Исследовательская работа «Известный скульптор Калмыкии»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Молодежненская среднеобразовательная школа»
Районный этап республиканского заочного конкурса
Творческих работ «Искусство предков постигая…»,
посвященный творчеству Н.А.Санджиева.
Номинация: исследовательская работа.
Тема: «Известный скульптор Калмыкии»
Выполнила: ученица 9 класса
МКОУ «Молодежненская СОШ»
Азаматова Алтана Хамбаровна,
Руководитель: Азаматова Б.Б.
Учитель калмыцкого языка и лит-ры.
2018-2019 учебный год.
Рецензия на работу.
Работа ученицы Азаматовой Алтаны представляет собой попытку изучения и осмысления темы родного края в картинах и скульптурах Н.А.Санджиева. Изучение данной темы вызвано личным интересом ученицы к изучению творчества художника – земляка.
Практическая направленность работы состоит в следующем:
1. Пропаганда творчества талантливого человека республики.
2. Пополнение материалов кабинета калмыцкого языка по региональному компоненту.
При выполнении исследовательской работы учащаяся проявила высокий уровень творчества и самостоятельности. Это свидетельствует о глубоком художественном восприятии ученицы жизни через скульптуры автора.
Ученица прослеживает истоки творчества, пытается осмысливать художественный мир автора, дает глубокий анализ скульптурам, прослеживает какими методами и приемами, в какой технике они выполнены.
Работе свойственна логичность и эмоциональность. Очевидно, что ученицу взволновали работы Санджиева Н.А, его богатый внутренний мир, бескорыстная любовь к родному краю.
Оглавление
Введение...................................................................................................................4-5
Глава 1. Скульптура как историческое явление...................................................6-8
Глава 2. Никита Санджиев первый скульптор Калмыкии.............................................................................................................. ..9-10
Глава 3 . Портреты земляков…………………………………………………..11-12
Глава 4 .Объекты культурного наследия Республики Калмыкия……………12-15
Заключение.............................................................................................................15-16
Список литературы................................................................................................17
Приложения………………………………………………………………………18-24
Введение
С произведениями скульптуры мы встречаемся почти ежедневно, они сопутствуют нам в нашей повседневной жизни — это памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.
Как вид изобразительного искусства скульптура характеризуется тем, что ее произведения имеют не иллюзорный, как произведения живописи или графики, а подлинный трехмерный объем, находящийся в реальном пространстве. Но в выборе сюжетов скульптура более ограничена, чем живопись и графика, — ведь ее средствами трудно показать пейзаж или обстановку в доме и т. д.
В основном в скульптуре изображается человек, реже животные (анималистический жанр). Правда, в скульптуре можно показать часть пейзажа, но без такой четкой, как в живописи, передачи воздушной перспективы, без гармонии тональных и цветовых отношений.
Зато в изображении человека — главного героя искусства — возможности скульптуры огромны. В мировой и нашей отечественной скульптуре есть ярчайшие произведения, изображающие человека с его богатым и сложным внутренним миром, его переживаниями. Произведения скульптуры отображают героические, ратные и трудовые дела человека, его волю, энергию, беспредельные творческие возможности.
В этом году общественность республики широко отмечает 90-летний юбилей народного художника России, заслуженного деятеля искусств Калмыкии, лауреата Государственной премии им. О.И.Городовикова Никиты Амолдановича Санджиева. Это знаменательное событие в культурной жизни республики.
Никита Амолданович Cанджиев - известный скульптор Калмыкии, с именем которого связано становление и развитие национальной пластики.
Произведения Никиты Санджиева великолепные по содержанию и форме, они заняли достойное место в отечественном искусстве.
Актуальность исследования обосновывается не только моим личным интересом к творчеству художника-земляка Н.А. Санджиева, но и тем, что сегодня возникла необходимость обратить пристальное внимание современников на общечеловеческие ценности: доброту, чувство любви к родному краю, красоту Земли, к ее необъятным просторам, на умение понимать прекрасное и видеть его рядом как в природе, так и в художественном творчестве.
Цель: Знакомство с художественным миром нашего современника через освоение замысла произведений художника-земляка Н.А.Санджиева.
