делало ее нарядной? (изразцы) Слайд№3 | Повторяют раннее изученный материал. Вспоминают и отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадки. Самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему урока. Слушают. Воспроизводят в памяти сюжеты сказок, совещаются в группе. Называют известные сказки. Размышляют, отвечают. Слушают рассказ учителя, анализируют, аргументируют своё мнение, под руководством учителя. Перечисляют возможные варианты. | Познавательные: осуществляют поиск информации, по памяти воспроизводят информацию. Личностные: формируют познавательный интерес к национальным ценностям и духовным традициям. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение; составляют небольшие рассказы-описания. |
3 | Целеполагание. | - Мы с вами на прошлом уроке учились рисовать изразцы, которыми в старину украшали печку. Нам достаточно этих знаний чтобы создать проект печки? (нет) -Что нужно знать, чтобы придумать образ русской печи? (как выглядела печка и из чего её мастерили) -Значит, цель нашего урока какая? (узнать как выглядела и как была устроена русская печь в прошлом, из чего её мастерили и почему она имела большое значение в жизни людей) - Какую информацию мы будем использовать? (послушаем рассказ, почитаем книжки, посмотрим иллюстрации) Слайд№4 - Как называется специалист по кладке, установке и ремонту печи?(печник) Слайд№5 - Какой материал использовали печники для строительства печки? (Печь строили из кирпичей (камней), скрепленных между собой глиной, а затем покрывали известью) Слайд№6.Основа печки была у всех одинаковая, но каждый печник вносил что- то свое, поэтому они кажутся разным. Слайд№7 - Давайте рассмотрим, как устроена русская печь. Рассмотрите схему в учебнике стр.105. Прочтите названия частей печи и покажите на макете русской печки. • Дымоход – печная труба. • Печурки – отверстия, из которых выходит тёплый воздух • Устье – отверстие в русской печи, через него закладываются дрова. • Шесток – ровная подставка для печной посуды. • Опечье – деревянные брёвна, служившие фундаментом печи. • Подпечье – отверстие под печкой для хранения запаса дров и других мелочей. • Лежанка - печи была любимым местом для сна и отдыха. (прикрепляем новые термины (названия частей печки)на динамической таблице) Динамическая пауза. | С помощью учителя формулируют цели урока и пути их достижения. Работают с учебником, рассматривают, читают, называют части печи. Находят части печи на макете. Прикрепляют термины к динамической таблице Проводят ребята. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Познавательные: под руководством учителя осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализируют информацию; делают выводы. |
4. | Постановка проектной задачи. | -Прежде чем построить печку, мастер-печник ее должен придумать, нарисовать образ печки в голове или на бумаге. Подумать, для чего она будет служить, как ее украсить. - Сегодня на уроке мы будем работать как настоящие мастера-печники, создадим свой уникальный проект печки. - Что такое проект? (образ, идея, план работы, шаги по созданию какого-то предмета) - Что значит создать проект печки? (продумать, какой она будет формы (конструкции) и как будет украшена) -Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? - Какими способами будем выполнять работу? Что мы сделаем сначала, что - потом. -Давайте рассмотрим особенности композиции (на доске таблица). Печь должна находиться в центре, изображаться крупно и ярко. - Какие части печки занимают главное место? Чем её украшали? -Какие бытовые предметы вы видите около печки? -Можно дополнить композицию рисунком Емели или фигуркой девочки. Не забывайте, что в сказках многие окружающие предметы, в том числе и печь, могут передвигаться, разговаривать. - Выполнять работу вы будете группами. В группе есть один главный специалист (перед уроком назначает учитель), а остальные будут его помощниками. - Чтобы создать проект печки, вам надо составить свой план (алгоритм) работы. -Для составления плана вы воспользуетесь карточкой (Задание). - Прочитайте задание, определите порядок действия и работы вашей группы. Вы можете согласиться с данным порядком, или изменить последовательность работы на ваше усмотрение, кроме пункта 1 и 9. | Принимают общую задачу. Вступают в диалог, отвечают на вопросы. | Личностные: проявляют интерес предметно-практической деятельности. Познавательные: наблюдают, анализируют пространственную форму предмета, делают выводы. Регулятивные: ориентируются в информации, сопоставляют свои знания с новыми. Коммуникативные: выражают свои мысли, участвуют в учебном диалоге. |
5. | Решение проектной задачи. | Задание (порядок работы может быть другим, кроме пункта 1 и 9) 1. Выбрать основу - самый большой модуль, расположить его в центре листа. 2. Определить место для дымохода и приклеить. 3. Определить место расположения устья, раскрасить, приклеить. 4. Раскрасить шесток, дорисовать печную посуду. 5. Определить количество печурок, раскрасить их и приклеить. 6. Украсить печь изразцами. 7. Дорисовать окружающие бытовые предметы, украсить лежанку. 8. Решить, каким сказочным героям будет помогать ваша печка. 9. Защитить работу. - Подумайте, как должна выглядеть ваша печка, возьмите модули (части) печки, разложите так, как считаете нужным. Если группа пришла к согласию, приклейте детали, украсьте печку. - Желаю вам успехов в творческой работе! Фантазируйте! | Определяют порядок выполнения работы. Проговаривают последовательность производимых действий. Распределяют роли. | Регулятивные: составляют последовательность производимых действий, ответственно относятся к работе. Познавательные: анализируют, представляют информацию в нужном порядке. Коммуникативные: договариваются о распределении ролей в группе. |
6. | Самостоятельная работа. | Выполнение работы детьми. - Проверьте свою работу в соответствии со своим планом (печь расположили в центре, выделили части печки, украсили печь). | Работают в соответствии с порядком действий. Усваивают приёмы работы. Выполняют задание. | Познавательные: умеют усваивать практические приемы работы. Регулятивные: контролируют последовательность производимых действий. Коммуникативные: определяют пути достижения цели работы |
7. | Подведение итогов, рефлексия. | -Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу. Давайте продемонстрируем и оценим наши работы. Представители группы демонстрируют работу. Поясняют каким сказочным героям принадлежит печка. Самостоятельно презентуют и оценивают. (В процессе просмотра работ учитель организует обсуждение качества создания выполненных композиций. Организует беседу по вопросам.) На доске офрмляется выставка работ. Слайд№9 - Всё ли вам удалось в работе над проектом? - Что не удалось? Почему? - Где можно применить новые знания? - Чьи работы вам кажутся более творческими? У кого получились наиболее яркие работы? - Молодцы, ребята! У вас получились настоящие русский печки. | Выбирают выступающих. Демонстрируют работу группы. Совместно с учителем анализируют проделанную работу, что хотели, что получилось. Отвечают на вопросы. Оценивают себя и друг друга. Высказывают свое мнение. | Регулятивные: умеют анализировать результаты своего труда и труда других, давать оценку результатам. Познавательные: сравнивают свою композицию с эталоном динамической таблицы, выстроенной в ходе урока. Коммуникативные: выражают свои мысли в монологе и диалоге. Личностные: формируют познавательный интерес к национальным ценностям и традициям. |
Приложение 1