Материал на проверке

Статья «Изучение естествознания в концепции интеграции с историей»

2
0
Материал опубликован 6 October 2015

Изучение естествознания в концепции интеграции с историей, как средство гуманизации и как способ саморазвития личности в условиях адаптивной школы.

В современном, постоянно меняющемся динамическом мире, на первый план выходит   личность учащегося, как будущего активного , творческого, деятеля. А без таких качеств, как толерантность, нравственность и гуманность стать активным и творческим невозможно (очень сложно).

Согласно концепции модернизации российского образования школа должна стать важнейшим фактором гуманизации отношений и в формировании новых жизненных установок личности.

Современное образование базируется на гуманистических ценностях, выражающихся в следующих принципах:

  1. каждый человек представляет собой уникальную личность, имеющую собственный стиль приобретения знаний.
  2. каждый человек обладает огромным потенциалом развития и саморазвития.

 В правовом государстве у человека должно быть такое образование , которое должно обеспечить ему свободное развитие, научить  приобретать знания. Образование не должно оставлять невостребованным ни один из талантов, дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, весь свой собственный потенциал.

Адаптивная школа- это образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся.

Цель такой школы развитие способностей личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей и внутренних ресурсов. И структура учебно-воспитательного процесса в такой школе выстроена таким образом, чтобы она могла влиять на развитие интеллекта ребенка, который зависит от его физического, психического и духовного развития.

Основополагающим принципом воспитательной деятельности педагога, как фактора гуманизации, является принцип уважения личности ребенка, его прав, в частности права ребенка на познавательный выбор. Педагог, прежде всего воспитатель, а не учитель; он должен уметь слышать ребенка, предоставлять ему возможность свободно действовать в образовательном пространстве, отвечать на запросы, дать ребенку саморазвиваться в ситуации свободного выбора. В младшей школе организовать это можно. Проблема возникает на пороге основной школы. в среднем звене этого нет.  Система остается авторитарной. У нас отрыв обучения от ценностей воспитания и личностного саморазвития детей. Учитель современной школы работает на результат, а ведь ребенок должен быть дегустатором личностного знания – в этом конфликт между учителем и учеником, и никуда от этого не уйдешь – так как конкретная задача школ успешная сдача ЕГЭ.  Но Природу ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению.

Я учитель истории и классный руководитель. Когда ребята учились в 6 классе я задумалась вот о чем.  В моем классе тоже смешанный контингент учащихся, где учатся и одаренные дети и обычные и слабые обучающиеся.

Моя задача заинтересовать процессом познания не только сильных, но и слабых и подать «это блюдо» так, чтобы  при этом у сильных не пропал интерес к предмету история (как учителя истории) и к другим предметам (как классного руководителя). Конечно, можно на уроках использовать дифференцированный подход. Но, можно попробовать через самый любимый и интересующий ими предмет показать насколько интересны другие предметы. На следующий год мои ребята станут семиклассниками. А 7 класс это сложный возраст. В следующем году появятся новые предметы и довольно сложные, например, такие как физика. ( Как – то в разговоре с учителем, почему физику не изучают с 6 класса, как было раньше, а начинают с 7 класса, когда у ребят начинается  сложный возраст,  ведь если их раньше заинтересовать, то совсем другое дело). А действительно, почему бы не познакомить ребят с физикой, химией уже в5, 6 классах. У меня возникла идея в конце года провести несколько бинарных уроков с будущим преподавателем  физики. Образовательный процесс в школе направлен на развитие личности во всех основных формах её взаимодействия с миром. Объяснить любое явление природы с помощью только законов физики (а физика - наука о природе) невозможно, справедливо воздействуют законы всех наук. В связи с этим важны межпредметные связи, которые позволяют личности сформировать представление о единстве научной картины мира. С практической точки зрения такие уроки предполагают усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения. Это могут быть повторительно-обобщающие уроки в конце года (итоговые, резервные). А можно проводить и в течение всего учебного года. Система такой работы для учителя физики  предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности:

  • Опережающее знакомство с учащимися.
  • Изучение учебных возможностей учащихся.
  • Изучение интересов учащихся.
  •  А для работы учителя истории -
  • Использование нового содержания образования, организованного на   межпредметных связях.
  • Включение учащихся в активные формы обучения.
  • Использование разнообразных методов и средств обучения, средств постоянного поощрения, контроля знаний учащихся.
  • Создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения, творчеству.

Почему именно цикл естествознание я выбираю . Во первых очень многие  убеждены в том, что любознательность детей и их активность следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук, книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут заинтересовать детей, так как природа близка им.

Во вторых, предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о окружающем мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.

В третьих, в основном в школе всегда делается упор(акцент) на основные предметы( Математика, русский язык, литература) потому что работаем на результат – ЕГЭ. И факультативы, кружки большинство идет по этим направлениям. А ребятам в классе одаренным больше хочется знать об окружающем мире теоретических знаний, а ребятам  послабее интересны процессы изменения в живой природе через практику (Опыты).

И мне кажется что через уроки классного руководителя ( они обычно самые любимые или из уважения к классному руководителю ребята охотно работают на уроке)  можно учащихся приобщить к естествоведческому циклу когда уроки ,либо  внеурочная деятельность ,истории ведутся с позиций биолога или физика да еще используются различные методы и приемы! Результат, на мой взгляд, должен быть хорошим .

 Задача классного руководителя, воспитателя - формировать не только ум, мышцы, не только чувства, волю, коммуникабельность, а мотивы и мотивационную среду личности ученика, т.е его желания, стремления, потребность быть  социальным но, при этом быть человечным, нравственным. А через историю в концепции интеграции с физикой, химией и биологией – с интересами жизни на земле в целом -  это можно реализовывать.  Мне кажется, что у  педагога и как учителя истории и как классного  воспитателя есть единая задача, которая формулируется в форме ответа « Кому нужно служить и какими способами». Нужно только попробовать.

 Я поставила перед собой  цель: выработать собственные методы и приемы, способствующие формированию познавательного интереса и творческой активности к урокам естествознания через уроки  истории.

Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения я поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить теоретический и методический материал по заявленной теме;
  • исследовать познавательные процессы учащихся;
  • наблюдать за деятельностью учащихся при выполнении различного рода заданий.
  •  изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов;
  • сочетание традиционных и активных методов обучения.

 Ведь в современном мире, в связи с интенсивным развитием человеческой деятельности, возникает ситуация, когда деятельность и разум направлены против равновесия в природе, следовательно, в мире. Создается угроза для человека. Но люди, слава Богу, не все  поднимают руку на природное равновесие. И из этого в контексте истории возникает вопрос об истинных героях. Кто они? Военачальники, политики, чья деятельность ложиться в основу современных учебников. Или это другие люди , истинные гуманисты – Пастер и Флеминг, победившие оспу и туберкулез, действовали во имя всего живого на земле; Эйнштейн и Максвелл; Попов и  Яблочков. И может быть не с таким восхищением будет изучаться темы с такими «героями» как Сталин, Гитлер, Муссолини, потому как на фоне других примеров с бинарных уроков это уже не те примеры, и может быть движений молодежных типа скинхедов и националистов в России станет меньше.  В этом можно увидеть связь интереса к учению с нравственностью.

Ведь сегодняшняя жизнь заставляет людей понять, что воспитание подрастающих поколений – гарант цивилизованного будущего.

 Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования.  

Комментарии
Комментариев пока нет.