Задачи: 1.Познакомиться с творческой биографией художника-земляка Н.А.Санджиева. Выявить истоки основной тематики его художественных полотен. 2. Анализ произведений скульптора: исследование техник, методов и приемов средств художественной выразительности, использованных автором для раскрытия творческого замысла скульптор.
Глава 1. . Скульптура как историческое явление. Искусство – это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека с помощью таланта запечатлеть неповторимость моментов жизни. Благодаря искусным умениям наших предков, мы и сегодня восхищаемся произведениями классиков: литературой, живописью, поэзией, вышивкой, кружевоплетением, деревянным зодчеством и многими-многими другими, неповторимыми по мастерству и неописуемыми по красоте, шедеврами. Прежде чем исследовать жизнь и творчество Н.А.Санджиева я заглянула в «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и узнала, что «Скульптор – художник, занимающийся скульптурой» «Скульптура- 1. Искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы, высекания, лепки или отливки, ковки, чеканки. 2.Произведения такого искусства, а также совокупность таких произведений» Далее я изучила нужную литературу, посещая школьную и сельскую библиотеки. Прочитала статьи в интернете. И вот что я узнала. Скульптура делится на два основных вида — на круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре изображенный предмет или фигура имеет такую же объемную форму, какой она бывает в самой действительности. Скульптор работает в трех измерениях, с полным соблюдением реальных пропорций предмета. Такая скульптура рассчитана на круговое обозрение, т. е. ее можно рассматривать со всех сторон, и поэтому она должна быть выразительной с любой точки обзора. Очень большое значение для круглой скульптуры имеет силуэт, т. е. очертание предмета и восприятие всей его массы на каком-то реальном, естественном фоне. Силуэт круглой скульптуры многопланов, ибо с разных точек обозрения он меняет свои очертания. Особенно важен силуэт для больших скульптур, которые находятся в открытом пространстве и которые можно рассматривать издалека. Иногда бывает, что такая скульптура имеет ограниченный обзор, и тогда выделяется какая-нибудь одна ее сторона. В рельефе изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью, и поэтому число точек обозрения рельефа ограничено. Собственно, он имеет одну главную точку обзора, расположенную на линии, перпендикулярной к плоскости. В рельефе можно изобразить большие группы людей, и даже пейзаж. Рельефы делятся на барельефы и горельефы. Наиболее плоское изображение, скульптурные формы которого едва выступают над плоскостью, называется барельефом. Делая изображения в рельефах разными по высоте, скульптор может создавать впечатление определенной глубины и пространственности композиции. Так как рельефы всегда связаны с плоскостью, их широко используют для художественного оформления стен зданий и для постаментов памятников. По назначению скульптура подразделяется на монументальную, станковую и декоративную. Это деление обусловлено содержанием скульптуры, особенностями выражения этого содержания, размерами произведения, его назначением. Монументальная скульптура (памятники, статуи, рельефы) выражает большие общественные, гражданственные идеи, запечатлевает исторические события и образы исторических деятелей, передает героический пафос. Традиционный тип памятника — это одна фигура или групповая композиция, установленные на постаменте.
В советском искусстве в послевоенный период получил развитие новый тип памятника — скульптурно-архитектурный ансамбль с развернутой в пространстве композицией. Такие архитектурно-скульптурные ансамбли включают несколько монументов, развивающих одну художественную идею, и обычно посвящены историческим событиям. Так, мемориальные ансамбли в Волгограде, Ленинграде, Хатыни, Саласпилсе, Бресте призваны увековечить бессмертный подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Произведения монументальной скульптуры тесно связаны с архитектурой или природой. Они рассчитаны на очень долгую жизнь, и поэтому их делают из прочных, стойких материалов: камня, бетона, металла. Так как обычно произведения монументальной скульптуры рассматривают с разных расстояний, то силуэты их должны быть обобщенных форм, ясными, четкими и выразительными. Монументальная скульптура может выступать в синтезе с архитектурой. Это имеет большое значение для создания художественного облика города. В основе такого синтеза должно лежать единство скульптурного и архитектурного образов, родство их содержания. Классический пример идейной и художественной взаимосвязи скульптуры и архитектуры — здание Адмиралтейства в Ленинграде. Станковая скульптура не связана с архитектурой или природой, она существует самостоятельно. Произведения станковой скульптуры невелики по размеру. Они экспонируются на выставках, в музеях, их перемещают с места на место, устанавливают внутри зданий и на воздухе. В станковых портретах, статуях, композициях может быть дана более тонкая психологическая характеристика образа, более тщательно передана форма изображаемого предмета, ведь станковая скульптура рассчитана на самое близкое обозрение. Основной жанр станковой скульптуры — портрет. Особенно широко этот жанр применяется в круглой скульптуре, так как она обладает наиболее богатыми возможностями изображения человека. Круглая скульптура может изображать одного человека (статуя) или нескольких людей (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, бюст, голова). В работе скульпторов большое значение имеют материал и техника исполнения. Один из методов создания скульптур — лепка, т. е. создание формы из мягкого материала (глины, пластилина) путем постепенного его добавления. Другой метод — ваяние, напротив, предусматривает создание нужной скульптору формы путем отделения, отсекания лишних масс от каменной глыбы или дерева. Лепка из мягкого материала обычно применяется при работе с натуры, выполнении эскизов, моделей, проектов. А затем скульптуру, сделанную из мягкого материала, переводят в гипсовую. Для создания скульптур из металла — бронзы, чугуна, алюминия — применяется метод отливки. В современной скульптуре широко используются и новые материалы: бетон, сталь, сплавы. Разнообразные по твердости и окраске породы камня — мрамор, гранит, базальт, порфир — обрабатываются в соответствии с их свойствами. Например, в мраморе возможна более детальная проработка формы, в граните приходится допускать обобщения. Скульпторы, работающие в дереве, широко используют его богатые природные возможности, теплоту его тона, его золотисто-желтый цвет. В выборе материала скульптор всегда руководствуется идейно-художественным замыслом.
Глава 2. Никита Санджиев первый скульптор Калмыкии. Путь Н.А.Санджиева в большое искусство можно назвать нетипичным. И все же его судьба не является исключительной. Она очень схожа с судьбами многих его сверстников, которые, пройдя вместе со всей страной тяжелейшие испытания, благодаря Советской власти, смогли проявить природные дарования и занять достойное место в жизни. 10 января 1924 года в семье чабана в хотоне Ик-Чонос родился мальчик. Он рос, окруженный любовью и заботой близких. В пору детства Санджиева у сельских ребятишек немного было развлечений. Наиболее яркие впечатления маленького Никиты связывались с поездками к отцу в степь. Это происходило обычно весной, когда сельчане целыми семьями принимали участие в приеме ягнят. Умению видеть и понимать красоту родной земли Никита учился прежде всего у отца, исходившего чабанскими тропами всю степь вдоль и поперек. Он превосходно знал особенности жизни степных животных, разбирался в целебных свойствах растений, даже мог предсказывать погоду. При этом старший Санджиев был романтиком, и свое возвышенное отношение к природе пытался передать и сыну. Дни, проведенные вместе с отцом в степи, стали для Никиты первыми уроками красоты, которые оказали благотворное влияние на формирование мироощущения будущего скульптора. Уже в школьные годы он тянулся к тем сверстникам, кто умел рисовать, выпиливать из фанеры и т.д. Тридцатые годы - удивительное время всеобщего созидательного порыва, охватившего молодую Страну Советов. Молодежь восхищалась подвигами Чкалова и Байдукова, Громова и Осипенко и других. Юный Никита Санджиев мечтал о небе. И он готовил себя к будущим полетам. Старался как можно лучше учиться, отдавая предпочтение математике, физике, химии. Стремление к учебе особенно усилилось после перенесенных им двух ударов: смерти матери, а затем и отца. После детского дома Никита попал в Приволжский район, который граничит с Астраханской областью. Здесь он, коренной степняк, впервые увидел Волгу. В августе 1938 года Никита Санджиев вместе с другими отличниками учебы был премирован экскурсионной поездкой в Москву. Никита впервые увидел поезд. Он не мог даже подумать, что через три года ему суждено, будет проделать тот же путь, но уже в солдатской шинели. Закончив Астраханское авиационно-техническое училище он получил назначение в спецшколу пилотов, а затем в Высшую школу военных летчиков имени Героя Советского Союза Хальзунова в городе Кировобаде. После войны в одном из совхозов под Новосибирском, Санджиев, работая электромонтером по неосторожности сорвался со столба и повредил ногу. Едва поправившись, Никита Амолданович принял должность кассира в клубе. Помимо продажи билетов писал афиши, оформлял совхозную стенную газету и имел время для занятий рисованием. Скоро на него обратили внимание в областном Доме народного творчества. Санджиев представил несколько своих рисунков и получил доброжелательный отзыв. Особое значение для художника имела встреча с эвакуированным из Москвы скульптором Д.С.Соколовским. Благодаря Д.С.Соколовскому появилась возможность устроиться в бутафорский цех новосибирского театра оперы и балета. Повезло с учителем. Заведующий бутафорским цехом А.Г.Гомулин был непревзойденным мастером своего дела. Молодой художник наблюдал за работой талантливых людей и постепенно втягивался в творческую жизнь Новосибирска. Он посещает музеи, литературные вечера, выставки. Новый руководитель В.Ф.Штейн посоветовала Санджиеву попробовать себя в скульптуре. Через некоторое время в среде местных архитекторов и скульпторов о Санджиеве уже заговорили как о признанном лепщике. В 1956 году по совету товарищей он едет в Минск с намерением получить специальное художественное образование. Скульптор З.И.Арзгур творческий руководитель Союза художников Белоруссии не вправе был нарушить порядок приема в фонд. Но посоветовал представить свою работу. Белорусские скульпторы в порядке исключения приняли его в художественный фонд. Уже на следующий год созданная им скульптурная композиция «Дружба» с успехом экспонировалась в Москве. С того времени в жизни скульптора было немало и творческих взлетов и неудач, но уже ничто не могло заставить свернуть его с окончательно избранного пути, имя которому искусство.
Глава 3.Портреты земляков. В каждой работе Н.А.Санджиев стремится прославить величие дел, мужество и душевную красоту человека. Уже в ранних портретных работах Санджиев ставит сложную задачу - создать народные типы, подчеркивая национальный и социальный облик людей. Создавая портрет, скульптор, опуская, отбрасывая все лишнее, второстепенное, стремится к большей простоте, ясности, выразительности. В качестве примера можно вспомнить как создавался портрет героя Социалистического труда, чабана С.О.Дорджиева. Первая же встреча скульптора с известным животноводом вызвала у Санджиева столь сильный импульс творческого вдохновения, что прямо на чабанской стоянке за три часа он создал превосходный портрет Героя. Эта работа была признана творческой удачей скульптора. Ныне она достойно занимает свое место в экспозиции Калмыцкой государственной картинной галереи. Санджиев выполнил немало портретов сельских тружеников. Так, человеком большого жизненного опыта предстаёт перед нами Герой Социалистического труда, гуртоправ Б.Д.Очиров. Ощущением полноты жизни проникнут групповой портрет молодых доярок из совхоза «Буратинский». В русле психологической разработки характера в ранних произведениях «Домбристка», «Старик из Бор-Нура», он создает камерный «Портрет пожилой женщины». Произведения эти - типичные образцы советского портрета шестидесятых, воссозданные на историческом материале первым скульптором Калмыкии Никиты Санджиевым. Пластическое разнообразие материалов, используемых автором в создании произведений, свидетельствует о высоком техническом владении приемами художественной обработки конкретного материала, будь это дерево, гипс, терракота или металл. Калмыцкое искусство как реконструктивное поле художников-основоположников старшего поколения, явилось плодотворной почвой утверждения национальной культуры. Оно выразительно оформляется в произведениях станковой скульптуры. Документальную и художественную значимость несут созданные автором скульптурные образы представителей калмыцкой интеллигенции 60-80-х годов. Портреты драматурга Б.Басангова, писателя С. Каляева, врачей П. Жемчуева и Ю. Эренценова, доктора филологических наук Ц.-Д. Номинханова, народного поэта Калмыкии Д. Кугультинова представляют вкупе высокий образ социалистической эпохи, ее созидательного пафоса. Героями представляются люди, чьей творческой мыслью и трудом во благо отечества были достигнуты значительные народно-хозяйственные и культурные достижения Советской Калмыкии.
Глава 4. Объекты культурного наследия Республики Калмыкия. XX столетие в жизнеутверждающих этапах развития государства - Октябрьская революция, Великая Отечественная война и советское строительство - составляет общую тематику искусства соцреализма. Его идеологическое русло объемлет монументальные формы скульптуры в городском ансамбле Элисты. Пропагандистское начало закономерно наложило печать на все виды изобразительного искусства советской Калмыкии, и в первую очередь, скульптуру монументальную, развивающуюся в пространстве архитектурного ансамбля города. Элиста поднималась в новостройках шестидесятых и бурно оформлялась как столица степной республики в 70-80-е годы прошлого столетия. Искусство, выйдя на улицы и площади городов страны Советов, призвано было наглядно утверждать идеалы строящегося социализма. В монументальных формах скульптуры, входящей в пространство архитектурного облика Элисты, воплощены канонические сюжеты советской истории: центральная площадь В.И.Ленина со статуей вождю пролетарской революции, традиционный комплекс «Вечного огня» героям, павшим за установление советской власти и на фронтах Великой Отечественной войны. Результатом большой обобщающей работы автора Никиты Амолдановича Санджиева на революционно-патриотическую тему является создание мемориального комплекса героям гражданской и Отечественной войн, поставленного в Элисте в 1963 году, предшествовало появление памятника жертвам фашизма в селе Красномихайловка в Яшалтинском районе. Композиционное решение мемориалов, традиционных для советской тематики монументальной скульптуры, отвечало идеологическим требованиям времени. Образное воплощение подвига в создании обобщенных портретов-символов, объединенных композиционным замыслом, посвящено истории Советской Калмыкии. Пространство организовано стелой красного камня, представляющей каноничные образы рабочего, крестьянина, солдата, и установленной недалеко от Вечного огня. Выполненные в большом масштабе, четкие и ясные по форме, они торжественно монументальны, дополняемые по периметру площади плитами, несущими имена героев. Символика Вечного огня акцентирована в нижнем уровне комплекса тремя пилонами, возносящимися высоко в небо. Мемориал сегодня является историко-культурным центром в парковой зоне столицы республики, куда по торжественным датам собирается общественность, чтобы отдать дань героям войн и труда, достойным и почетным гражданам Калмыкии. Среди последних особую значимость имеет памятник герою гражданской войны - Оке Городовикову работы народного художника РСФСР Никиты Санджиева, выполненный в лучших традициях монументального батального жанра. Созданная в соавторстве с Н. и Р. Роберманами и архитектором В. Нимгировым конная скульптура возвышается в центре круглой площади, соединяющей три направления городского маршрута. Монументальное произведение воспринимается запоминающимся символом Советской Калмыкии. Памятник смотрится со всех сторон целостно и выразительно: жест правой руки полководца О.И. Городовикова, высоко поднятой вверх, как бы приветствующей современника, придает особую величественность и масштабность монументальному произведению. Конная статуя советского командарма - замечательная идея планировщиков города - была воплощена в процессе напряженного труда с натуры, предъявлявшей высокие требования в создании единой композиции. Автором удачно найдена форма монумента, установленного на постаменте, имитирующей очертаниями степной курган. Безукоризненная посадка бронзовой фигуры всадника в папахе и бурке на горячем степном скакуне, показанном в сложном ракурсе композиции, потребовала не только мастерства ваятеля, но и многих технических усилий творческой бригады создателей. Торжественное открытие в Элисте конного памятника О.И. Городовикову в 1976 году явилось крупным событием в общественной жизни Калмыкии. Помимо традиционной для всех советских городов монументальной символики, степная столица обрела свой символ в скульптуре, органично вошедшей в архитектурный ансамбль, придав ему локальное своеобразие. Атрибутика революционного прошлого превалирует в жанре героического портрета, отвечающем задачам социалистического реализма в изображении, как созидательных буден, так и ратных подвигов народа. Достоверно воссозданный этнический тип знаковых в истории персонажей и конкретный ландшафт малой родины несет «местное» выражение российского искусства, воспроизводя мировоззренческую пространственную модель культуры социализма. Появлению монументального образа командарма Оки Городовикова Н. Санджиева предшествовала большая кропотливая работа над большой портретной галереей современника. В семидесятые годы в творчестве автора появляются образы: «Участник гражданской и Великой Отечественной войн М.Т.Бимбаев» (1975), «Портрет ветерана Н.В. Бадьминова» (1976), «Портрет Героя Советского Союза М.А. Сельгикова» (1979), продолжающие героико-патриотическую линию портрета. Произведения скульптора Никиты Санджиева воспроизводят рассказ о подвиге, где автор строит композицию из нескольких фигур, не перегружая ее деталями и сложными движениями. Таковы его станковые композиции «Письмо в родные края», «Солдат революции», известные еще по кемеровскому периоду творчества. Жизненная правдивость образов Никиты Санджиева проявляется в конкретизации его портретной галереи: полководец О.И. Городовиков, героиня гражданской войны Н. Шапшукова, заслуженный хирург КАССР П. Жемчуев и классик современной калмыцкой литературы Баатр Басангов. Исторической теме были посвящены композиции «Письмо в родные края» (1958), «Подвиг Эрдни Деликова» (1960) и «Солдат революции» (1960), «Портрет С.М. Буденного», отмеченные литературной повествовательностью. Н.А.Санджиев и архитекторы М.Б. и Д.Б.Пюрвеевым создан Мемориал павшим героям в Элисте. Справа на стене, как присяга на верность родине героев, захороненных у подножия стены, искрятся слова клятвы богатырей из эпоса «Джангар». Композиционную устойчивость и завершенность придает скульптурное изображение лиц павших героев. Это портреты-символы, олицетворяющие отвагу, мужество, непобедимую силу духа советских людей. Перед монументом - вечный огонь. Монумент «Танк» созданный совместно с архитектором М.Б.Пюрвеевым вознесен на кургане при въезде в Элисту со стороны Волгограда. Широкая панорама города и на её фоне сам монумент воспринимаются как единая картина жизни. Особое место в творчестве Н. Санджиева 70-80-х годов занимает создание памятника А.С. Пушкину, великому русскому поэту. Образ, волновавший многих калмыцких художников, как в довоенный, так и в постдепортационный периоды, скульптор увековечил, поставив монумент в центре архитектурного ансамбля города. Поиски привели к мысли отказаться от изображения полной фигуры А. Пушкина. Он лепит лишь голову поэта и устанавливает ее на круглую колонну классической формы. «Портретное решение головы поэта убедительно: она вылеплена реалистически, в плане монументального обобщения. Оригинальность и простота скульптурного изображения, отказ от всего лишнего помогает достичь в памятнике максимальной концентрации образа. Сегодня это произведение украшает вход в городскую библиотеку имени А.С.Пушкина. Органично вписаны в скульптурно-архитектурную композицию металлическая декоративная решетка, несущая рельефное изображение сюжетов путешествия поэта в калмыцкую степь, сопровождаемое вечными строками его произведений; светильники, стилизованные под фонари того времени. Пушкинская аллея Никиты Санджиева является камерной садово-парковой зоной Элисты, где ежегодно в день рождения великого русского поэта звучат нетленные строки его вдохновенной поэзии. Произведения первого скульптора Калмыкии Н.А.Санджиева, народного художника РСФСР, продолжают жить, организуя пространство культурной среды современника.
Заключение.
Первый калмыцкий скульптор-профессионал состоялся, как и многие великие мастера, вопреки жизненным и даже политическим обстоятельствам. Рожденный в семье чабана, рано осиротев, он воспитывается в школе-интернате, мечтает поступить в художественное училище. Начинается война, и он определен в летчики - учеба в авиационно-техническом училище, школа пилотов гражданского воздушного флота, Высшая школа военных летчиков. В 1946 году он разделяет судьбу высланного народа. Здесь, в Сибири, он начинает путь в искусство - бутафор в Новосибирском оперном театре, архитектурно-скульптурные мастерские при новосибирском товариществе художников. И одновременно учится три года в студии при союзе художников. В 1950 году на заводе в Рубцовске (Алтайский край) он пробует свои силы в монументальной скульптуре. Его творческая биография как скульптора начинается с работы в Кемеровском художественном фонде. Участвует в областной выставке, создает два скульптурных портрета. Жаждет получить профессиональное образование. В Минске он знакомится с народными художниками Белоруссии З. Азгуром и А. Глебовым, которые предложили ему продолжить образование в Минском художественном институте. С 1956 года он участвует в республиканских выставках, и уже в 1957 году на Всесоюзной выставке в Москве его двухфигурная композиция "Сталевары", затем ее стали называть "Дружба", завоевала признание и впоследствии тиражировалась во многих изданиях. В Белоруссии Санджиев определяется в творчестве - это жанровая скульптура и психологический портрет. В 1959 году Санджиев переезжает в Элисту. Его работы составляют сегодня сокровищницу скульптурного искусства Калмыкии. Он создает ряд монументальных скульптур и целую галерею психологических портретов - "Герой Советского Союза Эрдни Деликов" (1961), "О. И. Городовиков" (1961), "Героиня гражданской войны Н. Шапшукова", "Домбристка" (1967), "Портрет Д. Н. Кугультинова" (1967) и другие. Мемориальный комплекс в парке "Дружба" (1963) и памятник Оке Городовикову (1976) до сих пор определяют лик города. Творческая биография мастера описана в двух прижизненных изданиях - в книгах И. Ковалева (Элиста, 1979) и В. Дейнеги (Элиста, 1984). Скульптор, заслуженный художник РК Степан Ботиев, отмечает что: «Санджиев - это высота. Мы не осознаем полностью его величия. За ним стоят большая школа и дар скульптора. Он создал скульптурную галерею национальных образов, и они узнаваемы, имеют характерные черты. Он видел психологическую суть национального образа, а на взгляд европейцев монгольское лицо однообразно, и они создают обобщенный образ. Его школа и мироощущение оказали огромное влияние на нас. Я бывал в его мастерской. На стене висело "Обращение к скульпторам" Огюста Родена. Сам он вырос в детском доме, вне культуры Калмыкии, и начал учить литературный язык, когда стал жить в Элисте, учился писать на старокалмыцком. Он знал поэтов и их поэзию. Всегда приводил слова Каляева, что скульптура в городе обозначает национальный лик местности. Чувство ответственности у него было обостренное. Он всегда нам говорил, что "сомнение - хорошее качество, кто сомневается, тот идет вперед". Все прекрасное, что нас окружает – это искусство, без которого наша жизнь была бы тусклой, грустной и обыденной. Поэтому, низкий поклон талантливым мастерам прошлого, настоящего и будущего, которые своим творчеством наполняют нашу жизнь ощущением счастья.
Список использованной литературы.
1. газета «Хальмг Унн»/Светлана Батырева. 2.сайт: http://fotki.yandex.ru/ 4.Бакура, Н. Түрүн хальмг скульптор / Бакура Намҗл // Хальмг үнн. – 2009. – 3 марта (№ 32). – Х. 2. 5.Добжаева, Е. Отец – пример во всем / Екатерина Добжаева // Правит. газета. – 2009. – 13 марта (№ 18). – С. 7. 6.Мазуров, Ю. «Искусство делает человека бессмертным» [Народному художнику РФ, заслуженному художнику КАССР, скульптору Н. С. Санджиеву посвящается] / Юрий Мазуров // Хальмг үнн. – 2009. – 15 янв. (№ 3-4). – Х. 12. 7.Наранова, З. Зримая память от Никиты Санджиева / Зоя Наранова // Парлам. вестник. – 2009. – 7 марта (№ 17). – С. 8. 8.Санджиев Н. А. // Календарь знаменательных дат на 2009 год = 2009 җилин ончта өдрмүдин лит / сост.: Н. С. Нимеева; В. В. Сангаджиева. – Элиста, 2008. – С. 6.]. 9.Ким Ольдаев. // О современном изобразительном искусстве Калмыкии. Журнал «Дружба народов» №7 1972г
|
Приложения
Памятник Оке Городовикову, другое название — «Ока Городовиков на коне» — памятник, посвящённый герою Советского Союза генерал-полковнику Оке Городовикову и находящийся на площади Городовикова в городе Элиста, Калмыкия.
Памятник истории, внесён в список объектов культурного наследия Республики Калмыкия. Самый большой памятник в Элисте.
Чабан с собакой, 1970 г.
Скульптурно-мемориальная композиция в парке «Дружба»,1963 г
Народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов. Литье, металл. 1967 г.
-
Заслуженный деятель искусств Калмыкии, лауреат Государственной премии им. О.И. Городовикова, Народный художник России Санджиев Н.А
Монумент «Танк»
Памятник А.С.Пушкину